Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек, который хотел иметь деньги




Джорж С. Клейсон – Самый богатый человек в Вавилоне

 

 

Брошюра по экономии и финансовому успеху с использованием притч, относящихся к древнему Вавилону. С ними познакомились миллионы людей. Наиболее знаменитой является притча «Самый богатый человек в Вавилоне», которая дала название настоящей книге. Эти «Вавилонские притчи» стали современной классикой воодушевляющей литературы по философии бизнеса.

 

САМЫЙ БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК В ВАВИЛОНЕ

 

Подобно дороге, уходящей вдаль, перед вами простирается ваше будущее. По этой дороге следуют ваши честолюбивые планы, которые вы хотите осуществить, желания, которые вы хотите удовлетворить. Чтобы реализовать ваши честолюбивые планы и желания, вы должны быть удачливы в деньгах. На последующих страницах книги вам станет понятным использование принципов финансового дела. Пусть эти принципы избавят вас от недостатка денег в вашем тощем кошельке и сделают вашу жизнь более полной и счастливой, насколько это позволит вам ваш полный кошелек. Подобно закону земного притяжения принципы финансового дела универсальны и неизменны. Пусть они станут для вас, как они уже стали дни многих других, надежным ключом к обретению полного кошелька, более высоких банковских счетов и финансового успеха. Имейте в виду, денег всегда много у тех, кто знает простые правила, как обзавестись ими:

1. Начните наполнять свой кошелек.

2. Контролируйте свои расходы.

3. Обеспечьте умножение ваших денег.

4. Берегите ваши денежные сбережения от потерь.

5. Сделайте покупку своего дома прибыльным вложением ваших денег.

6. Обеспечьте получение дохода в будущем.

7. Повышайте вашу способность зарабатывать.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Наше процветание как нации в целом зависит от финансового процветания каждого из нас как отдельно взятой личности.

Эта книга посвящена достижению личного успеха каждого из нас. Успех — это достижения человека как результат его собственных усилий и способностей. Соответствующая подготовка — ключ к нашему успеху. Наши действия не могут быть умнее наших мыслей. Наши мысли не могут быть умнее, чем наше понимание.

Эта книга, содержащая ряд способов, как наполнить наши тощие кошельки, может быть определена как руководство для понимания основ финансового дела. И действительно, в этом состоит цель этой книги; дать тем, кто активно стремится к финансовому успеху, глубокое понимание отдельных финансовых вопросов, призванное помочь и научить их, как обзавестись деньгами, как сохранять их и как заставить имеющиеся резервные сбережения приносить еще больше денег.

На следующих страницах этой книги мы отправляемся в древний Вавилон — ту колыбель, в которой родились основные принципы финансового дела, признанные и используемые в настоящее время во всем мире.

Автор будет счастлив, если новые читатели его книги почувствуют такое вдохновение, которое даст им возможность увеличить свои банковские счета, достичь большего финансового успеха, а также решать личные трудные финансовые проблемы, о чем с таким энтузиазмом сообщали прежние читатели этой книги в нашей стране — от побережья до побережья.

Что касается руководителей бизнеса, которые в таких больших количествах распространяли эти истории среди своих друзей, знакомых, сотрудников и партнеров, то автор хотел бы воспользоваться этой возможностью и выразить им свою благодарность. Нет более высокого одобрения, чем полученное от людей, занятых практической деятельностью, которые по достоинству смогли оценить все значение уроков, извлеченных из этих историй, поскольку они сами добились значительных успехов, применяя те истинные принципы, которые отстаиваются в этой книге.

Вавилон стал самым богатым городом древнего мира, потому что его жители были самыми богатыми людьми своего времени. Они понимали ценность денег. Они использовали обоснованные и надежные финансовые принципы приобретения денег, сохранения и умножения их. Они обеспечили самих себя тем, чего все мы хотим - надежным доходом в будущем.

 

 

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ ИМЕТЬ ДЕНЬГИ

 

Бансир, мастер по изготовлению колесниц в древнем Вавилоне, пребывал в полном унынии. Сидя на своем месте у низкой изгороди, окружавшей его владение, он с грустью взирал на свой простой дом и открытую мастерскую, в которой стояла незаконченная колесница

В открытой двери дома часто мелькала фигура его жены. Несколько раз он ловил на себе ее быстрый взгляд и это невольно напоминало ему, что мешок с мукой в его доме почти пуст и что ему нужно работать, чтобы закончить колесницу — стучать молотком и строгать доски, наводить глянец и красить, туго натягивать ремни на обода колес — то есть делать все, чтобы колесница была готова для передачи ее богатому заказчику.

А между тем его массивная мускулистая фигура все так же продолжала возвышаться над изгородью. Он продолжал сидеть, пребывая в полном унынии. В его сознании постоянно возникал вопрос, на который он не мог найти ответа. Горячее яркое солнце, столь обычное для долины реки Евфрат, палило нещадно. Капли пота, выступавшие у него на лбу, собирались в тонкие струйки, незаметно стекали вниз и пропадали на его заросшей волосами груди.

Рядом с его домом террасами поднимались высокие стены царского дворца. А неподалеку, рассекая голубое небо, устремилась ввысь расписная башня храма Бела. В тени этого великолепия и находился его простой дом, а также много других менее опрятных и менее ухоженных домов. Весь Вавилон был похож на эту картину — смесь величия и убожества, смесь ослепительного богатства и страшной нищеты — и все это теснилось без всякого плана или какой-либо системы внутри защитных стен города.

Позади него, стоило ему только оглянуться, открывался вид на город, где проносились шумные колесницы богатых людей, а рядом с ними сновали обутые в сандалии торговцы и босоногие нищие. Но даже богатым приходилось уступать дорогу бесконечным вереницам рабов-водоносов, занятых «царским делом». Каждый из них нес на себе тяжелый бурдюк с водой для полива висячих садов.

Бансир был слишком поглощен своими собственными мыслями, и поэтому не слышал и не обращал внимания на беспорядочный шум делового города. Но внезапно раздавшиеся звуки хорошо знакомой лиры вывели его из состояния задумчивости. Он обернулся и прямо перед собой увидел приветливое улыбающееся лицо своего лучшего друга — музыканта Кобби.

— Да ниспошлют тебе боги свою великую милость, мой дорогой друг, — начал Кобби свое заранее подготовленное приветствие.

— Или они уже вознаградили тебя, поскольку, как мне кажется, тебе нет необходимости работать. Я радуюсь вместе с тобой твоей великой удаче.

Больше того, я хотел бы разделить эту удачу с тобой. Прошу тебя, достань, пожалуйста, из твоего кошелька, который, наверное, уже лопается от денег, а иначе, зачем бы ты работал в своей мастерской, два жалких шекеля и одолжи их мне до завтрашнего утра. Ты даже не заметишь их отсутствия, — так быстро я тебе их верну.

— Если бы у меня и было два шекеля, — уныло отвечал Бансир, — то я никому не смог бы их одолжить — даже тебе, моему самому лучшему другу; если бы у меня были эти деньги, то это было бы все мое состояние, а никто не мог бы отдать в долг все свое состояние даже своему лучшему другу.

—Что? — воскликнул Кобби с неподдельным изумлением.

— У тебя нет ни одного шекеля в кошельке, и ты сидишь неподвижно, возвышаясь как изваяние, над изгородью? Почему ты не доделываешь эту колесницу. Как же ты сможешь удовлетворить свой прекрасный аппетит? Это так не похоже не тебя, друг мой. Куда подевалась твоя неуемная энергия? Может что-то мучает тебя? Может быть, боги наслали на тебя испытания?

— Да, должно быть боги послали мне эти мучения, — согласился Бансир.

— Все началось с одного сна, в котором я видел себя состоятельным человеком. На поясе у меня висел большой кошелек, полный монет. В нем были и шекели, которые я со спокойной беспечностью бросал нищим в нем были и серебряные монеты, на которые я мог покупать украшения для своей жены и все, что захочу, для себя самого; в нем были и золотые монеты, которые придавали мне уверенность в моем будущем и давали мне право без всякой боязни тратить серебряные монеты. Я испытывал великолепное чувство удовлетворенности самим собой! Ты бы никогда не узнал в этом человеке меня, твоего друга, зарабатывающего на жизнь тяжким трудом. Никто не узнал бы и мою жену — таким счастьем сияло ее лицо без единой морщинки. Она снова была той улыбающейся девушкой, какой я запомнил ее в первые дни после нашей свадьбы.

— Да, действительно прекрасный сон, — сказал Кобби.

— Однако почему же такие прекрасные чувства, которые он пробудил в тебе, превратили тебя в мрачное изваяние?

— В самом деле, почему?! Да потому что, когда я проснулся и вспомнил, насколько пуст мой кошелек, то меня охватило чувство протеста. Давай-ка, обсудим это, потому что, как говорят моряки, мы с тобой «плывем в одной лодке». Когда мы были мальчишками, мы вместе ходили к священникам, чтобы набраться мудрости. Когда мы стали юношами, мы вместе развлекались. Став взрослыми, мы навсегда остались близкими друзьями. Мы были, в своем роде, довольными всем людьми. Нас вполне устраивало, что мы много часов работали, зато свободно тратили заработанные деньги. И что же, за все прошедшие годы мы заработали столько денег, что смогли познать те радости, которые дает богатство, о котором мы мечтали? Как бы не так! Что же, разве мы тупые тупцы? Мы живем в самом богатом городе мира. Как рассказывают путешественники, ни один из городов мира не может сравниться с ним по богатству. Вокруг нас столько проявлений этого богатства, но мы сами ничего не имеем от этого богатства. Проведя полжизни в тяжких трудах, ты, мой лучший друг, имеешь пустой кошелек и спрашиваешь у меня, Могу ли я одолжить такую малость, как два шекеля до завтрашнего утра? И что я на это отвечаю? Вот мой кошелек и я с удовольствием поделюсь с тобой его содержимым?

— Нет, я признаюсь тебе, что мой кошелек так же пуст, как и твой. Так в чем же дело? Почему мы не можем получать больше серебряных и золотых монет, чем только на еду и одежду?

— А если говорить о наших сыновьях, — продолжал Бансир, — разве они не следуют по стопам своих отцов? Разве они и их семьи, а также их сыновья и семьи их сыновей должны жить всю свою жизнь среди такого богатства и вместе с тем, так же как и мы, продолжать довольствоваться только кислым козьим молоком и кашей?

— За все годы нашей дружбы ты никогда не говорил ничего подобного, — озадаченно произнес Кобби.

— Но никогда за все эти годы я и не думал так. С раннего утра и до темна, я работал и делал самые прекрасные колесницы, которые только способен сделать человек, наивно полагая, что боги воздадут мне за мои достойные дела и ниспошлют мне великое процветание. Но они так и не сделали этого. В конце концов, я понял, что они никогда этого и не сделают. Поэтому у меня тяжело на сердце. Я хочу быть состоятельным человеком. Я хочу иметь земли и скот, я хочу иметь красивую одежду и деньги в своем кошельке. Чтобы иметь все это, я хочу работать изо всех сил, со всем умением, на которое способны мои руки, со всей смекалкой, на которую только способен мой ум, однако я хочу, чтобы мой труд был надлежащим образом вознагражден. Почему мы не может получить свою заслуженную справедливую долю от тех благ, которые в таком изобилии доступны тем людям, у которых есть золото, чтобы купить все это?

— Если бы я знал ответ! — сказал Кобби. — Я доволен своей жизнью не больше, чем ты. Моего заработка, который я получаю от своей игры на лире, хватает очень ненадолго. Часто я вынужден все точно рассчитывать и планировать, чтобы моя семья не осталась голодной. В глубине души у меня есть одно страстное желание — я хотел бы иметь лиру с таким большим диапазоном звучания, чтобы исполняемые на ней мелодии действительно могли бы передать все мои помыслы и стремления. На таком инструменте я мог бы исполнять такую прекрасную музыку, какой даже царь никогда не слышал прежде.

— Ты по праву достоин такой лиры. Во всем Вавилоне нет другого человека, который мог бы исполнять на ней более благозвучные напевы; если бы ты смог заставить ее звучать так мелодично, то не только Царь, но и сами боги были бы восхищены. Но как ты можешь приобрести такой инструмент, если мы с тобой оба бедны, как царские рабы? А вот, кстати, и звук их колокольчика! Это как раз они идут. И он указал на длинную колонну полуголых, взмокших от пота рабов-водоносов, с трудом бредущих от реки вверх по узкой улочке. Они шли колонной по пятеро в ряд, и каждый из них сгибался под тяжестью большого бурдюка с водой.

— Примечательна фигура человека, который возглавляет эту колонну, — показал Кобби на человека с колокольчиком, который шагал впереди и не нес никакой поклажи.

— Сразу видно, вот известный человек в своей собственной стране.

— Здесь много хороших людей в этой колонне, — согласился Бансир, — таких же хороших людей, как и мы с тобой. Высокие светловолосые люди с севера, улыбающиеся черные люди с юга, невысокие смуглые люди из соседних стран. Они идут все вместе от реки к садам, туда и обратно, день за днем, год за годом. И никакое счастье им впереди не светит. Постель из соломы — для сна и каша из зерна грубого помола — в качестве еды. Пожалей эти бедные создания, Кобби! Пожалеть-то их я могу. Но я вижу, как мало мы с тобой от них отличается, мы — свободные люди, по крайней мере, таковыми мы сами себя считаем.

— Это правда, Кобби, хотя сама мысль об этом и неприятна. Мы не должны из года в год продолжать влачить жизнь рабов. Работа, работа, работа! И ничего не получать взамен.

— Разве мы не можем разузнать, как другие получают золото, и делать точно так же, как они? — спросил Кобби.

— Возможно, здесь есть какой-то секрет и мы сможем узнать его, если разыщем тех людей, которые знают его, — задумчиво произнес Бансир.

— Вот это будет настоящий день, — сказал Кобби. — Представь, я могу повстречать нашего старого друга Аркада, когда тот проезжает в своей золотой колеснице. Причем, я должен сказать, он не смотрит куда-то поверх моей скромной персоны, как сделали бы многие люди его положения, посчитав это своим правом. Наоборот, он приветливо машет мне рукой, и все видят, как он одаривает своей дружеской улыбкой меня, Кобби, простого музыканта.

— Говорят, что он — самый богатый человек во всем Вавилоне, — задумчиво произнес Бансир.

— Настолько богатый, что, как, говорят, сам царь обращался к нему за помощью, когда ему потребовалось золото для решения дел своего казначейства, — ответил Кобби.

— Он так богат, — вставил Бансир, — что я боюсь, если встречу его как-нибудь под покровом ночи, то не удержусь и постараюсь прибрать к рукам его толстый кошелек.

— Вздор! — возразил Кобби, — богатство человека не в кошельке, который он носит с собой. Толстый кошелек быстро опустеет, если золотой ручеек перестанет пополнять его. У Аркада есть твердый доход, который постоянно пополняет его кошелек, вне зависимости от того, сколько он тратит.

— Постоянный доход — вот это дело! — воскликнул Бансир. — Я хочу иметь доход, который будет поступать в мой кошелек, независимо от того, сижу ли я дома или путешествую в дальних странах. Аркад должен знать, как сделать так, чтобы у человека появился свой собственный доход. Думаю, что он смог бы объяснить это даже таким тугодумам, как я?!

— Мне кажется — ответил Кобби, — что он передал свои знания и опыт своему сыну Номасиру. Иначе как можно объяснить, что хотя Аркад никогда не приезжал в город Ниневию, но, тем не менее, как говорят на постоялом дворе, его сын и без помощи своего отца стал одним из богатейших людей в этом городе?

— Кобби, ты дал мне прекрасную мысль, — глаза Бансира блеснули новым светом. — Ведь ничего не стоит попросить мудрого совета у хорошего друга, а Аркад всегда был таким другом. Не беда, что в наших кошельках так же пусто, как в прошлогоднем соколином гнезде. Пусть он не смущает нас. Нам надоело, что у нас нет денег, когда кругом такое изобилие. Мы хотим стать состоятельными людьми. Давай пойдем и спросим у Аркада, как нам сделать так, чтобы мы тоже имели свой собственный доход.

— Ты говоришь с истинным вдохновением, Бансир. Ты заставил меня по-новому понять многие вещи. Ты дал мне возможность осознать причину — почему мы так и не нашли никакого богатства. Просто мы с тобой никогда его и не искали. Ты упорно трудился и мастерил самые прочные колесницы в Вавилоне. Именно на эту цель были направлены все твои усилия. Поэтому именно в этом ты и преуспел. Я стремился стать искусным музыкантом-исполнителем на лире. И именно в этом я и преуспел.

В тех видах деятельности, на которые были направлены все наши самые энергичные усилия, мы преуспели. Боги благосклонно позволяли нам продолжать такую жизнь. Но вот, наконец, мы видим свет, такой же яркий, какой исходит от восходящего солнца. Этот свет побуждает нас получить новые знания, чтобы мы могли еще больше преуспеть. Овладев новыми знаниями, мы найдем честные пути к осуществлению наших желаний.

— Давай пойдем к Аркаду сегодня, — предложил Бансир. — Давай также позовем наших друзей, которых знаем с детских лет и у которых дела идут не лучше, чем у нас самих; пусть они присоединятся к нам, и мы вместе пойдем за новыми знаниями.

Ты вечно заботишься о своих друзьях, Бансир. Поэтому у тебя их так много. Пусть будет так, как ты говоришь. Мы пойдем сегодня и возьмем с собой наших друзей.

 

В древнем Вавилоне жил некогда один очень богатый человек по имени Аркад. Повсюду он был знаменит своим огромным богатством. Еще он был знаменит своей щедростью. Он щедро раздавал милостыню. Он был щедрым по отношению к своей семье. Он щедро тратил деньги на свои собственные нужды. Но, тем не менее, как бы быстро он не тратил свои деньги, с каждым годом его богатство увеличивалось еще быстрее. Однажды к нему пришли несколько друзей его молодости и сказали:

— Аркад, ты оказался более удачливым, чем мы. Ты стал самым богатым человеком в Вавилоне, тогда как мы продолжаем бороться за свое существование. Ты можешь позволить себе носить прекраснейшие одежды и наслаждаться редкими деликатесами, тогда как мы вынуждены быть довольны, если нам удастся просто прилично одеть свою семью и накормить ее тем, чем можем.

А ведь когда-то мы были равны. Мы учились у одного и того же учителя. Мы играли в одни и те же игры. И ни в учебе, ни в играх ты, ни в чем не превосходил нас. Несколько лет тому назад ты не был более почетным гражданином, чем мы.

Насколько мы можем судить, ты никогда не работал более напряженно или более добросовестно, чем мы. Почему же переменчивая судьба выбрала тебя, чтобы ты наслаждался благами жизни, и проигнорировала нас, хотя мы в равной степени были достойны этого?

На это Аркад возразил им, сказав: — Если вы ничего не достигли со времен нашей молодости, а только ведете борьбу за существование, то это значит, что вы не смогли усвоить законы, по которым создается богатство, или же вы просто не обратили на них внимания и не заметили их.

— Переменчивая судьба — это жестокая злая богиня, которая никому не приносит постоянных благ. Наоборот, она может довести до полного краха и разорения почти любого человека, если только она увидит, что его деньги — не заработанные деньги. Она может сделать человека безудержным транжиром, который сразу проматывает все. Что получает, и остается со своими аппетитами и желаниями, которые он не в состоянии удовлетворить. Другие люди, к кому она бывает благосклонна, могут стать скупыми людьми, которые начинают копить и создавать свое богатство, боясь тратить то, что имеют, поскольку знают, что не смогут возместить потраченного. Потом они начинают бояться воров и грабителей и обрекают самих себя на пустую жизнь и скрытые страдания.

Есть, вероятно, еще одна категория людей, которые умеют делать не заработанные деньги и увеличивать их количество, продолжая при этом чувствовать себе счастливыми и довольными гражданами. Однако этих людей так мало, я знаю лишь некоторых из них, и то по слухам. Присмотритесь к тем людям, которые вдруг получили наследство или внезапно разбогатели, и подумайте, не к такого ли сорта людям они относятся.

Друзья Аркада подтвердили, что знают таких людей, которые внезапно разбогатели, и к которым вполне можно отнести его слова. Затем они попросили его рассказать, как он сам добился такого успеха, и Аркад продолжал:

— В свои молодые годы я смотрел вокруг себя и видел так много хороших вещей, которые могут дать человеку счастье и удовлетворение. И я понял, что богатство повышает могущество этих вещей.

— Богатство — это сила. При наличии богатства многие вещи становятся возможными.

Можно украсить дом богатейшей обстановкой. Можно ходить под парусом в дальние моря. Можно наслаждаться лакомствами из дальних стран. Можно купить украшения, сделанные золотых дел мастером или мастером по камню.

Можно даже построить громадные храмы в честь богов. Можно делать все это и многое другое, что дает человеку чувственные наслаждения и приносит духовное удовлетворение».

Когда я все это понял, я решил, что буду добиваться получить для себя свою долю жизненных благ. Я не буду одним из тех, что стоит вдалеке и с завистью наблюдает, как другие наслаждаются. Я не буду довольствоваться самой дешевой одеждой, чтобы только выглядеть прилично. И не смирюсь с участью бедного человека. Напротив, я сделаю все, чтобы стать гостем на этом пиршестве жизненных благ.

Будучи, как вы знаете, сыном бедного торговца, одним из многих дети в большой семье, я не имел никакой надежды получить наследство, и при этом как вы сами правильно сказали, не будучи наделенным ни выдающимися способностями, ни житейской мудростью я понял, что для того, чтобы достичь того, что я хочу, мне потребуется время и знания.

Что касается времени, то у всех людей оно есть в изобилии. Каждый из вас проспал достаточно много времени, которого вполне хватило бы, чтобы сделать самих себя богатыми людьми. Согласитесь, что в результате прожитой жизни вы ничем не можете похвастать кроме своих хороших семей, которыми вы по праву можете гордиться.

Что касается учебы, то разве не говорил нам наш мудрый учитель, что есть два вида обучения, первый из которых состоит в том, что мы просто усваиваем новые предметы и знания, а второй вид учебы, нацелен на то, чтобы научить нас самих разузнавать то, что нам необходимо?

Поэтому я решил сам выяснить, каким образом можно достичь бо гатства, а когда я выяснил это, то решил сделать это своей целью и обязательно осуществить ее. Ведь разве не разумна мысль о том, что мы должны наслаждаться жизнью, пока мы пребываем в этом ярком солнечном мире, так как довольно много страданий ждет нас, когда мы покинем этот мир и отойдем в темную бездну мира духов?

Я нашел работу в качестве писца в архиве главы города и каждый день многие часы я сидел и заполнял клинописью глиняные дощечки. Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, я упорно работал, однако если говорить о моем заработке, то он оставался ничтожным. Еда и одежды, подношения богам, а также другие вещи, о которых мне не хотелось бы вспоминать, — все это поглощало весь мой заработок. Однако моя твердая решимость не покидала меня.

Однажды в дом главы города пришел Альгамиш, ростовщик, и заказал мне сделать копию Девятого Закона. Он сказал мне: — Мне нужно получить свой заказ через два дня, и если работа будет выполнена в срок, то я дам тебе две медные монеты.

Итак, я упорно работал, но закон был таким длинным, что когда Альгамиш пришел вновь, то работа не была закончена. Это разгневало его, и если бы я был его рабом, то он просто побил бы меня. Однако, зная, что глава города не позволит ему обижать меня, я без всякой боязни сказал ему: — Альгамиш, Вы очень богатый человек. Скажите, как мне тоже стать богатым человеком и тогда я всю ночь буду корпеть над глиняными дощечками и, к восходу солнца, все будет готово.

Он улыбнулся мне и ответил: — Ты, конечно, из молодых, да ранних, но будем считать, что мы заключили такую сделку.

Всю эту ночь я работал, и хотя у меня заболела спина, от запаха горящего фитиля разболелась голова, а глаза мои уже с трудом видели, тем не менее, когда он пришел рано утром, все дощечки были готовы.

— А теперь, — сказал я, — расскажите мне то, что Вы обещали!

— Ты, мой сын, выполнил свою часть нашей сделки, — сказал он мне дружески, — и я готов выполнить свою часть. Я скажу тебе то, что ты хочешь узнать, потому что я старый человек, а «старый язык» любит поболтать. И когда ты достигнешь того возраста, когда сам сможешь давать советы, то твой язык тоже обретет мудрость прожитых лет. Однако слишком часто тебе будет казаться, что возраст знает только мудрость прошедших дней и, поэтому не захочешь воспользоваться ею. Однако вспомни, солнце, которое светит сегодня, это ведь то же самое солнце, которое светило, когда родился твой отец, и, которое будет светить, когда придется отойти в мир иной твоему последнему внуку.

— Твои мысли, — продолжал он, — это яркие вспышки, которые на время загораются подобно метеорам, часто озаряющим небо, а мудрость прожитых лет подобна неподвижным звездам, которые светят неизменным ровным светом, что позволяет мореплавателю сверять по ним свой курс.

— Хорошенько запомни мои слова, потому что если ты этого не сделаешь, то ты не усвоишь ту истину, которую я скажу тебе, и ты будешь думать, что твоя ночная работа оказалась напрасной.

Затем он пристально взглянул на меня из под своих мохнатых бровей и произнес своим низким и сильным голосом:

— Я открыл для себя путь к богатству, когда решил, что одну часть всего того, что я зарабатываю, я должен откладывать. И ты должен делать так же.

Он продолжал смотреть на меня, как бы сверля меня взглядом, но больше ничего не говорил.

— И это все? — спросил я.

— Этого оказалось достаточно, чтобы я, в сущности, из пастуха овец превратился в ростовщика, — ответил он.

— Но разве не лучше было бы откладывать все, что я зарабатываю? — спросил я.

— Нет, это далеко не так, — ответил он. — Разве тебе не нужно, платить мастеру, который шьет тебе одежду? Разве ты не должен платить мастеру, который делает для тебя сандалии? Разве тебе не нужно платить за продукты, которыми ты питаешься? Разве ты можешь жить в Вавилоне, не имея никаких расходов? Сколько ты заработал за последний месяц для себя самого? А за последний год? Глупец' Ты платишь всем и каждому, но за счет себя самого. Ты работаешь на других. С таким же успехом ты мог бы быть рабом и работать только за еду и одежду, которую дает тебе той хозяин. Если бы ты откладывал для себя самого одну десятую часть твоего заработка, то, сколько бы у тебя было через десять лет?

Использовав свои знания цифр, я ответил: — Столько, сколько я зарабатываю за год.

— Но это только половина всей правды, — возразил он. — Каждая золотая монета, которую ты откладываешь, это твой раб, который работает на тебя. Каждая медная монета, которую этот раб зарабатывает, это твой ребенок, который тоже может зарабатывать для тебя. И если ты станешь богатым, то тогда те средства, которые ты отложил, эти твои рабы, будут приносить тебе доход, и их «дети» тоже будут приносить доход, то есть все вместе они помогут тебе достичь того изобилия, к которому ты страстно стремился.

Ты думаешь, что я обманул тебя со своей платой за твою большую ночную работу, — продолжал он, — однако считай, что я заплатил тебе в тысячу раз больше, если ты сумеешь постичь своим умом ту истину, которую я тебе поведал.

Определенную часть всех денег, которые ты зарабатываешь, ты должен отложить. Эта часть должна составлять не менее одной десятой, независимо от того, насколько мал твой заработок. И она должна быть настолько велика, насколько ты сам себе это можешь позволить. То есть сначала заплати самому себе.

Не трать на покупки у портного и обувщика больше средств, чем ты можешь выделить из остальной части денег, отложив при этом достаточно на еду, благотворительность и на пожертвования богам.

Богатство подобно дереву вырастает из маленького семени. Первая медная монета, которую ты отложил, это то семя, из которого должно вырасти твое дерево богатства. Чем раньше ты посадишь это семя, тем быстрее вырастет дерево. И чем более добросовестно и честно ты будешь подкармливать и поливать это дерево за счет постоянного поступления новых сбережений, тем раньше ты сможешь начать наслаждаться жизнью в тени этого дерева.

Сказав это, он взял свои глиняные дощечки и ушел. Я много думал о том, что он сказал мне, и сказанное им представлялось мне разумным. Я решил, что буду стараться делать именно так. Каждый раз, когда я получал деньги за свой труд, я брал одну медную монету из каждых десяти и откладывал. Как это не покажется странным, но мои денежные средства не становились меньше, чем прежде. Я отмечал лишь небольшую разницу в своем положении, когда начал откладывать деньги. Однако когда мои тайные запасы начинали расти, то я часто испытывал искушение потратить их, чтобы купить некоторые товары, выставляемые торговцами, которые они привозили караванами верблюдов или на судах из далекой страны Финикии. Однако я проявлял благоразумие и удерживал сам себя от этого.

Через двенадцать месяцев после своего ухода Альгамиш вновь вернулся и сказал мне: — Сын мой, ты отложил для себя самого не менее одной десятой части всех денег, которые ты заработал за прошедший год?

Я ответил гордо: — Да, господин, я сделал это.

— Это хорошо. — ответил он. улыбаясь мне своей лучезарной улыбкой, — А что ты сделал с этими сбережениями?

— Я отдал их Азмуру, каменщику, который сказал мне, что отправляется в путешествие за дальние моря и обещал купить для меня в Тире редкие финикийские украшения. Когда он вернется, мы продадим эти драгоценные украшения по высоким ценам, а доход поделим между собой.

— На каждой глупости нужно учиться, — проворчал он, — ну как можно доверять знаниям каменщика о драгоценностях и украшениях? Разве ты обратился бы к пекарю, чтобы узнать что-либо о звездах? Нет, ты обратился бы к астрологу, если ты вообще способен разумно мыслить. Твои сбережения пропали, ты сам с корнем выдернул свое дерево — богатство. Но надо посадить другое. Постарайся еще раз. И следующий раз, если тебе потребуется совет относительно драгоценностей или украшений, то обратись к торговцу украшениями. Если тебе нужно будет получить правильные сведения об овцах, то обратись к пастуху. Советы — это такая вещь, которая щедро раздается, но смотри, чтобы ты воспользовался только таким советом, в котором заложена истина.Тот, кто ищет совета относительно своих сбережений у людей, неопытных в таких вопросах, тому придется самому расплачиваться своими собственными сбережениями за доказательство ложности суждений этих людей. Сказав это, он ушел.

И все произошло именно так, как он сказал. Финикийцы оказались мошенниками и продали Азмуру стекляшки, не имеющие никакой ценности, которые просто были похожи на драгоценные камни. Однако, как просил меня Альгамиш, я снова начал экономить и откладывать каждую десятую медную монету, что отныне вошло у меня в привычку и не представляло для меня никакого труда.

Спустя двенадцать месяцев Альгамиш вновь появился в зале, где сидели писцы, и обратился ко мне: Каких успехов ты достиг со времени нашей последней встречи?

— Я честно платил самому себе, — отвечал я, — А свои сбережения я доверил Апгеру — мастеру по изготовлению щитов, для закупки бронзы и каждый четвертый месяц он платит мне проценты.

— Это хорошо. И как ты намерен распорядиться этими деньгами?

— Я хочу устроить большое пиршество с медом, тонкими винами и ароматными пирогами. Еще я куплю себе пурпурную тунику. А затем я куплю себе молодого осла для езды верхом.

На это Альгамиш сказал, смеясь: — Ты собираешься съесть «детей» своих сбережений. И как же ты сможешь тогда ожидать, что они будут работать на тебя? И как они, в свою очередь, смогут иметь своих «детей», которые тоже должны работать на тебя? Сначала создай себе армию из золотых монет — твоих рабов, а потом уже наслаждайся богатыми пирами без всяких сожалений. — Сказав это, он снова ушел.

Следующий раз я увидел его только через два года, когда он опять вернулся. Его лицо покрылось глубокими морщинами, взор стал потухшим, это был уже очень старый человек. И он сказал мне: — Аркад, ты уже достиг того богатства, о котором мечтал?

И я ответил, — всего, о чем я мечтал, я еще не достиг. Но некоторые сбережения у меня есть и они приносят доход, этот доход, в свою очередь, приносит еще больший доход.

— Ну, как, ты все еще продолжаешь пользоваться советами каменщиков?

— Что касается изготовления кирпича, то они дают дельные советы — отпарировал я.

— Аркад, — продолжал он, — ты хорошо усвоил свои уроки. Во-первых, ты научился жить на несколько меньшие средства, чем твой заработок. Во-вторых, ты научился спрашивать совета только у тех людей, которые достигли уровня компетентности благодаря своему собственному опыту. И последнее, ты научился делать так, чтобы деньги работали на тебя.

Ты сам научился тому, как добывать деньги, как копить деньги и как ис­пользовать их. Поэтому ты заслуживаешь того, чтобы иметь достойное положение. Сам я старею. Мои сыновья думают только о том, как потратить деньги, и совершенно не заботятся о том, чтобы заработать их. Мои владения велики и я очень боюсь, что уже не смогу заниматься ими. Если ты приедешь в Ниппур и станешь заботиться о моих землях, то я сделаю тебя своим компаньоном, и ты получишь долю во владении моим состоянием. Итак, я приехал в Ниппур и взял на себя ответственность за его зем­ли, которые действительно были обширны. А поскольку я был полон честолюбивых замыслов и за моими плечами уже были три первых урока успешного достижения богатства, то мне удалось значительно увеличить объем его владений. Итак, я значительно преуспел, и когда душа Альгамиша отошла в мир иной, я получил определенную долю его состояния, как это он сам предусмотрел и устроил в соответствии с законом.

Так говорил Аркад, и когда он закончил свой рассказ, один из его друзей сказал: — Ты действительно более удачлив, чем Альгамиш, который сделал тебя своим наследником. Удачлив лишь в том, что я был одержим страстным желанием добиться процветания еще до того, как я впервые повстречал его. Разве я не доказал за четыре года свою твердую приверженность цели, постоянно откладывая одну десятую часть всех своих заработков? Вы станете считать счастливчиком того рыбака, который за долгие годы так изучил повадки рыбы, что, несмотря на любое изменение ветра, он всегда забрасывает свои сети в непосредственной близости от нее?

— Ты проявил большую силу воли, когда продолжил копить деньги, после того как потерял все свои сбережения, накопленные за первый год. Ты исключительный человек в своем роде, — сказал еще один из друзей.

— Сила воли! — резко возразил Аркад. — Что за вздор! Вы думаете, что сила воли это такая сила, которая дает возможность человеку поднимать тяжесть, которую не способны нести верблюды, или тянуть груз, который быки не могут сдвинуть с места? Нет, сила воли — это непоколебимая цель — непременно выполнить задачу, которую вы сами перед собой поставили. И если я ставлю перед собой цель, какой бы незначительной она ни была, я должен идти до конца и выполнить ее. В противном случае как я могу быть уверен в себе самом, что способен делать серьезные дела? Если я скажу сам себе — в течение ста дней, переходя по мосту по пути в город, я буду поднимать с дороги камень и бросать его в воду, — то я буду это делать. Если на седьмой день, переходя по мосту, я забуду это сделать, то я не подумаю про себя, — ну, ладно, завтра я брошу два камня и все будет в порядке. Нет, я вернусь назад и брошу свой камень. И разве на двенадцатый день я скажу сам себе: — Аркад, все это бесполезно. Какая выгода тебе бросать по одному камню кажды

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...