Глава 5. Исследование уровня адаптация учащихся в школе (1, 5 классы)
Глава 5. Исследование уровня адаптация учащихся в школе (1, 5 классы) 5. 1. Адаптация первых классов 5. 1. 1. Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (анкета для родителей) Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (заполняют родители). Инструкция: Выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребёнка на данный момент
I шкала «Успешность выполнения школьных заданий» 5. Правильное безошибочное выполнение школьных заданий. 4. Небольшие помарки, единичные ошибки. 3. Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой. 2. Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий. 1. Плохое усвоение программного материала по всем предметам.
II шкала «Степень усилий, необходимых ребёнку для выполнения школьных заданий» 5. Ребенок работает легко, свободно, без напряжения. 4. Выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений. 3. Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения. 2. Выполнение школьных заданий требует от ребёнка определённой степени напряжения. 1. Ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
III шкала «Самостоятельность ребёнка при выполнении школьных заданий» 5. Ребёнок сам справляется со школьными заданиями. 4. Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого. 3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам. 2. Ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.
1. Для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
IV шкала «Настроение, с которым ребёнок идёт в школу» 5. Ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идёт в школу. 4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения. 3. Иногда бывают проявления сниженного настроения. 2. Случаются проявления отрицательных эмоций: а) тревожность, огорчение, иногда страх; б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность. 1. Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).
V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками». 5. Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых. 4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети. 3. Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами. 2. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт. 1. а) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться в одиночестве. б) Инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерётся.
VI шкала «Общая оценка адаптированности ребёнка» 5. Высокий уровень адаптированности. 4. Уровень адаптированности выше среднего. 3. Средний уровень адаптированности. 2. Уровень адаптированности ниже среднего. 1. Низкий уровень адаптированности.
Обработка результатов: 19-30 баллов – зона адаптации; 13-18 баллов – зона неполной адаптации; 0-12 баллов – зона дезадаптации.
5. 1. 2. Методика Н. Г. Лускановой на изучение мотивации учебной деятельности (см. пункт 4. 1. 2. ) 5. 1. 3. Диагностика готовности ребенка к школе по методике Керна – Йирасека
Данный тест был предложен Я. Йирасеком как модификация существующей методики А. Керна и получил объединенное название. В 1978 г. графический тест Керна—Йирасека впервые опубликован на русском языке, однако массовое применение получил лишь спустя 6-10 лет. Исключительная простота тестирования, максимальная доступность сделали его любимым инструментом не только среди психологов, но и учителей, и даже воспитателей детских садиков.
О чем расскажет тест Керна—Йирасека и для кого он предназначен? Данная методика актуальна для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста). Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.
Методика проведения Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными! ) буквами: “Он ел суп”.
Внизу вы рисуете группу точек так, как показано у меня на образце бланка. У меня посредине отмечена линия сгиба для большей наглядности (естественно, вам ее рисовать не нужно). Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию. Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста. Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т. д. 1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.
2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т. е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: “Heeatssoup”. 3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же. ” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.
После окончания теста не забудьте похвалить ребенка. Каждое задание оценивается по пятибальной шкале (1 балл – высший, 5 – низший), затем баллы суммируются и сравниваются с нормативом. Сумма баллов 3-6 расценивается как высокий показатель развития. 7-11 – средний показатель. 12-15 – ниже нормы. Если были получены такие результаты, требуется дополнительное обследование, т. к. в этой категории могут быть умственно отсталые дети.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|