Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Исследование, посвященное связи личностных особенностей с восприятием рекламы.




Организация исследования.

 

Для выявления вариантов восприятия рекламного образа нами было проведено исследование среди посетителей кинотеатра «Мир» г. Москвы. Исследованием было охвачено 30 посетителей. Аудитории предлагалось ответить на выбор на три различных вопроса:

1) рекламный ролик, который произвел на меня особенно сильное положительное или отрицательное впечатление,

2) рекламный ролик, который повлиял на мое отношение к себе и окружающим,

3) анализ одного эпизода из запомнившегося рекламного ролика.

Бесспорно, уже сам выбор той или иной темы в какой-то степени может раскрыть степень аудиовизуальной грамотности ремпондента. Первую тему обычно выбирают старшеклассники и молодежь, склонные к простому пересказу событий (таких, как правило, большинство). Вторая тема в значительной степени интересовала людей среднего возраста, для которых больше всего важны социальные и моральные проблемы, затронутые в медиатексте. Третья тема могла привлечь только самых «продвинутых» в области экранной культуры - аудиторию с достаточно развитым художественным восприятием, способную проанализировать звукозрительный образ.

Итогом исследования стало некоторое количество записанных на диктофон интервью, посвященных восприятию рекламного образа.

Для исследования личностных особенностей у пользователей сети Интернет был использован личностный опросник Кеттелла, который является одним из наиболее известных и распространенных. Опросник предназначен для измерения выраженности 16-ти личностных черт, предложенных Р.Кэттеллом в качестве модели структуры личности. Адаптация опросника проведена А.Г.Шмелевым, В.И.Похилько, А.С.Соловейчиком. Был использован опросник, содержащий 187 пунктов.

 

Результаты исследования.

По данным нашего опроса, была выявлена типология восприятия рекламного образа, состоящая из четырех основных групп.

К первой относится так называемый проблемно ориентированный зритель (25%).

Вторая - нравственно ориентированный зритель (15%).

Третья группа - гедонистически ориентированный зритель (40%).

И последняя - эстетически ориенитрованный зритель (20%).

Графически результаты исследования могут быть выражены следующим образом:

Рис. 1. Результаты исследования художественной ориентации респондентов.

Группы, как мы видим, отличаются по характеру изначальных художественных установок, определяющих восприятие ими рекламы.

Первая (проблемно ориентированная) группа зрителей ждет от телевидения, прежде всего, возможности расширения своего жизненного опыта, ярких впечатлений, возможность прожить несколько жизней, испытать ситуации, которые, возможно, никогда не встретятся в судьбе этого человека.

Вторую группу (нравственно ориентированный) отличает первоочередной интерес к восприятию образцов и моделей поведения в сложных ситуациях, способам разрешения конфликтов. Восприятие рекламы представителями этой группы связано с потребностью обретения нравственной устойчивости, формирования навыков общения.

Третья группа (гедонистически ориентированных) зрителей - наиболее многочисленная. Это публика, ждущая от телевидения прежде всего удовольствия, наслаждения, релаксации. Для этого зрителя TV ценно прежде всего тем, что способно выполнять компенсаторную функцию эмоционального насыщения, отдыха, развлечения, выступающую противоположным полюсом монотонной рутинной повседневной жизни. При этом гедонистически ориентированный зритель заранее рассчитывает, что восприятие не потребует от него особых усилий и будет происходить легко, само собой.

Наконец, эстетически ориентированный зритель - тот, который хорошо владеет языком искусства, знаком с многообразием художественных форм и стилей и в силу этого он способен подходить к каждому воспринимаемому образу с присущей ему меркой. Эстетически ориентированный зритель, т.о., обладает и познавательными, и нравственными, и гедонистическими потребностями, однако каждый раз актуализирует именно те измерения, в которых нуждается образ; рассматривает акт восприятия не как средство решения каких-либо прагматических задач, а как цель, имеющую ценность саму по себе.

Основываясь на результатах полученных с помощью изучения восприятия рекламного образа, мы разделили испытуемых на две группы, а именно на группу гедонистически ориентированных, куда попали также эстетически ориентированные, и группу проблемно ориентированных зрителей, куда попали также и нравственно ориентированные.

Сравнив показания в группах, учитывая данные, выявленные по методике Кеттела, можно заметить, что склонность к гедонистической ориентации основывается на ряде конституционных личностных факторах, которые у первой группы более выражены:

· непринужденность,

· работоспособность,

· стремление к доминированию,

· упрямство,

· неуступчивость,

· зависимость,

· общительность,

· импульсивность,

· эгоцентричность,

· неуверенность в себе,

· себялюбие,

· высокая тревожность,

· хрупкая эмоциональность и другие.

Имея в своем багаже такие факторы, люди ищут развлечений, потребность в развлечениях у них очень сильно выражена. Но в реальном мире, из-за тревожности и неуверенности в себе, им труднее устанавливать и поддерживать социальные контакты, необходимые для рекреации, а, учитывая возможности TV и в частности рекламы для развлечения, они могут, как свободно перейти к просмотру TV, так и свободно его прекратить.

Многие исследователи психологии восприятия телевидения отмечают также, что TV частично обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. То есть, это позволяет человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.

Изучение индивидуально-психологических особенностей людей, склонных к гедонистической ориентации, позволяет на данном этапе исследования сделать предположение, что большая часть из них испытывает определенный психологический дискомфорт в реальной жизни. Например, наличие высокой тревожности обуславливает склонность к гедонистической ориентации более 50% респондентов.

Проблемно ориентированные зрители имеют более высокие показатели фактора В по методике 16PF, что связано с более активными процессами абстрагирования и синтеза, которые обеспечивают необходимую гибкость в формировании социальной адаптации в сети. Наряду с вышеуказанной особенностью можно отметить, что они прогностически более адаптивны и успешны в профессиональной деятельности. Таким образом, динамическое снижение фактора В можно рассматривать как адаптивный процесс для проблемно ориентированных зрителей.

Процесс вычисления коэффициента корреляции для значений воспринимающей ориентации и личностных особенностей студентов.

Примем балл по личностным особенностям за Х, а ранг мотива восприятия рекламы – за Y. В результате проведенных измерений мы получили 30 значений величин Х и Y:

x1, x2, x3,... x30.

y1, y2, y,... y30. (1)

Этот ряд значений величин получил название выборки. Имея такую выборку, мы можем дать оценку результата измерений. Величину, которая будет являться такой оценкой, мы обозначим Хср или Yср. Но так как это значение оценки результатов измерений не будет представлять собой истинного значения измеряемой величины, необходимо оценить его ошибку. Предположим, что мы сумеем определить оценку ошибки ΔХ или ΔY. В таком случае мы можем записать результат измерений в виде

µ = Хср (Yср) ± Δx (ΔY) (2)

Так как оценочные значения результата измерений Хср и Yср и ошибки не являются точными, запись (2) результата измерений должна сопровождаться указанием его надежности P. Под надежностью или доверительной вероятностью понимают вероятность того, что истинное значение измеряемой величины заключено в интервале, указанном записью (2). Сам этот интервал называется доверительным интервалом. Таким образом, задача заключается в том, чтобы, имея выборку (1), найти оценку результата измерений, его ошибку Δ и надежность P.

Эта задача может быть решена с помощью математической статистики. В большинстве случаев случайные ошибки подчиняются нормальному закону распределения, установленного Гауссом. Нормальный закон распределения ошибок выражается формулой

(3)

где Δx – отклонение от величины истинного значения;

σ – истинная среднеквадратичная ошибка;

σ 2– дисперсия, величина которой характеризует разброс случайных величин.

 

Как видно из (3), функция имеет максимальное значение при x = 0, кроме того, она является четной. Смысл функции (3) заключается в том, что площадь фигуры, заключенной между кривой, осью Δx и двумя ординатами из точек Δx1 и Δx2 (заштрихованная площадь) численно равна вероятности, с которой любой отсчет попадет в интервал (Δx1,Δx2).

Поскольку кривая распределена симметрично относительно оси ординат, можно утверждать, что равные по величине, но противоположные по знаку ошибки равновероятны. А это дает возможность в качестве оценки результатов измерений взять среднее значение всех элементов выборки (1)

, (4)

где – n число измерений.

Итак, если в одних и тех же условиях проделано 100 измерений, то наиболее вероятным значением измеряемой величины будет ее среднее значение (арифметическое).

Средней квадратичной ошибкой (отклонением) отдельного результата измерения называется величина

. (5)

Она характеризует ошибку каждого отдельного измерения. С увеличением σ увеличивается разброс отсчетов, т.е. становится ниже точность измерений. Среднеквадратичной ошибкой среднего арифметического называется величина

. (6)

Это фундаментальный закон возрастания точности при росте числа измерений. Ошибка характеризует точность, с которой получено среднее значение измеренной величины . Результат записывается в виде:

, (7)

В 1908 году Стьюдент показал, что статистических подход справедлив и при малом числе измерений. Для расчета абсолютной ошибки при малом количестве измерений вводится специальный коэффициент, зависящий от надежности P и числа измерений n, называемый коэффициентом Стьюдента t. Опуская теоретические обоснования его введения, заметим, что

Δx = · t. (8)

где Δx – абсолютная ошибка для данной доверительной вероятности;

– среднеквадратичная ошибка среднего арифметического.

Коэффициент Стьюдента для выборки в 30 человек приведен ниже.

Коэффициент Стьюдента

n

Значения Р

 
0.6 0.8 0.95 0.99 0.999  
30 0.868 1.345 2.145 2.977 4.140  

 

Таким образом, имеем следующий алгоритм вычисления:

1. Результат каждого измерения записываем в таблицы.

2. Вычисляем среднее значение из 30 измерений по формуле

= Σ x i / n.

3. Находим погрешности отдельного измерения по формуле, их квадраты и сумму всех квадратов:

.

4. Определяем среднеквадратичную ошибку среднего арифметического

5. Задаем значение надежности (обычно берут P = 0.95).

6. Определяем коэффициент корреляции для заданной надежности P и числа произведенных измерений 30.

Чем показатель r2 ближе к единице, тем более достоверен результат.

В данном случае мы имеем:

Для связи тревожности и гедонистической ориентации при восприятии рекламных образов:

r2 = + 0,4625432

Для связи неуверенности в себе и гедонистической ориентации при восприятии рекламных образов:

r2 = + 0,385622

Эти показатели характеризуют средней силы положительную корреляционную связь, т.е., чем более человек склонен к гедонистической ориентации, тем выше у него неуверенность в себе и тем более выражена тревожность.

7. Значение tэмп по таблице должно быть не менее 2,145.

Вычисления производились по формуле:

t = Rpb * КОРЕНЬ [(n-2) / (1- Rpb)]                   (9)

Выдвигаются статистические гипотезы:

Н0: взаимосвязь между средними показателями неуверенности в себе и гедонистической ориентации при восприятии рекламных образов равна нулю.

Н1: взаимосвязь между средними показателями неуверенности в себе и гедонистической ориентации при восприятии рекламных образов отлична от нуля.

Вычислим достоверность различий в средних показателях.

t =2,95.

Число степеней свободы вычисляем по формуле:

В нашем случае =98.

Вычислим критические значения.

t =1,73 при p³0,1

t =2,18 при p³0,05

t =3,01 при p³0,01

Вычисленное нами t =2,95 попадает в зону высокой значимости. Следовательно, мы принимаем гипотезу Н1. Можно сказать, что полученные нами результаты являются достоверно связанными.

 

Выводы.

В заключение курсового исследования можно сделать следующие выводы:

1. Восприятие звукозрительного (рекламного) образа – это визуальное переживание темпа, ритма, подтекста пластической формы киноповествования. Результатом этого переживания являются чувственные и интеллектуальные ассоциации, которые вырастают из монтажной организации зрительного ряда, пластической композиции его составных частей и синтезируются в образном обобщении, содержащем в себе авторскую концепцию, многомерность художественной идеи. Образное обобщение в момент просмотра фильма постепенно складывается в сознании зрителя, по аналогии с восприятием музыки, на основе трех основных процессов: восприятия динамически развивающихся зрительных образов; сохранение в памяти уже прошедших на экране звукопластических мотивов, элементов звукозрительного образа, и предвосхищение того, что еще появится на экране.

2. Интенсивность такого процесса возможна при условии, если зритель обладает определенными навыками восприятия, соответствующими трем вышеназванным моментам: навыки анализа и синтеза, острота реакции на поток зрительных образов (наличие зрительной памяти), умение преодолеть в себе стереотипность восприятия, творческая активность, раскованность при встрече с фильмом. Все эти навыки составляют аудиовизуальную грамотность.

3. Рекламный образ дает реально каждому столько, сколько человек способен от него взять. Иными словами, образ всегда отвечает только на те вопросы, которые ему зададут. Известно, насколько многослойным является содержание образа. Каждая встреча с уже известным образом раскрывает новые смыслы, обнаруживает композиционные взаимосвязи. В этом отношении для полного и адекватного восприятия большое значение имеют навыки собственного творчества каждого человека. Тот, кто в детстве занимался в музыкальной или художественной школе, в танцевальной или в театральной студии, в зрелом возрасте в большей мере, чем другие обладает отзывчивостью к импульсам воспринимаемого образа, способен чувствовать его "изнутри". Художественные навыки дают возможность почувствовать едва заметные музыкальные интервалы, иную восприимчивость цвето-световых отношений, пластики движений и т.д.

Можно также добавить, что рекламные образы губительно действуют на личность, так как:

· притупляют восприятие по сравнению с литературой, изобразительным искусством, музыкой, театром;

· порабощают сознание, так как зритель во время просмотра находится как бы в гипнотическом состоянии, живет чужой жизнью…;

· развращают, если главный герой на экране совершает отрицательные поступки, сопереживая, зритель тем самым уподобляется этому герою, подражает ему в походке, в манере общения;

· излишне возбуждают, вызывая агрессивные чувства, если на экране показана драка, в которой участвует главный герой.

Однако, рекламные образы и развивают личность, так как формируют особый вид:

· восприятия пространственно-временного повествования,

· мышления, которое теоретики называют аудиовизуальным,

· творчества на основе использования портативной видеокамеры, компьютерных установок,

· общения в форме не слов, а видеописьменности, то есть при помощи динамичных зрительных образов, объединенных киноповествованием.

Алгоритм восприятия и эстетической оценки рекламы может быть определен следующим образом:

1. Выявление в начальных кадров смысловых, образных взаимосвязей между единицами экранного повествования – событиями, сценами, эпизодами, кадрами, элементами внутрикадровой композиции…

2. Установление в этих взаимосвязях закономерности, конфликтного противостояния главных и побочных тем, исходных позиций авторской композиции.

3. Уточнение замысла и смысла в кульминационной части повествования и в развязке.

4. Определение своего отношения к системе взглядов автора на мир, современную действительность в форме экранного повествования.

 

Заключение.

 

 

Размышляя о процессах художественного восприятия, важно не совершать ошибки, резко противопоставляя массовые и элитарные формы искусства. В современной художественной культуре сложилась такая ситуация, когда почти невозможно представить себе критика, который написал бы, что роман хорош, потому что он занимателен. Чаще говорится, что художественное произведение требует больших интеллектуальных усилий, что это не простое чтение, зато оно вознаграждает умного читателя. Нередко возникает ситуация, когда и эстетики, и критики призывают любить скучные книги, пусть и содержательные сами по себе, но с явным недостатком художества. Конечно, есть определенные творческие жанры, сама природа которых рождает моментальную реакцию, не требует дополнительных усилий для специального извлечения содержания (Рууберг Г., 1985).

Важно отметить, что и в больших произведениях, которые мы называем классическими, содержательность и занимательность соседствуют. Конечно, с одной стороны, сознание человека все время развивается, как и инструментальные способы его восприятия и мышления; все это предъявляет новый счет к художественному творчеству. Распространено мнение критиков, что сейчас невозможно мало-мальски серьезное произведение, которое могло бы мыслящего и подготовленного читателя увлечь именно сюжетом, что нужны иные стимулы. Дилемма: либо высокое, но написанное очень сложным языком, нуждающееся в "литературном конвое", в дополнительных знаниях и т.п., либо низкое, массовое, рассчитанное на невзыскательный и непритязательный вкус - во многом искусственна. Не только в классических творениях прошлого, но и в современной художественной культуре имеются авторы, сочетающие в себе как занимательность, так и интеллектуальную. Глубину (Сапего И.Г., 1986).

Важным условием полноценного художественного восприятия умение выработать в себе способность быть в художественном восприятии и суждениях независимым, избирательным, избегать автоматизмов, наработанных приемов, которые насаждают средства массовой коммуникации. Каждый человек уникален и постигать эту уникальность можно, избирая соответствующие творческие линии, наиболее отвечающие его индивидуальности, темпераменту, типу личности. Гете как-то точно заметил, что даже ограниченный человек может быть цельным, если продвигается в рамках своих способностей и подготовки. Огромное количество сосуществующих друг с другом художественных жанров и стилей предоставляют неограниченные возможности для возделывания каждым человеком самого себя (Семенов В.Е., 1995).


Список литературы.

 

1) Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.1974.

2) Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.1940.

3) Выготский Л.С. Психология искусства. М.1968.С.262.

4) Выготский Л.С. Психология искусства.М.1968.

5) Кривцун О.А. Психологические корни эротического искусства.// Психологический журнал. 1992.№1.

6) Кривцун О.А. Психология искусства. //Психологическое обозрение. 1997.№4.

7) Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М.1920. Ч.1.

8) Лановенко О. Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели. Киев.1987.

9) Левшина И.С. Как воспринимается произведение искусства. М.1983.

10) Липпс Т. Эстетика. //Философия в систематическом изложении. СПб.1909.

11) Логинова А.И., Ананьев Б.Г. О психологии искусства. //Психологический журнал. 1981.№4.

12) Потебня А.А. Мысль и язык. //Его же. Эстетика и теория искусства. М.1978.

13) Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.1976. С.123-125.

14) Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительское восприятие. М.1994.

15) Рубакин Н. Психология читателя и книги: краткое введение в библиологичекую психологию. М.-Л.1929.

16) Рууберг Г. О закономерностях художественного визуального восприятия. Таллин. 1985.

17) Сапего И.Г. Предмет и форма. Роль восприятия материальной Среды художником в создании пластической формы. //Сов.искусствознание.М.1986. Вып.20.

18) Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. Спб.1995.

19) Фрейд З. Леонардо да Винчи. Достоевский и отцеубийство. //Его же. Художник и фантазирование. М.1995.

20) Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М.1981.

21) Эйзенштейн С. Психология композиции. // Искусствознание и психология художественного творчества.М.1988

22) Юнг К.Г, Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М.1996.

23) Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М.1987.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...