Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе




 

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Однако такой подход нельзя рассматривать как методе-. логически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации,.Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект.

Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок), «обращаться» к нему, по выражению В.Н. Мясищева. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (St^S). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера.

Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации (Андреева, 1981), потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл (Леонтьев, 1972. С. 291). Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса— не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде» (Леонтьев, 1972). Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».

Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для описания этой ситуации социальная психология заимствует из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Еще Л.С. Выготский отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должны быть идентичны — в случае звуковой речи — не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности. Это хорошо поясняет Дж. Миллер на житейском примере. Для нас, по-видимому, существенно провести некоторое различие между интерпретацией высказывания и пониманием его, так как пониманию обычно способствует нечто иное сверх лингвистического контекста, связанное с этим конкретным высказыванием. Муж, встреченный у двери словами жены: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», не должен ограничиваться их буквальным истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить перегоревшую лампочку.

Наконец, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

 

23.

 

Наряду с существованием барьеров коммуникации и психологической обратной связи

важной особенностью межличностного общения является наличие возможностей появления

феноменов межличностного влияния, к которым, в частности, относятся: внушение,

заражение, убеждение. Внушение рассматривается как один из наиболее сложных феноменов.

Особенность его проявляется в том, что процесс воздействия на психическую сферу человека

осуществляется посредством некритического восприятия информации. Обязательным условием

внушения выступает отсутствие логического анализа и активного понимания информации,

которая воспринимается как абсолютно верная без доказательств. Чаще всего внушение

осуществляется, если человек, находясь в расслабленном состоянии, слышит сообщение от

другого. Тот, кто передает информацию, должен быть полностью уверен в правоте своего

высказывания, только тогда он может внушающе подействовать на реципиента. Внушение

сопровождает общение человека на протяжении всей его жизни. Чем авторитетнее

коммуникатор, тем в большей степени он способен внушающе действовать на реципиента.

Особенно это заметно в процессе воспитания и обучения. Родители, имеющие авторитет у

своих детей, часто передают им информацию именно посредством внушения, хотя и не всегда

осознают это.

<…> Внушение может быть целенаправленным, или преднамеренным, и

нецеленаправленным. При непреднамеренном внушении влияние осуществляется как бы

случайно, но на самом деле оно определяется достаточно устойчивыми и твердыми взглядами

внушающего.

Гордон Оллпорт выделял случайную природу влияния в ситуации непреднамеренного

внушения. Так, исследуя влияние учителей на учащихся и родителей на детей в процессе

обучения и воспитания, он определил, что максимальное значение в становлении личности

ребенка приобретает не продуманный учебный план или целенаправленное воспитание, а

«маленькие истины», высказанные мимоходом (см.: Оллпорт Г. Личность в психологии. - М.,

1998). Далеко не во всех случаях воспитатели задумываются над тем, какие именно «маленькие

истины» они высказывают обычно, и насколько они соответствуют общим поставленным целям

воспитания.

<…> Уверенность, систематичность, эмоциональная окрашенность внушения

предопределяют побуждения человека, ощущения, представления, поступки и эмоциональные

состояния, которые сохраняются достаточно долго и оказывают влияние на многие аспекты его

жизнедеятельности. Используя закономерности внушающего влияния информации,

специалисты по организации рекламы стремятся влиять на выбор потребителя через

императивное, систематическое и позитивно ориентированное информирование о том или ином

товаре, либо услуге. При этом реклама крайне редко обращается к таким механизмам влияния

как убеждение.

_____________________

Специфика межличностной коммуникации определяется также и наличием различных каналов восприятия и передачи информации. Важнейшими среди них являются субъективные каналы восприятия и передачи информации. Люди воспринимают и отражают окружающий мир с помощью своих органов чувств. Проблема уровней передачи информации в процессе межличностного общения рассматривается в теории НЛП (нейролингвистичнес программирования). «Нейро» означает, что поведение выступает как результат нервных процессов, а «лингвистическое», что нервные процессы могут быть управляемый с помощью знаковых средств языка (Д. Гриндер, Р. Бэндлер). Поскольку речь каждого человека отражает его субъективный мир, то и влиять на этот мир можно, воздействуя на язык как знаковую систему. Так же, как и в стилевых различиях, разница знаковых средств обусловлена ​​функциональной асимметрией человеческого мозга.

Выделяют аудиальный (доминирует слух), визуальный (доминирует зрение) и кинестетичний (доминирует ощущение) субъективные каналы восприятия и передачи информации, которые определяются как модальности. Можно говорить и об полимодалъности человека, у которого преобладают обобщенные представления и мыслительные процессы. Модальность в данном случае - это процесс и механизм восприятия. У всякой нормального человека функционируют все три канала с преобладанием одной модальности. Соответственно людей, связанных с тем пли иным каналом восприятия, называют: визуалы, кинестеты, аудиалы и полимодалы. В зависимости от преобладающей модальности для человека мир - это или то, что он видит, или то, что слышит или чувствует.

В процессе взаимодействия ведущую модальность можно определить по словам, которые наиболее часто употребляет человек в речи: по характерным жестам или движении глаз. По отдельным признакам, реализуемых в мимике, позе, жестах, движении глаз можно определить, когда человек опирается на собственный опыт, связанный с ощущениями, когда на логику, когда на то и другое. Мимика и жесты асимметрично отражают меру включенности правого полушария, которое хранит опыт, опирающийся на ощущения, и левого полушария, отвечающего за логические построения. Если сильнее выражаемые мимика, жесты и позы с левой стороны, то человек опирается на чувственный опыт. Если то же самое более выражаемое с правой стороны, - то на логику. Если же позы и мимика выражаемые симметрично, то задействованы оба полушария. Иными словами, для первого варианта более приемлема язык чувств, для второго - логики, для третьего - оба языка.

Вполне возможно, что у субъектов с разными доминирующими модальностями часто возникает непонимание, поскольку их восприятие и интерпретация одних и тех же явлений могут быть совершенно разный. Для улучшения взаимопонимания и выработки общего значения передаваемой информации между субъектами, обладающими различными модальностями, используют следующие приемы: присоединение, закрепление, ведение.

Присоединение осуществляется через имитацию, отождествление своего поведения с поведением партнера - так называемая зеркальная поведение. Достижения, по возможности, синхронности дыхания и тождества поз способствует мягкому вхождению в контакт. Этот прием способствует вхождению коммуникатора в репрезентативную систему реципиента.

 

24.

 

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения" (Краткий психологический словарь). Функция прочтения заключается в выборе субъектом адекватных способов общения.

Термин "прочтение" или "чтение" другого человека был введен С.Л.Рубинштейном для характеристики механизма ориентирования в поведении другого человека в процессе взаимодействия с ним. Это "чтение" протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению".

На что ориентируется человек, "читая" т.е. познавая другого человека? А.А.Бодалев (-1981) указывает на связь познания людьми ДРУГ друга с "прочтением" их вербального и невербального поведения, с испытываемыми друг к другу чувствами, с личностными образованиями (потребностями, интересами, ценностными ориентациями, общими и специальными способностями, чертами характера), с представлениями памяти друг о друге и образами воображения, со спецификой деятельности, объединяющей людей и программирующей для каждого определенные роли, с характеристиками коллектива (малой группы), членом которой является человек и положением(позицией) человека в коллективе, а также с познанием человеком самого себя.

Характеристики восприятия человеком других людей, интерпретации их внутреннего мира изменяются в процессе жизнедеятельности человека (Бодалев, 1983).

При этом необходимо учитывать, что каждый человек является одновременно или последовательно членом нескольких малых групп, в каждой из которых выполняет определенную внутригрупповую роль, т.е. определенное поведение, которое ожидается от него членами группы в соответствии с сформированным в предшествующем общении образом этого человека. Внутригрупповые роли оказывают решающее влияние на формирование у человека представлений о себе или "Я-образа". Актуальная роль субъекта в данной коммуникативной ситуации есть его поведение в соответствии с одним из "Я-образов", имеющихся у него, проявляющееся, в частности, в интонации, манере двигаться, жестах и т.д. Интегрированные "Я-образы" образуют "психологический автопортрет", из которого постепенно вытесняются противоречащие друг другу черты или черты, не совпадающие с самооценкой. Таким образом, "Я-образ" может быть представлен в виде "зеркала, но с изменяющейся кривизной поверхности", причем эти изменения зависят от самого автопортрета" (Добрович, -1980. - С.76)

_______

Идентификация - предположение о внутренним мире партнера, на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия - сочуствие, сопереживание партнера- это эмоциональный отклик на проблемы другого человека, понимание внутреннего мира партнера.

Рефлексия - предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.
Стереотип - упрощенное или искаженное представление, которое складывается у человека, под влиянием существующих в обществе мнений.

Антропологические стереотипы - стереотипы внешности.

Социальные стереотипы - профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности.

Эмоционально эстетические стереотипы - суждения о психологических качествах, дается на основе физиологической привлекательности.

Проекция - это механизм который проявляется в сознательном или не осознаном наделении другого человека качествами присущих самому субъекту.

Казуальная атрибуция - предписавание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека руководствуясь своими наблюдениями.

 

25.

 

Ввиду многообразия видов конфликтов и различий в их определении в первую очередь необходимо дать такую дефиницию конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов. Это в свою очередь предполагает выявление сущности конфликта и его понятия.

Понятие конфликта

Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает

борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.

Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

Несмотря на все достоинства, выражающиеся в фиксации многообразных атрибутов социального конфликта, приведенным определениям присущ, на наш взгляд, один существенный недостаток. Они не включают внутриличностный конфликт и не оставляют для него “места”. Речь идет лишь о сторонах конфликта, начиная от “борьбы между индивидами” и выше. Но существует борьба и на уровне отдельного индивида, противоборство между элементами внутренней структуры личности, которое и находит свое выражение во внутриличностном конфликте. Этот конфликт — проявление противоречий не на уровне социальных групп или целых народов, а на личностном уровне, но от этого он не делается менее актуальным.

Сложившаяся ситуация, возможно, объясняется тем, что, по мнению некоторых авторов, внутриличностный конфликт не относится к социальному конфликту, а представляет собой лишь психологический конфликт, не охватываемый объемом понятия “социальный” и не имеющий к социальному конфликту прямого отношения. В этом плане всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. Далее, в любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение.

Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики. Дальнейшее изложение общей теории конфликта, в том числе и его понятия, и будет посвящено объяснению этих вопросов. При этом также, как и автор “Общей теории” конфликта К. Боулдин, мы убеждены, что все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития и что именно изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...