Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Реформирование структуры российских монополий




Реформирования электроэнергетики

Предпосылки.

Еще в 1980-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии. В 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.

Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими показателями:

По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.

Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.

В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, Существовала высокая вероятность крупных аварий.

Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи.

Предприятия отрасли были информационно и финансово "не прозрачными".

Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.

Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В противном случае, при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

Цели и задачи реформы

Основная цель реформирования электроэнергетики России - повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.

В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

Генерирующие, ремонтные компании и компании осуществляющие деятельность по сбыту в перспективе станут преимущественно частными и будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.

Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

Цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации <http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/laws/show.cgi?content.htm>". С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в "Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг. "5+5 <http://www.rao-ees.ru/ru/reforming/kon/show.cgi?kon.htm>". См. рис. №3.

Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.

Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.

Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании - ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна ("ГидроОГК") - на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании - ОАО "Калугаэнерго", а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.

В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.

В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу - тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.

В декабре 2007 - январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК".

Закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний. В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).

С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок - "рынок на сутки вперед" (РСВ). К 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.

Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.

3.2 Реформирование ОАО "РЖД"

 

Первый этап реформы: 2001-2002 гг.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

создание эффективного механизма государственного регулирования, стимулирующего развитие конкуренции в области грузовых и пассажирских перевозок и в неосновных видах деятельности;

разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью на федеральном железнодорожном транспорте;

подготовка к формированию на базе отдельных видов хозяйственной деятельности самостоятельных структурных образований;

управленческое и финансовое структурирование хозяйственной деятельности по видам деятельности;

организационное отделение некоторых предприятий неосновных видов деятельности, имеющих сформировавшийся рыночный потенциал.

В ТЕЧЕНИЕ 1-го ЭТАПА РЕФОРМИРОВАНИЯ БЫЛИ РЕШЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

проведена реструктуризация кредиторской задолженности предприятий и организаций железнодорожного транспорта;

проведена инвентаризация земли и имущества предприятий железнодорожного транспорта;

приведены в соответствие с основными принципами гражданского законодательства Российской Федерации документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта;

приняты Федеральные законы "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях", "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты Правительства Российской Федерации вытекающих из федеральных законов и обеспечивающих дальнейшую реализацию Программы структурной реформы;

разработаны "Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования", "Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования";

введен в действие новый Прейскурант № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами";

внедрена новая технология управления инвестиционной политикой ОАО "РЖД".

ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА:

Основным итогом первого этапа структурной реформы железнодорожного транспорта стало создание открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"), которое было учреждено постановлением Правительства Российской Федерации. В результате чего функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте полностью перешли к единому хозяйствующему субъекту - открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" составил 1 трлн.535 млрд.700 млн. рублей, или более 60 млрд. долларов. Своим имуществом в него вошло 987 предприятий.

Доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций ОАО "РЖД" составляет 100 процентов. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации. Федеральным законом "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" установлен запрет на продажу и иные способы отчуждения акций ОАО "РЖД", а также ограничение хозяйственного оборота имущества инфраструктуры железнодорожного транспорта. Все права и обязанности (в отношении их кредиторов и должников) организаций и предприятий, имущество которых было внесено в уставный капитал ОАО "РЖД", были переданы компании как единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта. В составе общества образованы 17 территориальных филиалов - железных дорог, функциональные филиалы (заводы, проектно-конструкторские, строительные подразделения и т.д.) и представительства общества за рубежом: всего 166 обособленных структурных подразделений.

Второй этап реформы: 2003-2005 гг.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

создание акционерных обществ на базе имущества, которым в установленном порядке наделены самостоятельные структурные подразделения ОАО "РЖД" осуществляющие те или иные виды деятельности, которые могут осуществляться другими хозяйственными обществами или открыты для конкуренции (ремонт основных средств, подвижного состава, путевой техники, строительство, проектно-изыскательские работы, торговля, снабжение, общественное питание и специализированные грузовые, а также пассажирские перевозки);

рост конкуренции в грузовых перевозках;

завершение оптимизации структуры управления открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (в том числе усиление роли организации управления по видам деятельности);

эффективное функционирование систем учета, сформированных на первом (подготовительном) этапе реформирования;

сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок с помощью созданного на первом (подготовительном) этапе реформирования механизма поддержки пассажирских перевозок;

упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в области транспорта.

ИТОГИ ВТОРОГО ЭТАПА:

В течение 2004-2005 года советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 27 дочерних обществ ОАО "РЖД", в том числе по сферам деятельности: производства и капитального ремонта путевой техники; производства средств железнодорожной автоматики и телемеханики; капитального строительства и проектно-изыскательских работ; ремонта грузовых вагонов; научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ; контейнерных грузовых перевозок; перевозок грузов изотермическим подвижным составом; пригородных пассажирских перевозок.

Одной из задач второго этапа проведения реформы является создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Постановления Правительства Российской Федерации, обеспечивающие недискриминационный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта и введенный в действие универсальный Прейскурант 10-01 способствовали развитию конкуренции на рынке грузовых перевозок.

Наиболее привлекательные с точки зрения тарифов грузы переходят в конкурентный сектор, и их доставка осуществляется независимыми от ОАО "РЖД" компаниями-операторами подвижного состава. Из года в год число таких компаний, равно как и количество вагонов и локомотивов, которые находятся в собственности операторов-частников, увеличивается. К концу второго этапа эти компании владеют примерно 1/3 всего вагонного парка страны, ими уже перевозится порядка 1/4 всех грузов, а в секторе перевозок нефти (одном из наиболее доходных видов деятельности) соответствующий показатель уже превысил 50%.

В целях обеспечения финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли и завершения разделения бухгалтерского учета по видам деятельности в декабре 2004 года принято соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. Начиная с годовой отчетности за 2004 год ОАО "РЖД" предоставляет информацию о доходах, расходах и результатах финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам деятельности.

Своевременность, полнота и правильность выполнения мероприятий реформирования обеспечивается системой государственного регулирования на железнодорожном транспорте.

Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта закреплены за Министерством транспорта Российской Федерации, которое, как федеральный орган исполнительной власти, представляет в Правительстве Российской Федерации железнодорожный транспорт в целом. Кроме этого, для всестороннего обсуждения вопросов реформирования, для принятия взвешенных и согласованных решений по реализации мероприятий структурной реформы в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации создана Межведомственная комиссия по вопросам структурной реформы.

Итоги второго этапа структурной реформы железнодорожного транспорта одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 10 ноября 2005 года по вопросу "О ходе реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте".

Третий этап реформы: 2006-2010 гг.

В соответствии с Программой структурной реформы основная задача третьего этапа - создание развитого конкурентного рынка в области железнодорожных перевозок.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

проведение оценки целесообразности полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности (если условия, при которых возможно такое отделение, достигнуты на этом этапе);

переход большей части (60 процентов и более) парка грузовых вагонов в частную собственность (предполагается, что на данном этапе реформирования большая часть вагонного парка будет находиться в частной собственности);

развитие частной собственности на магистральные локомотивы (предполагается, что на данном этапе реформирования часть локомотивного парка будет находиться в частной собственности);

развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок;

продажа акций акционерных обществ, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание в сфере железнодорожного транспорта, частным собственникам;

развитие конкуренции в неосновных видах деятельности, не связанных с перевозками, направленное на повышение эффективности деятельности и качества услуг, и полное их открытие для доступа частного капитала.

Новая экономическая логика развития макроэкономической ситуации в стране диктуют необходимость внесения уточнений в цели третьего этапа реформы, обозначив их как переход к инвестиционной фазе развития, привлечение крупных инвестиций в Компанию и железнодорожную отрасль в целом. Учитывая указанные факторы, были сформулированы дополнительные задачи для ОАО "РЖД" на 2006-2010 годы:

. Привлечение инвестиций, повышение капитализации холдинга, в том числе за счет эффективного вывода акций дочерних компаний на фондовый рынок и формирования на этой основе дополнительных источников инвестиций для развития федеральной железнодорожной инфраструктуры.

. Повышение глобальной конкурентоспособности ОАО "РЖД" для укрепления позиций на российском и международном транспортных рынках.

. Улучшение качества транспортного обслуживания и повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО "РЖД" (повышение рентабельности капитала, увеличение прибыли на основе эффективного управления затратами и снижения себестоимости, повышение доходов за счет увеличения доли высокорентабельных сегментов грузовых перевозок и др.).

Для решения указанных задач будет продолжена реализация мероприятий Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, обеспечивающих разделение естественно-монопольных и конкурентных секторов рынка. Для развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок продолжится создание операторских компаний в сфере грузовых перевозок. Предполагается осуществить полное организационно-правовое обособление пассажирских перевозок в дальнем следовании путем создания Федеральной пассажирской компании. В рамках реформирования пассажирского комплекса продолжается создание совместно с субъектами Российской Федерации пригородных пассажирских компаний и их вывод на безубыточную деятельность. Кроме этого продолжается работа по оценке целесообразности и возможности полного организационного отделения грузовых перевозок от деятельности по оказанию услуг инфраструктуры. В рамках этой работы будет проработан вопрос развития дочерней компании ОАО "РЖД" - перевозчика грузов на железнодорожном транспорте на базе создаваемой грузовой компании.

К концу третьего этапа ОАО "РЖД" будет представлять собой эффективный холдинг, конкурентоспособность которого будет расти на основе привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. Деятельность холдинга будет обеспечиваться на основе финансовой прозрачности, разделения учета по обособленным видам деятельности и отлаженных корпоративных процедур управления. На этой основе будут сформированы дополнительные источники инвестиций для развития федеральной железнодорожной инфраструктуры. При этом на всех этапах преобразований будет в полной мере обеспечена социальная защищенность работников железнодорожного транспорта.

Будущее монополий

 

Правительство готово увеличить предельный уровень роста тарифов естественных монополий на 2008 год: цены на газ могут вырасти на 15%, на электроэнергию - на 10%. Судя по всему, монополистам удалось убедить правительство, что рост цен на их продукцию не повлияет на планы снизить инфляцию к 2009 году до 4-5%. Во всяком случае, эксперты уверены, что даже повысив прогноз по росту тарифов монополий и позволив им скорректировать инвестиционные программы, МЭРТ не согласится пересматривать целевые показатели инфляции.

Естественные монополии близки к тому, чтобы одержать победу в весеннем противостоянии с правительством. Напомним, мартовское заседание правительства, посвященное мерам по ограничению роста их тарифов, завершилось скандалом. Анатолий Чубайс разгромил подготовленный Германом Грефом сценарий социально-экономического развития до 2009 года, который предусматривал повышение тарифов на следующий год для энергетиков на 6,5%, для газовой отрасли - на 8%, для железнодорожных перевозок - на 7,5%. И предложил утвердить почти вдвое большие темпы роста тарифов на электроэнергию: в 2008 году - 8-10%, в 2009-м - 7,5-9% ("Газпром" и вовсе затребовал повысить тарифы в будущем году на 22%). Греф возразил: повышение тарифов на электроэнергию до уровня, требуемого РАО, приведет к росту инфляции на 0,4-0,5% - в 2008-м и почти на 0,4% - в 2009 году. Чубайс в ответ сравнил расчеты МЭРТ, основанные на утверждении, что требуемое монополистами повышение тарифов поставит крест на планах правительства снизить к 2009 году инфляцию до 4-5%, со "средневековой хиромантией". Закончилась дискуссия обещанием Грефа номинировать Чубайса на Нобелевскую премию, если тот обоснует свою точку зрения экономически.

Логика МЭРТ проста: тарифы естественных монополий не должны превышать запланированный на год целевой ориентир по инфляции. Однако аппетиты монополистов, утверждающих о невозможности реализовывать инвестпрограммы и проводить модернизацию мощностей, традиционно превышают запланированные годовые прогнозы правительства по росту потребительских цен.

Исудя по всему, им удается отстоять свою точку зрения: как заявил глава Минэкономразвития Герман Греф, на совещании у вице-премьера Александра Жукова было принято решение повысить прогноз роста тарифов на газ с 8% до 15%, а на электроэнергию - с 6,5% до 10% (тарифы для РЖД оставлены на прежнем уровне 7,5%). Это неминуемо повлечет за собой пересмотр сценариев социально-экономического развития, что косвенно подтвердил уже и самГерман Греф, заявивший, что "коррекция коснется некоторых макроэкономических показателей на текущий год".


Заключение

 

В своей работе я рассмотрел несовершенную конкуренцию и три ее вида. Несовершенная конкуренция - это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной, т.е. участники рынка обладают рыночной властью. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными.

Несовершенная конкуренция делится на монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.

Монополия - это рынок, на котором имеется один продавец, полностью контролирующий ситуацию на рынке. Новые фирмы, желающие проникнуть на монопольный рынок, сталкиваются с барьерами. Эти барьеры бывают экономические, юридические и естественные. Монополия снижает эффективность экономики.

Олигополия - это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Отдельные фирмы-олигополисты могут вступать в сговор с целью получения больших прибылей.

Монополистическая конкуренция - это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются "неценовые предпочтения".

Также в своей работе я рассказал о монополиях на примере ОАО "Газпрома", РАО "ЕЭС России", ОАО "Российские железные дороги".

Реформирование предполагало выделение естественно монопольной (транспортировка и распределение газа) и потенциально конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным обособлением.

Таким образом, монополии появляются в сферах и отраслях где конкуренция невозможна, поэтому для защиты интересов потребителей государство осуществляет антимонопольную политику, целью которой является пресечение всяких антимонопольных злоупотреблений.

Российские монополии имеют большое значение для национальной экономики, которая без таких предприятий обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. В настоящее время неоспоримом весом на европейском континенте обладает ОАО "Газпром", но и другие российские естественные монополии находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям и превосходят их.

Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире. Реформы естественных монополий не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится "на плаву". Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировом рынках.


Список литературы

 

1. Борисова, Н.Ю. Несовершенная конкуренция как условие существования страхового рынка/ Н.Ю. Борисова - Финансовый бизнес. - 2008. - №3-4

2. Булавский, В.В. Структура спрса и равновесие в модели олигополии/ В.В. Булавский - Экономика и математические методы. - 2007г.

.   Дерябина, М. Реформирование естественных монополий/ М. Дерябина - Экономистъ. - 2010. - №4

.   Долгова, И.В. Монополии и конкуренция/Долгова И.В., Швейко Н. В - Финансы и кредит. - 2010. - №3

.   Журавлева, Г.П. Экономика/ Г.П. Журавлева - Учебник. - М.: Юристъ, 2010.

.   Козырев, В.М. Основы современной экономики/ В.М. Козырев - учебник - Изд.3-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010.

.   Корнейчук, Б.В. Экономика/ Б.В. Корнейчук - Учебник - М.: Экономистъ, 2009.

.   Липсиц, И.В. Экономика/ И.В. Липсиц - учебник для вузов - М.: Омега-Л, 2006.

.   Многообразие видов конкуренции. // Эко. - 2011 №11

.   Обзор экономики России. Основные тенденции развития. вып.2: пер. с англ. - М.: (б. и.) 2010

.   Соколов, Б.И., Экономика / Б.И. Соколова, С.В. Соколова - Учебник для гуманитариев. - СПб.: Изд. дом "Бизнес-пресса", 2009. - 480с

.   Трофимова, Г.К. Краткий курс экономической теории/ Г.К. Трофимова - учеб. пособие / Трофимова, Галина Константиновна. - М.: Фаир-Пресс, 2009г.

.   Челенков, А.П. Анализ конкурентоспособности на взаимосвязанных рынках/Челенков А.П., Коляда В.В. // Маркетинг. - 2009. - №5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...