Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития отечественной конфликтологии.




Вопросы для подготовки к экзамену

Ксюша 1-10, Оля 11-20, Ангелина 21-30, Диана 31-40, 41-50 Оксана

1. Предмет и задачи конфликтологии.

2. История развития отечественной конфликтологии.

3. Проблема конфликта в зарубежной психологии.

4. Методологические принципы изучения конфликтов.

5. Классификация конфликтов и их характеристика.

6. Основные функции конфликтов.

7. Эволюция конфликтов.

8. Структура анализа межличностного конфликта.

9. Основные этапы динамики конфликта.

10. Программа и этапы конфликтологического исследования.

11. Методы изучения конфликтов.

12. Методика применения опросника К. Томаса.

13. Биологические и социальные предпосылки конфликтного взаимодействия.

14. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов.

15. Объективные и организационно-управленческие усло­вия предупреждения конфликтов.

16. Социально-психологические условия профилактики конфликтов.

17. Общая характеристика типичных причин межличностных конфликтов.

18. Объективные причины конфликтного взаимодействия.

19. Организационно-управленческие причины возникновения межличностных конфликтов.

20. Социально-психологические причины возникновения межличностных конфликтов.

21. Личностные причины возникновения конфликтного взаимодействия.

22. Основные способы управления собственным поведением.

23. Основные способы управлением поведением оппонентов в сложной ситуации.

24. Стресс и его влияние на конфликтное взаимодействие.

25. Основные способы преодоления стресса.

26. Основные фазы развития стресса.

27. Психология агрессивного поведения.

28. Основные способы разрешения конфликтного взаимодействия между руководителем и подчинёнными.

29. Причины конфликтного взаимодействия с позиции трансактного анализа.

30. Конфликты в организации.

31. Причины конфликтов в звене «руководитель-под­чинённый».

32. Семейные конфликты и их характеристика.

33. Виды конфликтных семей.

34. Основные формы завершения конфликтов.

35. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны.

36. Затухание конфликта и его характеристика.

37. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов.

38. Основные стратегии поведения при разрешении конфликта.

39. Избегание и его возможности при разрешении конфликта.

40. Компромисс и его возможности для разрешения конфликта.

41. Технология применения стратегии сотрудничества в конфликте.

42. Стратегия соперничества при разрешении конфликтного взаимодействия.

43. Стратегия приспособления при разрешении конфликтной ситуации.

44. Общая характеристика переговорного процесса.

45. Динамика переговоров.

46. Психологические условия успеха на переговорах.

47. Основные функции переговорного процесса.

48. Специфика межэтнического конфликта.

49. Роль конфликтологических знаний при решении профессиональных задач.

50. Характеристика коммуникативных барьеров в процессе общения.


 

Предмет и задачи конфликтологии.

Конфликтология – это наука, изучающая причины, возникновение, развитие и разрешение конфликтов и представляющая собой синтез социологических, психологических, педагогических, политологических и юридических знаний.

Конфликтология исследует конфликты, их природу, причины в различных сферах жизни: социальной, бытовой, семейной, профессиональной.

Конфликтология изучает и динамику конфликтов: их возникновение, развитие, завершение.

Конфликтология как наука разрабатывает способы: предупреждения и разрешения конфликтов.

Предмет конфликтологии – социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, методы и способы их предупреждения и урегулирования.

Объект конфликтологии – конфликт как явление социальное и психологическое.

Субъекты конфликтологии – личность, группа, институты общества и их поведение в конфликтной ситуации.

Задачи конфликтологии:

- исследование конфликтов;

- распространение конфликтологических знаний в обществе;

- воспитание высокой культуры делового и межличностного общения.

Конфликтология учит:

- распознавать объективную и субъективную природу конфликтов, их непосредственные причины и мотивы;

- определять формы конфликтов и выбор путей их разрешения;

- управлять конфликтами;

- разрешать конфликты.

 

История развития отечественной конфликтологии.

Отечественная конфликтология

Хотя целостное и подробное изложение истории конфликтологии затруднено в силу ее молодости, общий взгляд на историю конфликтологии может быть представлен в следующем виде.

Первый период — до 1924 г.

Зарождение и развитие конфликтологических идей как практического знания людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах: проблема насилия и ненасилия в религиозных учениях, проблема конфликта в искусстве и культуре. Конфликт изучается в рамках философии, искусствоведения, филологии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

Второй период — 1924–1992 гг.

Зарождение, становление и развитие частных конфликтологических наук. Конфликт начал изучаться как самостоятельное явление в правоведении и социологии. Интенсивно исследуется конфликт в других науках, однако междисциплинарных работ нет. Активность была вызвана: степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех уровнях; степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересованных в разработке проблемы конфликта, от политической обстановки в стране, идеологических установок, состояния демократизации общества; уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт, разработанностью методологических, теоретических и методических предпосылок исследования этого сложного социального явления;характером связи с мировой наукой, возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными других стран.

Второй период включает четыре этапа.

П е р в ы й э т а п — 1924–1935 гг. Охватывает первую волну публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.

В т о р о й э т а п — 1935–1949 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом.

Т р е т и й э т а п — 1949–1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, конфликт как самостоятельное явление начинает изучаться в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Ч е т в е р т ы й э т а п — 1972–1992 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три —по искусствоведению и по одной — в математике, педагогике, правоведении, психологии, политологии и философии. Разрабатывается системная концепция конфликтов.

Третий период — с 1992 г. по настоящее время.

Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов, наблюдается заметное увеличение ежегодного количества публикаций (60–350). Ежегодно защищается от 2 до 10 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 19 до 98 в год.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...