Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия фирмы в российской экономике




 

Характерные черты российской экономики

С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

С другой стороны, многие рыночные структуры остаются, крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметно доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной и характерных черт экономики России является тесно переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельность частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

Все еще слабое развитие получили малые предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства во всем мире. В России насчитывается лишь 840 тыс. таких предприятий с числом занятых на них 6,3 млн. человек (9,5% от общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем (40 - 50% занятых). При этом малые предприятия крайне неравномерно распространены по территории страны. Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, около 60% российской бизнес-элиты являются выходами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополированной экономике. Одна часть этих кадров сумела приспособиться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая - продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительства государственных чиновников. Довольно пестрым является и "не номенклатурный" сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в розничной и "челночной" торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского капитала.

В то же время положение российского предпринимательства, особенно малого и среднего, чрезвычайно нестабильно.

К сожалению, отличительной чертой современного российского предпринимательства является его криминализация. Немалая часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего "теневого" бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают в свою орбиту и вполне "чистый" бизнес, облагая его всевозможными поборами. Массовым стало уклонение предпринимателей от налогов, расцвет теневой экономики, прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики достигают 25 - 40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для "выращивания" не только умелых и опытных, но и "цивилизованных" предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.

Другой ключевой фактор - осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно - политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача - перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию.

Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.

В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

В частности, одна из ключевых задач государства - оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса. Важным фактором становления отечественного предпринимательства должно стать создание соответствующей институциональной структуры - развитие бизнес-инкубаторов информационно-консультативное обслуживание предприятий, в числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства.


2.2 Монополии в России на примере ОАО "Газпрома", РАО "ЕЭС России", ОАО "Российские железные дороги"

 

ОАО "Газпром" - глобальная энергетическая компания

Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993 г. создано РАО "Газпром", в 1999 г. оно преобразовано в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах.

Открытое акционерное общество "Газпром" является самой крупной газодобывающей компанией в мире. На ее долю приходится около 20% мировой добычи газа. "Газпром" контролирует почти 60% российских запасов газа и обеспечивает около 90% его добычи в России. Общий объем производства компании составляет 8% ВВП России. "Газпром" обеспечивает около 20% поступлений в федеральный бюджет, поставляет газ для выработки около 50% электроэнергии России. Основные направления деятельности - геологоразведка <http://www.gazprom.ru/articles/article20013.shtml>, добыча <http://www.gazprom.ru/articles/article20015.shtml>, транспортировка <http://www.gazprom.ru/articles/article12687.shtml>, хранение <http://www.gazprom.ru/articles/article23563.shtml>, переработка <http://www.gazprom.ru/articles/article20019.shtml> и реализация <http://www.gazprom.ru/articles/article20854.shtml> газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома - 50,002%.

Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских - 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость - в 182,5 млрд. долларов. В 2006 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. куб. м. В 2007 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. куб. м, что также превышает объем его добычи. На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. В 2006 году предприятия Группы Газпром добыли 556 млрд. куб. м, что на 1 млрд. куб. м выше уровня добычи в 2005 году. Добыча природного газа в 2007 году, по оперативной информации, составила 548,5 млрд. куб. м., при этом снижение уровня добычи по сравнению с 2006 годом вызвано уменьшением объема потребления газа европейскими потребителями из-за теплых погодных условий зимы 2006-2007 гг.

Газпрому принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа - Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2006 году поставку 316,3 млрд. куб. м газа в 79750 населенных пунктов России. Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2006 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии - 101 млрд. куб. м.

В 2005 году Газпромом выведен на проектную мощность газопровод "Голубой поток" <http://www.gazprom.ru/articles/article8606.shtml> из России в Турцию. В этом же году начато строительство газопровода "Северный поток" <http://www.nord-stream.com/home.html?&no_cache=1&L=2>, который позволит значительно повысить надежность и гибкость осуществления поставок газа на европейский рынок. В 2006 году Газпром и итальянская компания ENI подписали Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта "Южный поток" <http://www.gazprom.ru/news/2007/06/231731_24139.shtml>, который также направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Морской участок "Южного потока" пройдет по дну Черного моря от российского берега до болгарского. Ведется подготовка к реализации проекта освоения Штокмановского месторождения <http://www.gazprom.ru/articles/article20262.shtml> на шельфе Баренцева моря, которое станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через "Северный поток". В июле 2007 года Газпром выбрал французскую компанию Total партнером <http://www.gazprom.ru/news/2007/07/121255_24550.shtml> для реализации первой фазы освоения Штокмановского месторождения. В октябре 2007 года еще одним партнером Газпрома при реализации этого проекта стала норвежская компания StatoilHydro. <http://www.gazprom.ru/news/2007/10/251650_25715.shtml>

Газпром реализует поэтапную стратегию наращивания своего присутствия на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять географию деятельности компании. В 2005 году Газпром осуществил первые поставки СПГ в США, в 2006 году - в Великобританию, Японию и Южную Корею. Вхождение Газпрома в проект "Сахалин-2" <http://www.gazprom.ru/news/2007/04/181945_23252.shtml> дает мощный импульс для завершения масштабного проекта в области поставок энергоносителей в страны АТР и Северной Америки.

Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока. По поручению Правительства РФ Газпром является координатором деятельности по реализации программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточная программа). На востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе.

Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики - стратегические задачи Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании. Приобретение позволило компании стать одним из наиболее влиятельных игроков на нефтяном рынке России.

Профильное направление деятельности для Газпрома и электроэнергетика <http://www.gazprom.ru/articles/article20014.shtml>, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект. В феврале 2007 года Газпром и "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК) подписали Протокол о намерениях <http://www.gazprom.ru/news/2007/02/081745_22416.shtml>, в соответствии с которым намерены создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов. Новая компания должна стать одним из лидеров российской электроэнергетики и занять ведущие позиции в мировой энергетической и угледобывающей отрасли.

Сохранение природной среды и обеспечение экологической безопасности в районах производственной деятельности, снижение выбросов загрязняющих веществ, промышленная и экологическая безопасность при строительстве новых объектов - приоритеты Газпрома в области охраны окружающей среды. Затраты Газпрома на охрану окружающей среды выросли в 2006 году на 30,6%, составив 12,7 млрд. руб.

Газпром с уверенностью смотрит в будущее. В 2007 году капитализация ОАО "Газпром" выросла на 21,18% и составила на конец года 329,563 млрд. долларов США. По уровню рыночной капитализации Газпром вошел в тройку крупнейших энергетических компаний мира, уступая только китайской PetroChina и американской ExxonMobil. Это значительный шаг к укреплению ведущих позиций Газпрома на глобальном энергетическом рынке, росту авторитета и влияния компании в мировом сообществе, обеспечению долгосрочного роста ее стоимости. Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, поэтому крупнейшим социально ориентированным проектом Газпрома являлась "Программа газификации регионов РФ на 2005-2007 гг. " <http://www.gazprom.ru/articles/article23565.shtml>, приоритетом которой было газификация сельской местности. В строительство объектов газификации в этот период было инвестировано 43 млрд. руб. В результате реализации программы природным газом стали пользоваться еще более 13 млн. граждан страны, но стратегической целью является становление ОАО "Газпром" как лидера среди глобальных энергетических компаний, посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

РАО "ЕЭС России"

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам.

РАО "ЕЭС России" учреждено в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года №923 и от 5 ноября 1992 года №1334, направленными на обеспечение управляемости Единой энергетической системы и сохранение электроэнергетики в виде единого комплекса при акционировании предприятий и организаций, выходивших из ведомственной подчиненности. Компания обеспечивает надежное функционирование и развитие Единой энергетической системы России, контролирует использование свыше 70% электрической мощности и выработку более 70% электроэнергии страны, организует работу по надежному энергоснабжению населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других потребителей.

Акционерный капитал ОАО РАО "ЕЭС России" по состоянию на 31 декабря 2007 года составил 21 558 451 684 руб. и разделен на 43 116 903 368 акций номиналом 50 копеек, включая 41 041 753 984 обыкновенные и 2 075 149 384 привилегированные акции. В ходе первой эмиссии в 1993 году было выпущено 139 989 946 акций, в ходе второй эмиссии в 1995 году - 42 976 913 422 акции.

В соответствии с Постановлением ФКЦБ России от 01.04.2003 г. № 03-16/пс "О порядке присвоения государственных регистрационных номеров выпускам ценных бумаг" 17 июня 2003 года Распоряжением ФКЦБ России № 03-1131/р осуществлено объединение дополнительных выпусков эмиссионных бумаг РАО "ЕЭС России":

выпускам именных обыкновенных акций присвоен новый государственный регистрационный номер 1-01-00034-А. Государственные регистрационные номера № 73-1П-1553 от 18.08.1993 г. и № МФ 73-1-00901 от 16.10.1995 г. аннулированы.

выпускам именных привилегированных акций присвоен новый государственный регистрационный номер 2-01-00034-А. Государственные регистрационные номера № 73-1П-1553 от 18.08.1993 г. и № МФ 73-1-00901 от 16.10.1995 г. аннулированы.

Государству принадлежит 22 715 371 537 акций, или 52,68 % всех выпущенных акций.

Потребление электрической энергии в 2011 году по ЕЭС России составило 985,6 млрд. кВтч, что выше факта 2010 года на 22,0 млрд. кВтч или на 2,3%. В 2007 году объем производства электроэнергии по Холдингу ОАО РАО "ЕЭС России" составил 706,0 млрд. кВтч, что выше на 1,6% производства электроэнергии в 2006 году. Рост производства электроэнергии тепловыми электростанциями составил 1,5%. Производство гидравлическими электростанциями выше уровня соответствующего периода прошлого года на 1,8% за счет повышенной выработки ГЭС в 1 квартале 2011 года, что объясняется высокими среднесуточными температурами наружного воздуха в 1 квартале 2007 г. в Европейской части страны и, как следствие, таянием снежного покрова, что привело к повышению водности рек Волжско-Камского каскада ГЭС. При этом в 2 - 4 кварталах 2011 г. крайнее маловодье на реке Енисее привело к снижению годовой выработки электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС 20764,5 млн. кВтч (-22,6% по сравнению с 2010 годом). Отпуск тепловой энергии электростанциями и котельными Холдинга в 2007 году составил 459,1 млн. Гкал, что ниже факта 2011 года на 3,9%.

Установленная мощность электростанций холдинга РАО "ЕЭС России" на конец 2011 года составила 161,5 тыс. МВт, что на 1,9 тыс. МВт больше, чем в 2006 году. Введены были мощности на Бурейской ГЭС - 335 МВт, Ивановских ПГУ - 325 МВт. Белгородской ТЭЦ - 66 МВт, на ТЭЦ-27 ОАО "Мосэнерго" - 450 МВт.

В 4 квартале 2011 года потребление электрической энергии по ЕЭС России составило 275,7 млрд. кВтч, что выше 4 квартала 2010 года на 10,3 млрд. кВтч или на 3,9%, объем производства электроэнергии по Холдингу ОАО РАО "ЕЭС России" составил 200,3 млрд. кВтч, что выше на 4,4% производства электроэнергии в 4 квартале 2006 года. Увеличение производства электроэнергии тепловыми электростанциями составило 8,8%. Производство электроэнергии гидравлическими электростанциями ниже уровня соответствующего периода прошлого года на 17,2%. Отпуск тепловой энергии электростанциями и котельными Холдинга в 4 квартале 2007 года составил 156,5 млн. Гкал, что выше факта соответствующего периода 2006 года на 3,4%. Кроме того в 4 квартале 2011 года, были введены в эксплуатацию 135 МВт энергетических мощностей на электростанциях ОАО "Мобильные газотурбинные электростанции".

ОАО "Российские железные дороги"

Основные направления коммерческой деятельности компании - грузовые и пассажирские перевозки. ОАО "РЖД" владеет 99 % железнодорожных магистралей в России общей протяженностью 85 500 км (исключение составляют ряд железных дорог, управляемых частными компаниями, например, Норильская железная дорога <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0> и др.), станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами. По состоянию на конец 2007 года РЖД присутствует в 79 субъектах России <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F> и планирует экспансию ещё в пять.

Компании принадлежит около 20 тысяч локомотивов (около 90 % всего локомотивного парка), более чем 600 тысяч грузовых и пассажирских вагонов. Пассажирские локомотивы составляют около 12 %. Часть пассажирских перевозок по сети ОАО "РЖД", в частности, по направлению Москва Санкт-Петербург <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3>, выполняется частными поездами.

Расценки на грузовые перевозки устанавливаются тарифным руководством ("прейскурант 10-01") на уровне или выше их себестоимости, в то время как тарифы на пассажирские перевозки (за исключением перевозок в купейных <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D1%83%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD&action=edit&redlink=1> и спальных <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD&action=edit&redlink=1> вагонах) утверждаются государством в лице Федеральной службы по тарифам <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%BC_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8> с учётом социальной направленности этих перевозок ниже их себестоимости. Вследствие этого пассажирские перевозки в рамках ОАО "РЖД" (за исключением отдельных высокодоходных направлений) являются убыточными; данные убытки покрываются частично за счёт компенсаций из бюджета, а по большей части - с помощью перекрёстного субсидирования <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%80%D1%91%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B1%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&action=edit&redlink=1> за счёт доходов от грузовых перевозок.

В 2005 году тарифы компенсировали менее 75 % расходов на перевозку пассажиров в дальнем следовании. Электрички приносят РЖД еще больше убытков. В пригородном сообщении <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BA%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%84%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> тарифы покрывают расходы на 46,7 процента. Пассажирский тариф условно разделен на две составляющие: "билет" (включающий расходы на транспортную инфраструктуру и локомотивную тягу) и "плацкарту <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0&action=edit&redlink=1>" (услуги транспортной компании - владельца вагона).

Что же касается показателей деятельности, то ежегодно ОАО "РЖД" перевозит свыше 1,3 млрд пассажиров и 1,3 млрд тонн грузов. В 2005 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2005> пассажирооборот вырос на 3,8 % до 118,9 млрд пасс. /км, грузооборот вырос на 3,1 % до 1,85 трлн т/км. В 2006 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2006> по российским железным дорогам было перевезено 1352,8 млн пассажиров, что на 33,9 млн человек или 2,5 % больше, чем в 2005 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2005>. В том числе перевезено:

в поездах дальнего следования 135,3 млн человек;

в электропоездах пригородного сообщения 1217,5 млн человек.

Общая численность персонала ОАО "РЖД" - 1300 тыс. человек.

Выручка от основной деятельности за 2011 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2005> по РСБУ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%A1%D0%91%D0%A3> составила 748 млрд руб. (рост на 13,5 % по сравнению с 2010 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2004>), чистая прибыль - 9,7 млрд руб. (рост на 11,4 %). По МСФО <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%A1%D0%A4%D0%9E> выручка компании в 2011 составила 749 млрд руб. (в том числе 584,7 млрд руб. - от грузовых перевозок), чистая прибыль - 114 млрд руб.

По итогам 2011 года прибыль компании составила 59,2 млрд руб., а чистая прибыль - 26,4 млрд руб. Прибыль от грузовых перевозок достигла 105,3 млрд руб., а убыток от пассажирских - 43,2 млрд руб.

Коэффициент износа зданий и сооружений на железной дороге в 2011 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2005> году составлял 70 %, пассажирских вагонов - 65,5 %. В 20 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2006>12-2013 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2007> годах должно быть списано по сроку службы 10 % вагонного парка, средний возраст вагонов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD> превысил 18 лет; 70 % парка не оборудовано системами кондиционирования воздуха. Объем закупаемых вагонов снизился с 1615 единиц в 1992 году до 183 в 1998 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1998>. В 20 <http://ru.wikipedia.org/wiki/2006>12 планируется закупить 731 вагон, однако этого явно недостаточно. Дефицит инвестиционных ресурсов в пассажирском комплексе, по оценкам РЖД, составляет не менее 60 млрд рублей в год.

По итогам 2011 года чистая прибыль по МФСО составила 139,8 млрд рублей. Консолидированные доходы холдинга - 877,9 млрд рублей. Операционные расходы - 684,7 млрд рублей, операционная прибыль - 194,7 млрд рублей. OIBDA - 257,5 млрд рублей, EBITDA - 273 млрд рублей, EBIT - 210,2 млрд рублей.

Инвестиционная программа.

В 2007 году отмечается 170-летие железных дорог России. Инвестиционная <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8> программа РЖД на 2007-2009 запланирована в объёме 694 млрд руб., из них 82 % инвестиций пойдут на обновление инфраструктуры, 16 % - на обновление подвижного состава. В 2007 инвестпрограмма запланирована в объеме 210 млрд руб., в 2008-231 млрд руб., в 2009-252 млрд руб. См. таблицу №5.

По состоянию на III квартал 2011 года износ основных фондов РЖД составляет 58 %, а по грузовым вагонам - около 80 %. При условии отказа от продления ресурса подвижного состава, ежегодно на списание необходимо отправлять не менее 15 тыс. грузовых вагонов, и при таких условиях к 2010 году будет списано до 220 тыс. вагонов из 588 тыс.; исходя из этого, ежегодная потребность в грузовых вагонах составляет не менее 30 тыс.

сентября 2007 года "Российскими железными дорогами" был подписан трёхлетний контракт с ФГУП "ПО "Уралвагонзавод"" <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B2%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4> стоимостью 68 млрд руб на поставку до 2010 года 40 тыс. грузовых вагонов. Стоимость вагонов будет зафиксирована на все три года, что позволит на 70-80 % закрыть потребности РЖД в приобретении полувагонов. Потребность РЖД в грузовых вагонах на 2007-2009 годы составляет 56,2 тыс. вагонов, и контракт с Уралвагонзаводом покрывает более 70 % потребностей компани.

В этот же день был подписан контракт стоимостью 13 млрд руб с ЗАО "Трансмашхолдинг <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%88%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3>" на производство и поставку в 2011-2012 годах 212 новых магистральных электровозов:

грузовых электровозов переменного тока Э5К <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7_%D0%AD5%D0%9A&action=edit&redlink=1> производства Новочеркасского электровозостроительного завода <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4>

пассажирских электровоза постоянного тока ЭП2К <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7_%D0%AD%D0%9F2%D0%9A> производства Коломенского завода <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4>.

Потребность РЖД в тяговом подвижном составе составляет порядка 1500 единиц, и контракт с Трансмашхолдингом покрывает примерно 14 % от потребностей компании.

Одним из приоритетных направлений в деятельности компании является развитие инфраструктуры в Южном федеральном округе. На эти цели до 2030 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/2030_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> планируется направить 585 млрд руб. По словам Президента ОАО РЖД Владимира Якунина, субъекты России возьмут на себя только 7 % финансирования программы, оставляя большую часть расходов федеральному бюджету.

В начале 2012 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/2008_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> ОАО "РЖД" выиграло тендер на крупный контракт за рубежом строительство участка железной дороги Север - Юг в Саудовской Аравии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%90%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%8F>. Протяжённость участка - 520 км, стоимость контракта - $800 млн.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...