Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подбор и изучение материала




Введение

 

Курсовая работа по анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия – важный момент учебного процесса, способствующий подготовке экономистов, менеджеров бакалавриата.

Цель курсовой работы – углубить знания студентов, полученные ими в ходе теоретических и практических занятий по анализу, привить им навыки самостоятельного изучения данных, характеризующих хозяйственную и финансовую деятельность конкретной организации, а также научить подбирать, изучать и обобщать материалы литературных источников.

Курсовая работа позволяет студентам проявить инициативу по выбранной теме в изучении тех разделов курса, которые в ходе занятий рассматривались лишь в ограниченной степени. Она приобщает студентов к исследовательской работе. Подготовка и защита курсовой работы обогащает опытом и знаниями, необходимыми студентам при выполнении дипломных работ.

Задачами курсовой работы являются:

- систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний;

- развитие навыков самостоятельной и научной работы в овладении методикой комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности;

- выявление степени подготовленности студентов для самостоятельной работы по специальности.

Методологической основой курсовой работы должны являться законы, рекомендации и указы президента по экономическим вопросам, инструктивные материалы, специальная литература, а также учётные данные, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность организации.

Выполнение курсовой работы складывается из следующих основных этапов:

1) выбор темы курсовой работы;

2) составление плана работы;

3) подбор литературы;

4) критическое изучение литературы, подбор исходных данных по конкретной организации;

5) написание курсовой работы и оформление графического или иллюстрационного материала по разделам;

6) представление курсовой работы на проверку;

7) доработка и чистовое оформление курсовой работы с учётом замечаний научного руководителя;

8) защита курсовой работы

Выбор темы

 

Студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы курсовой работы. Следует иметь в виду, что студентам, проходившим практику на одном предприятии, не разрешается выполнять курсовые работы на одинаковую тему.

Тема курсовой работы должна быть актуальной, достаточно конкретной и имеющей практическое значение.

Основанием выбора темы служит примерная тематика курсовых работ. Рекомендуемые темы являются типовыми, ориентирующими студентов на разработку актуальных вопросов экономического анализа в организациях.

По согласованию с научным руководителем студент может предложить тему курсовой работы, не включённую в рекомендуемый перечень, несколько изменив название темы, придав ей желаемую направленность, расширив или сузив её.

Вначале студент должен чётко уяснить себе, что должна содержать курсовая работа по выбранной теме, будут ли у него исходные данные для анализа, реально ли выполнение данного исследования на данной предприятии, имеет ли анализ практическую значимость для анализируемого предприятия, способен ли студент глубоко и самостоятельно исследовать избранную проблему и т.д. К выбору темы курсовой работы возможен различный подход.

Студент, выбирая тему курсовой работы по анализу (например, по анализу оборотных средств), может ставить перед собой цель – углубить свои знания, полученные ранее, с тем, чтобы в дальнейшем, всесторонне изучив проблему, выполнить на ту же тему выпускную квалификационную работу, завершающую его обучение в вузе.

Недостатком такого подхода является чрезмерно узкая специализация студентов. Поэтому выбор студента может остановиться и на такой теме, которая им мало изучена.

В любом случае выбор темы курсовой работы студентом должен быть обоснованным. Мотивы, которыми он руководствовался при выборе темы, желательно изложить преподавателю-руководителю и лишь после консультации с ним окончательно утвердиться в правильности выбора.

 

Подбор и изучение материала

 

Подбор литературы – это, прежде всего, самостоятельная работа студента, успешность которой зависит от его инициативности и умения пользоваться каталогами, библиографическими справочниками и т.п.

Рекомендуется посмотреть предметно-тематические каталоги не только по разделам, строго совпадающим с темой курсовой работы, но и по темам, близким к избранной. Так, например, если студент избрал для курсовой работы тему по анализу использования расходов на оплату труда, он может посмотреть также литературу по анализу себестоимости продукции и по анализу трудовых факторов.

При подборе литературы следует обращаться к наиболее поздним изданиям, законам и инструкциям, т.к. они с современных позиций, под нужным углом зрения, освещают тему. Согласовывая с преподавателем-руководителем список литературы, надо консультироваться о том, какие изменения и дополнения следует учесть при её изучении.

Предварительное ознакомление с литературой необходимо, во-первых, для того, чтобы убедиться в соответствии содержания той или иной книги, журнальной статьи, интересующей студента теме, во-вторых, без такого ознакомления невозможно составить подробный план курсовой работы. На основе предварительного ознакомления с литературой студент должен ориентироваться в основных вопросах темы, в последовательности изложения и рассмотрения.

При изучении литературы рекомендуется соблюдать определённую последовательность. Начинать следует с литературы, раскрывающей экономическую сущность изученного вопроса, для того чтобы получить общее представление об основных теоретических проблемах темы. После этого следует рассмотреть материалы учебников и учебных пособий, а также инструктивные материалы, прочесть монографии и журнальные статьи. Такая последовательность в изучении литературных источников позволяет постепенно познать материал и углубить свои знания.

Тщательное изучение литературы целесообразнее провести перед тем, как начать подбор фактического материала.

 

3. Составление плана

План курсовой работы должен быть тщательно продуман на основе предварительного ознакомления с литературой и цифровыми данными о работе организации.

Начинается он с введения, где аргументируется выбор темы исследования, ставиться цель, задачи работы, характеристика объекта и предмета исследования, приёмы анализа и т.д.

Первый раздел должен иметь обобщённое название, раскрывающее экономическую сущность, роль, направление и этапы анализа.

Название подразделов должно детально характеризовать рассматриваемый вопрос. Можно дать обзор определений рассматриваемой категории, дискуссию о предмете исследования и т.д.

Второй раздел должен быть посвящён обзору экономической литературы по методике анализа рассматриваемого показателя применительно к исследуемой отрасли (не менее 3 авторов).

Третий раздел должен содержать конкретные расчёты по избранной методике анализа, оценку изменения, подсчёт резервов снижения себестоимости роста прибыли и рентабельности или улучшения финансовой устойчивости и т.д. и разработку конкретных мероприятий, которые будут способствовать улучшению итогов работы организации. Положительным следует признать расчёт экономического эффекта от внедрения предложений автора.

 

Содержание курсовой работы

 

Курсовая работа, как правило, должна состоять из следующих разделов:

ü введение;

ü теоретическая часть;

ü обзор методик анализа (не менее 3 авторов).

ü анализ результатов работы организации и рекомендации по улучшению итогов деятельности фирмы.

В работе необходимо представить анализ динамики (выполнение плана) основных экономических показателей работы организации.

Необходимым условием курсовой работы является наличие факторного анализа результативных показателей. По результатам проведённого анализа необходимо дать рекомендации по совершенствованию действующей практики работы. Например, мероприятия, практическая реализация которых приведёт к снижению себестоимости продукции или росту прибыли и рентабельности.

Кроме того, результаты анализа необходимо использовать при планировании или прогнозировании финансовых показателей, например, прогнозирование банкротства по моделям скоринга, планирование показателей финансовых результатов с помощью левериджа или маржинального анализа;

ü заключение;

ü библиографический список (не менее 10 наименований по теме исследования);

ü приложения (формы отчётности, бухгалтерские и налоговые регистры, схемы, рисунки и тд.)

Чаще всего курсовая работа состоит из введения, трёх разделов и заключения. Большее число разделов обычно не оправдано.

Однако курсовая работа может состоять из двух или четырёх разделов. Общим остаётся то, что курсовая работа на любую тему должна состоять из теоретической и практической части, выполненных на основе фактического материала конкретной организации, предложений, имеющих ценность.

Во «Введении» обосновывается актуальность выбранной темы, формируется цель и задачи курсовой работы, следует указать объект исследования и дать пояснения к содержанию работы: круг рассматриваемых вопросов, временные границы исследуемой проблемы, характеристику фактических материалов, исследуемых в курсовой работе.

Первый раздел посвящается углублённому исследованию теоретических вопросов темы курсовой работы. Здесь излагается сущность рассматриваемых категорий. Приводятся точки зрения отдельных экономистов по существу рассматриваемых вопросов с критическими замечаниями. При этом студенту обязательно следует сформулировать и аргументировать собственную позицию. В этом же разделе могут быть детально изложены законодательные и инструктивные положения с выявлением нерешённых проблем в рассматриваемой области экономического анализа.

Второй раздел курсовой работы должен содержать обзор экономической литературы по методике анализа (не менее трёх авторов). При этом конкретных цифровых расчётов по организации может и не быть, достаточно перечислить факторы, способы их расчёта и установления влияния их изменений на отклонение изучаемой характеристики.

Третий раздел работы должен содержать технико-экономическую характеристику изучаемого объекта, основные показатели, характеризующие деятельность, аргументацию выбора методики анализа, расчёт факторов, определение величины выявленных резервов и разработку конкретных мероприятий по использованию выявленных резервов. Для подсчёта величины резервов следует использовать способы:

· прямой расчёт;

· сравнение;

· детерминированный факторный анализ;

· функционально-стоимостной анализ и др.

Особое внимание следует уделить методике определения и обоснования величины резервов. Чтобы величина выявленных резервов была реальной, подсчёт их должен быть, по возможности, точным и обоснованным. Методика расчёта резервов зависит от характера резервов (интенсивные или экстенсивные), способов их выявления (явные или скрытые) и способов определения их величины (формальный подход или неформальный).

При формальном подходе величина резерва определяется без увязки с конкретными мероприятиями по их освоению. Неформальный подход (выявление резервов по сущности) основывается на конкретных организационно-технических мероприятиях.

Способ прямого счёта применяется для подсчёта резервов экстенсивного характера, когда известна величина дополнительного привлечения или величина безусловных потерь ресурсов.

Возможность увеличения выпуска продукции (Р­ВП) в этом случае определяется следующим образом: дополнительное количество ресурсов или величина безусловных потерь ресурсов по вине организации (ДР) делится на плановую или возможную норму их расхода на единицу продукции (УР) или умножается на плановую (возможную) ресурсоотдачу (РО), т.е. материалоотдачу, фондоотдачу, производительность труда и т.д.:

 

Р­ВП = ДР/УРпл.(воз.), или Р­ВП = ДР·РОпл.(воз).

 

Например, при подсчёте резервов увеличения объёмов производства продукции за счёт использования дополнительного количества трудовых ресурсов необходимо его величину умножить на плановый (возможный) уровень производительности труда работников этого предприятия.

Способ сравнения применяется для подсчёта величины резервов интенсивного характера, когда потери ресурсов или возможная их экономия определяются в сравнении с плановыми нормами или с их затратами на единицу продукции на передовых предприятиях. Резервы увеличения производства продукции за счёт недопущения перерасхода ресурсов по сравнению с нормами определяются следующим образом: сверхплановый расход ресурсов на единицу продукции умножается на фактический объём её производства (ВПф) и делится на плановую норму расхода (УРпл.) или умножается на плановый уровень ресурсоотдачи (РОпл): материалоотдачи, фондоотдачи, производительности труда и т.д.:

 

Р­ВП = (УРф-УРпл)∙ВПф / УРпл ;

или

Р­ВП = (УРф – УРпл)·ВПф·РОпл.

 

Для определения величины резервов в анализе широко используются способы детерминированного факторного анализа: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, логарифмирования и интегральный метод. Методика подсчёта величины резервов в данном случае аналогична методике расчёта влияния отдельных факторов. Например, если объём производства продукции представить в виде произведения количества рабочих и производительности труда (ВП=КР∙ГВ), то резервы увеличения объёма производства продукции за счёт увеличения численности рабочих, используя способ абсолютных разниц, можно подсчитать по формуле

 

Р­ВПкр = (КРв – КРф)∙ГВпл.

За счёт производительности труда:

 

Р­ВПгр = (ГВф – ГВпл)∙КРф.

 

Этот же расчёт способом цепной подстановки:

 

ВПпл = КРпл∙ГВпл; ВПусл = КРф∙ГВпл; ВПф = КРф∙ГВф;

Р­ВПобщ = ВПф – ВПпл; Р­ВПкр = ВПусл – ВПпл;

Р­ВПгв = ВПф – ВПусл.

 

Способом относительных разниц:

Р­ВПкр = (изм. в % по числен. и выпуску продукции)∙ ВПпл / 100;

Р­ВПгв = (изменение в процентах между ВП / 100).

Интегральным способом:

 

Р­ВПгв = Р­ВП∙ ½ (ГВпл + ГВф);

Р­ВПкр = Р­ВП∙ ½ (КРпл + КРф).

 

Для подсчёта хозяйственных резервов по результатам корреляционного анализа полученные коэффициенты уравнения регрессии при соответствующих факторных показателях нужно умножить на возможный прирост последних:

Р­У = Р­Хi∙bi,

где Р­У – резерв увеличения результативного показателя (У);

Р­Хi – резерв прироста факторного показателя (Хi);

bi – коэффициенты регрессии уравнения связи.

Большую помощь в определении резервов оказывают способы математического программирования. Они позволяют оптимизировать величину показателей с учётом условий хозяйствования и ограничений на ресурсы и тем самым выявить дополнительные и неиспользованные резервы производства путём сравнения величины исследуемых показателей по оптимальному варианту с фактическим или плановым их уровнем.

Особенно высокоэффективным методом выявления резервов является функционально-стоимостной анализ. При использовании данного метода резервы определяются как разница между реально сложившимися затратами на производство продукции и затратами в новом, усовершенствованном варианте, полученном при совмещении функций, ликвидации ненужных функций и т.д.

Расчётно-конструктивный метод применяется при подсчёте резервов в тех случаях, когда исследуемый результативный показатель можно представить в виде кратной модели. Например, производительность труда (ПТ) определяется отношением выпуска продукции (ВП) к количеству затраченного на его производство труда в человеко-днях или человеко-часах (ЗТ). Значит, для увеличения производительности труда необходимо, с одной стороны, найти резервы увеличения объёмов выпуска продукции (Р­ВП), а с другой – резервы сокращения затрат труда за счёт внедрения более совершенной техники и технологии, механизации и автоматизации производства, улучшения организации труда и других факторов. В то же время нужно учитывать, что для освоения резервов увеличения производства продукции требуются дополнительные затраты труда (ДЗТ).

 

Можно подсчитать резервы снижения себестоимости продукции за счёт увеличения выпуска продукции или продажи продукции и сокращения затрат, а также резервы увеличения уровня рентабельности за счёт увеличения прибыли и снижения себестоимости продукции и т.д.

 

Все выявленные резервы должны быть подкреплены соответствующими мероприятиями. Только в этом случае величина резервов будет реальной и обоснованной.

 

Например, подсчитаны резервы увеличения производства продукции за счёт повышения уровня производительности труда работников до планового уровня. После этого разрабатываются мероприятия по освоению этого резерва. При этом сумма резервов по всем мероприятиям с учётом реальных возможностей предприятия.

Такой подход к выявлению резервов позволяет более точно определить их величину. Но для этого нужна предварительная оценка эффективности каждого мероприятия.

Наибольшую значимость приобретают работы, содержащие применение экономико-математических методов и вычислительной техники.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...