Общение в критической ситуации
Существует также особый уровень - общение в критической ситуации. Подобные ситуации способствуют снятию масок, более плодотворному субъективному контакту, совместному принятию решений. Чем быстрее человек определяет, на каком уровне нужно общаться с собеседником, тем успешнее будет контакт. Определить то, на каком уровне произойдет беседа подчас невозможно, однако одежда и манеры человека - первое, что следует учитывать. При знакомстве лучше всего начинать беседу в маске сдержанной вежливости, в меру открытым и доброжелательным, но не в коем случае ни с панибратства, ни с угрюмой замкнутости. Очень важен момент рукопожатия. Оно не должно быть ни вялым, ни таким, чтоб у собеседника трещали кости - не стоит ставить цель заранее подавить партнера по общению. Женщинам руку лучше не жать, хотя это делается довольно часто, лучше ограничиться легким поклоном головы. Конечно, общение является чрезвычайно сложной исследовательской задачей. Однако не стоит смотреть на проблему общения со страниц научных публикаций о психологии, возможно, следует подумать о том, что общаться - это еще и просто приятно! +_________________________
Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Из них складывается живая ткань общения. По терминологии А.Н. Леонтьева и М.И. Лисиной в структуре коммуникативной деятельности они равнозначны операциям. Это те операции, с помощью которых строятся действия общения и вносится вклад во взаимодействие людей друг с другом. Выделяются три основные категории средств общения, с помощью которых оно осуществляется: экспрессивно-мимические, предметно-действеные и речевые средства общения. Каждая категория средств общения имеет свои специфические возможности, определяющие ее функции и роль в общении. Первыми в онтогенезе возникают экспрессивно-мимические средства общения: улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения и т.п. Это выразительные средства общения. Их функция состоит в том, что они служат индикаторами отношения одного человека к другому. Эти средства общения возникают в конце 1-го, в начале 2-го месяца жизни ребенка, но сохраняют свое значение на протяжении всей жизни человека, т.к. выражают содержание общения, не передаваемое с такой полнотой никакими другими средствами (внимание, доброжелательность, интерес). Они составляют обязательный компонент любого уровня развития общения. Предметно-действенные С. о. возникают в онтогенезе позднее. Это уже не выразительные, а изобразительные С. о. К ним относятся локомоции (приближения, позы, повороты и пр.), указательные жесты, протягивание и передача предметов, действия предметами, прикосновения и т.д. Изобразительные средства выражают готовность партнера к общению и в своеобразной форме показывают, к какому именно взаимодействию он приглашает. Эти средства общения отличаются более высокой степенью произвольности, чем выразительные. Наиболее эффективными являются речевые средства общения, позволяющие выйти за пределы частной непосредственно воспринимаемой ситуации и организовать контакты по широкому кругу разнообразных вопросов. Появление речи вызывает качественный скачок в самом общении: оно приобретает относительную автономность от конкретной, чувственно воспринимаемой ситуации взаимодействия. В общение посредством речи входят и утверждаются в нем невидимые и невоспринимаемые свойства объектов и явлений: нравственные и интеллектуальные качества людей, причинно-следственные связи и отношения в мире предметов и т.п. Общение становится
внеситуативным. Все средства общения формируются прижизненно в процессе реального взаимодействия людей. А.Г. Рузская
19. Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 - 40 % информации передается с помощью вербальных (словесных) средств общения. Эти данные заставляют задуматься над значением «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка - языка телодвижений, на котором все мы с вами разговариваем, даже не осознавая этого. Можно ли обучиться языку телодвижений, овладеть им и применить его со знанием дела? Это не только возможно, но и жизненно необходимо. Наше знание людей основывается на множестве часто неосознанных впечатлений от их поведения. При этом необходимо учитывать, что мы соизмеряем поведение других людей с имеющимися у нас представлениями о том, как себя следует или не следует вести, и с нашим предварительным опытом и впечатлениями, находя симпатичными тех, кто более всего соответствует нашим представлениям и ожиданиям. Но это вовсе не означает, что данный человек вызывает симпатию или антипатию и у других. Поэтому к первому впечатлению, часто выдаваемому за самое верное, следует относиться как к предварительному.
Чем больше мы знаем о поведении людей, тем чаще меняются наши представления о них. Это связано с тем, что мы учимся различать те оттенки поведения, которые прежде были нам не ясны. Большинство людей неохотно берутся за труд обстоятельно подумать о поведении другого человека, склонны к поспешным суждениям и оценкам, облегчая себе этим многое в жизни. Не спешите с выводами: то, что выражено языком телодвижений, чаще всего зависит от каждой конкретной ситуации, окружения, роли человека, его сиюминутного самочувствия и пр. Научиться читать человека как книгу может помочь особая наука - кинесика. Кинесика – это наука, изучающая отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрация голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации значения произносимых высказываний. Невербальные проявления, как произвольные, так и непроизвольные, первоначально являясь целесообразной реакцией в ситуациях защиты (неприятия, отторжения), нападения (приятия, присвоения), сосредоточения (ожидание, ритуалы и переходные состояния), в доречевой период эволюции человека были самостоятельным средством коммуникации, а в вербальном периоде закрепились в качестве полусознательного выразительного средства, сохранив функции предыдущих этапов. Жесты, являясь для исполнителя, например средством удобства (мнимо целесообразными или делаемыми просто так), для наблюдателя предстают как символы специфического языка образов. Отсюда произошли впоследствии многие выражения, такие как «обмяк», «застыл», «встал как вкопанный» и пр. Родоначальниками невербальной коммуникации были актеры немого кино, для которых она была единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для взаимопонимания, коммуникации.
Что касается технической стороны исследования языка тела, то, наиболее влиятельной работой начала ХХ века было исследование Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у людей и животных», опубликованное в 1872 году. Подобно другим животным, человек подчиняется биологическим законам, которые контролируют его действия, реакции, создавая особый «язык тела» и жесты. Человек редко осознает то, что его поза, жесты и движения могут противоречить тому, что сообщает его голос. Действительно, движения рук и тела передают много сведений о человеке. Во-первых, в них проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные). Во-вторых, позы и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость. В позе и движениях проявляется и социальный статус человека. Такие выражения, как «идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых», представляют собой не только описание позы, но и выражают определенное психологическое состояние человека. В-третьих, в позе и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. Например, воспитанный мужчина никогда не будет разговаривать, сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства. В-четвертых, жестам и позе приписываются чисто условные символические значения. Таким образом, они способны передать точную информацию. Можно выделить следующие функции невербального общения:
ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ — несоответствие коммуникативного поведения ситуации и условиям достижения его целей. Трудности общения вызываются несдержанностью, внутренней напряженностью, застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, грубостью, недостаточной социально-психологической компетентностью. Возникновение трудности общения вытекает из внутренней взаимосвязи общения и психики. В актах общения осуществляется как бы презентация *внутреннего мира* субъекта другим субъектом, и вместе с тем сам этот акт предполагает наличие такого *внутреннего мира*. Разговор об общении с *неодушевленными* предметами имеет только метафорический смысл. Вобщение вступают познающие и преобразующие окружающий мир личности. Учащиеся чаще указывают на трудности общения в ситуациях вхождения в контакт, в ходе развития взаимопознания, взаимопонимания: *трудно общаться с человеком, который тебя не понимает*, *трудно контактировать с человеком, вызывающим неприязнь*, *с недоброжелательно настроенным* и т. д.
20. Интерактивная сторона общения- это условный термин, обозначающийхарактеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействиемлюдей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.Важность интерактивной стороны общения привела к тому, что в историисоциальной психологии сложилось специальное направление, котороерассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Это направление связано с именем Г. Мида, которыйдал направлению и имя—«символический интеракционизм». Концепцию Мида иногданазывают «социальным бихевиоризмом», и это значительно запутывает дело. Миддействительно употреблял термин «бихевиоризм» для характеристики своейпозиции, но у него термин приобретал совершенно особое значение. Для Мидабихевиоризм лишь синоним такого метода анализа сознания и самосознания,который не имеет ничего общего с интроспекцией и построен целиком нафиксировании наблюдаемого и контролируемого поведения. В остальном же весьарсенал бихевиористской аргументации у Мида отсутствует. Выясняя социальнуюприроду человеческого «Я», Мид вслед за Джемсом пришел к выводу, что встановлении этого «Я» решающую роль играет общение. Мид использовал такжеидею Ч. Кули о так называемом «зеркальном Я», где личность понимается каксумма психических реакций человека на мнения окружающих. Однако у Мидавопрос решается значительно сложнее. Становление «Я» происходит действительнов ситуациях общения, но не потому, что люди есть простые реакции на мнениядругих, а потому, что эти ситуации есть вместе с тем ситуации совместнойдеятельности. В них формируется личность, в них она осознает себя, непросто смотрясь в других, но действуя совместно с ними. Для Мида ситуацияобщения раскрывается как ситуация прежде всего взаимодействия. Модельютаких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в двух формах: play иgame. В игре человек выбирает для себя так называемого «значимого другого» иориентируется на то, как он воспринимается этим «значимым другим». Всоответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, освоем «Я». Вслед за У. Джемсом Мид разделяет это «Я» на два начала (здесь занеимением адекватных русских терминов мы сохраняем их английскоенаименование): «I» и «me». «I»—это импульсивная, творческая сторона «Я»,непосредственный ответ на требования ситуации; «me»—это рефлексия «I», своегорода норма, контролирующая деятельность «I» от имени социальноговзаимодействия, это усвоение личностью отношений, которые складываются вситуации взаимодействия и которые требуют сообразовываться с ними.Постоянная рефлексия «I» при помощи «те» необходима для зрелой личности, ибоименно она способствует адекватному восприятию личностью себя самой и своихсобственных действий. (Внешне эти идеи Мида имеют некоторое сходство сосхемой Фрейда относительно взаимоотношений «ид» и «эго». Но содержание,которое придавал Фрейд этому отношению, сводилось к сексуальному контролю,у Мида же при посредстве этого отношения контролируется вся системавзаимодействий личности с другими.)Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том,что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, имеханизмом этого процесса является установление контроля действий личноститем представлением о ней, которое складывается у окружающих. Несмотря наважность постановки такой проблемы, в теории Мида содержатся существенныеметодологические просчеты. Главными из них являются два.Во-первых, непропорционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов. Вся обрисованная выше канва взаимодействия детерминируетсясистемой символов, т. е. деятельность и поведение человека в ситуацияхвзаимодействия в конечном счете обусловлены символической интерпретацией этихситуаций. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов,включенное в знаковые ситуации. И хотя в известной степени с этим утверждениемможно согласиться, поскольку в определенной мере общество, действительно,регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мидаприводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры — всесводится только к символам.Отсюда вытекает и второй важный просчет концепции символическогоинтеракционизма: интерактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержания предметной деятельности, вследствие чего все богатствомакросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным«представителем» социальных отношений остаются лишь отношениянепосредственного взаимодействия. Поскольку символ остается «последней»социальной детерминантной взаимодействия, для анализа оказывается достаточнымлишь описание данного поля взаимодействий без привлечения широкихсоциальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место.Происходит известное «замыкание» взаимодействия на заданную группу. Конечно, итакой аспект анализа возможен и для социальной психологии даже заманчив, но онявно недостаточен. _____________
21.
22. Под коммуникативной стороной общения в узком смысле слова понимается процесс обмена информацией между людьми. Однако следует понимать, что, в отличие от простого «движения информации», между двумя устройствами мы имеем дело с отношением двоих индивидов, говорящих «на одном языке», являющихся активными субъектами и влияющими друг на друга в процессе общения. Еще Л. С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов» (Выготский Л. С, 1956). Поэтому у общающихся должны быть не только идентичные лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности. Кроме того, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфическиекоммуникативные барьеры. Эти барьеры носят социально-психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут быть связаны с социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, а также с различным мировоззрением. С другой стороны, барьеры могут возникнуть вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся - застенчивости, скрытности, некоммуникабельности, а также взаимной неприязни или недоверия. _____________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|