Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткая характеристика предприятия ОАО «Мордовспирт»




 

Компания «Мордовспирт» ведет свою историю с 1900 года. Первоначально предприятие имело статус казенного Винного склада, а уже в 1903 году в отчетных ведомостях по Пензенской губернии появилось первое упоминание о производстве водки в г. Саранске. Таким образом, в 2003 году ОАО «Мордовспирт» отметило свой 100-летний юбилей с момента начала промышленного производства алкогольных напитков.

Сегодня ОАО «Мордовспирт» - это стабильное, динамично развивающееся предприятие, оснащенное самым современным технологическим оборудованием. В состав Объединения входят шесть спиртовых заводов: «Ковылкинский», «Ромодановский», «Кемлянский», «Теньгушевский», «Вл. Марьяновский», «Мельцанский», а также дочернее предприятие - ООО Ликероводочный завод «Саранский».

ОАО «Мордовспирт» специализируется на производстве высококачественных пищевых спиртов всех категорий исключительно из зернового сырья: спирт-сырец, «спирт высшей очистки», «Экстра», «Люкс», а также лучший на сегодняшний день спирт «Альфа». По объему производства и реализации спирта в настоящее время ОАО «Мордовспирт» устойчиво входит в пятерку ведущих производителей России. На основе спирта, производимого компанией, работают известнейшие предприятия алкогольной отрасли, такие как ОАО «Московский завод «Кристалл», «Алкогольные заводы «ГРОСС», компания «Союз-Виктан», Алкогольные заводы ОАО «Синергия», ООО "Шушенская марка" и др. Поставка ликероводочной продукции осуществляется во многие регионы России, а также за ее пределы.

В год своего 100-летия ОАО «Мордовспирт» стало Лауреатом Главной Всероссийской Премии «Российский Национальный Олимп» в номинации «Промышленность. Производство».

В 2006 году на основе независимого аудита, проведенного специалистами Европейской Общественной комиссии и Института Европейской Интеграции (IEI), предприятие было удостоено международной премии «Европейский стандарт» в номинации «За эффективную корпоративную политику в области качества и вклад в сохранение и развитие национальных традиций производства алкогольных напитков».

ОАО «Мордовспирт» - единственная компания из числа производителей алкогольной продукции РФ, которая в 2008 году стала Лауреатом премии спецпроекта «Опора Честного бизнеса». Премия учреждена Фондом «Кремль» при участии Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ при поддержке Администрации Президента России[6].

На предприятии существует несколько структурных подразделений. В общем виде организационная структура предприятия представлена на Рисунке 2.1.

Как видно из данной схемы, организационная структура ОАО «Мордовспирт» - линейно-функциональная. К преимуществам данного типа структуры можно отнести:

· более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;

·   освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;

·   возможность привлечения консультантов и экспертов.

Однако существуют и недостатки, среди которых принято выделять:

· отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями;

·   недостаточно четка ответственность, т.к. готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации;

Рисунок 2.1 - Организационная структура ОАО «Мордовспирт»

 

Органами управления Общества являются:

· Общее собрание акционеров;

·   Совет директоров Общества;

·   генеральный директор.

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества является ревизионная комиссия (ревизор). Совет директоров Общества, генеральный директор и ревизионная комиссия (ревизор) избираются Общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Уставом и положениями о Совете директоров Общества, генеральном директоре и ревизионной комиссии (ревизоре).

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется генеральным директором. Генеральный директор подотчетен Совету директоров Общества и Общему собранию акционеров Общества. Права и обязанности, сроки полномочий и размеры оплаты услуг генерального директора определяются договором, заключаемым с Обществом. Договор от имени Общества подписывается Председателем Совета директоров Общества или лицом, уполномоченным Советом директоров Общества.

На отношения между Обществом и генеральным директором действие законодательства Российской федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям Федерального закона «Об акционерных обществах» [6].

К компетенции генерального директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции Общего собрания акционеров или Совета директоров Общества. Генеральный директор организует выполнение решений Общего собрания акционеров и Совета директоров Общества. Генеральный директор без доверенности действует от имени Общества, в том числе:

· осуществляет оперативное руководство деятельностью Общества;

·   имеет право первой подписи под финансовыми документами;

·   распоряжается имуществом Общества для обеспечения его текущей деятельности в пределах, установленных действующим законодательством и настоящим Уставом;

·   представляет интересы Общества как в Российской Федерации, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах;

·   утверждает штатное расписание, заключает трудовые договоры с работниками Общества, применяет к этим работникам меры поощрения и налагает на них взыскания;

·   утверждает внутренние документы Общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено настоящим Уставом к компетенции Общего собрания акционеров или Совета директоров Общества;

·   совершает сделки от имени Общества, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных общества» и Уставом Общества;

·   выдает доверенности oт имени Общества;

·   открывает в банках счета Общества;

·   организует ведение бухгалтерского учета и отчетности Общества;

·   издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества;

·   исполняет другие функции, необходимые дня достижения целей деятельности Общества и обеспечения его нормальной работы, в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества, за исключением функций, закрепленных Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом Общества зa другими органами управления Общества.

Генеральный директор избирается Общим собранием акционеров Общества сроком на 3 года. Общее собрание акционеров вправе в любое время принять решение о досрочном прекращении полномочий Генерального директора Общества и избрании нового генерального директора. Требования, предъявляемые к лицам, избираемым на пост генерального директора, устанавливаются «Положением о генеральном директоре Общества». По предложению Совета директоров Общества по решению Общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа Общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

За более чем столетнюю историю своего существования предприятие обеспечило себя главным капиталом - добрым именем, которое всегда связывалось с высоким качеством продукции, выпускаемой на ОАО «Мордовспирт» [6].

По результатам бухгалтерской отчетности за 2012 год основным видом деятельности было: производство и реализация. А именно:

· производство спирта этилового условного из пищевого сырья (зерна) составило за год 1984,5 тыс. декалитров;

·   производство водки, ликероводочных изделий, за год составило 1047 тыс. декалитров. Кроме того произведено побочной продукции: дрожжей кормовых -1800 тонн и углекислоты жидкой - 364,7 тонн.

В 2012 году было отгружено 1978,3 тыс. декалитров спирта в 22 региона России. Уменьшена отгрузка спирта в шесть регионов, из них в Мордовию на 50% по причине уменьшения объемов потребления спирта ликероводочными заводами (основными потребителями спирта). Также было отгружено 1042,5 тыс. дкл. водки из нее 56,2% в Республику Мордовия. Остальная продукция отгружалась в регионы России (см. Приложение 1)[5].

В ОАО "Мордовспирт" в 2012 году ассортимент водок и других алкоизделий в обычном оформлении представлен 30 видами; в сувенирном оформлении 54 видами.

Основными внешними факторами, которые отрицательно повлияли на хозяйственно-финансовые результаты - это стихийность алкогольного рынка; наличие большого количества идентичной продукции "теневых" производителей по несравненно низким ценам.

В 2012 году повышены налоги (акциз) на спирт и водку, что сказалось на уменьшении объемов реализации алкогольных изделий, в конечном итоге уменьшения прибыли спиртовых и ликероводочных заводов.

Далее, частое введение, изменение различных маркировок на алкогольную продукцию влечет временное уменьшение объемов реализации, затоваривание продукции со старой маркировкой. Введение акцизных складов отрицательно сказалось па объемах производства, так как некоторые потребители не смогли оформить вовремя соответствующую документацию.

Внутренние факторы повлиявшие на хозяйственно-финансовые результаты деятельности:

· наличие старых задолженностей перед бюджетом, на что утвержден график реструктуризации. Сумма реструктурируемого долга: в 2000 году 23325 тыс. руб., в 2001 году - 29963 тыс. руб. Оплаты проведены своевременно. Сумма долга близка к размеру годовой чистой прибыли общества;

·   отсутствие финансовых вложений в коренное обновление основного технологического оборудования, изношенность которого - 15-18 лет;

·   уменьшение объема реализации, качественной водки, внутри региона, в связи с увеличением объемов реализации самогона;

·   низкая платежеспособность населения региона, снижает потребность водки как продукта далеко не первой необходимости. Мало востребованы элитные, более дорогие изделия;

·   общество обременено кредиторской задолженностью. Сумма кредиторской задолженности в начале года 818,9 млн. руб. уменьшилась в конце года до 462,5 млн. руб.;

·   дебиторская задолженность составила на начало года 622,1 млн. руб. На конец года 375,4 млн. руб.

В течение 2012 года и предыдущих лет допускался отпуск под реализацию. Это привело к дебиторской задолженности и многочисленным продолжительным судебным тяжбам [5].

Залогом "выживаемости и основой стабильности положения предприятия служит его устойчивость. Для характеристики финансовой ситуации на предприятии используется трехмерный показатель S. В течение последних лет данный показатель не изменялся и составлял S = 0, 0, 0. Однако в 2012 году показатель S изменился и стал равным 0,1,0. Исходя из этого, состояние ОАО "Мордовспирт" можно охарактеризовать как кризисное, на грани банкротства. Предприятие испытывает острую нехватку собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат и не привлекает для этих целей заемные средства. Большой размер дебиторской задолженности фактически иммобилизует значительную часть оборотных средств предприятия. Убытки прошлых лет сократили размер источников собственных средств. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо выявить и устранить причины возникновения убытков. Необходимо четко отслеживать пути расходования средств предприятия и не допускать их неэффективного распределения. Из-за вынужденного простоя убыточными подразделениями предприятия являются: спиртзавод "Вл-Марьяновский", спиртзавод "Ромодановский", спиртзавод "Теньгушевский". Следует разработать программы по выходу подразделений из состояния убыточности. Это позволит не только устранить убытки, но и снизить размер внеоборотных активов.

Таким образом, для выхода предприятия из кризисного состояния, предприятие может использовать следующие мероприятия: уменьшение дебиторской задолженности, в том числе сомнительной; реализация излишних запасов и имущества: привлечение долгосрочных заемных средств для пополнения оборотных средств предприятия [5].

 

2.2 Процесс принятия управленческих решений в ОАО "Мордовспирт"

 

Существование любой организации невозможно без постоянного ежедневного принятия и реализации тех или иных решений на различных уровнях управления.

Рассмотрим процесс принятия управленческих решений на примере ОАО «Мордовспирт», одного из предприятий алкогольной отрасли России. ОАО «Мордовспирт» является современным предприятием с передовыми технологиями и высокопроизводительным оборудованием. Основным видом его деятельности является производство и реализация спирта этилового и ликероводочных изделий.

Первая стадия процесса принятия решений состоит в определении проблем. Проведя стратегический анализ внешней среды ОАО «Мордовспирт» были выявлены следующие проблемы (Рисунок 2.2):

1. Неустойчивая конкурентная позиция.

Данная проблема вызвана возрастающим давлением со стороны:

· основных конкурентов, что связано с усилением конкуренции внутри рынка;

·   новых фирм-конкурентов, преимущественно дешевой ценовой группы из других регионов;

·   товаров-заменителей, связанное с возрастание объемов производства и продаж пива;

2. Изменение вкусов и предпочтений потребителей.

Растет потребление виски, коньяка, пива, вин, что может привести к снижению потребления водки. Неразрешенность этих проблем неизбежно приведет к резкому сокращению производства и реализации алкогольной продукции. Поэтому предприятию необходимо своевременно выявлять возникающие проблемы со стороны внешнего окружения и соответствующим образом реагировать на них [4].

 

Рисунок 2.2 − Выявленные проблемы ОАО «Мордовспирт»


 

Следующим этапом в процессе принятия управленческих решений является определение целей и выбор альтернативы. Необходимо построить дерево целей, позволяющее наиболее быстро и эффективно достичь необходимых результатов. На Рисунке 2.3 представлено дерево целей ОАО «Мордовспирт».

 

Рисунок 2.3 - Дерево целей ОАО «Мордовспирт»

 

Рисунок 2.3 разделен на две части, в верхней осуществляется постановка целей, в нижней представлен комплекс мероприятий позволяющий достичь поставленных целей.

Стратегической целью ОАО «Мордовспирт» является сохранение лидирующих позиций на рынке алкогольной продукции РМ и завоевание алкогольных рынков других регионов. Ее реализация в значительной мере зависит от умелого реагирования на постоянное изменение факторов внешней среды путем мобилизации и эффективного использования внутренних возможностей предприятия.

Декомпозиция стратегической цели поставит перед предприятием две основные цели: укрепление конкурентной позиции и выход на рынки других регионов. Для достижения поставленных целей необходимо осуществить ряд мероприятий.

Укрепление конкурентной позиции - данная цель способствует решению ряда проблем, связанных с давлением конкурентной среды на позицию ОАО «Мордовспирт» на рынке алкогольной продукции, а также позволяет предприятию наиболее устойчиво относится к вводимым реформам. Данная цель предполагает решение следующих задач.

Увеличение объемов продаж возможно при осуществлении следующих мероприятий:

а) расширить ассортимент продукции. В условиях жесткой конкуренции на рынке выживут только предприятия с широкой номенклатурой выпускаемой продукции. Поэтому предприятию необходимо расширить выпуск ассортимента продукции;

б) совершенствование рекламной деятельности.

Повысить конкурентоспособность товара. Основой успеха на потребительском рынке являются стойкие конкурентные преимущества, связанные, прежде всего со свойствами товара. Основой конкурентоспособности является качество.

Стойкость и качество алкогольных напитков во многом определяют качество полуфабрикатов ликероводочного производства, полученных из растительного сырья. Чтобы качество настоев и спиртов отвечало необходимым требованиям, необходимо соответствие техническим условиям, которые не всегда соответствуют стандарту. Нормирование этих условий позволит увеличить стойкость алкогольных напитков с натуральными биологически активными веществами и соответственно срок хранения [4].

В процессе хранения алкогольные напитки могут терять свой товарный вид в результате образования осадков. Основными причинами этих процессов может быть недостаточный или неквалифицированный входной контроль сырья, полуфабрикатов, а также вспомогательных материалов и бутылок. Поэтому предприятию необходимо ужесточить входной контроль поступающего сырья, материалов.

На повышение конкурентоспособности может повлиять и замена формы бутылки. Можно использовать бутылки в форме прямоугольника, трапеции, конуса. Придать бутылке яркость и оригинальности позволит использование этикеток, печатанных на металлизированной основе.

Дизайн упаковки должен воздействовать на образ, который фирма ищет для своей продукции. Более простая упаковка создает образ более низкого качества товаров. Современные материалы стимулируют спрос. Предприятие может использовать для упаковки продукции помимо картона пластик, облагороженный внутри мягким материалом от повреждения бутылки.

Для повышения конкурентоспособности товара предприятию следует уделить большое влияние контактам с потребителями. Необходимо анализировать и учитывать факторы, определяющие поведение индивидуальных потребителей и влияющие на их решения о покупке. Среди этих факторов часто преобладают субъективные, связанные со степенью известности, привлекательности товарных марок и упаковки товара в сознании потребителей. Решению данной задачи в значительной степени способствует использование брендинга. ОАО «Мордовспирт» необходимо разработать мероприятия по использованию подхода, заключающегося в выделении отдельных товарных марок (брендов) в самостоятельные объекты маркетинга и продвижение их на рынки с помощью создания запоминающихся рекламных образов.

Следующей целью для ОАО «Мордовспирт» является выход на новые рынки сбыта. Для достижения поставленной цели необходимо провести мониторинг рынков регионов. По результатам мониторинга осуществить внедрение алкогольной продукции ОАО «Мордовспирт» на региональные рынки. При внедрении продукта на новый рынок также необходимо решить ряд задач: открыть представительство или найти регионального партнера; выходить на несколько рынков сразу или поочередно «завоевывать» регионы; использовать существующую товарную матрицу или расширить ассортимент; решить вопросы с местными властями; создавать собственную розничную сеть или работать с существующими; на начальном этапе применить демпинг или сразу установить средние цены и многие другие.

Не достижение поставленных целей не позволит предприятию достигнуть главной цели предприятия и приведет к ухудшению его деятельности. Поэтому очень важно проводить анализ внешней среды организации и своевременно принимать управленческие решения.

Процесс принятия управленческих решений лежит в основе планирования деятельности организации, так как план - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей. Предприятию необходимо разработать перспективный план развития на 3−5 лет. В нем должны излагаться характеристики основных факторов и сил, которые будут оказывать влияние на развитие и функционирование компании в течение предстоящего периода, определяться цели и основные стратегические приемы достижения поставленных целей. На основе перспективного плана разрабатывать краткосрочные планы на год [4].

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом продвижения его возможных последствий.

Руководители предприятий обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, который необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.

В результате мы можем сделать следующие выводы:

1. Под решением понимают нахождение определенного варианта действий, и сам процесс деятельности, и ее конечный результат. Когда говорят о решении проблемы, используют этот термин в трех значениях: найденный, но еще не осуществленный вариант действий, сам процесс разрешения проблемы, т.е. устранение некоторых препятствий и трудностей на этом пути; итог деятельности. Эту многозначность следует учитывать и при определении понятия «управленческое решение».

2. В целом, знание и использование классификационных признаков управленческих решений позволяет провести структуризацию стоящей перед руководителем задачи. Это позволяет более четко формулировать и решать задачи управления и способствует концентрации усилий и более эффективному расходованию времени и средств при разработке решений.

.   Процесс принятия решений - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.

4. Первая стадия процесса принятия решений состоит в определении проблем. Проведя стратегический анализ внешней среды ОАО «Мордовспирт» были выявлены следующие проблемы: неустойчивая конкурентная позиция и изменение вкусов и предпочтений потребителей. Следующим этапом в процессе принятия управленческих решений является определение целей и выбор альтернативы. Стратегической целью ОАО «Мордовспирт» является сохранение лидирующих позиций на рынке алкогольной продукции РМ и завоевание алкогольных рынков других регионов. Ее реализация в значительной мере зависит от умелого реагирования на постоянное изменение факторов внешней среды путем мобилизации и эффективного использования внутренних возможностей предприятия. Не достижение поставленных целей не позволит предприятию достигнуть главной цели предприятия и приведет к ухудшению его деятельности. Поэтому очень важно проводить анализ внешней среды организации и своевременно принимать управленческие решения.

 

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...