Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. 3. 3. Логические закономерности




Ключ


Растение, земля.

Берег, вода.

Здание, улица.

Крыша, стены.

Глаза, печать.

Бумага, редактор.

Игроки, правила.

 


 

Результаты стоит обсудить с испытуемым, выяснить, упорствует ли испытуемый в своих неправильных ответах, и чем объясняет свой выбор

 

4. 3. 3. Логические закономерности

 

Цель: выявление уровня развития логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники.

 

Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен оп­ределить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

Ч исловые ряды:

1) 2, 3, 4, 5, 6, 7;

2) 6, 9, 12, 15, 18, 21;

3) 1, 2, 4, 8, 16, 32;

4) 4, 5, 8, 9, 12, 13;

5) 19, 16, 14, 11, 9, 6;

 

6) 29, 28, 26, 23, 19, 14;

7) 16, 8, 4, 2, 1, 0, 5;

8) 1, 4, 9, 16, 25, 36;

9) 21, 18, 16, 15, 12, 10;

10) 3, 6, 8, 16, 18, 36.


Правильные ответы


 1) 8; 9

2) 24; 27

3) 64; 128

4) 16; 17

 5) 4; 1

6) 8; 1

7) 0. 25, 0. 125

8) 49; 64

 9) 9; 6

10)38; 7


Оценка результатов производится с помощью таблицы

 

Время выполнения задания (мин., сек. ) Кол-во ошибок Баллы Уровень развития логического мышления
2 мин. и менее Очень высокий уровень логического мышления
2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек. Хороший уровень, выше, чем у большинства людей
4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек. 3+ Хорошая норма большинства людей
4 мин. 35 сек. — 9 мин. 50 сек. Средняя норма
2 мин. 10 сек. — 4 мин. 30 сек. 2-3 3- Низкая норма
2 мин. 10 сек. — 15 мин. . 4-5 Ниже среднего уровня развития логического мышления
10-15 мин. 0-3 2+ Низкая скорость мышления, «тугодум»
Более 16 мин. Более 5 Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление

 

4. 3. 4. Исследование словесно-логического мышления

(Э. Ф. Замбацявичене)

 

Цель: выявление уровня развития словесно- логического мышления.

Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники.

    Тестовые задания

1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на ос­нове индуктивного мышления и осведомленности. В пол­ном варианте 10 заданий, в кратком — 5.

Задания 1-го субтеста. «Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? ».

1. У сапога всегда есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки,
пуговицы) (80% первоклассников с нормальным развитием дают пра­вильный ответ на этот вопрос).

Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок? » После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0, 5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0, 5 балла. Если ответ не­правильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие во­просы не задаются.

2) В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пинг­вин) (86%).

3) В году... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес. ) (96%).

4) Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март) (93%).

5) В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скво­рец) (85%).

6) Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иног­да) (85%).

7) Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник) (69%).

8) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень) (94%).

9) Время года... (август, осень, суббота, утро, каникулы) (75%).

10) Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз) (100%).

 

2-й субтест. Классификация, способность к обобщению. «Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить? » При правильном объясне­нии ставится 1 балл, при ошибочном — 0, 5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и отве­тить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0, 5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

 

1) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка (95% первоклассни­ков с нормальным развитием дают правильный ответ).

2) Река, озеро, море, мост, пруд (100%).

3) Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла (99%).

4) Стол, ковер, кресло, кровать, табурет (90%).

5) Тополь, береза, орешник, липа, осина (85%).

6) Курица, петух, орел, гусь, индюк (93%).

7) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат (90%).

8) Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля (91%).

9) Число, деление, сложение, вычитание, умножение (90%).

10) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный (87%).

 

3-й субтест. Умозаключение по аналоги. «Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец». За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0, 5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

 

1) Огурец - Овощ Гвоздика -? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) (87%)

2) Огород - Морковь Сад -? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка) (87%)

3) Учитель - Ученик Врач -? (Очки, больница, палата, больной, лекарство) (67%)

4) Цветок - ВазаПтица -? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост) (66%)

5) Перчатка -РукаСапог-? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка) (80%)

6) Темный -СветлыйМокрый -? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный) (55%)

7) Часы - Время Градусник -? (Стекло, больной, кровать, температура, врач) (95%)

8) Машина - Мотор Лодка-? (Река, маяк, парус, волна, берег) (89%)

9) Стол-СкатертьПол -?   (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) (85%)

10) Стул - Деревянный  Игла -?    (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) (65%)

 

4-й субтест. Обобщение. «Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом? » При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оцен­ки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих воп­росов не задают.

 

1) Окунь, карась... (99% первоклассников дают правильный ответ)

2) Метла, лопата... (43%)

3) Лето, зима... (84%)

4) Огурец, помидор... (97%)

5) Сирень, орешник... (74%)

6) Шкаф, диван... (96%)

7) Июнь, июль... (95%)

8) День, ночь... (45%)

9) Слон, муравей... (85%)

10) Дерево, цветок... (73%)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...