4. 3. 3. Логические закономерности
Ключ Растение, земля. Берег, вода. Здание, улица. Крыша, стены. Глаза, печать. Бумага, редактор. Игроки, правила.
Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор
4. 3. 3. Логические закономерности
Цель: выявление уровня развития логического мышления. Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия. Форма проведения: письменный опрос. Возраст: младшие школьники.
Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется. Ч исловые ряды: 1) 2, 3, 4, 5, 6, 7; 2) 6, 9, 12, 15, 18, 21; 3) 1, 2, 4, 8, 16, 32; 4) 4, 5, 8, 9, 12, 13; 5) 19, 16, 14, 11, 9, 6;
6) 29, 28, 26, 23, 19, 14; 7) 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5; 8) 1, 4, 9, 16, 25, 36; 9) 21, 18, 16, 15, 12, 10; 10) 3, 6, 8, 16, 18, 36. Правильные ответы 1) 8; 9 2) 24; 27 3) 64; 128 4) 16; 17 5) 4; 1 6) 8; 1 7) 0. 25, 0. 125 8) 49; 64 9) 9; 6 10)38; 7 Оценка результатов производится с помощью таблицы
4. 3. 4. Исследование словесно-логического мышления (Э. Ф. Замбацявичене)
Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления. Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия. Форма проведения: письменный опрос. Возраст: младшие школьники. Тестовые задания 1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности. В полном варианте 10 заданий, в кратком — 5. Задания 1-го субтеста. «Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? ». 1. У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок? » После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0, 5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0, 5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются. 2) В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин) (86%). 3) В году... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. ) (96%). 4) Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%). 5) В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец) (85%). 6) Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда) (85%). 7) Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%). 8) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).
9) Время года... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75%). 10) Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100%).
2-й субтест. Классификация, способность к обобщению. «Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить? » При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0, 5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0, 5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.
1) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассников с нормальным развитием дают правильный ответ). 2) Река, озеро, море, мост, пруд (100%). 3) Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%). 4) Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%). 5) Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%). 6) Курица, петух, орел, гусь, индюк (93%). 7) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90%). 8) Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%). 9) Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%). 10) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).
3-й субтест. Умозаключение по аналоги. «Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0, 5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.
1) Огурец - Овощ Гвоздика -? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) (87%) 2) Огород - Морковь Сад -? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) (87%) 3) Учитель - Ученик Врач -? (Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%) 4) Цветок - ВазаПтица -? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) (66%) 5) Перчатка -РукаСапог-? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%) 6) Темный -СветлыйМокрый -? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) (55%) 7) Часы - Время Градусник -? (Стекло, больной, кровать, температура, врач) (95%) 8) Машина - Мотор Лодка-? (Река, маяк, парус, волна, берег) (89%) 9) Стол-СкатертьПол -? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) (85%) 10) Стул - Деревянный Игла -? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) (65%)
4-й субтест. Обобщение. «Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом? » При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.
1) Окунь, карась... (99% первоклассников дают правильный ответ) 2) Метла, лопата... (43%) 3) Лето, зима... (84%) 4) Огурец, помидор... (97%) 5) Сирень, орешник... (74%) 6) Шкаф, диван... (96%) 7) Июнь, июль... (95%) 8) День, ночь... (45%) 9) Слон, муравей... (85%) 10) Дерево, цветок... (73%)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|