Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ереси на Руси как проявление идей веротерпимости




Русь, приняв византийский вариант христианства, еще длительное время оставалась под влиянием языческих воззрений, которые своеобразно включались в православное вероучение. Различные толкования христианского вероучения порождали многочисленные ереси, с которыми церковь вела непримиримую войну при поддержке светских правителей. Так, в XIV в. в Новгороде, в XV в. в Пскове распространилась ересь стригольников, которые отрицали монашество и мирские заботы церкви. В XV в. заявила о себе ересь жидовствующих, которая получила свое название от имени Схардии Жидовина.

С укреплением монархии при Иване IV усиливается церковная централизация, приоритет государственной власти укрепляется еще больше, и власть берет на себя охрану "правой веры", борьбу с еретическими учениями и вольномыслием. Приоритет государственной власти над церковной и определение статуса православной церкви как государственной религии получили правовое закрепление в Соборном уложении 1649 г.

При Петре I была создана государственная система управления, упразднено патриаршество, и даже тайна исповеди нарушалась в интересах государства. В России борьба за свободу вероисповедания предполагала борьбу с монархией. Государственная система управления церковью ограничивала свободу самой православной церкви, лишала прав другие вероисповедания, ставила религиозную оппозицию вне закона. В 1763 г. отдельные оппозиционные течения получили права на свободу вероисповедания, но это был акт, продолжающий контроль государства над религиозными течениями.

В XIX в. понимание свободы совести существенно дополнилось. В "Настольном словаре" М.В. Петрашевского, веротерпимость - это низшая ступень свободы вероисповедания, которая признает гражданскую равноправность членов всех вероисповеданий. Н.П. Огарев требовал осуществления свободы проповеди вообще, равно для религии и для науки. В деле выбора религии или науки не должно быть никакого государственного принуждения, он должен обусловливаться свободным убеждением.

Русские религиозные мыслители и философы А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, В.С. Соловьев, Н.В. Бердяев, С.Н. Булгаков и др. негативно оценивали союз между русской православной церковью и самодержавием, призывали к нравственному возрождению христианства. Например, С.Н. Булгаков писал: "Вековые преступления против свободы совести тяжелым свинцом лежат на исторической совести русской церкви".

Осмысление содержания свободы совести нашло отражение в работах В.И. Ленина. Как уже было сказано, по его мнению, религия является частным делом по отношению к государству, и это служит предпосылкой обеспечения подлинной свободы совести.

Современное свободомыслие

Современное буржуазное свободомыслие отражает ин­тересы демократических кругов и буржуазной интеллиген­ции л осталось в целом на уровне свободомыслия нового времени. В современном обществе оно играет в общем по­ложительную роль, ибо содействует просвещению масс.

Отличительной чертой современного свободомыслия является его организованность. Существуют две всемир­ные организации буржуазных свободомыслящих: всемирный союз свободомыслящих (ВСС), основан­ный в 1896 г., и международный гуманистический и этиче­ский союз (МГЭС), основанный в 1962 г.

Другая черта современного свободомыслия — широкая пропаганда идей антиклерикализма, секуляризации раз­личных сторон общественной жизни, светской морали, а также критика религиозной морали и религии.

Буржуазные критики религии активно включились в движение за отделение церкви от государства (там, где она еще не отделена). Следует отметить, что сама по себе борь­ба за отделение церкви от государства является борьбой за осуществление буржуазно-демократических свобод.

ким образом, претензии церкви и религии на единст­венно истинное учение о мире несостоятельны. Процесс познания мира породил естественнонаучные представле­ния о природе и человеке. Научное и религиозное мировоз­зрения противоположны в своей основе, несовместимы» Взгляд на мир такой, каков он есть без внесения сверхъесте­ственного, возник и формировался в глубокой древности, когда люди пытались понять суть природы и самих себя. В основе развития свободомыслия лежат социально-эконо­мические причины: постепенное развитие производствен­ных сил и освобождение человека от зависимости от приро­ды, а также прогрессивное развитие общества.

Современное свободомыслие организовано в национальные и международные союзы. Крупнейшие из них – Всемирный союз свободомыслящих (основан в 1880 в Брюсселе) и Международный гуманистический и этический союз (основан в 1952 в Амстердаме), объединяющий ок. 90 национальных организаций «секулярного гуманизма» из 33 стран мира. Сегодня в мире издается около 150 атеистических и гуманистических журналов, в которых освещаются теоретические исследования и социальная практика современного свободомыслия: независимая научная экспертиза т.н. паранормальных феноменов, защита свободы совести и принципа отделения церкви от школы и государства; большое внимание уделяется развитию традиций научного религиеведения, разработке светской этики и секулярного мировоззрения.

В 1925 был создан Интернационал пролетарских свободомыслящих (ИПС), куда входил Союз воинствующих безбожников; с 1947 его функции стало выполнять Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Но его деятельность велась в жестких рамках «воинствующего» большевистского безбожия, что противоречит самому принципу свободомыслия.

В постсоветский период позиции свободомыслия в России, с одной стороны, оказались ослабленными, ввиду резкой активизации традиционных и новейших религий, паранормальных и неоязыческих верований, с другой – укрепились, благодаря демократизации общества, деидеологизации атеизма и свободомыслия. Впервые в истории России стало возможным свободное и добровольное выражение и распространение идей светского атеистического и нерелигиозного мировоззрения. В 1995 создано Русское гуманистическое общество (РГО),объединяющее широкий спектр свободомыслящих – атеистов, агностиков, скептиков, рационалистов и секулярных гуманистов. РГО издает ежеквартальник «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...