Становления образа себя « волоролевая идентификация
Завершая анализ системы «Я» ребенка, остановимся на развития у ребенка образа себя и формировании половой идентичности, являющимися важными составляющими системы «Я» ребенка. Что входит в содержание образа «Я» ребенка и как он развивается в раннем детстве? К составляющим этого образа И.И.Раку относит: узнавание себя на фотографии, чувство ообствеииости, чувство эмпатии, отношение к себе: «Я - хороший», -кЯ-красивый»'. В развитии образа «Я» автор выделяет четыре этапа. На первом этапе (1 - 1,5 года) происходит начальное формирование перечисленных комплексов. Представление о себе, пока еще аморфно и расплывчато. У ребенка только начинают развиваться знания о себе, происходит выделение м узнавание своего физического облика, самоуэнавание в 3q>-каяе и на фотографии, появляется представление о себе как субъекте действий: в частности, у 50% фиксируется чувство собственности: «это моя игрушка»; у 20% детей отмечается полоролевая идентификация: «Я - мазачик», «Я - девочка»; у 20% имеются здания о себе: «Я - хороший»; у 20% возника- етчувство эмпатии. В этот микропериод у ребенка формируется в целом положительное эмоциональное к себе отношение. ' Раку И.И. Развитие образа себя в раннем детстве. Автореф. дисс. на соиск. уч. стел. канд. психол- н. М-, 1992. Глава 3. Психология раннего детства t83 На втором этапе (t,5 - конец 2-го года) у детей происходит дифференциация этих представлений: - все дети демонстрируют чувство собственности: «это мои игрушки»; - 90% детей безошибочно узнают себя в зеркале и на фотографии; - 80% детей имеют устойчивые знания о себе как о девочке или мальчике; - 70% детей демонстрируют чувство эмпатии; - 50% детей способны оказывать влияние на поведение других детей-
На третьем этапе (конец 2-го - начало 3-го года) у детей были сформированы все изучавшиеся элементы представления о себе. Таким образом, к началу третьего года у ребенка складываются предпосылки самосознания. На четвертом этапе (второе полугодие 3-го года жизни) резко возрастает роль индивидуального опыта ребен-кав ходе формирования образа себя. Обостряется его чувствительность к успеху иди неуспеху своих действий, к оценкам со стороны взрослых, что сопровождается эмоциональными реакциями ребенка. Важная роль в становлении «Я» ребенка принадлежит процессу пояоролееой идентифмсацыч. Усваивая половую роль ребенок, усваивает ту или иную модель поведения и соответствует ей на протяжении своей жизни. Половая идентичность предполагает единство самосознания и поведения иицивида, его ориентацию на требования соответствующей половой роли. Иными словами, идентичность -это субъективное переживание поповой роли, а роль- проявление идентичности в поведении'. Полоролевая идентичность - это составная часть самосознания личности, одна из сфер процесса социализации. Процесс полоролевой ' МсаевД.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988. 184 Аверин В.А. Психология детей и подростков идентификации обусловлен взаимодействием биологических и социокультурных детерминант развития. Биологическая детерминанта половой дифференциации реализуется посредством гормонального пола, половой дифференциации мозга и генитальной морфологии. Средовая (социальная) детерминанта реализуется посредством взаимодействия ребенка с семьей, сверстниками, другими взрослыми, воспитателями и педагогами, средствами массовой информацией, в целом - с культурой. Первичное становление полоролевой идентичности осуществляется в раннем детстве. В этой связи нужно помнить, что первая категория, в которой ребенок осмысляет свое «Я», это категория пола. Первичная идентичность, по мнению Д.Н.Исаева и В.Е.Кагана связана с взаимодействием результатов антенатальной (внутриутробной) дифференциации, с одной стороны, и общения с ребенком в раннем детстве, с другой'. К 1,5-2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Затем в соответствии с первичной идентичностью ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола, имитирует его поведение и обучается ему. Пройдя эти этапы, ребенок к 5-6 годам формирует окончательную половую идентичность. Если же до этого возраста воспитывать ребенка как представителя противоположного пола, то результаты такого воспитания могут стать необратимым. По мнению этих же авторов одним из отправных моментов формирования первичной полоролевой идентичности до начала речевого развития ребенка являются используемые в общении с ним коммуникативные средства и обозначения (указания пола - «мой мальчик», скрытая в именах детей информация о поле, тембровая и эмоциональная окраска мужской и женской речи). Таким образом, становится понятным, что добиться соответствия
' Исаев Д.Н„ Каган В.Е. Половое воспитание детей. Л.: Медицина, 1988. психологического и биологического пола психологическими методами при неправильном определении пола при рождении и соответствующем воспитании можно лишь в первые два года, а после этого такие попытки ведут к серьезным нарушениям в развитии ребенка. Возраст до 3-4 лет оказывается наиболее сенситивным периодом формирования половой принадлежности. В заключение представим в обобщающей схеме психического развития детей раннего детского возраста, все факторы, влияющие на этот процесс и его эффекты. СИСТЕМА «Я»
Рис. И. Схема психического развития ребенка в раннем детском возрасте ГЛАВА 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|