Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проповедь как объект лингвистического исследования




 

В современном языкознании различение текста и дискурса является одним из актуальных вопросов. Данные понятия противопоставляются друг другу по признакам: абстрактная, формальная конструкция / ее актуализация (Т. ван Дейк), результат / процесс (Е.С. Кубрякова и О.В. Александрова, В.Г. Костомаров и Н.Д. Бурвикова) и т.д. Вслед за В.В. Красных, в данной работе текст рассматривается как компонент дискурса и указывается на важность учета экстралингвистических факторов (знаний о мире, мнений, установок, целей коммуниканта), необходимых для понимания сложного коммуникативного явления дискурса.

В языкознании дискурс определяется как речемыслительный процесс, объективированный в некотором множестве текстов, связанных друг с другом общими когнитивными стратегиями порождения и понимания, имеющими согласующуюся с этими стратегиями внутреннюю организацию и служащими для передачи и генерирования смысла, а также для декодирования других текстов.

Совокупность текстов, объединенных по тем или иным признакам, реализуется в соответствующем типе дискурса. С позиций лингвокультурологии и лингводидактики разграничивают национальные дискурсы (русский, немецкий, английский и т.д.). В рамках национального дискурса выделяют дискурс поэтический, эстетический, научный, критический, педагогический, юридический, политический и др. Социолингвистический подход к исследованию дискурса предполагает анализ коммуникативной ситуации с позиции участников общения как представителей той или иной социальной группы, а также в широком социокультурном контексте. По сфере коммуникации выделяют персональное общение, в котором говорящий выступает как личность во всем богатстве своего внутреннего мира, и институциональное общение как статусно-ролевое, преследующее определенные цели и выполняющее определенные функции в общественных сферах производства и воспроизводства. В институциональном общении коммуниканты являются представителями определенных социальных групп - общественных институтов.

Различая персональный (личностно-ориентированный) и институциональный (статусно-ориентированный) дискурс, В.И. Карасик определяет религиозный дискурс как тип институционального общения в рамках общественного института церкви, которому свойственны все присущие институциональному общению характеристики (Карасик, 1999). Однако наряду с признаками институционального общения религиозный дискурс обнаруживает также свойства персонального общения, позволяющие продуцентам конструировать тексты, отражающие внутренний мир авторов, содержащие обсуждение мировоззренческих проблем, направленных на формирование религиозного мировосприятия, корректировку картины мира.

Как подтип институционального дискурса религиозный дискурс представляет собой совокупность устных и письменных текстов, обслуживающих коммуникацию в рамках общественного института церкви, и характеризуется жесткой иерархией базовых участников коммуникации, четко определенным хронотопом, открытым утверждением ценностей и норм религиозной коммуникации, зафиксированных в прецедентных текстах, наличием четких целей и соответствующих им стратегий коммуникативного воздействия в процессе религиозного общения.

В филологии и богословии проповедь определяется как креолизованный речевой жанр религиозной коммуникации, направленный на консолидацию агентов и клиентов религиозного дискурса и содержащий рекомендации к соответствующему поведению и действиям. Проповедь раскрывает особенности религиозного мировоззрения, выражает моральные ценности и помогает ориентироваться в современном мире. Исторически сложившееся определение проповеди как «публичной речи священнослужителя (проповедника) в храме, обращенной к прихожанам» в современном обществе расширяется и включает миссионерские выступления вне храма, а также выступления проповедников в средствах массовой коммуникации (на радио и телевидении, в Интернете). Поэтому проповедь представляет собой как прямую (непосредственно перед аудиторией), так и опосредованную средствами СМИ коммуникацию.

Исследование проповеди как жанра ораторской речи исторически происходило в рамках риторики - искусства красноречия и убеждения. Традиционно выделяемые в риторике три вида публичной речи (судебная, совещательная и торжественная) находят свое отражение в классификации проповедей. Приведенным видам красноречия соответствуют три вида проповедей: разъяснительные (эгзегетические), нравоучительные, или воспитательные (парэнтетические), и тематические (панегирические) проповеди. В разъяснительных проповедях трактуются тексты Священного Писания с применением историко-культурного, контекстуального, лексико-синтаксического, теологического и литературного анализа. Воспитательная проповедь представляет собой наставления верующим и начинается с изложения личных мыслей проповедника по различным социально-политическим, богословским или психологическим вопросам, которые затем подтверждаются текстами из Священного Писания. Тематические проповеди толкуют значение какого-либо праздника, чина, иконы и привязаны к определенной дате. Они представляют собой торжественное, хвалебное выступление проповедника по определенной теме.

Несмотря на различные виды проповедей, все они характеризуются каноничностью структуры текста, в основе которой лежит «гомилетическая схема», включающая вступление, основную часть, нравственное приложение и заключение. В зарубежной гомилетике, основывающейся на античной риторике, выделяют следующие части в структуре проповеди: вступление (заинтересовать, сконцентрировать внимание, мотивировать, расположить к себе), проблематизация (наглядно представить проблему или ситуацию), изложение (рассмотреть различные точки зрения на проблему, представить ложные пути решения и правильное решение проблемы с позиции религиозного учения), аргументация (привести доводы в доказательство правильности решения, подкрепить доказательство с помощью апелляции к авторитету, образцу), заключение (подвести итог выступлению, заострить внимание на проблеме, призвать к действию).

В рамках религиозного дискурса проповедь выполняет несколько функций. К ним относятся информативная, метаязыковая, апеллятивная, экспрессивная и орнаментальная функции. Доминирующей функцией проповеди как типа публичного выступления признается апеллятивная функция, суть которой заключается в обращении проповедника к слушателям с целью формирования у них определенной позиции и совершения определенных действий. Таким образом, в центре внимания проповеди находятся морально-нравственные проблемы бытия, слова предостережения и утешения. Воздействие в проповеди основывается на убеждении адресата в правоте слов говорящего.

Для того чтобы проповедь достигла намеченной цели, проповедник использует ряд коммуникативных стратегий. Вслед за Е.С. Поповой, коммуникативная стратегия определяется как сверхзадача, идущая от адресанта, направленная на достижение коммуникативной или практической цели и рассчитанная на определенный перлокутивный эффект. При этом различаются коммуникативные и речевые стратегии. Под речевыми стратегиями понимается совокупность речевых действий говорящего, направленных на оптимальное решение коммуникативных целей и задач в конкретных условиях общения.

В современной коммуникативной лингвистике отсутствует исчерпывающая классификация коммуникативных стратегий. Это объясняется многообразием коммуникативных ситуаций и проблемой выбора оптимальных критериев для их стратификации. Наличие совокупности коммуникативных и речевых стратегий определенного дискурса обусловлено целями данного типа коммуникации.

В качестве исходного пункта выделения речевых стратегий проповеди рассматривается интенциональность проповеднического выступления. Исходя из целей проповеди, могут быть выделены следующие речевые стратегии: стратегия самоидентификации, объясняющая, оценивающая стратегии, стратегии призыва и фасцинации.

Речевая стратегия самоидентификации в религиозном дискурсе, и в проповеди в частности, нацелена на осознание общности единоверцев и их отличия от других. Идентификация понимается как процесс выявления самобытности, уникальности, непохожести группы верующих, их обособления от других, «чужеродных» групп. В проповеди под «своими» понимаются все члены группы религиозного общества, противопоставленные остальным членам социума.

Речевая стратегия объяснения представляет собой «последовательность интенций, сориентированных на информирование человека, сообщение ему знаний и мнений о мире». В процессе объяснения реализуется метаязыковая функция коммуникации. Под метаязыком понимается «язык «второго порядка», по отношению к которому естественный человеческий язык выступает как «язык-объект», т.е. как предмет языковедческого исследования». Задачей участников коммуникации выступает проверка эффективности языкового кода, которым они пользуются. Метаязыковая функция представляет собой толкование того, что намеревался передать один из участников коммуникации. Речевая стратегия объяснения характеризует проповедь как просвещающий текст, информирующий о событиях в прошлом, к примеру, во времена Иисуса, и анализирующий причины поведения людей в описанных в Библии ситуациях.

Оценивающая речевая стратегия выражает общественную значимость проповедника как представителя института церкви, посредника между людьми и Богом, наставника, раскрывающего смысл религиозного вероучения. Она реализуется в праве священника давать оценку событиям, обстоятельствам и персонажам, о которых идет речь при коммуникации с прихожанами, а также судить о поступках самих прихожан. В ходе реализации оценивающей стратегии проповедь выступает в качестве основного элемента в процессе конфессиолизации клиентов религиозного дискурса. Как назидательная речь проповедь формирует мировоззрение слушателей посредством религиозной аксиологии.

Использование речевой стратегии призыва определено целью проповеднического выступления, которая заключается в призыве слушающих к вере и покаянию. Проповедник не только раскрывает смысл Священного Писания, но и призывает жить по законам христианского вероучения. Как и оценивающая стратегия, речевая стратегия призыва отражает суть проповеди как жанра институционального дискурса.

Речевая стратегия фасцинации определяет проповедь как текст, апеллирующий к эмоциям и эстетическому чувству слушателей. Это одна из основных функций проповеднического выступления. Убеждение происходит через «эмоциональное заражение», внушение прихожанам определенных максим христианского вероучения. Проповедь обладает широким потенциалом властного воздействия на сознание и подсознание слушателей. При произнесении проповеди решающее значение проповедник отдает выбору риторических способов убеждения и лингвистических средств выражения. Именно в эмоциональном воздействии заключается суть речевой стратегии фасцинации.

В ходе реализации выделенных стратегий проповедь выступает одновременно как жанр институционального и бытийного дискурса. Однако классификация речевых стратегий по признаку институциональности - бытийности представляется весьма затруднительной. При реализации речевых стратегий самоидентификации, объяснения, призыва проповедь выступает прежде всего как жанр институционального дискурса. Оценивающая речевая стратегия характеризует проповедь как жанр бытийного и институционального дискурса. Речевая стратегия фасцинации представляет проповедь преимущественно как жанр бытийного дискурса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...