Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика процесса обучения.




Основные понятия психологии обучения: «научение», «учение», «обучение», «учебная деятельность», «познавательная деятельность». Обучение как профессиональная деятельность педагога, направленная на передачу обучающимся знаний, умений и навыков, на развитие способностей ребенка. Общие цели обучения. Двустороннее единство обучения-учения в образовательном процессе. Соотношение обучения и психического развития. Положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития.

Учебная деятельность как особая форма учения. Структура учебной деятельности: мотивация, учебная задача, учебные действия, контроль (самоконтроль) оценка (самооценка). Обучающийся как субъект учебной деятельности. Обучаемость – важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности. Показатели обучаемости. Понятие обученности.

 

2. Основные направления современного обучения.

Общая характеристика развивающего обучения в отечественной образовательной системе. Основные положения проблемного обучения. Личностно-ориентированное обучение. Психологические основы развивающих образовательных программ (В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова и др.). Понятие образовательной технологии. Технологии развивающего обучения: приемы повышения интереса к уроку, активизации мышления, управления вниманием, память. Психологические факторы, влияющие на успешность обучения. Роль оценки, отметки. Альтернативные подходы к оцениванию знаний: безотметочный, рейтинговый и др. Психологические основы компьютеризации обучения.

Психологические основы воспитания как фактора формирования личности.

Воспитание как процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, передача социальных ценностей, социальных установок, а также чувств, норм и правил поведения. Цели воспитания.

Закономерности процесса воспитания: влияние факторов активности самого ребенка; активности действий педагога; опора на актуальные потребности ребенка; соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности. Создание ситуации успеха для ребенка, выражение любви к нему; скрытый характер воспитания.

Понятие воспитанности. Самовоспитание.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

 

Психология педагогической деятельности.

Содержание педагогической деятельности. Функции педагогической деятельности: конструктивная; организаторская; коммуникативная; гностическая.

Структура педагогической деятельности: мотивы, цель, результат, способы и средства решения задач. Педагог как субъект педагогической деятельности. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Педагогические способности. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая компетентность.

Психология педагогического общения.Функции и стили педагогического общения. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Обмен информацией и оказание воспитательного воздействия с помощью различных коммуникативных средств. Организация взаимоотношений между обучающимися. Импровизация и творчество в педагогическом общении.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Социализация личности.

Понятие социализации как «двухстороннего процесса, включающего, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» (Г.М.Андреева).Теории социализации и развития личности. Процесс социализации как процесс становления личности.

Стихийная и целенаправленная социализация. Стадии социализации (по Г.М. Андреевой): дотрудовая, трудовая, послетрудовая; их характеристика.

Стадии развития личности в процессе социализации (по А.В. Петровскому): адаптация, индивидуализация, интеграция.

Социально- психологические механизмы социализации: идентификация, подражание, имитация, социальная фасилитация, социальная ингибиция и др.

Институты социализации: семья, школа, производственная группа.

Роль образовательного учреждения в процессе социализации ребенка.

Общение как социально-психологическое явление.

Определение понятия «общение», его значение. Взаимосвязь общения и деятельности. Особенности общения в современном мире. Основные характеристики общения: обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

Общение как коммуникация. Отличия невербального языка от вербального. Структурная схема невербального поведения: кинесика, такесика, проксемика, паралингвистика, экстралингвистика и их основные характеристики.

Понятие о перцептивной стороне общения. Восприятие людьми друг друга в процессе общения. Факторы, влияющие на содержание первого впечатления.

Интерактивный аспект общения. Модели кооперативного и конфликтного взаимодействия. Стратегии поведения участников взаимодействия: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество. Практические проблемы оптимизации общения.

Группа как социально-психологический феномен.

Понятие «группа». Признаки социальной группы. Типы групп. Стадии развития группы. Групповая динамика. Конформность. Нонконформизм. Групповая сплоченность. Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания. Особенности группового поведения в дошкольном возрасте.

 

Межличностные отношения как социально-психологический феномен.

Понятие межличностных отношений. Формальные и неформальные взаимоотношения. Социально-психологический климат в группе. Симпатии и антипатии. Конфликты. Типы конфликтов. Динамика развития конфликта. Причины конфликтов. Правила эффективного общения в конфликтной ситуации. «Я-высказывания». Умение слушать. Правила обратной связи.

Межличностные отношения в образовательных системах. Отношения педагог-учащийся. Стили педагогического руководства.

Массовые социально-психологические явления: общественное мнение, паника, подражание.

Лидерство и руководство как групповые социально-психологические процессы.

Понятия «лидер» и «руководитель». Авторитет: истинный и ложный. Теории лидерства: концепция «черт», ситуативная теория. Стили руководства: авторитарный, демократический, попустительский, непоследовательный. Факторы эффективного управления группой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...