Методы самореализации доминирующей личности
Каждая личность уникальна по-своему. Жизненный путь отдельно взятого человека никогда не получится повторить. Но если длина нашей жизни предначертана свыше, то ее ширина, зависит лишь от нас. И здесь у многих возникает проблема и заключается она в самореализации человека как личности. Одним удается найти свою нишу, другие всю жизнь проводят в поисках, а третьи и вовсе проживают лучшие годы впустую. Как найти себя и полностью раскрыть свой потенциал? Об этом мы сейчас и поговорим. В своих исследованиях С.Л. Рубинштейн пришел к выводу, что основным механизмом формирования личности являются мотивы. Они проявляются в мыслях и поступках человека. Если, к примеру, человек берет на себя ответственность, смелость в принятии решений и работает со своими страхами, то впоследствии эти поступки укоренятся в его сознании в виде определенных черт характера. В результате все новые свойства будут связаны в единую систему, с помощью которой человек сможет, либо наоборот окажется не в состоянии раскрыть себя.
Стратегии самореализации личности Самореализация – это процесс, который длится в течение всей жизни человека. Она становится возможной только тогда, когда сама личность осознает свои способности, интересы и потребности. Иными словами вся жизнь человека строится на цепочке действий, направленных на самореализацию и достижение жизненных целей. Чтобы состояться в жизни важно прилагать усилия, которые состоят из определенных стратегий. Выполнение этих стратегий и является главным условием самореализации личности. С изменением возраста человека, меняются его потребности, а значит, цели и жизненные стратегии тоже видоизменяются. К примеру, в юности человек начинает определяться в выборе профессиональной деятельности, а многие на первых порах начинают решать и вопросы личной жизни. Когда первая ступень самореализации достигнута и человек обзавелся семьей и профессией, начинается коррекция и видоизменение стратегий. Когда уходит потребность в обретении должности, начинается адаптация к этой должности, окружению и т.п. Что касается семьи, то и там происходит нечто подобное. Стратегии выбираются личностью с учетом возраста, характера и потребностей. Хотя нередки случаи, когда срабатывает принцип «здесь и сейчас», когда у человека нет времени на раздумья или выгода подвернувшегося действия очевидна[33]. Основными стратегиями самореализации доминирующей личности является саморазвитие, самоорганизация, активная деятельность и конкуренция. Саморазвитие – это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха[33].
В контексте теории Роджерса тенденция саморазвития — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая (формируя) себя. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, личность есть носитель сознания и, в первую очередь, отношения к миру. В этом смысле личность для него проявляется, как способность человека вырабатывать это отношение, т.е. занимать определенную позицию. Такова в его понимании фундаментальная функция личности. Саморазвитие личности является одним из проявлений деятельностной сущности человека. Оно направлено на изменение самого субъекта. Это внутренняя духовно-практическая деятельность субъекта, в результате которой изменяется его внутренний мир[23]. Основные ошибки в саморазвитии Первая ошибка, когда Саморазвитие (развитие) — путают с познанием! Где познание — это накопление знаний без их целенаправленного практического применения. Когда человек поглощает книги по развитию десятками и сотнями, но целенаправленно ничего из прочитанного не реализует в своей жизни, а лишь накапливает информацию. Это нельзя называть развитие или саморазвитием, это не более, чем накопительство. Вторая ошибка, когда человек делает ставку на что-то одно, а всё остальное отбрасывает и не берёт во внимание. Данная ошибка является естественной для людей с узким кругозором. Заключается она в том, что изучив, какой либо материал, в дальнейшем, будет использоваться только он. Например, если психолог использовал один метод на клиенте, и он сработал, он будет использовать этот же метод и на других, отбросив индивидуальности людей.
Третья ошибка — отказ от авторитетов, учителей и наставников. По статистике — у 99% все успешных людей обязательно был наставник, учитель или тренер, и они работали над собой постоянно, многие до самой смерти. Наверное, они что-то в этом понимали, раз достигали успеха. Можно тешить своё самомнение сколько угодно, но без взгляда со стороны и помощи профессионалов двигаться вперёд и вверх эффективно невозможно. Четвертая ошибка — это проблемы с мотивами. Либо, когда у человека мотивов вообще нет, то есть он занимается развитием ради развития, в таком случае у него никогда не будет значимых результатов. Либо, когда мотивы человека, зачем он развивается — сугубо эгоистичные, корыстные или, ещё хуже, негативные. Основные законы эффективного Саморазвития Чёткость видения конечных и промежуточных результатов — целей вашего развития. Должно быть, чёткое понимание чего вы хотите достичь, кем стать, что чувствовать, какими качествами обладать и способностями овладеть. Цели саморазвития — прописываются обязательно письменно и максимально подробно, чтобы ясно был виден результат, к которому идёте. Позитивные мотивы вашего развития должны быть также определены и осознанны. По сути, это ответ на вопрос — куда и как вы собираетесь применить, приложить и направить раскрытый потенциал, обретённую силу и т.д. Саморазвитие всегда должно служить Доброму Делу: развитию общества и людей, созданию чего-то достойного и важного для человечества. Если потенциал не применяется во благо — его раскрытие кармически будет блокироваться. Наличие эффективных техник для саморазвития — для решения всех возможных проблем, раскрытия необходимых качеств, способностей и достижения поставленных целей. Для эффективного саморазвития нужен целый комплекс техник: от формирования понимания и принятия решений, до энергетической проработки, работы с программами, убеждениями, ощущениями, состояниями, ролями, эмоциями и реакциями. Такой набор даёт только система. Достойный авторитет, наставник, учитель - тот, кто обладает большим знанием, нежели вы, человек, к которому должно быть уважение. Он будет не только давать вам новые знания и опыт, а так же корректировать ваше поведение[39].
Самоорганизация личности - деятельность личности по четкой упорядоченности своей жизнедеятельности; способность и умение организовать себя. Проявляется самоорганизация в целеустремленности, самоанализе и жестком самоконтроле, самооценке, самоограничении себя во всем. Самоорганизующаяся личность умеет планировать время и работу, быстро принимать решения и выполнять их, экономно тратить силы и средства. Самоорганизованная личность работает над собой, своим характером, особенно эмоционально-волевой сферой. Это личность с высоким чувством долга, с высокоразвитым личным достоинством[4]. Методы эффективной самоорганизации Чтобы организовать себя самостоятельно, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Волю развивать можно и нужно, но если пока ее не хватает, можно помочь себе другими разумными средствами. Практичная самоорганизация - это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой. Интенсив как образ жизни. Если вы хотите сегодня убраться в комнате, не растягивайте это на весь день, а договоритесь с собой (а лучше еще с кем-то) четко: 15 минут на разборку шкафа (только!), 15 минут навести порядок на столе (ни минуты больше!!), 15 минут протереть пыль и пропылесосить пол (успеть железно!!!), а потом — абсолютная свобода и совершенная радость! Сделать привычкой. Мы сотканы из привычек, а привычка — результат повторения. Привычка обычно формируется на 21 день, и то, что ранее требовало для себя усилий, становится уже легким и привычным. Вы решили обливаться холодной водой: даже если вы начали летом и вам понравилось, вначале нужны усилия, чтобы себя на это организовать. Через три недели это стало привычкой, стало естественным, а к сороковому дню привычка постепенно превращается в потребность: если сегодня не облились, вам уже как-то странно. Уже чего-то не хватает… Итого: если новое начинать и каждый раз бросать, помучив себя неделю, вы всю жизнь будете только мучиться. Если приучать себя к новому немного подольше, новое становится привычным и естественным. Ранее чужое — становится нашим. Тайм-менеджмент: план и распорядок дел. Если вы утром составили себе образ будущего дня, составили список того, что сегодня вы планируете сделать, распределили все дела по порядку и привязали все обязательное к определенному времени, ваш день идет легко и четко. Как по плану. Важно - все записать! Любой план, пока он есть только в вашем воображении - это только мечты. Запишите свои планы, и они превратятся в цель! Также - отмечайте свои удачи и достижения, любым удобным способом выделяйте выполненное и достигнутое - это будет хорошим стимулом и наградой. В 1953 году ученые провели исследование среди группы выпускников Йельского университета. Студентов спрашивали, есть ли у них четкие планы на будущее. Только у 3% опрашиваемых планы на будущее существовали в виде записей целей, задач и планов действий. Через 20 лет, в 1973 году, именно эти 3% бывших выпускников стали более успешными и счастливыми, чем остальные. Более того, именно эти 3% людей добились большего финансового благополучия, чем оставшиеся 97% вместе взятые.
Один из лучших способов приучить себя к порядку — это начать приучать к порядку кого-то из близких или друзей. «Раз сказал — он не понял. Два сказал — не понял. Третий раз сказал — я уже сам все понял, а он все не понимает!»[14]. Также одним из видов самореализации личности является активная деятельность. Так как любая личность проявляется в деятельности, то доминирующую личность проявляется именно в своей активности. Деятельность - специфическая человеческая форма взаимодействия со средой; активность человека, направленная на познание и преобразование среды в целях удовлетворения его потребностей[3]. Активность личности — деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении[14]. То есть мы наблюдаем, что активность доминирующей личности так же зависит от ее мотивации. Что же является мотивацией для такой личности? На данный вопрос, на самом деле, есть несколько ответов, и все они являются правильными. Вот несколько мотивов высокой активности: Мотив самоутверждения – стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение. Иногда такое стремление относят к мотивации престижа (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса). Является одним из самых основных мотивов доминирующей личности. Мотив власти – стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия. Доминирующая личность на то и доминирующая, что является выше других личностей, а значит, мотив власти также является важным в его деятельности. Мотив саморазвития - стремление к личностному росту, реализации своего потенциала. Выше уже обсуждался вопрос саморазвития. Оно проявляется в деятельности, и чем больше активности в деятельности, тем лучше результат развития. Мотив достижения – стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо[31]. Этот мотив идет бок о бок с мотивом самоутверждения и саморазвития. Отличие этих мотивов заключается в том, что самоутверждение в обществе не является основной целью данного мотива, а целью является достижение определенного уровня какого-то навыка. Отличие же с мотивом саморазвития заключается практически в том же. Хоть эта деятельность и будет считаться саморазвитием, но целью является не оно. Для полного погружения в деятельность, личность использует стратегию «Образа Я». Эта стратегия способствует развитию личности профессионала, ее построению образа профессионала, т. е. представления о себе как о профессионале, а также создание образа профессионала как эталонной модели его личности, — соотношение этих двух образов, оценка их рассогласования, выработка стратегии приближения к эталонной модели и стремление к ней определяют один из путей развития личности. Не всякая трудовая деятельность развивает личность, и не всякое развитие профессиональных способностей равнозначно развитию личности. Оно так же, как и появление потребности в труде, связано с достижением субъектом чувства удовлетворенности от процесса и результатов деятельности, наличием стремления к преодолению трудностей и успешностью решения сложных задач, желанием проявить свои возможности в трудовом процессе[6]. В самой деятельности, доминирующая личность также может использовать стратегии соперничества и сотрудничества. Соперничество - взаимоотношения между людьми, характеризующиеся состоянием явной или скрытой борьбы. Тот, кто соперничает, стремится воплотить на практике принцип "Выиграл - проиграл". При этом тот, кто соперничает легко может оказаться в ситуации "Проиграл - выиграл" или хуже того "Проиграл - проиграл". Контролируемое соперничество является хорошим толчком в деятельности. Стоит все же различать понятия соперничества и вражды. Вражда – это не контролированная борьба двух людей, при достижении каких либо целей. Главным отличием вражды от соперничества является то, что при соперничестве люди могут оставаться друзьями и совершенствоваться, а при вражде – нет. Если взять в пример соперничество в спорте, то мы увидим как раз пример контролируемого соперничества. В таком соперничестве идет, первым делом, развитие, так как есть желание превзойти других, но определенных причин для вражды – нет. Так же работает эта стратегия и в любых других жизненных ситуациях. Если в коллективе найти хотя бы одного человека, с которым можно соперничать, то эффективность деятельности может пойти в прирост. Но так же, если каждый из соперников будет понимать, что соперничество является лишь двигателем их прогресса, а не тормозом друг друга. Вторая стратегия в деятельности – это сотрудничество. Сотрудничество - характеризуется принятием субъектами взаимодействия общих целей и согласованной программы деятельности; рациональным распределением функции и ролей с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей каждого участника совместной деятельности; благоприятным нравственно-психологическим климатом в группе, готовностью каждого ее члена оказать помощь другим[12]. В отличие от соперничества, сотрудничество больше совершенствует саму деятельность, а не личность. Личность, в данном методе, развивается медленнее, нежели в соперничестве. Но все же сотрудничество является неотъемлемой частью набора стратегий доминирующей личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|