Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ состояния российской экономики и сферы инноваций

 

Российская экономика стала похожа на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.

После изменения государственного строя и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, способные оказать демократической России экономическую поддержку, стали воспринимать ее как развивающуюся страну.

В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной приватизацией в условиях "шоковой терапии", то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с 1992 годом число исследователей сократилось на 376 100 человек, то есть в 1,9 раза. Важно отметить, что с 1992 года численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.

Основные виды технологической инновационной деятельности организаций в настоящее время составляют:

25,8% - приобретение и освоение машин и оборудования, имеющих отношение к технологическим инновациям;

15,3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения услуг или методов их производства (передачи);

13,5% - исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов;

11,2% - приобретение программных средств;

9,9% - обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями;

7,8% - маркетинговые исследования в области технологических инноваций;

6,5% - приобретение технологических инноваций;

10,0% - прочие технологические инновации.

Технологические инновации направлены на расширение ассортимента и улучшение качества производимых товаров и услуг (инновация-продукт) или используемых при этом технологий (инновация-процесс). Именно они лежат в основе удовлетворения растущих, все более разнообразных личных, производственных и иных потребностей, насыщения и обновления рынков товаров и услуг, повышения эффективности производства, смены моделей и поколений техники, технологических укладов и технологических способов производства. Микроинновации направлены на улучшение отдельных параметров выпускаемой продукции, используемой технологии, экономических, социальных, политических систем и т.п. и обычно не приносят сколько-нибудь значительного эффекта.

Статистические данные позволяют выявить распределение затрат на исследования и разработки в общем объеме отгруженной продукции, а именно:

64,4% организаций расходуют на исследования и разработки до 1% от общего объема отгруженной продукции;

14,7% организаций - 4% и более;

11,7% организаций - 1-2%;

9,3% организаций - 2-4%.

За 2002 год было создано 637 передовых технологий, из них принципиально новых - 44, что составляет 6,9%. Число организаций, использовавших передовые технологии, составляет 0,09% от общего числа организаций в промышленности. За последние 9 лет освоено 56 432 передовые производственные технологии.

Состав технологических инноваций приблизительно следующий:

I группа - проектирование и инжиниринг;

II группа - производство, обработка и сборка;

III группа - автоматизированная транспортировка металлов и деталей, а также автоматизированные погрузочно-разгрузочные операции;

IV группа - аппаратура автоматизированного наблюдения и контроля;

V группа - связь и управление;

VI группа - производственная информационная система;

VII группа - интегрированное управление и контроль.

Итак, налицо значительное отставание производства по комплексу высоких технологий и снижение средней квалификации научно-технического и производственного персонала.

В результате проведенных исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России и доли их влияния на данный процесс:

Недостаточность денежных средств – 40%;

Низкий уровень научно-технического потенциала – 27%;

Недостаток финансовой поддержки государства – 17%;

Высокая стоимость технологических инноваций – 16%

Анализ динамики основных экономических показателей по четырем агрегированным комплексам отраслей за период с 1993 по 2002 год позволил получить следующие результаты:

1. Средняя рентабельность промышленности снижалась, но на начальных этапах технологических процессов она была выше, чем на завершающих, в то время как в развитых странах при возрастании степени технологической обработки продукта наблюдается рост рентабельности производства и валовой добавленной стоимости.

2. Наименьшее снижение объема выпуска и инвестиций приходится на комплекс "ресурсы, энергоносители и энергия", наибольшее - на инвестиционный комплекс, комплекс конечной продукции и производственной инфраструктуры. Во многих отраслях не осуществляется даже простое воспроизводство, углубляется разрыв кооперационных связей, технологические цепочки укорачиваются и упрощаются.

3. Положительное сальдо внешнеторгового баланса формируется за счет экспорта сырья и энергоносителей. В структуре экспорта и в общем объеме промышленного производства значительно возрастает доля первичных ресурсов и продукции с низким уровнем переработки. В структуре импорта более 80% составляет продукция машиностроения, продовольствие и ТНП.

4. Сохраняется резкое снижение инновационной активности промышленных предприятий - до 3-5%. В таких условиях необходим поиск новой последовательности локальных зон развития элементов технологической структуры экономики, которая бы обеспечила:

- устойчивый и быстрый экономический рост;

- уменьшение структурно-технологических диспропорций в производственно-технологической структуре экономики и, как следствие, повышение качества экономического роста;

- гарантирование национальной независимости в обеспечении страны важнейшими продуктами (стратегическими ресурсами, продовольствием, товарами народного потребления и т.д.);

- повышение уровня и качества жизни населения;

- воссоздание механизмов ориентации и воспроизводства качественной рабочей силы.

Заключение

 

В результате экономического развития стран на смену управления функционированием приходит управление развитием. Источником же развития, как известно, являются противоречия, которые рано или поздно приведут к системному кризису, трансформации ее в новое качество. Но система всегда стремится к стабильности, поэтому необходим определенный раздражающий фактор. Таким фактором служат инновации. Причем очень важно, чтобы изменения, вызываемые инновациями, воспринимались не как разрушение, а как новый шанс на успех. Для этого необходимо научиться эффективно управлять инновациями и инновационным процессом. В результате начинает активно развиваться особое направление в менеджменте предприятий - инновационный менеджмент. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.

Управление инновациями – это сложный, комплексный процесс, один из тех редких процессов, которые требуют от менеджера в равной степени и знаний и таланта. Потому что и без того и без другого невозможно управление созданием новых видов продуктов и услуг.

Управление это опирается на огромное количество методов, взятых из совершенно разных областей знаний, что требует от менеджера недюжинных организаторских способностей. Необходимо свести воедино все аспекты жизнедеятельности предприятия, и свести успешно, с тем, чтобы можно было вывести на рынок нечто новое.

Совсем немногого можно добиться, используя шаблонные шаги и решения, и, наоборот, лучшие результаты будут достигнуты там, где есть место нетривиальным подходам к ведению инновационного бизнеса.

Инновационный менеджмент – все еще слишком сложный процесс, чтобы его весь классифицировать и описать, многое приходится делать на интуитивном уровне, и вот тут важен талант менеджера, его способности к творческому мышлению. Как показывает практика, такой менеджер может добиться гораздо более позитивных результатов, чем тот, который станет досконально следовать догмам.

За долгое время инновационной деятельности было разработано большое количество методик и принципов, которые помогают менеджеру в принятии тех или иных решений, связанных с управлением инновациями.

Эти методики весьма обширны и многочисленны, они могут многое объяснить и помочь принять верное решение, однако, до сих пор самые верные решения все еще принимает человек.

Не следует недооценивать значение инноваций в нашей жизни, без них мы бы вряд ли могли наслаждаться всеми благами цивилизации сегодня, поэтому, я считаю, что чем лучше и эффективнее мы научимся управлять инновациями, тем быстрее и качественнее пойдет весь прогресс в целом.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений - инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические знания. Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления. Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка нововведений, конкурирующих друг с другом. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры. Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академии наук, вузы, научные общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.), выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений. Выдвигается острая необходимость изучения новых подходов и форм управления, в частности, инновационного менеджмента, как особого типа управления.

Новый сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений.

Список литературы

 

1. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.

2. Разу М.Л., Филиппов А.В., Якутии Ю.В. Менеджмент, маркетинг, персонал.– М.: АКДИ, 1997.

3. Материалы сайта «ПМСОФТ». / http://www.pmsoft.ru/materials.asp

4. Материалы сайта Российской Ассоциации Управления Проектами «СОВНЕТ». / http://www.sovnet.ru/

5. Амиров Ю.Д. Основы конструирования: творчество, стандартизация, экономика. – М.: Изд-во стандартов, 2003.

6. Базилевич Л.А., Соколов Д.В., Франева Л.К. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. – Л.: ЛЭФИ, 2002.

7. Карпунин М.Г., Любинецкий Я.Г., Майданчик Б.И. Жизненный цикл и эффективность машин. – М.: Машиностроение, 2004.

8. Лоуэлл С. Технологически эффективное предприятие. – М.: Политиздат, 2004.

9. Глазьев С. Ю. «Теория долгосрочного технико-экономического развития», — М.: Владар, 1993.

10. Гончаров В. В. «В поисках совершенства управления. Руководство для высшего управленческого персонала», — М.: МНИИ, 1996.

11. Завлин П. Н., Казанцев А. К., Миндеди Л. Э. «Инновационный менеджмент. Справочное пособие», — СПб.: Наука, 1997.

12. Медынский В. Г. «Инновационный менеджмент», — М.: Инфра-М, 2002.

13. Балабанов И. Т. «Инновационный менеджмент», — СПб.: ИД Питер, 2001.

14. Румянцева З. П., Саломатин Н. А. «Менеджмент организации. Учебное пособие», — М.: ИНФРА-М, 1996.

15. Моисеева Н. К., Анискин Ю. П. «Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: том 1», — М.: Внешторгиздат, 1993.

16. Поршнев А. Г. «Управление инновациями в условиях перехода к рынку», — М.: Мегаполис-Контракт, 1993.

17. Гохберг Л. М. «Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь», — М.: ЦИСН, 1996.

18. Бобрышев Д. М. «Управление научно-техническими программами», — М.: Экономика, 1993.

19. Поршнев А. Г., Румянцева З. П., Саломатин Н. А «Управление организацией», — М.: ИНФРА-М, 1998.

20. Шапиро В. Д, и др. «Управление проектами», — СПб: Два+Три, 1996

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...