Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие свободомыслия в России




Свободомыслие мусульманского Востока

Свободомыслие в средневековом мусульманском мире связано с историей Арабского халифата, который под эгидой возвещенной пророком Мухаммедом новой монотеистической религии — ислама распространил свою власть на огромную территорию, объединившую арабов, персов, тюрков, берберов и другие народы трех континентов, где интенсивно развивалась экономика. Торговля вовлекала индийские, китайские, индонезийские рынки на востоке и западноевропейские на западе; на севере продукция ремесел шла в крупнейший центр коммерческих контактов между Европой и Азией, оседая в промежуточных торговых пунктах на побережье Восточной Африки (куда бежали от преследований в халифате некоторые инакомыслящие), достигала южной оконечности острова Мадагаскар. Эти международные связи не только благотворно сказывались на экономике халифата, но и еще шире раздвигали кругозор средневековых мусульман, будили любознательность и обогащали научные знания.

Средневековую арабо-мусульманскую культуру олицетворяли «адибы» — люди, отвечавшие требованиям «адаба», т. е. требованиям, предъявлявшимся к всесторонне образованной и воспитанной личности. Предполагалось, что адиб знает философию, астрономию, математику, умеет вести интересную беседу, проявляя осведомленность в литературе, истории, географии. Среди этой категории людей было много вольнодумцев. «Адибом среди философов и философом среди адибов» слыл, в частности, один из главных мульхидов (т. е. людей, не верующих ни в одного бога) — Абу Хаян ат-Тавхиди (ум. ок. 1010 г.). Он считался опасным атеистом, поскольку умел искусно маскировать свои взгляды. Бог, о котором он говорил, был богом пантеистов, и мульхид обращался к нему так: «О тот, который, пребывая во всем, всему придает единство»1. Ат-Тавхиди, кроме того, подчеркивал превосходство безрелигиозной морали над религиозной. Своему собрату по адабу и философии Ибн Мискавайху (ум. в 1030 г.) он писал: «Что побуждает зиндика и дахрита (сторонника учения о вечности мира и независимости происходящих в нем явлений от какого-либо запредельного начала. — А. С.) делать добро, предпочитать благие действия, проявлять честность, не отступать от правды, быть милосердным к страдающему, идти на выручку взывающему о помощи, оказывать поддержку всякому, кто обращается к нему с заботами своими и жалобами? Ведь, поступая так, он вовсе не надеется на потусторонние награды, не ожидает воздаяний и не страшится расплаты».

На Востоке выдающимся представителем вольнодумчества был таджикский ученый, поэт и философ О. Хайям (ок. 1040-1131 гг.), который отрицал истинность священных книг ислама и высоко оценивал науку. Стихи Хайяма "Рубаи" не только глубоко проникают в мир чувств человека, они полны философских размышлений и откровенного свободомыслия. Хайям высмеивает религиозный призыв отказаться от земных благ в пользу благ, которые ждут человека в потустороннем мире. Поэт часто повторяет и остроумно иллюстрирует мнение, что единственной реальной действительностью является земная действительность, только она имеет ценность.

Уже в конце X - начале XI в. выдающийся сын таджикского народа Ибн Сина (Авиценна, 980- 1037 г.) - ученый, философ, поэт, врач - выдвигает теорию "двоякой истины", пытаясь доказать независимость науки и философии от богословия и этим самым освободить развитие научной мысли от контроля духовенства. В своих трудах он отрицал божественную Идею создания мира, утверждая, что мир имеет две субстанции - материальную и идеальную. Его теория "двоякой истины" имела на то время прогрессивное значение. Идеи Ибн Сины нашли свое дальнейшее развитие во взглядах другого выдающегося мыслителя арабского мира о вечности материального мира, что доказал господства в нем строгой необходимости, исключая, таким образом, чудеса и вмешательства Бога в обычный ход событий. Продолжая развивать теорию "двоякой истины", Ибн Рошд считал, что путь к совершенствованию человека лежит через научно-философское знание, а не через мистику и аскетизм, как утверждают богословы.

Через араба Ибн Рощда (1126-1198 гг.), который родился и занимался наукой и философией в завоеванной арабами Испании, учение о "двоякой истине" попадает в других европейских стран, где оно становится известным под названием аверроїзму. Несмотря на преследования аверроїзму католической церковью, на его официальное осуждение в 1513 г. на Беневентському соборе, аверроїзм положил начало поэтому "просвітительському свободомыслию", которое подготовило материализм XVIII ст.

Развитие свободомыслия в России

Свободомыслие явилось отражением социальной и духовной неоднородности российского общества. Проявлялось в форме антиклерикализма, богоборчества, индифферентизма, скептицизма по отношению к религии, ересей, рационализма, материализма, атеизма. Вольнодумные сочинения русских мыслителей в значительной мере отражали стихийное свободомыслие народных масс. Элементы последнего в культуре российских народов содержатся в фольклоре, летописях, в произведениях литературы и искусства, в сочинениях естествоиспытателей, историков, философов, публицистов, в еретических учениях и пр. Свободомыслие в России возникло и развивалось как оппозиция Православной церкви, с самого начала служившей интересам правящих слоев. В Древней Руси первыми более или менее оформленными вольнодумными учениями были новгородско-псковская (14 век) и новгородско-московская (15 век) ереси, отразившие настроения посадских людей, части духовенства и крестьянства. Обличение еретиками пороков духовенства, непризнание церк. иерархии, учения о троичности Бога и пр. нашли свое развитие в ересях Матвея Башкина и Феодосия Косого (16 век) — последний призывал не повиноваться "властям и попам", провозгласив "новое учение", имевшее антифеодальную направленность.

По мере социального и культурного развития России свободомыслие укрепляло позиции в духовной сфере; степень критичности в отношении церкви и религии возрастала. Уже в 17 веке сфера свободомыслия расширяется; культура приобретает во многом светский характер: формируется идея самоценности человека, эстетический подход к иконе, получают развитие жанр портрета, гражд. зодчество, народная сатира и пр. При Петре I, стремившемся в интересах самодержавия ослабить церковь, вольнодумство проявлялось не только в "ученой дружине" (Ф. Прокопович, А. Кантемир, В. Татищев и др.), но и среди горожан — торговцев и ремесленников, зарождающейся интеллигенции. Первая работа о происхождении религии с позиций вольнодумства написана Д. С. Аничковым. На развитие свободомыслия в России большое влияние оказал М. В. Ломоносов, открывший своим творчеством перспективу высокой духовности вне религии и церкви; одновременно он выступил с критикой правосл. обрядов и обычаев. Глубоким патриотизмом проникнуто творчество А. Н. Радищева, соединившего антиклерикальное свободомыслие с политическим: он выступил против крепостничества, угнетения народа, против самодержавия, идущего в одной связке с церковью. Вызванное к жизни глубинными изменениями в экономической политике свободомыслие в России восприняло идеи европейской просветительской мысли: Вольтера, Монтескье, Дидро, Гольбаха, а в 19 веке также идеи Л. Фейербаха, И. Канта, Г. Бюхнера, К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Бланки, утопических социалистов и др.

Российское свободомыслие 19 века, получившее импульс от восстаний и революций в Европе, питалось, однако, потребностью народов России в освобождении от крепостничества, угнетения, самодержавия. Кровная заинтересованность в судьбах обездоленных побудила революционных демократов-просветителей к обдуманной и основательной критике идеологического оплота самодержавия — церкви. Среди них были русские (М. В. Петрашевский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И: Писарев, Н. П. Огарев, А. И. Герцен), украинцы (Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко), белорусы (К. С. Калиновский, Ф. Богушевич), азербайджанцы (М. Ф. Ахундов), армяне (М. Л. Налбандян), грузины (И. Г. Чавчавадзе) и мн. др. Существенный вклад в критику религии и церкви внесли революционные народники М. А. Бакунин, В. В. Берви-Флеровский, П. Н. Ткачев, П. Л. Лавров. С большой силой свободомыслие проявилось в художественной культуре России 19—20 вв. С критикой религии была связана борьба за свободу вероисповеданий, за свободу совести. В 19 веке вольнодумство захватило самые разные слои населения: демократическую интеллигенцию, крестьян, дворян, духовенство, рабочих. Во второй половине 19 — начале 20 века начинается теоретико-критическое осмысление религии и свободомыслия с позиций марксизма (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др.). Исследовательский интерес к свободомыслию в России во многом был обусловлен ростом стихийного вольнодумства, неверия, антиклерикализма, ростом просвещенности рабочего класса, стремившегося овладеть начатками мировой культуры, основами социализма, естественнонаучными знаниями, а также ожиданием надвигавшейся революции, разразившейся в 1905—1906 годы и в ходе первой мировой войны — в 1917 году. После Октябрьской революции росту стихийного и сознательного свободомыслия среди трудящихся России способствовали декреты советской власти, направленные на национализацию церк. и монастырских земель и имущества, отделение церкви от государства и школы от церкви, культурное просвещение масс, наконец, переведение антирелигиозные стихии в организованные формы под эгидой государства. В 1925 году был создан Союз безбожников, получивший в 1929 году название Союз воинствующих безбожников (СВБ), во главе которого вплоть до его роспуска в 1941 году стоял Е. Ярославский.

Свободомыслие в России исследовали ученые А. И. Володин, Ф. Г. Никитина, Л. А. Коган, Б. Н. Коновалов, А. Д. Сухов, Б. М. Шахматов, А. И. Клибанов, А. А. Зимин, Л. И. Емелях, М. М. Персии, Я. Я. Кожурин, А. А. Шамаро и много других. Большую работу по выпуску историко-атеистической литературы вел Институт научного атеизма АОН при ЦК КПСС. С 1968 он издавал серию "Научно-атеистическая библиотека". С середины 80-х годов поле свободомыслия в России стало постепенно сужаться в результате социальных потрясений и политики властей, направленной на поддержку религ. возрождения в стране. Литература по истории свободомыслия не издается. Значительная часть творческой интеллигенции заняла религиозные позиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...