I. Теоретические основы АБИС
Однозначной трактовки понятия «автоматизация» не существует. Обычно под ним понимают: использование средств автоматизации для управления определенными процессами или для выполнения определенных функций; замена ручного труда или механических устройств в том или ином технологическом процессе средствами автоматизации; комплекс мероприятий, направленных на повышение производительности труда человека путем замены рутинных ручных операций средствами автоматизации. Сегодня в качестве средств автоматизации используются современные компьютерные системы и телекоммуникационные сети. Задачами библиотечной автоматизации являются ликвидация рутинных библиотечных процессов; реализация принципа одноразовой обработки информации и ее многоразового и многоаспектного использования; повышение качества и комфортности обслуживания читателей в библиотеке и за ее пределами; обеспечение оперативного (интерактивного в масштабе реального времени) свободного (корпоративного) доступа к национальным и мировым информационным ресурсам. С точки зрения масштабности автоматизации она может быть трех видов: 1) комплексная (максимальная), свойственна большим и очень большим библиотекам, обеспечивает доступ к внешним информационным ресурсам; 2) частичная (применяется в средних библиотеках, ею охвачены основные библиотечно-информационные направления деятельности библиотеки – учет и обработка фонда, обслуживание читателей и т.п.); 3) минимальная (применяется в небольших библиотеках, основным ее содержанием является предоставление доступа к внешним информационным ресурсам). Если раньше автоматизация начиналась, как правило, с формирования базы данных (электронного каталога), то в последнее время в основном с подключения к глобальной сети Интернет и внешним базам данных.
Конечным результатом автоматизации информационно-библиотечных процессов является автоматизированная библиотечно-информационная система (АБИС).под автоматизацией будем понимать комплекс мероприятий по созданию (внедрению) в работу АБИС определенного масштаба и назначения.То, какие характерные особенности присущи АБИС, можно определить исходя из анализа самого этого термина. Система может быть определена как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, формирующих единое целое. Например, в качестве систем можно рассматривать солнце и вращающиеся вокруг него планеты; организм человека, промышленное предприятие, общество. Признаки системы: § Имеет структуру (взаимосвязи между компонентами) вертикальную (иерархическую) и/или горизонтальную. § Состоит из подсистем, которые, в свою очередь, могут быть системами, состоящими из более мелких элементов. § Устойчивость системы обеспечивается ее постоянным развитием. Информационная система (ИС) – это совокупность людей, процедур и ресурсов, которая собирает, обрабатывает и распространяет информацию в той организации, к которой она относится. ИС как всякая динамическая система имеет 3 основные взаимодействующие компоненты или функции: 1. Ввод ( сбор и накопление данных) 2. Обработка (конвертирование входных данных в выходные данные, информационные продукты) 3. Вывод (передача результатов, полученных после завершения процесса обработки входных данных, по назначению). Важную роль в концепции системы играют два ее дополнительных компонента: обратная связь и управление. Система с компонентами обратной связи и управления называется кибернетической системой, т.е. самоуправляемой и саморегулируемой.
Обратная связь – это данные о функционировании системы. Управление включает в себя мониторинг и оценку данных обратной связи для определения степени соответствия функционирования системы поставленным целям. Обратная связь часто рассматривается как необходимая часть функции управления. В случае корректного функционирования системы формируется позитивная обратная связь, в случае некооректного функционирования – негативная. В реальном мире функционирование большинства систем со временем порождает негативную обратную связь, что объясняется такой системной характеристикой как энтропия – тенденцией системы терять относительно стабильное состояние равновесия. Для понимания информационной системы важен также учет некоторых других системных характеристик, например, учет того, что система функционирует не в вакууме, а существует и функционирует окруженная другими системами, составляющими внешнюю среду. Если система является частью большей системы, она называется подсистемой, а большая система является для нее средой, от которой она отделена границей системы. Некоторые системы действуют в одной и той же среде и связаны общей границей, называемой интерфейсом. Система, функционирующая с другими системами в одной среде, называется открытой системой. Она обменивается с ними данными, связана с ними интерфейсами ввода/вывода. Если система способна изменяться или изменять внешнюю среду, в которой она функционирует, то такая система называется адаптивной. Существуют множество ИС различных типов, например, письменная (бумага-и-карандаш) или неформальная (устная). Различают также информационные системы компьютеризированные и некомпьютеризированные. Автоматизированная ИС (АИС) использует компьютерное оборудование, программное обеспечение, телекоммуникации и другие виды информационных технологий (ИТ) для того, чтобы преобразовать ресурсы данных в информационные продукты. Всякий, кто пользуется ИС или информацией, которую она производит, называется конечным пользователем. Они предоставляют информацию для эффективного выполнения операций и управления организацией в целом. АИС, применяемая в библиотечной сфере, называется автоматизированной библиотечно-информационной системой (АБИС).
Модель автоматизированной информационной системы (АИС), содержит четыре главные ее компоненты: § (1) Люди (конечные пользователи и ИТ специалисты), (2) техническое обеспечение (компьютеры и носители информации), (3) программное обеспечение (программы и процедуры), (4) данные (данные, модели и базы знаний) § Ресурсы данных после их обработки трансформируются в информационные продукты для конечного пользователя § Процесс обработки информации состоит из ее ввода, обработки, вывода, хранения и управления системой. Конечные пользователи (пользователи, клиенты) – это люди, использующие АИС или производимые ей информационные продукты. В случае АБИС к ним относятся читатели, пользователи и сотрудники библиотеки, люди, курирующие деятельность библиотек. ИТ специалисты – это люди которые разрабатывают и сопровождают АИС. К ним относятся системные аналитики (разрабатывают системы исходя из требований конечных пользователей), программисты (пишут программы на основе спецификаций системы, разработанных системными аналитиками), операторы (вводят в систему данные и управляют системой), технический персонал (обслуживают компьютерную технику). Под компьютерами здесь понимаются: § Компьютерные системы, которые состоят из центрального процессора (ЦП) и компьютерной периферии, т.е. связанных с ЦП различного вида периферийных устройств, таких как клавиатура и электронная мышь для ввода данных и команд, видеоэкран и принтер для вывода информации, магнитные и оптические диски для хранения информации. ого оборудованиямнокомпьютерное и сетевое оборудование (компьютеры, сканеры, принтеры, видеомониторы, концентраторы, репиторы, кабельная система и т.п.). § Телекоммуникационное оборудование, которое состоит из кабельной системы, различного рода коннекторов, концентраторов, монтажных стоек, трансиверов, репитеров и т.п. Носители информации – это гибкие и жесткие магнитные диски, магнитные ленты, CD/DVD-ROM-ы, распечатанные выходные документы.
Программы – это операционные системы, универсальное (MS Word, MS Excel и др.) и специализированное (программы MARK-SQL, ИРБИС, LIBER-MEDIA, бухгалтерские программы) программное обеспечение. Процедуры – инструкции использования ПО, ввода данных, корректировки ошибок, распространения выходных результатов работы системы и т.п. Ресурсы данных – библиографические записи и базы данных, записи о пользователях библиотеки, информация о сотрудниках библиотеки и т.п. Данные могут быть представлены в различной форме: в виде текста (алфавитно-цифровых символов), графических изображений (графиков, схем), аудио- и видео записей. Обычно ресурсы данных организованы в Базы данных, содержащие как правило, структурированную информацию в виде записей. Базы моделей, которые содержат концептуальные, математические, логические, организационные модели, выражающие производственные отношения и взаимосвязи, маршруты движения людей, продуктов и информации о них. Базы знаний, которые содержат знание во множестве форм, таких как факты и правила из различных областей знания. Базы знаний, как правило, связаны с экспертными системами. Информационные продукты – это записи инвентарной книги, статистические отчеты, выходные формы и т.п. Существует определенное различие между данными и информацией. Данные – это собранные, но необработанные факты, наблюдения, количественные показатели, даты и т.п. Более точно данные определяют как объективные измерения атрибутов (характеристик) реально существующих объектов или процессов. Информация – это данные, подвергшиеся смысловой обработке с заранее заданной определенной целью. Таким образом, в состав всякой АИС входят 4 подсистемы: (1) технического обеспечения (ТО), (2) программного обеспечения (ПО), (3) информационного обеспечения (ИО) и (4) организационного обеспечения. АБИС представляет собой сложный организационно-технологический комплекс, который включает: · информационное обеспечение – совокупность различных информационных ресурсов, которые обрабатываются системой, средств кодирования информации, методов ее организации, хранения и контроля. · лингвистическое обеспечение, которое представляет собой широкий спектр информационно-поисковых языков и методов, необходимых для обработки документов и запросов, а также средств для их использования и поддержки. · программное обеспечение – совокупность машиночитаемых алгоритмов для управления работой ЭВМ, пакетов прикладных программ (для АБИС), документация, необходимая для эксплуатации системы. · техническое (аппаратное) обеспечение, к которому относят компьютерные периферийные устройства, средства связи, оргтехнику и т.п.
· сетевые технологии реализации системы (локальные, распределенные, глобальные). · организационно-технологическое обеспечение, которое состоит из организационно-технологической документации, средств контроля и управления, что обусловливает принятие решений для эффективной эксплуатации системы. · кадровый персонал (библиотечные работники, инженерно-технические работники, администраторы баз данных, программисты и др.). · эргономическое – организационные мероприятия по обеспечению соответствующих условий работы на компьютере, требуемых нормативных параметров освещения рабочих мест, температурно-влажностного режима в помещениях библиотеки и т.п. Классификация АБИС Классификация АБИС является сложной научной проблемой, что объясняется тем, что при классификации возможны различные подходы к формированию родо-видовых соотношений и понятий, а также их сложностью и масштабностью. Наиболее предпочтительной для классификации АБИС является фасетная классификация, в основу которой положено выделение различных групп признаков АБИС. Например, АБИС можно подразделять на: - по виду и характеру вводимой и обрабатываемой информации библиографические фактографические полнотекстовые справочные смешанные (современные АБИС – это смешанные системы, хотя в АБИС, эксплуатируемых в библиотеках Беларуси, в основном используются библиографические базы данных. В то же время заметна тенденция к увеличению доли полнотекстовых баз данных. Часто в системе полный текст документа связан с библиографической записью о нем) по профилю комплектования информационных массивов документов (зависит от профиля комплектования библиотеки) o универсальные o многоотраслевые o узкотематические - в зависимости от состава подсистем и задач АБИС и характера их реализации в системе o интегрированные o неинтегрированные (в первом случае АБИС охватывает все основные процессы библиотечно-информационной деятельности и все ее компоненты находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимодействии друг с другом (например, используется в различных подсистемах АБИС одни и те же базы данных) - по функциональному назначению o однопользовательские o сетевые - по архитектуре используемых сетевых технологий файл-серверные клиент-серверные по масштабам функционирования автономные (локальные) распределенные (корпоративные) с использованием технологий глобальных информационных систем (интернет-технологий) по адаптируемости (способности к изменению) открытые закрытые гибкие Библиотека как объект автоматизации. Организационно-функциональная структура АБИС Успешное функционирование любой АБИС требует такой ее организациии, при которой поставленные перед системой задачи выполняются качественно и при наименьших усилиях и расходах. В основе построения любой АБИС лежит системный подход, который предусматривает взаимосвязь составляющих ее подсистем, разделение функций между составными частями системы, типизацию всех ее параметров, возможность наращивания и модификации системы. В этом смысле можно говорить об архитектуре т организационно-функциональной структуре системы, которые тесно взаимосвязаны. Архитектура (организация) – принцип построения и работы системы, которая состоит из (1) аппаратных средств, (2) функциональных узлов, (3) программных модулей, а также структуры управления и информационных связей между ними, которые обеспечивают реализацию автоматизации БИП. Относительно технологий компьютерных сетей понятие "архитектура" включает такие понятия как "протоколы", "интерфейсы", "форматы данных", которые необходимы для реализации связей всех элементов сети между собой и передачи информации по сети. Функциональная структура АБИС представляет собой множество объектов и связей между ними. В качестве таких объектов в АБИС выступают ее подсистемы. В общенаучном плане, подсистема – это часть любой системы, выделенная из нее по родо-видовому признаку, назначению, условиям жизнедеятельности, взаимодействия и функционирования. Подсистема может осуществлять одну или несколько основных или дополнительных функций системы. По своим основным признакам она может также являться системой, которая включается в состав (охватывается) другой более сложной системой. АБИС состоит из определенных функциональных подсистем как составных частей системы, которая реализует одну или несколько близких библиотечным технологиям функций:комплектование, обработка, хранение,доставка документов, учет, менеджмент. Функциональные подсистемы действуют независимо друг от друга, но имеют связи между собой, которые их объединяют в единое целое – АБИС, что достигается с помощью одного из основных принципов построения АБИС – принципа интегрированности, который трактуется на различных уровня взаимосвязи и взаимодействия как функциональный – как возможность взаимосвязанного функционирования всех основных БИП и представления библиотеки как системы, функционирующей в среде других систем; технологический – как возможность осуществления одноразовой обработки информации и многоразового и многоаспектного ее использования в других автоматизированных рабочих местах (АРМ); управленческий – как возможность осуществить и проследить в системе 2 основных пути в библитеке: (1) путь документа, (2) путь запроса; корпоративный – как возможность участия в работе, доступе к другим системам и сетям. Количество функциональных подсистем в зависимости от степени детализации библиотечных функций может быть разным в различных АБИС. Например, в АБИС "БИТ-2000", таких функциональных подсистем шесть: 1) комплектование и учет фонда; 2) каталогизация и ведение каталога; 3) сводный ЭК; 4) библиотечное обслуживание; 5) справочно-библиографическое и информационное обслуживание; 6) управление библиотечной деятельностью; 7) администрирование системы. АБИС ИРБИС (избирательная расширяемая информационноая система) имеет 5 функциональных подсистем: 1) комплектование; 2) каталогизация; 3) читатели; 4) обслуживание; 5) администрирование. В состав АБИС NATLIS (Национальной информационной системы) входит 14 функциональных подсистем. Подсистемы в АБИС реализованы в виде функциональных задач, которые непосредственно связаны с соответствующими подсистемами и являются ее основной единицей. Задачи можно подразделить на: служебные (ориентированы на выполнение внутрибиблиотечных технологических функций); системные (связаны с поддержкой жизнедеятельности системы, с ее программными решениями, обеспечивающими сохранность информации, управление системой и т.п.); пользовательские (связаны с обслуживанием пользователей библиотеки). Реализация в АБИС большого количества функциональных подсистем свидетельствует о ее качестве (в некоторых системах могут отсутствовать расчеты с бухгалтерией, оформление бланков-заказов и т.д.) В свою очередь, функциональные подсистемы реализованы в виде соответствующих АРМ-ов. АРМ (автоматизированное рабочее место) – комплекс программно-технических средств, которые обеспечивают автоматизацию работы библиотеки. Функционирование АРМ-ов обеспечивается соответсвующими программными модулями АБИС, при этом количество имеющихся в АБИС программных модулей может превышать количество АРМ-ов, т.е. некоторые АРМ-ы могут поддерживаться несколькими программными модулями. Например, АРМ "Каталогизатор" может поддерживаться модулями: "Систематизатор", "Поиск", "Ретроимпорт", "Ретроэкспорт". В АБИС, которые поддерживают сетевые технологии, есть такой, например, АРМ как WWW-шлюз, который обеспечивает выход из любого режима АБИС в Интернет для осуществления экспорта/импорта информации. АРМ-ы отличаются друг от друга по таким признакам, как - функциональное назначение - место использования. Состав АРМ зависит от конкретной библиотеки как объекта автоматизации, степени детализации функциональных подсистем и задач. И в отечественных и в зарубежных АБИС можно выделить следующие 5 классических АРМ-ов: 1) комплектатор; 2) каталогизатор; 3) читатель; 4) книговыдача; 5) администратор. Кроме перечисленных, в некоторых АБИС также есть АРМ-ы: - книгохранение; - периодика - поиск - МБА - домашний абонемент и др. По месту использования АРМ-ы подразделяются на локальные (представляют собой комплекс, функционирующий в той же локальной компьютерной сети, где работает и сервер используемых в АРМ баз данных); удаленные (обеспечивают работу территориально распределенных отделов библиотеки, а также ее филиалов); с доступом в сеть Интернет (функционируют с использованием иетернет-приложений для доступа к определенному АРМу и системе во всемирном масштабе).
Вопрос 53. Анализ существующих взглядов на принципы построения автоматизированных систем. Базовые принципы разработки новых, усовершенствования функционирующих или внедрения уже существующих АБИС Принципы построения АБИС должны применяться уже на самой первой стадии ее проектирования. Проектирование – процесс построения образа объекта, который используется для осущетсвления конкретных целей, задач. Для АБИС процесс проектирования заканчивается созданием реальной АБИС. Построение АБИС базируется на системном подходе к анализу структуры и деятельности самой библиотеки. Опыт разработки АБИС свидетельствует о том, что эта работа должна выполняться в соответствии с определенными базовыми принципами, которые различные специалисты формулируют зачастую по-разному, но можно определить в них и общее для них всех. Такие принципы построения АБИС можно разделить на 2 группы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|