Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 49. Развитие рынка информационных услуг




Вопрос 48. Информационная безопасность в условиях информационного рынка

В Законе Российской Федерации «Об участии в международном информационном обмене» говорится:

«Информационная безопасность»-- это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организации, государств. Целями защиты информации являются:

1. предотвращение разглашения, утечки и несанкционированного доступа к охраняемым сведениям

2. предотвращение противоправных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации

3. предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы

4. обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности

5. защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах

6. сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством

7. обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения

Обеспечение безопасности информации не должно быть одноразовым актом. Безопасность информации может быть обеспечена при комплексном использовании всего арсенала имеющихся средств защиты во всех элементах производственной системы и на всех этапах обработки информации. Наиболее эффективно, когда все используемые методы и меры действуют как единый целый механизм—система защиты информации. (СЗИ)

СЗИ не способна обеспечить безопасность информации без подготовки пользователей и соблюдения ими всех установленных правил ее защиты.

Система защиты информации—совокупность специальных органов, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту информации от внутренних и внешних угроз.

Конфиденциальная информация (информация ограниченного доступа), информация, распространение которой возможно в условиях конфиденциальности и секретности подразделяется на:

1. документированная информация о государственной и служебной тайне (в порядке защиты интересов государства)

2. документированная информация, содержащая сведения о ноу-хау (в порядке защиты секретов производства и науки)

3. персональные данные (в порядке защиты личной тайны)

Система защиты конфиденциальной информации должна отвечать требованиям надежности, оперативности и экономической целесообразности.

Особую остроту данная проблема приобретает по отношению к коммерческим информационным системам, так как информация превращается в товар, который обменивается и продается. Кроме того, несанкционированный доступ приводит к раскрытию и возможному удалению содержания информации, что нарушает ее целостность и становится причиной утаивания полученной информации.

Указом Президента Российской Федерации в 1992 году создана Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России), которая проводит единую техническую политику и координирует работы в области защиты информации. В ее функции входит обеспечение государственной защиты информации от промышленного шпионажа, от технических разведок иностранных государств, противодействие ее утечке по техническим каналам на территории Российской Федерации.

В 90-е годы приняты законы Российской Федерации «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», разработана концепция информационной безопасности страны, создана государственная система защиты информации, организованы региональные и отраслевые центры, обеспечивающие проведение лицензионной деятельности в сфере защиты информации.

В России существует Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ). ФАПСИ создана информационно-телекоммуникационная система специального назначения в интересах органов государственной власти—система ситуационных центров, предназначенных для использования в военное время и при чрезвычайных ситуациях.

Действует защищенная сеть передачи данных «Атлас». Она обеспечивает передачу документов между административными центрами субъектов РФ.

В высших государственных органах установлены технические средства, обеспечивающие обмен закрытыми данными, решены технические вопросы обеспечения взаимодействия этой сети с другими сетями («Инфотел», «Роснет», «Редком»). Также в России существует «Ассоциация защиты информации».

Вопрос 49. Развитие рынка информационных услуг

мировой информационный рынок начал формироваться со времен Античных времен в силу интернационального характера представленного в них знания. Уже в это время практиковались поездки ученых в другие страны для посещения библиотек и работы с материалами, полученными в них. По мнению других специалистов самостоятельного международного и мирового рынка информационных услуг может относится к середине 19 века, когда на рынке международной книжной торговли вышли первые реферативные журналы, содержащие научно-техническую информацию. В первой четверти 19 века, когда каналы телеграфной связи соединили страны и континенты, развитие мирового информационного рынка резко ускорилось за счет сектора деловой и коммерческой информации. В это время, наряду с простыми формами обмена информационными услугами, возникли более сложные формы разделения труда и кооперации в информационной деятельности. Биржи Европы, США, Азии начали регулярный обмен биржевой, финансовой информацией. С начала 20 века мировая торговля информационными услугами развивалась в направлении охвата новых секторов рынка и включения его в состав развитых и развивающихся стран. Обмен информацией между странами рассматривается в качестве важного направления развития международных и межгосударственных отношений. Помимо двусторонних и многосторонних программ в рамках экономического, военно-технического сотрудничества, он всегда находился в центре внимания. С возникновением глобальных проблем мирового развития, с которыми встретилось человечество, осознание коллективных усилий для их разрешения, помимо простых форм обмена информационными услугами, обогатилось кооперацией стран в рамках международных систем научно-технической информации. Эти системы использовали разделение труда, основанное на специализации в обработке национальных источников с целью сокращения затрат на информацию, информационные продукты и услуги. Информационная революция 60-х годов дала резкий толчок в развитии процессов информационной деятельности как в направлении интенсификации информационных связей, так и в использовании новых форм разделения труда. Переход к использования баз данных позволил реализовать на практике экономические преимущества углубления, интернационализации информационной деятельности в качестве ведущего инструмента роста конкурентоспособности и укрепления позиций на информационном рынке. Среди самых первых можно назвать информационные службы США, такие как НАСА, Медларс, Эрик.С конца 60-х годов их примеру последовали государственные информационные службы США, работающие в области научно-технической информации и некоммерческие службы Европы и США, которые были учреждены научно-техническими обществами (напр., «Инспект»).Проблема неконтролируемости трансграничных потоков информации, прежде всего в США, была осознана в мире как одна из угроз национальному суверенитету менее развитых стран. Несмотря на то, что информационные службы США могут полностью удовлетворить информационные потребности Западной Европы и Азии, такой вариант является нежелательным. Чрезмерно усиливающаяся роль США на мировом информационном рынке вызвала озабоченность не только развивающихся, но и развитых стран. Решение этой проблемы на двусторонней основе вызвало трудности, так как различный уровень развития стран не позволял обеспечить его на принципах равноправия.

В качестве вариантов решения проблемы были выработаны три подхода:

1. Разработка глобальной программы развития информационной деятельности ЮНИСИСТ под эгидой ЮНЕСКО. В 1972 году была создана эта программа, которая должна была собрать воедино все мировые информационные ресурсы. Она столкнулась со сложностями, которые свидетельствовали, что в большинстве стран нет хорошо поставленной информационной системы. Национальные библиотеки некоторых стран не ведут национальную библиографию. Была создана специальная программа НАТИС в 1974 году (с 1976 года—единая мировая программа). Ее задачей было возрождение национальной библиографии во всех регионах. В тот период Республика Беларусь в составе СССР полностью соответствовала программе НАТИС.

2. Разработка региональных программ в рамках Евросоюза. С 1969 года начинает работать международная система научно-технической информации—международная система НТИ.

3. Разработка специальной политики протекции по отношению к национальному рынку информационных продуктов и услуг. В Европе к концу 70-х, началу 80-х годов сначала отказались от первоначальной концепции проекта, основанного на разделении труда в области информационной деятельности, но потом осознали необходимость соответствия информационной деятельности в Европе к философии рынка. Задача формирования общеевропейского рынка стала основной для стран Европы. В целом, опыт Евросоюза показал, что высокоэффективное решение научно-технических и организационных проблем, повышение информационной конкурентоспособности могут быть достигнуты только на общеевропейском уровне.

 

Вопрос 50. Цели, задачи и содержание автоматизации библиотек. Масштабность автоматизации: комплексная, частичная, минимальная. Состояние автоматизации библиотек в Беларуси и других странах мира сравнительный анализ.

автоматизация - комплекс мероприятий, направленных на повышение производительности труда человека путем замены рутинных ручных операций средствами автоматизации

1588г. изобретение «французского» (книжного) колеса – вращение с помощью педали стола с книгами.

1863г. изобретение книжного указателя Альбертом Котгрейвом

1945г. Ванневар Буш описал гипотетическую механическую библиотеку, которая предвосхитила автоматизированную библиотеку. Некоторые идеи Буша легли в основу технологии гипертекста.

1961 г. использование компьютера для указания подобранных статей химических рефератов на основании индексирования по ключевым словам.

Октябрь 1964 г. инициирован пилотный проект создания машиночитаемого формата для обмена библиографическими данными. (руководитель проекта Генриетта Аврамс).

Июнь 1965 г. разработан формат МАRС.

1967-1968 гг. Создан центр каталогизации OCLC (Ohaio College Library Center). Позднее он стал называться как Online Computer Library Center.

1980 – 1990 гг. развитие библиотечных компьютерных сетей (Австралия, Канада, Германия)

1990 – наши дни. Использование ресурсов глобальной сети Интернет в библиотеках. Создание электронных библиотек.

Целью автоматизации библиотек является повышение продуктивности и эффективности функционирования библиотечно-информационных учреждений, работа библиотечных кадров по улучшению качества создаваемых собственных информационных продуктов и услуг и обеспечение доступа к мировым информационным ресурсам, улучшение сервиса и повышение оперативности обслуживания пользователей с помощью современных информационных технологий.

Задачами библиотечной автоматизации являются

· ликвидация рутинных библиотечных процессов;

· реализация принципа одноразовой обработки информации и ее многоразового и многоаспектного использования;

· повышение качества и комфортности обслуживания читателей в библиотеке и за ее пределами;

· обеспечение оперативного (интерактивного в масштабе реального времени) свободного (корпоративного) доступа к национальным и мировым информационным ресурсам.

С точки зрения масштабности автоматизации она может быть трех видов:

комплексная (максимальная), свойственна большим и очень большим библиотекам, обеспечивает доступ к внешним информационным ресурсам; частичная (применяется в средних библиотеках, ею охвачены основные библиотечно-информационные направления деятельности библиотеки – учет и обработка фонда, обслуживание читателей и т.п.); минимальная (применяется в небольших библиотеках, основным ее содержанием является предоставление доступа к внешним информационным ресурсам).

В настоящее время русскоязычных полнотекстовых ресурсов сравнительно немного, поэтому отсутствие иностранного языка в арсенале пользователя − еще один барьер активного использования научных баз данных. Имеет значимость для удаленных пользователей такие, как web-версия электронного каталога, «Виртуальная справочная служба», «Служба электронной доставки документов», «Сводный электронный каталог» библиотек Беларуси.

Сегодня Национальная библиотека Беларуси обеспечивает доступ к 107 полнотекстовым и комбинированным базам данных 26 авторитетных производителей информационных ресурсов. Фаворитами читательского спроса среди приобретаемых баз данных являются Электронная библиотека диссертаций РГБ, EBSCO, East View, ProQuest. Востребованы также и полнотекстовые электронные ресурсы правовой тематики: справочно-правовая система «Консультант-Плюс» и эталонный банк данных Национального центра правовой информации «Эталон».

 

Вопрос 51. Понятие автоматизации библиотек. АБИС как результат автоматизации библитеки. Соотношение пнятий АИПС, АИС и АБИС. Определение АБИС как разновидности АИС. Специфика АБИС.

Целью автоматизации библиотек является повышение продуктивности и эффективности функционирования библиотечно-информационных учреждений, работа библиотечных кадров по улучшению качества создаваемых собственных информационных продуктов и услуг и обеспечение доступа к мировым информационным ресурсам, улучшение сервиса и повышение оперативности обслуживания пользователей с помощью современных информационных технологий.

Задачами библиотечной автоматизации являются

· ликвидация рутинных библиотечных процессов;

· реализация принципа одноразовой обработки информации и ее многоразового и многоаспектного использования;

· повышение качества и комфортности обслуживания читателей в библиотеке и за ее пределами;

· обеспечение оперативного (интерактивного в масштабе реального времени) свободного (корпоративного) доступа к национальным и мировым информационным ресурсам.

1комплексная (максимальная), свойственна большим и очень большим библиотекам, обеспечивает доступ к внешним информационным ресурсам;

2частичная (применяется в средних библиотеках, ею охвачены основные библиотечно-информационные направления деятельности библиотеки – учет и обработка фонда, обслуживание читателей и т.п.);

3минимальная (применяется в небольших библиотеках, основным ее содержанием является предоставление доступа к внешним информационным ресурсам).

Часто синонимами понятия «автоматизация библиотек» рассматривают такие понятия как «компьютеризация библиотек», «информатизация библиотек», «внедрение информационных технологий», «автоматизация библиотечно-библиографических процессов» и др.. Так с «компьютеризацией библиотек» связывают установку компьютерной техники «Автоматизация библиотек» предполагает помимо применения компьютерной техники использование машинных алгоритмов сбора, обработки, хранения и передачи информации. «Информатизация библиотек», включающем помимо автоматизации процессы создания конечных электронных информационных ресурсов, таких как электронные каталоги, базы данных. Конечным результатом автоматизации информационно-библиотечных процессов является автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС).Таким образом, под автоматизацией будем понимать комплекс мероприятий по созданию (внедрению) в работу АБИС.

Информационная система (ИС) – это совокупность людей, процедур и ресурсов, которая собирает, обрабатывает и распространяет информацию в той организации, к которой она относится.

ИС различных типов, например, письменная (бумага-и-карандаш) или неформальная (устная). Различают также информационные системы компьютеризированные и некомпьютеризированные. Автоматизированная ИС (АИС) использует компьютерное оборудование, программное обеспечение, телекоммуникации и другие виды информационных технологий (ИТ) Всякий, кто пользуется ИС - конечный пользователь.

Информационные системы играют жизненно важную роль во всех видах человеческой деятельности, поскольку сегодня информация - один из ключевых ресурсов развития общества. Они предоставляют информацию для эффективного выполнения операций и управления организацией в целом. АИС, применяемая в библиотечной сфере, называется автоматизированной библиотечно-информационной системой (АБИС). четыре главные компоненты(АИС): (1) Люди (конечные пользователи и ИТ специалисты), (2) техническое обеспечение (компьютеры и носители информации), (3) программное обеспечение (программы и процедуры), (4) данные (данные, модели и базы знаний)

автоматизированных информационно-по­исковых систем (АИПС) Можно привести ряд примеров АИПС. НТК "АСУ — Импульс".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...