Аландское законодательство
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Гражданство на Аландских островах человек получает его при рождении, если оно имеется у одного из родителей. В 1996 г. в Финляндии были введены в обращение новые паспорта, в которых, помимо финского гражданства, ставится отметка о наличии регионального аландского гражданства (или права жительства). Получить такое гражданство весьма непросто. Во-первых, оно предоставляется лишь гражданам Финляндии. Во-вторых, чтобы его получить, необходимо прожить на островах пять лет. В то же время аландцы, прожившие вне территории островов пять лет, лишаются своего гражданства. В-третьих, чтобы ходатайствовать о получении аландского гражданства, необходимо знать шведский язык и сдать соответствующий экзамен. Брак с аландцем тоже не упрощает процедуру. Наоборот, она может затянуться лет на 8 - 10, поскольку по выполнении всех вышеперечисленных условий ходатайство подается президенту Финляндии и может пролежать у него несколько лет. По аландским законам вся земельная собственность переходит по наследству, и каждый аландец уже с рождения является крупным землевладельцем. Жители островов убеждены, что сохранение земельных угодий в руках коренных жителей - непременный залог их экономического успеха. Следует заметить, что весь ход развития показал правомерность такого решения. Буквально за считанные годы Аландские острова превратились в «острова миллионеров», оставив далеко позади многие страны ЕС. Каждый аландец занимается несколькими видами деятельности. У них очень развито «чувство аландственности». Не считая себя ни шведами, ни финнами, они с большим недоверием относятся ко всем, без исключения, чужестранцам. И хотя внешне это никак не проявляется, того, что человек «чужой», они никогда не забывают.
Несмотря на то, что вопросы внешней политики относятся к прерогативе государственных властей Финляндии, в Законе о самоуправлении имеется параграф о действии международных соглашений. Если Финляндия заключает международный договор, касающийся внутренних дел Аландских островов, требуется согласие лагтинга, чтобы договор имел силу и на их территории. Особое значение это положение приобрело в связи с процессом интеграции в Европе. Когда встал вопрос о вступлении Финляндии в Европейский Союз, возникла необходимость в согласии лагтинга. Перед принятием решения на Аландских островах был проведен референдум. Абсолютное большинство населения (73,6%) проголосовало за вступление в ЕС. На результаты референдума повлияло и положительное решение Швеции по данному вопросу. ЕС и Финляндия подписали специальный протокол, согласно которому Аландским островам было гарантировано полное сохранение их статуса самоуправляющейся провинции. ЕС пошел на принятие особых условий в отношении Аландских островов, которые стали возможны благодаря их статусу, основанному на международных соглашениях. ВЫВОДЫ
Представленный краткий обзор международного опыта решения проблемы национальных меньшинств в развитых европейских странах на примере Аландских островов позволяет предположить, что «аландская модель» может быть использована далеко не во всех странах, однако именно эта модель является наиболее ярким примером, демонстрирующим лучшие традиции международного законодательства в урегулировании столь сложных вопросов. Нет единых принципов, обеспечивающих и в демократических обществах решения этнокультурных проблем этничности, они разные и к тому же меняются в пределах каждого государства, в зависимости от конкретной ситуации. В национальных, этнических меньшинствах больше всего вызрело сознание мультикультурной Европы и лучше всего развита восприимчивость к различному образу мыслей и жизни. Сегодня вопрос об этнической чистоте считается в развитых странах некорректным. Во многих развитых странах люди живут культурными общинами. Страна, закрытая в культурном отношении, обречена на отставание или перерождение. Тормозом в их развитии будет именно своеобразие их великих культур и языков, потому что общая тенденция в мировом сообществе направлена в сторону сглаживания различий. Понимание этих процессов особенно важно для многонациональной России, стремящейся построить гражданское общество в новых политических и экономических реалиях.
Человечество сегодня существует как бы в двух культурах: с одной стороны - это чёткие рамки национальных культур, а с другой - широкий контекст международного культурного общения. Необходимо сохранить культурное многообразие как величайшее достояние человечества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работе, следует подчеркнуть следующие существенные моменты. Как свидетельствует опыт Аландских островов, реализация социально-экономических и культурных аспектов этничности, положение национальных меньшинств в стране - важный показатель, свидетельствующий об уровне демократии, межнационального согласия и культуры этой страны. Реализация социально-культурных аспектов этничности способствует поддержанию политической стабильности в государстве, созданию гражданского общества, избежанию конфликтов и напряженности. Для России большое значение имеют зарубежные параллели, опыт решения этнических проблем и разработка норм межнациональных отношений в странах Северной Европы, но Россия должна учитывать свою специфику, исторические условия. Права лиц, принадлежащих к меньшинствам, являются интеграцией и неотъемлемой частью фундаментальных прав и свобод всех членов общества. Положение меньшинств - важный тест зрелости демократии, поскольку взаимная терпимость к различиям является существенной частью демократического мироощущения. Демократия не обеспечена, если жизненные интересы и права меньшинств - не защищены наряду с интересами и правами большинства. Действительно, история показывает, что неуважение прав меньшинств зачастую является прелюдией к попранию прав большинства. Защита национальных прав - необходимая составная часть утверждения и развития демократии, существенный фактор политической и социальной стабильности. В демократическом обществе национальное меньшинство - активные участники становления политического плюрализма, а их представительные и культурные учреждения - важный компонент общественной жизни. Ни в одном государстве не может быть демократии и согласия, если проживающим в нем национальным меньшинствам не будут предоставлены необходимые права и свободы. Не могут чувствовать себя счастливыми, свободными люди, если рядом с ними живут соседи, права которых ограничиваются, которым создаются разнообразные препятствия. Как показала история, игнорирование таких проблем лишь усиливает напряжение в странах, от которого остается всего один шаг до серьезного конфликта. Национальные меньшинства должны осознаваться не как источник проблем, а как узы между государствами, как фактор, стимулирующий совместное создание благосостояния многонационального государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин Г.И. Скандинавские народы // Системы личных имен у народов мира. М.: Наука, 1986. 2. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. - Спб., 1909. 3. Елисеева Г.В. Сохранение национальных традиций в малых группах в иноэтнической среде обитания (объективные факторы реализации традиций) // История мировой культуры: традиции, инновации, контакты. - М., 1990. 4. Закон «О правах национальных и этнических меньшинств» XXXVIII /Перевод с венгерского. 1993. 5. Кан А.С. Великое княжество Финляндское под властью царской России. Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1980. 6. Мартынова М.Ю. Политика государств Европы в сфере защиты прав этнических меньшинств // Этнические проблемы и политика государств Европы. - М., ИЭА РАН, 1998. 7. Нам И.В. Национально-персональная автономия. Вопросы теории и практики. // Национально-культурные автономии и объединения. Историография. Политика. Практика. Антология. Том 1.- М.,1995.
8. Полиэтническое общество и конфликт. / Отв. ред. Л. Меликишвили. - Тбилиси, 1998. 9. Соколовский С.В. Международно-правовые проблемы защиты культуры меньшинств // Права и статус национальных меньшинств в бывшем СССР.- М., 1993. 10. Соломещ И.М. Финляндская политика царизма в годы первой мировой войны. (1914-февр.1917 гг.). Петрозаводск, 1992. 11. Такала И.Р. А.И. Арвидссон о положении Финляндии в составе Российской империи (рубеж 30-40-х гг. ХIХ в.) // Скандинавский сборник. Таллинн, 1988. Вып.32. 12. Тейстре У.В. Вопрос об общегосударственном законодательстве и наступление царизма на финляндскую автономию в 1907-1910 гг.// Скандинавский сборник. Таллинн, 1972. № 17. 13. Хобсбаум Э. Введение к книге «Нации и национализм после 1780 г.: «Программа, миф, реальность» //Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. 14. Шлыгина Н.В. Финляндские шведы // Этнические меньшинства в современной Европе. М.: Восточная литература, 1997. 15. Ютиккала Э. История Финляндии с древности до стабилизации самостоятельности в 1939 г. // Прибалтийско-финские народы. Ювяскюля, 1995. Литература на иностранных языках 16. Haugen E. The Scandinavian languages as cultural artifacts // Fishman J.A., Ferguson C.A., Das Gupta J. (eds.). Language problems of developing nations. New York: John Wiley & Sons, 1968. 17. Krusius-Arenberg.L. Finnischer Separatismus und Russischer Imperialismus im vorigen Jahrhundert // Historische Zeitschrift, 1959. Bd 187.H.2. 18. Zetterberg S. Die Liga der Fremdvоlker Russlands. Helsinki, 1978. 19. Wingstedt M. Language ideologies and minority language policies in Sweden. History and contemporary perspectives. Stockholm: Stockholm University, 1998.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карта Финляндии
[1] Шлыгина Н.В. Финляндские шведы // Этнические меньшинства в современной Европе. М.: Восточная литература, 1997. С. 172-193. [2] Ютиккала Э. История Финляндии с древности до стабилизации самостоятельности в 1939 г. // Прибалтийско-финские народы. Ювяскюля, 1995. с.56. [3] Хобсбаум Э. Введение к книге «Нации и национализм после 1780 г.: «Программа, миф, реальность» //Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. С. 37. [4] Такала И.Р. А.И. Арвидссон о положении Финляндии в составе Российской империи (рубеж 30-40-х гг. ХIХ в.) // Скандинавский сборник. Таллинн, 1988. Вып.32. С.89. [5] Ютиккала Э. Указ.соч. С.56-57. [6] Zetterberg S. Die Liga der Fremdvоlker Russlands. Helsinki, 1978. S.37. [7] Ibid. [8] Цит по: Krusius-Arenberg.L. Finnischer Separatismus und Russischer Imperialismus im vorigen Jahrhundert // Historische Zeitschrift, 1959. Bd 187.H.2. S.273. [9] Паасивирта Ю. Северный бастион Родины. 1995. № 12. С.25. [10] Эти проблемы нашли отражения в работах: Соломещ И.М. Финляндская политика царизма в годы первой мировой войны. (1914-февр.1917 гг.). Петрозаводск, 1992. С.7-9; Тейстре У.В. Вопрос об общегосударственном законодательстве и наступление царизма на финляндскую автономию в 1907-1910 гг.// Скандинавский сборник. Таллинн, 1972. № 17. С. 94-96; Кан А.С. Великое княжество Финляндское под властью царской России. Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1980. С.122-124.
[11] Krusius-Arenberg.L. Finnischer Separatismus und Russischer Imperialismus im vorigen Jahrhundert // Historische Zeitschrift, 1959. Bd 187.H.2. S.249. [12] Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. - Спб.,1909, с.353. [13] Нам И.В. Национально-персональная автономия. Вопросы теории и практики. // Национально-культурные автономии и объединения. Историография. Политика. Практика. Антология. Том 1.- М.,1995, с.30. [14] Соколовский С.В. Международно-правовые проблемы защиты культуры меньшинств // Права и статус национальных меньшинств в бывшем СССР.- М., 1993, с.30. [15] Полиэтническое общество и конфликт. / Отв. ред. Л. Меликишвили. - Тбилиси, 1998, С.34. [16] Мартынова М.Ю. Политика государств Европы в сфере защиты прав этнических меньшинств // Этнические проблемы и политика государств Европы. - М., ИЭА РАН, 1998. C. 8 - 39. [17] Закон “ О правах национальных и этнических меньшинств” XXXVIII / 1993. Перевод с венгерского, С.42. [18] Елисеева Г.В. Сохранение национальных традиций в малых группах в иноэтнической среде обитания (объективные факторы реализации традиций) // История мировой культуры: традиции, инновации, контакты. - М., 1990, с.90.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|