Роль семьи в конфуцианстве
Семья считалась сердцевиной общества, интересам семьи придавалось гораздо большее значение, чем интересам отдельно взятой личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму ее вечных - от далеких предков к отдаленным потомкам - интересов. Подросшего сына женили, дочь выдавали замуж по выбору и решению родителей, причем это считалось настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом вовсе не вставала. Любовь, т. е. нечто личное и эмоциональное, всегда находилась в совсем иной плоскости, на неизмеримо более низком уровне, чем интересы семьи, считавшиеся категорией высокого морального долга [5, с.88]. Любовь могла прийти после брака, могла и не приходить вовсе (мужчины из состоятельных семей могли компенсировать ее отсутствие выбором себе наложницы по вкусу - этому жена не имела права препятствовать, хотя на практике случалось по-разному). Но это никогда не мешало нормальному существованию семьи и выполнению супругами своего осознанного социально-семейного долга, который выражался опять-таки в соблюдении интересов семьи, т. е. в рождении детей, прежде всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках [6, с.112]. Отсюда - постоянная тенденция к росту семьи. Большая нерасчлененная семья (та семья, которую имел в виду Конфуций, когда он сравнивал ее с государством) существовала и до Конфуция, но по преимуществу среди знати. Конфуцианство своим культом предков и сяо создало дополнительные стимулы для ее небывалого расцвета: при наличии хотя бы мало-мальски благоприятных экономических возможностей стремление к совместному проживанию близких родственников становилось решающим импульсом и резко преобладало над сепаратистскими тенденциями.
В результате большие семьи, включавшие в себя несколько жен и наложниц главы семьи, немалое число женатых сыновей, множество внуков и иных родственников и домочадцев, стали весьма распространенным явлением на протяжении всей истории Китая (образ жизни одной из них хорошо описан в классическом китайском романе "Сон в красном тереме") [13, с.67]. Такие семьи делились обычно лишь после смерти отца, а то и обоих родителей. Старший сын занимал место главы семьи и получал большую долю наследства, в том числе и дом с храмом предков, тогда как остальная часть общего имущества делилась поровну между всеми остальными сыновьями. Все новые семьи, основанные младшими братьями (а каждый из них становился главой своего, бокового по отношению к главному, культа предков), в течение длительного времени продолжали находиться в зависимости от старшего брата, являвшегося теперь главой основной линии культа, общего для всего клана. Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню, особенно на юге страны, где кланы бывали наиболее сильны [11, с.45]. Разумеется, в рамках такого клана, в принципе, действовали все те же социально-экономические закономерности, что и в масштабах общества в целом. Одни семьи за десятилетия становились беднее и приходили в упадок, другие, напротив, могли разбогатеть, причем в этом случае к ним начинали тяготеть обедневшие сородичи и их дом становился центром клана. Бедные родственники за мелкие подачки помогали своему разбогатевшему сородичу, а богатый хозяин клана умело использовал семейно-клановые традиции для беззастенчивой эксплуатации их труда. Возникала семейно-клановая корпорация, в рамках которой верхи и низы были крепко спаяны как родством, так и традициями, нормами клановой взаимопомощи, основанными все на том же культе предков [4, с.165]
Сила и авторитет этих корпораций признавались властями, охотно предоставлявшими им решение различных мелких тяжб и внутренних деревенских дел. И сами кланы ревниво следили за сохранением за ними этих прав. Символом их кланового единства был родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отчуждать которые считалось недопустимым. В эти храмы в дни торжественных праздников собирались все члены клана, подчас сотни сородичей. После ритуальной части на таких собраниях решались и деловые вопросы. Принято было выносить на суд родственников все заботы, как гражданские и имущественные, так и сугубо интимные: не было ничего святого, своего, личного, чего не должны были бы знать семья и клан [9, с.104]. И в семье, и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, всегда представлял собой прежде всего социальную единицу, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы "потерять лицо", а потеря лица для китайца равносильна гражданской смерти. И если сынки богатых родителей в молодости могли позволить себе протранжирить толику отцовских денег в злачных местах больших городов, то это бывало лишь эпизодом в их жизни, не более. В принципе, отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или внешнего облика китайское конфуцианское общество не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства [1, с.]. Человек с первых лет жизни привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех. Рассмотренные выше аспекты теории и практики конфуцианства не исчерпывают всего того, что включало в себя это учение. Но именно эти важнейшие принципы социальной политики и этики были главным в конфуцианстве, им было суждено сыграть решающую роль в судьбах Китая. Процесс превращения конфуцианства в официальную доктрину централизованной китайской империи занял немалое время. Сначала необходимо было детально разработать учение, добиться его распространения в стране, что и было с успехом исполнено последователями Конфуция. Философ любил говорить, что он не создает, а только передает потомкам забытые традиции великих древних мудрецов. Действительно, многое из того, чему учил Конфуций, было уже в зародыше ранее. Однако нет необходимости доказывать, сколь важное значение имеет вовремя сделанный акцент. В этом смысле проделанную Конфуцием огромную работу по трансформации древних институтов и традиций, приспособлению их к условиям развитого общества нельзя не считать оригинальной и творческой [5, с.92].
Конфуцианцы, многие из которых посвятили свою жизнь профессии учителя, уделяли массу времени и сил обработке и интерпретации тех древних сочинений, которые использовались ими в процессе обучения. Основная тенденция отбора сводилась к тому, чтобы сохранить все наиболее важное и всячески усилить в нем назидательный акцент. Так были отредактированы книга песен Шицзин, книга исторических преданий Шуцзин, летопись Чунь-цю, которые включали в себя почти все из сохранившихся сведений о наиболее древних и потому особо почитавшихся страницах китайской истории. Именно из этих конфуцианских книг китайцы последующих поколений узнавали о древности; само чтение и изучение их способствовали усвоению основ конфуцианства [12, с.45]. Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка измененных древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Апеллируя к самым тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуци-анцы завоевывали его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный традиционализм, за возврат к "доброму старому времени", когда и налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были справедливее, и правители мудрее.
2.
Современные семейные ценности в арабских странах (на примере Ливана)
В исламских странах семья традиционно продолжает являтся концентрацией экономических и психологических проблем. С другой стороны, именно семья помогает выработать в человеке коллективизм и готовность к самопожертвованию, что является несомненно положительным фактором в воспитании новых поколений [13, с.21].
Производство жизни - как собственной, посредством труда, так и чужой, посредством рождения - появляется сразу в качестве двоякого отношения: с одной стороны, в качестве естественного, а с другой - в качестве общественного отношения. В современном арабском обществе взаимные отношения мужа и жены, половая любовь приобретают социальный характер. Любовь и семья выступают в обществе прежде всего как определенный тип социально-нравственных связей и отношений. Вместе с тем они сохраняют и некоторые качества, характерные для естественных явлений. В силу этого данные явления можно рассматривать как преимущественно как социально-естественные по своей природе [14, с.37]. Особое положение любви и семьи на грани между двумя субстанциями придает данным явлениям сложный, противоречивый характер. Однако это вовсе не означает, что любовь и семья утрачивают социальную сущность. Если основной акцент сделать на том, что семья базируется на любви, межполовых отношениях и кровном родстве, и не указать других важнейших ее характеристик, то может сложиться впечатление, что семья есть явление или чисто биологическое, или в лучшем случае этническое. Это впечатление ошибочно, ибо и в том и в другом случае семейные отношения рассматриваются как сугубо межиндивидуальные, как межличностные взаимоотношения супругов и кровных родственников [15, с.15 - 17]. С этой точки зрения современная арабская семья представляет собой определенную конкретно-историческую социальную систему - специфический вид жизнедеятельности людей. Здесь они общаются, взаимодействуют, обмениваются результатами разносторонней деятельности. В этом смысле семья, как и общество в целом, есть продукт взаимодействия людей. Характерно при этом, что в семье наиболее полно реализуется потребность человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними [13, с.22]. Ливан представляет собой страну, в которой диалектически взаимодействуют мусульманская и христианская семейные традиции. В соответствии с этим экономическая организация арабской семьи существует в трёх формах: традиционной, переходной и современной. Отношения с детьми характеризуются взаимодействием двух факторов: с одной стороны жёсткими требованиями соответствия традиционным канонам воспитания, с другой - культом детей в арабском обществе, восходящим к Корану.
Влияние европейской культуры наиболее ярко проявляется в снижении власти мужа-отца, получении женщинами возможности образования и права на развод. В экономическом плане изменения в арабской семье связаны с выходом женщин на работу и обретением материальной независимости от мужчины в широком смысле (отца, брата, мужа) [15, с.80]. Изменения в положении женщины под влиянием европейских тенденций и обретение социального статуса влекут за собой структурные и психологические изменения в арабской семье, перераспределение ролей мужа, жены, сына дочери - всей социально-психологической структуры взаимоотношений членов семьи [12, с.]. Внебрачные отношения резко осуждаются Кораном и общественной моралью, в результате чего в Ливане минимально представлены незаконнорожденные дети и матери-одиночки. В современной арабской семье муж или старший брат несёт ответственность за материальное обеспечение жены, сестры и за получение ими образования. Детско-родительские отношения характеризуются авторитарной позицией отца и демократической позицией матери [10, ]. В арабской семье на сегодня можнно констатировать тенденицю к перераспределению роли мужа и жены, сына и дочери, в результате чего изменилась вся психологическая структура взаимоотношений членов семьи. В течение последних десяти лет резко сократилось число детей в арабской семье: от 6 и более до 2 - 3. В выборе спутника и спутницы жизни, профессии и образования в настоящее время стали доминировать более демократические тенденции в сравнении с традиционными. Наряду с традиционными или клановыми и полигамными семьями параллельно существуют семьи европейского типа, в которых женщины занимают более самостоятельную и независимую по отношению к мужчинам позицию. В настоящее время все ливанские семьи возникают на основе церковного брака [1, с.]. Социологические исследования в сфере семейных отношений ливанского общества выявили сложную зависимость потребностей человека в организации жилой среды и общении с родственниками, соседями от структуры, типа и этапа развития семьи [2, с.]. Выявилось, что значительный процент семей продолжает нуждатся в близком территориальном общении с родственниками, хотя и предпочитает, чтобы это общение не протекало в одной квартире. В рабочей семье дети крайне неохотно оставляют родительский кров. У них отмечается сильная эмоциональная привязанность и устойчивая потребность проводить досуг в семье. на привязанность детей рабочих к семье не влияют ни этнический, ни религиозный факторы. Имеет значение исключительно социальная принадлежность [14, с.56]. Большой интерес в формировании равенства в арабской семье представляют специальные исследования проблем семейной власти, или главенства. Институт главенства, согласно социологическим материалам, развивается в направлении от почитания главы (независимо от личных качеств и степени реального участия в жизнедеятельности семьи) и его неограниченной власти в семье - к главенству, основанному на признании действительных функций и личных качеств главы семьи. Кроме того, во многих обследованных семьях понятие «глава семьи» утратило силу и потеряло всякое значение. Так, например, в семьях, наличие главенства признали 43% от общего числа семей, отрицали - 57%. При этом более чем в 8% семей главами считались женщины [15, с.89]. Процент же фактического главенства женщины в семье значительно выше. Наряду с процессом изменения понятия «глава семьи» и утраты им своего былого значения наблюдается процесс появления во многих семьях двух глав - организаторов различных сфер внутрисемейной деятельности: супруга и супруги, осуществляющих руководящую деятельность на основе своих знаний, опыта и специфических умений. Одновременно с этим процессом и параллельно ему меняются и те требования, которые предъявляются к главе семьи. Анализ собранных материалов показал, что главой семьи, как правило, считается теперь тот из супругов, который принимает участие во всех или большинстве перечисленных выше видов семейной деятельности, а не только в части из них, как раньше. Обычно глава семьи наиболее активно при этом участвует в воспитании детей, организации свободного времени и досуга семьи, в планировании важнейших жизненных процессов и принятии решений [16, с.90]. Такой вывод подтверждается и данными самооценки своего участия в той или иной деятельности в быту. Под «типом семьи» в данной работе понимается ее численный и поколенный состав (малые семьи, большие семьи). Под «структурой» - характер взаимоотношений между членами семьи (семьи «эгалитарные» и «авторитарные»), В качестве этапов развития семьи мы рассматриваем «семью без детей», «с малыми детьми», «с большими детьми». Материалы выборочного социологического исследования, проведенного в крупном городе, среднем и малом, зафиксировали наличие четырех типов структуры семьи [17, с.92]. Для первого типа семьи характерны авторитарные семейные нормы и соответствующий им характер взаимоотношений, т. е. неравноправие членов семьи [13, с.45]. Так, на вопрос о том, кто в семье должен осуществлять принятие важных решений (распределение бюджета времени и денежного бюджета, выбор жизненного пути детей и др.), а также осуществлять контроль за проведением решений в жизнь, - следовал однозначный ответ: глава семьи - муж. Об этом же свидетельствовало и фактическое распределение обязанностей в семье - все руководящие и контрольные функции были закреплены за мужем, все исполнительские и функции обслуживания семьи - за женой. Для второго типа характерно сохранение авторитарных норм при фактическом равенстве семейных отношений. Такое противоречие норм и их осуществления проявляется преимущественно в том, что в реальной жизни семьи женщина все чаще контролирует поведение детей, повседневные крупные покупки, организацию досуга и др. Более того, женщина в семьях этого типа начинает непосредственно влиять на процесс принятия мужем решений [2, с.]. Для третьего типа семей специфичны, напротив, новые нормы равенства в семье, но сохранение пережитков старых, авторитарных в своей основе, отношений. Несмотря на одобрение норм равенства, оценки их как «норм справедливости», воспитание в соответствующем духе детей, в повседневной жизни семьи этого типа мнение мужа и его решение часто преобладают в силу традиции, а не в силу его опыта или личностных качеств. Жена в таких семьях считает обычно недопустимым участие мужа в повседневной хозяйственной деятельности, мотивируя это тем, что «это не мужская работа». Равным образом все решения жены обретают реальное воплощение лишь после разрешения мужа. Наконец, в семьях четвертого типа наблюдается соответствие эгалитарных норм эгалитарному поведению их членов, т. е. полное равенство [13, с.65]. Среди исследованных семей в крупном городе только 5% можно отнести полностью к авторитарному типу, около 10% - к семьям, где фактические эгалитарные отношения опередили частично сохранившиеся старые нормы, и около 20% - где новые нормы не подкреплялись соФ ответствующим характером взаимоотношений в семье. Остальные 65% исследованных семей можно было отнести к семьям, где осуществляется полное равенство. В среднем городе удельный вес семей первого типа составлял около 10%, второго типа - 17% и третьего - около 20%. Остальные 53% семей имели эгалитарную структуру. В малом городе - 11%, 12%, 29% соответственно составляли первый, второй и третий типы, а удельный вес семей с эгалитарной структурой достигал 50% [17, с.90]. Приведенные данные позволяют сделать заключение не только о том, что формирование равенства составляет ведущую тенденцию развития семьи, поскольку наиболее соответствует сущности социальных отношений развивающегося общества, но и о том, что новые отношения характерны для большинства современных аабских семей. Таким образом, в арабских странах сегодня преобладает церковный брак преобладает, но молодёжь, поддерживаемая государством, ведёт активную борьбу за гражданский брак. Экономическая организация семьи существует в трёх формах: традиционной, переходной и современной. Отношения с детьми характеризуются взаимодействием двух факторов: с одной стороны, жёсткими требованиями соответствия канонам воспитания (мужскому и женскому стереотипу, стереотипам социально-половых ролей и т. п.), с другой - безусловным культом детей в арабском обществе, восходящим ещё к Корану. Отношение к внебрачным связям в Ливане однозначно отрицательное. Развод в до недавнего времени был исключительной прерогативой мужчины. Получение женщинами возможности развестись с мужем возымело весьма существенные социально-психологические последствия. Современные тенденции развития арабской семьи сводятся к следующему [14, с.92]. Влияние Европы проявляется в снижении власти мужа-отца, получении женщинами образования, возможности для женщины развестись с мужем, развитии сексуального просвещения. В экономическом плане изменения в семье связаны с выходом женщин на работу и обретением таким образом материальной независимости от мужчины в широком смысле (отца, брата, мужа). Война, длительное отсутствие мужчин, их смерть привели к образованию неполных семей и, наряду с отрицательными последствиями, укрепили самостоятельность и независимость женщин. Изменения в положении женщины под влиянием европейских тенденций и обретения экономического статуса повлекли за собой структурные и психологические изменения в арабской семье. Перераспределились роли мужа и жены, сына и дочери, вся социально-психологическая структура взаимоотношений членов семьи. При этом мы признаём важным не столько пропаганду равномерного распределения домашних обязанностей, сколько (в более широком смысле) формирование у мужчин большей ответственности перед семьёй и домом [15, с.45]. При этом позитивные и негативные изменения в положении, например, женщины нужно рассматривать диалектически. Всё ещё сохраняется традиционная клановая семья с её окружением (соседи и свойственники). Наряду с этим образуются семьи европейского типа. Проблемы заключаются в психологическом давлении со стороны родственников, влиянии общественного мнения, появлении наследника, «бунте» детей против родителей и т. п. Неполные семьи вызывают либо десоциализацию детей, либо ведут к укреплению авторитета женщины. Бездетная семья в Ливане большая редкость, это приводит к разводу или образованию семьи полигамной [16, с.93]. Семейные конфликты по причине супружеской неверности, поведения мужа/жены, вмешательства родственников, поведения детей разрешаются с помощью Корана, посредничества родителей или развода. Смешанные браки, не поощряемые традиционным ливанским обществом, тем не менее широко заключаются. Адаптация национальной психологии наталкивается на религиозные противоречия, связана с овладением родным языком партнёра, отношением к ребёнку. Проблемами в становлении личности ребёнка являются его религиозная самоидентификация и утрата матерью власти над ним в большой семье. Отношение к браку в Ливане, традиционно более серьёзное с экономической точки зрения, чем в современной Европе, будучи увязано с экономической ситуацией страны в целом, приводит к тому, что мужчины женятся позже, а женщины реже выходят замуж [18, с.68]. Согласно традиции, сын - наследник, опора и надежда родителей в старости, транслятор имени-фамилии, гарант жизнеобеспечения сестёр. Кроме того, ему прививается формальный культ уважения к женщине. При этом воспитание реальной самостоятельности у него часто подменяется стремлением обеспечить ему определённый социальный статус. В воспитании дочери наблюдаются серьёзные изменения. Ей стремятся дать образование и обеспечить материальную независимость. Изменились даже традиционные игры для мальчиков и девочек [19, с.103]. Отношения в многодетной семье базируются на хорошо структурированной традиции и жёстком распределении социальных ролей членов семьи. Положение детей в многодетной семье определяется местом, занимаемым ими в иерархической структуре семьи. Единственный ребёнок (большая редкость) несёт на себе все тяготы воспитания первого сына, но ещё в большей степени. Развод родителей в Ливане имеет для ребёнка те же психологические последствия, что и в Европе. Но в Ливане невозможно усыновление и передача ребёнку нового имени в случае создания новой семьи. В арабских семьях, мусульманских или христианских, средних или • низших классах, не существует конкретной методики или плана в воспитании детей, и нет конкретной цели в методике, которая существует в арабском обществе, поэтому остаются распространёнными традиционные способы и средства воспитания, архаичная традиция, а единая стратегия воспитания детей отсутствует. Но наряду с этим можно заметить, по крайней мере в среде состоятельных и образованных семей, стремление преодолеть и модернизировать традиционное воспитание. В том числе и посредством попыток добиться конкретной и ясной его картины [20, с.45].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|