Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I . Система обучения по дисциплине «Источниковедение истории древнего мира и средних веков»




РИДЕР

По дисциплине «Источниковедение истории древнего мира и средних веков»

Очное отделение. 2018-2019 учебный год

 

Составитель: канд.ист.наук, доц. кафедры истории древнего мира и средних веков им. В.С. Семенова Куликова Юлия Викторовна

(glanam_yul@mail.ru)

Структура ридера:

I. Система обучения по дисциплине «Источниковедение истории древнего мира и средних веков»

II. Рейтинг–план

III. Рекомендации к семинарским и практическим занятиям

IV. Задания рубежного контроля                                                         

V. Дополнительные рейтинговые задания (общие рекомендации)

VI. Рекомендации по библиографическому описанию.

VII. Список рекомендуемой литературы.

 

I. Система обучения по дисциплине «Источниковедение истории древнего мира и средних веков»

Дисциплина «Источниковедение истории древнего мира и средних веков» входит в состав вариативной части профессионального цикла учебного плана по направлению подготовки бакалавров 050100.62 – «Педагогическое образование» (профиль «История») и является дисциплиной предметной подготовки по выбору студента.

 Ее освоение направлено на углубление знаний об истории Древнего мира, в частности, Древнего Рима, на формирование целостного представления повседневной жизни разных слоев населения в Древнем Риме и причин, влияющих на ее изменение в темпоральном развитии, а также позволяет ответить на вопрос, как же связаны история и повседневность.  Дисциплина состоит из трех частей и семи разделов, включающих в себя лекции, семинарские и практические занятия.

Раздел 1. Источниковедение как предмет. Источниковедение в системе вспомогательных исторических дисциплин. Методы и приёмы изучения источников. Методика работы с источниками. Герменевтика и эвристика. Понятие авторского текста. Намеренная и ненамеренная информация. Основные типы и виды источников. Современное источниковедение, развитие количественных методов анализа источников, историческая информатика.

Раздел 2. Источниковедение истории Древнего Востока. Особенности источников по истории Древнего Востока. Источники по истории Ближнего Востока. Источники по истории Малой Азии и Закавказья. Источники по истории Индии и Китая.

Раздел 3. Источники по истории Древней Греции. Особенности источников по истории Древней Греции. Мифология как источник. Эпос Гомера. Басни Эзопа. Трагедии и комедии как источник. Философские сочинения. Историки Древней Греции.

Раздел 4. Источники по истории Древнего Рима. Особенности источников по истории Древнего Рима. Законодательные источники. Ораторские произведения. Письма как источник. Географы. Историческая наука Древнего Рима. Биографии как источник.

Раздел 5. Источниковедение истории средних веков. Источники по истории V-XI в. Типология исторических источников Средневековья и методы их изучения. Археологические материалы. Исторические сочинения раннесредневековых писателей. Каролингское историописание. Хроники. Раннесредневековая эпистолография. Христианская литература IV-X в. Правовые источники, их классификация

Раздел 6. Источники эпохи Высокого средневековья. Основные причины изменения характера источников. Общая характеристика нарративных, правовых, документальных источников. Художественно-изобразительные источники.

Раздел 7. Источники по истории Позднего средневековья или Раннего нового времени. Возникновение новых видов источников. Развитие книгопечатания, архивного дела. Фонд документальных источников. Законодательные памятники. Нарративные источники: исторические сочинения, мемуарная литература, дневники, эпистолярный жанр, публицистика, памятники художественной литературы западноевропейских стран. Художественно-изобразительные источники.

                                                                                       

Все формы учебной работы и контроля объединены в рамках рейтинговой системы. В рейтинг-плане дисциплины указан диапазон баллов, которые можно получить при выполнении каждого из заданий. Подробное описание заданий приведено в методических рекомендациях. Итоговая оценка по дисциплине является накопительной (шкала перевода рейтинговых баллов в итоговую оценку приведена в рейтинг-плане). Рейтинг-план состоит из базовой и дополнительной частей.

Базовая частьрейтинг-плана включает рейтинговые оценки посещения занятий, работы на семинарах и выполнения заданий рубежного контроля. Суммарная оценка рассчитана в диапазоне от 50 до 100 баллов (то есть от итоговой минимально удовлетворительной оценки до максимальной). Выполнение любого задания на уровне ниже «удовлетворительного» приравнивается к 0 рейтинговых баллов. Рейтинговый контроль посещаемости касается только лекционных занятий и осуществляется выборочно (четыре раза за семестр). Рейтинговая оценка работы на семинарских занятиях приведена в рейтинг-плане для каждого из трех разделов программы, по которым запланированы такие занятия. Каждая из этих оценок является накопительной – она складывается из рейтинговых оценок каждой семинарской темы. Также в рейтинг-плане приведены рейтинговые оценки каждой процедуры рубежного контроля.

Обязательным условием получения итоговой оценки по дисциплине (вне зависимости от количества набранных баллов) является обязательное выполнение заданий к темам семинарских занятий, успешная подготовка доклада с использованием мультимедийных средств по указанным темам и успешное выполнение учебного проекта «Повседневная жизнь Древнего Рима».

Дополнительная часть рейтинг-плана включает компенсирующие задания. Они выполняются в трех случаях:

1) в ходе семестра – если студенты стремятся компенсировать отсутствие на занятиях или недостаточно успешное участие в процедурах рубежного контроля (в этом случае студент выбирает задания по проблематике соответствующего раздела);

2) в период сессии (до дня экзамена) – если студенты в ходе семестра не набрали количество баллов, необходимое для получения итоговой оценки (в этом случае студент свободен в выборе заданий из предложенного перечня);

3) в порядке академической задолженности – до 28 февраля (в этом случае студент должен согласовать выбор заданий с преподавателем). 

Выполнение дополнительных рейтинговых заданий должно осуществляться строго в соответствии с приведенными в ридере рекомендациями. Оценка компенсирующих заданий определяется в диапазоне от 1 балла, то есть оцениваются даже самые «скромные» по качеству работы. Но при этом каждое из компенсирующих заданий можно выполнить только один раз, т.е. без повторного представления задания «на более высоком уровне».

Рейтинг-план предусматривает также возможность начисления рейтинговых бонусов и штрафов.

Рейтинговые бонусы: до 10 бонусных баллов можно получить при условии особо креативного участия в семинарских занятиях и демонстрации углубленных знаний учебного и дополнительного материала. До 10 бонусных баллов начисляется на участие в заседаниях и занятиях клуба «Ника». а также за помощь в организации тематических заседаний. Бонусные баллы выставляются и за специализацию по кафедре истории древнего мира и средних веков им. профессора В.Ф. Семенова. Бонусные баллы выставляются по итогам семестра.

Рейтинговые штрафы начисляются при сдаче текста, позаимствованного из Интернета или из коллекции учебных заданий прошлых лет (заимствованием считается использование любого фрагмента «чужого» текста без оформления цитаты и ссылки по правилам библиографического описания), сдаче двумя и более студентами одинакового текста учебного задания (независимо от того, чья работа была сдана первой и какой временной промежуток отделяет сдачу этих работ), сдаче учебного задания на цифровом носителе с вирусами – в каждом из указанных случаев студент получает минус 10 баллов.

 

 

II. Рейтинг- план.

 

 

 

БАЗОВая часть рейтинговой системы

 

Виды контроля Тема / форма аттестационной работы Мин. кол-во баллов Макс. кол-во баллов

Контроль посещаемости занятий

  5 10
Посещение лекционных занятий 5 10
Посещение семинарских и практических занятий

Текущий контроль работы на семинарских и практических занятиях

  22 48
  1. Источники по истории Древнего Востока (1-3)
 
6 12
  1. Источники по истории Античности (1-4)
 
8 16
  1. Источники по истории Средневековья
 
8 20

Рубежный контроль

  24 42
  1.  Проблемно-аналитическое задание: Историк и источник (Коллингвуд и Марк Блок: сравнительный анализ)
4 8
  1. Практические работы (нумизматика, эпиграфика)
4 10
  1. Конспект  вступительных статей: «Историописание и историческая мысль западноевропейского средневековья» Книга 1-3.
6 9
  1. Тренинг методов аргументации, самостоятельная работа с источниками по теме
10 15

Промежуточная аттестация

     
Экзамен (в составе компенсирующих заданий)    
Итого   51 100

 

Выполнение любого задания на уровне ниже «удовлетворительного» = 0 рейтинговых баллов

Контроль посещаемости лекционных занятий осуществляется выборочно (четыре раза за семестр)

Обязательным условием получения итоговой оценки по дисциплине (вне зависимости от количества набранных баллов) является выполнение заданий рубежного контроля на уровне не ниже «удовлетворительного»

Рейтинговые бонусы в сумме до +10 баллов начисляются за креативное участие в семинарских занятиях и демонстрацию углубленных знаний по проблематике курса. Рейтинговые штрафы до -10 баллов начисляются при сдаче учебных заданий с текстом, заимствованным из Интернета, плагиатом, а также выполненных несамостоятельно.

Дополнительные (компенсирующие) учебные задания выполняются:

– в ходе семестра: если студент стремится компенсировать отсутствие на занятиях или недостаточно успешное участие в процедурах рубежного контроля (выполняются задания по проблематике соответствующего раздела);

– в период сессии (до дня зачета): если студент в ходе семестра не набрал необходимое количество баллов (свободный выбор заданий из дополнительной части рейтинг-плана);

– в порядке академической задолженности (выбор заданий согласуется с преподавателем). 

 

 

 

Расчет итоговой рейтинговой оценки

 

до 50 баллов «неудовлетворительно»
от 51 до 75 баллов «удовлетворительно»
от 76 до 85 балов «хорошо»
от 86 до 100 баллов «отлично»

 


 

дополнительная часть

 

№ задания и форма аттестационной работы   Тема Мин. кол-во баллов Макс. кол-во баллов
1. Источниковедческий анализ 1. письменность народов как источник (руны, огамы, линейное письмо и др.). 2. источники по истории древнего мира (по решению преподавателя) 2 6
2. Работа с визуальными источниками как средство пропаганды и исторический источник (монеты, рельефы, миниатюры, гобелен и др.) 2 6
4. Конспект   Источниковедение истории древнего мира или средних веков. 1 4
5. Проблемно-аналитическое задание  
  1. Историк и источник.
  2. Особенности стиля греческих и римских историков
4 8
6.Работа с визуальными источниками  
  1. Фрески и рельефы Древнего Египта как исторический источник.
  2. Бехистунская надпись
  3. Скульптура Древней Греции и Древнего Рима как исторический источник.
  4. Гобелен из Байе.
  5. Рыцарское вооружение.
  6. Художественные полотна (период и регион на выбор).
  7. Книжная миниатюра как исторический источник.
  8. Византийская мозаика как исторический источник.
 
2 4
7. Создание тематической мультимедийной презентации с тренингом методов аргументации
  1. Мифология Древней Греции как исторический источник (по распределению)
  2. Исторические приемы древнегреческих и древнеримских историков (на выбор)
  3. Художественная литература античности как исторический источник (на выбор)
 
2 4
10. Экзамен   25 50

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...