Изучение собственной устойчивости и переключения внимания, как объект исследования
Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности. Целый ряд профессий предъявляет повышенные требования к определенным свойствам внимания. К примеру, человек с малоподвижным вниманием вряд ли сможет успешно работать там, где постоянно требуются многочисленные контакты со множеством разных людей. Выраженная неустойчивость внимания, особенно в сочетании с его инертностью, противопоказана водительским профессиям. Слабо развитая способность к распределению внимания и недостаточная наблюдательность осложняют овладение педагогической профессией. [8, 117] Сбор объективной информации об особенностях внимания может основываться на неэкспериментальных методах, доступных любому думающему специалисту, и методах экспериментальных предъявляющих более строгие требования к процедуре исследования. Среди неэкспериментальных методов главный – наблюдение. Эффективность наблюдения существенно повышается при использовании программы наблюдения, выделении поведенческих признаков изучаемого явления, систематичности наблюдения. Надежность выводов и оценок возрастает при обобщении результатов наблюдений за данным человеком, проведенных в различных ситуациях разными людьми. Это могут быть, например, данные наблюдений, полученные родителями, учителями, руководителем спортивной секции или кружка. Наблюдение за проявлением основных свойств внимания облегчает использование так называемых «жизненных показателей» – тех особенностей деятельности и поведения, в которых наиболее ярко проявляются изучаемые свойства.
Об устойчивости внимания человека судят по ответам на следующие вопросы: Внимательно ли он работает в течение дня или к концу его внимание заметно снижается? Может ли он долго работать, когда включено радио или шумят товарищи? Может ли человек долго обдумывать в деталях какой-то вопрос или же быстро отвлекается? Нравится или раздражает длительная напряженная работа? Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по следующим признакам: Насколько быстро человек переходит от одного занятия к другому? Насколько легко человек начинает новое дело, втягивается в работу или же ему дается это с большим трудом? Легко ли замечает появление новых деталей окружающей обстановки, даже небольшие изменения привычных обстоятельств? Может ли он быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему мысленно, теряется при неожиданном сообщении, что время работы истекло? Разумеется, проявления этих признаков зависят от ситуации и состояния человека, его отношения к работе, окружающим людям. Они будут показательными лишь в том случае, если встречаются у человека достаточно часто. Кроме того, внешние проявления внимания бывают обманчивы. Использование экспериментальных методов дает возможность повысить точность оценки интересующих нас свойств внимания, многократно проверить полученные данные. [9, 57]
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение собственной устойчивости и переключения внимания Организация опытно-экспериментального исследования собственной устойчивости и переключения внимания Методика «Таблицы Шульте» (Приложение 1). Описание теста: Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
Оборудование: Пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25, размером 20*20 см, секундомер. Инструкция к тесту: Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций. Обработка и интерпретация результатов теста · эффективность работы (ЭР), · степень врабатываемости (ВР), · психическая устойчивость (ПУ). Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле: ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где Тi - время работы с i-той таблицей.
Таблица 1
Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР= Т1 / ЭР ПУ=Т4 /ЭР Мои результаты: Т1 = 29с; Т2 = 27с; Т3 = 24с; Т4 = 26с; Т5 = 26с. ЭР = (29 + 27 + 24 + 26 + 26)/5 = 26,4 (5 баллов) ВР = 29/26,4 ≈1,1 ПУ = 26/26,4 ≈ 1
Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера): Цель: Методика дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, позволяет получить информацию об объеме и устойчивости произвольного внимания, о развитии моторики руки. Оборудование: Для выполнения методики используется стандартный бланк, содержащий кружки, квадраты, ромбы и треугольники, выстроенные в строчки и чередующиеся в случайном порядке (Приложение 2). Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд." Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок. Уровень концентрации внимания определяют по таблице.
Таблица 2 За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга. [9, 100] Мои результаты: Число обработанных фигур: 70 Количество ошибок: 0 Счет по Крепелину: Наиболее популярный Счет по Крепелину, который помогает изучить устойчивость внимания исследуемого при простой монотонной деятельности. Необходимо сложить числа, напечатанные одно под другим, записать полученный результат без десятка. Испытуемого предупреждают, что после каждого слова «Стоп» он должен начинать работу с новой строчки. Работать нужно быстро и безошибочно. На каждую строку даётся 30 секунд.
По результатам опыта строят кривую утомляемости. Увеличение количества ошибок и/или снижение скорости выполнения задания к концу эксперимента говорит об истощаемости. Краб = S 2/ S 1, где S2 – сумма правильно выполненных сложений в течение второй половины эксперимента; S1 – сумма правильно выполненных сложений в течение первой половины эксперимента. Если значение коэффициента работоспособности приближается к 1, то это означает, что утомления практически не происходит. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о медленной врабатываемости испытуемого. Коэффициент работоспособности, стремящийся к нулю, связан с истощаемостью внимания и снижением работоспособности. [9, 203] Мои результаты: S1 = 65 S2 = 68 Краб = S2/S1 = 68/65 ≈ 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|