Психоэмоциональное развитие дошкольников
Повышенное внимание к эмоциональному развитию дошкольника обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте - начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе. Дело в том, что комплекс школьных нагрузок является своеобразным «толчком» к проявлению скрытых в дошкольный период отклонений в психоэмоциональной сфере. Чаще всего эти отклонения не замечаются ни родителями, ни врачами в силу их незначительности. Однако скрытая (латентная) форма развития эмоциональных расстройств в дошкольном периоде приобретает открытую форму при поступлении ребенка в школу. Именно поэтому следует рассмотреть те особенности эмоциональной сферы дошкольника, которые могут стать причиной нарушения поведениям обучения в начальной школе. Кроме того, нужно иметь в виду развитие самой эмоциональной сферы ребенка, выделение новых форм эмоций и чувств. Ранее был продемонстрирован процесс дифференцирования эмоций и чувств ребенка раннего возраста. В дошкольном возрасте согласно К-Бриджес он получает дальнейшее развитие (см. рис. 13). С одной стороны богатая эмоциональная палитра обеспечивает более адекватное эмоциональное поведение ребенка. Но с другой, она же может стать причиной деформации эмоциональной сферы ребенка. С целью выявления ее наиболее уязвимых точек обратимся к опыту учи- Рис. 13. Дифференциация эмоций и чувств дошкольника (по К.Бриджес) телей начальных классов. Что больше всего их тревожит в эмоциональном поведении ребенка и представляет наибольшую трудность? Во-первых, это дети с чрезмерной двигательной ра-сторможенностью. Они больше всего доставляют беспокойства и учителям и родителям. Во-вторых, это тревожность детей и детские страхи. Наконец, в-третьих, так называемые вредные привычки: сосание пальца, а иногда и одеяла, кусание ногтей и др.
1. Вредные привычки. Из всех вредных привычек «сосание пальца» и «грызение ногтей», пожалуй, самые распространенные. В табл. 7 представлены- данные Т.Н.Осипенко о распространенности некоторых вредных привычек у детей дошкольного возраста'. Таблица 7 Распространенность вредных привычек у детей
' Осипенко Т.Н. Ук. соч. 208 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______ С возрастом происходит резкое уменьшение детей с этими вредными привычками, особенно среди семейных детей. Поэтому учителю, заметившему стойкое проявление этих привычек у кого-то из своих воспитанников, следует обратиться к школьному психологу. В тоже время у. детей из детского дома такие привычки не редкость, что может быть обусловлено и депривацией материнского ухода, неправильной либо несостоятельной организацией общения ребенка с взрослыми, бедностью конкретно-чувственного опыта детей и пре- и перинатальными факторами развития. 2. Гиперактивность и невнимательность. По мнению исследователей этот синдром не только ухудшает социальный статус детей, но и создает возможность высокого риска для развития антисоциального поведения в подростковом возрасте'. В ходе нейропсихологического обследования, проведенного этим автором, гиперактивность и двигательная расторможенность была выявлена у 6% детей детского сада и 10,8% детей детского дома. Противоположные гиперактивности вялость и апатия были обнаружены у 3,7% и 4,8% детей соответственно. По мнению автора в основе. гиперактивности и дефицита внимания в детском возрасте лежит гетерогенный синдром. С одной стороны,-это пери-натальные и социальные факторы - усложненное протекание родов, низкий социальный уровень семьи, неполные семьи, причем с возрастом действие социального фактора увеличивается, а с другой, - генетические, наследственные фактор. Например, Гутман и Стивенсон, обследовав близнецов с гиперактивностью, показали, что примерно в половине случаев она имеет генную природу. Т.Н.Осипенко2 считает дискутабельным вопрос о психиатрической либо неврологической патологии гиперактивности и полагает, что
' Осипенко Т.Н. Ук. соч. 2 Там же. Глава 4. Психология развития детей... 209 необходим индивидуальный подход при определении причин проявления этого синдрома. 3. Тревожность и страхи дошкольников. Бросается в глаза высокий уровень распространенности в этом возрасте тревожности, причем у семейных детей. По данным Т.Н.Осипенко высокий уровень тревожности выявляется у 33% детей 5-6-летнего возраста, средний уровень - у 50% и низкий (или отсутствие) - у 25% детей (кстати у детей с ДЦП [детский церебральный паралич] тревожный тип личности встречается только в 10,6%случаях, а у детей из детских домов практически не встречается -1%-3%)'. Качественный анализ показал, что тревожность чаще проявляется в ситуациях взаимодействия ребенка с другими детьми и в меньшей степени при общении с матерью. Все это -достаточно уверенные указания на социальную природу тревожности в этом возрасте. Обратимся в динамике страхов в дошкольном возрасте. Прежде всего обращает на себя своеобразие динамики страхов в дошкольном детстве по сравнению с ранним возрастом2 (см. табл. 8). Таблица 8 Динамика страхов в дошкольном возрасте
Начиная с 4-х лет, идет нарастание числа страхов вплоть до начала обучения в школе. Это можно объяснить все еще продолжающимся в этом возрасте доминированием ' Там же. 2 Захаров А.И. У к. соч. 210 А верин В. А. Психология детей и подростков _______ инстинктивных страхов над социальными. Инстинктивные страхи - это преимущественно эмоциональные страхи, когда страх выступает как эмоционально воспринимаемая угроза для жизни. В то же время основной источник страхов, по-видимому, лежит в сфере взаимоотношений между родителями и ребенком. Свидетельством тому служит значительное падение числа страхов у 7-летних детей, поступивших в школу в сравнении с их одногодками - дошкольниками. Очевидно, что опыт социального общения у таких детей явно больший, что способствует проявлению всей палитры эмоций, адекватному восприятию удач и неудач, более гибкому поведению ребенка. Таким образом, роль ак-тивизатора снижения страхов по остроумному замечанию А.И.Захарова выполняют не транквилизаторы, а общение со сверстниками и собственная активность родителей, поддерживающих и развивающих инициативу детей'. Значительная роль родителей как возможного источника увеличения страхов в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) подчеркивается следующими обстоятельствами. Во-первых, именно на этот возраст приходится так называемая «фаллическая стадия» в психосексуальной теории развития детей З.Фрейда. Одним из результатов развития ребенка на этой стадии является неосознанное эмоциональное предпочтение родителей противоположного пола. Нормальное протекание данной стадии развития способствует формированию у детей полоролевого поведения. Если же у детей в этом возрасте существуют конфликтные отношения с родителями противоположного пола, если родители недостаточно эмоционально отзывчивы, то это приводит к возникновению у детей беспокойства, тревоги и страхам. Частые смены настроения и детские капризы нередко выступают как средства привлечения к себе внимания родителей противоположного пола.
Захаров А.И. Ук. соч. Глава 4. Психология развития детей... 211 Фиксация (застревание) детей на этой стадии может стать причиной многих проблем во взрослой жизни: например, в браке, во взаимоотношениях с другим полом. Другая причина, объясняющая повышение роли родителей в эмоциональном развитии ребенка, состоит в том, что в"возрасте 3-5 лет у него интенсивно развиваются такие чувства как любовь, сострадание и сочувствие к обоим родителям. При этом любовь детей к родителям в этом возрасте безусловна и поэтому, пишет А.И.Захаров, «родители должны хорошенько подумать, прежде чем употребить такие фразы, как: «Я не люблю тебя», «Я не буду с тобой дружить», поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми 3-5 лет и приводят к возникновению беспокойства»'. Обратимся к наиболее распространенным страхам детей младшего дошкольного возраста. Ими является так называемая триада страхов: страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок боится спать один в комнате, он требует чьего-либо присутствия, чтобы в комнате горел свет, а дверь была приоткрыта. В противном случае ребенок беспокоен и долго не может уснуть. Иногда он боится уснуть в преддверии появления страшных снов. К известным нам главным персонажам ночных кошмарных снов детей в раннем детстве - волку и Бабе Яге присоединяются не менее известные - Кощей, Барма' лей, Карабас-Барабас. Интересно, что наиболее часто страхи этих «героев» отмечаются у мальчиков в возрасте 3-х лет, а у девочек в 4 года. А.И.Захаров по этому поводу пишет, что «перечисленные сказочные чудовища в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в этом возрасте чувств любви, жалости и сочувствия»2. ' Захаров А.И. Ук. соч. С. 34. 2 Там же. С. 36. 212 Аверин В. А. Психология детей и подростков ______ Наряду с этим, по мнению А.И.Захарова, главные персонажи детских страшных снов выполняют еще и психологически защитную функцию. Они возникают у детей эмоционально привязанных к родителям, но не получающих в ответ на это адекватной эмоциональной реакции со стороны родителей. Нередко при этом недружественное и даже агрессивное отношение родителей к любящим их детям. Защитная функция состоит в том, что страхи перед Бабой Ягой или Кощеем как бы вытесняют все отрицательное, что есть в родителях, что в какой-то мере нейтрализует конфликт ребенка с родителями. В подобных ситуациях сам факт появления такого страха является единственным индикатором наличия конфликта между ребенком и родителем. И еще одно интересное наблюдение А.И.Захарова.
В ходе изучения структуры страхов детей было установлено, что наиболее тесные связи существуют между страхами одиночества, нападения и сказочных персонажей. Объясняя природу этого единства, А.И.Захаров считает, что страх одиночества стимулирует у ребенка «чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами»'. Тем самым вновь подчеркивается роль родителей в поддержании эмоционального благополучия ребенка. Нередко тревожно-мнительные черты характера подростков в виде неуверенности и страха при ответах в школе, неумение постоять за себя, безынициативность и скованность в общении со сверстниками есть следствие отсутствия эмоционального контакта 3-5-летнего ребенка с родителями, отстраненности родителей в воспитании детей. Вряд ли кто будет оспаривать роль семьи в воспитании ребенка. Однако многие родители, соглашаясь с этим тезисом, не всегда отдают себе отчет в возможных психо- ЗахаровА.И. Ук. соч. С. 38. Глава 4. Психология развития детей... 213 логических последствиях дефицита родительского общения с детьми. Многие из нас сетуют на увеличение детского периода в жизни ребенка, что проявляется в неспособности молодых людей найти себе место во взрослой жизни, в жизни общества в целом. Практически все дети, став взрослыми, хотят заниматься своим собственным делом, однако, часто не знают, какое это дело и как им надо заниматься. Но даже тогда, когда такое дело находится, работа не приносит удовлетворения и интерес к ней быстро угасает. Подобные факты оторванности молодых людей от настоящего дела и других людей У.Бронфенбреннер объясняет их отчуждением'. По мнению этого автора, корни отчужденности лежат в особенностях современной семьи, в частности, дефиците родительского общения (особенно отцовского). У.Бронфенбреннер приводит поручительный пример, демонстрирующий дефицит отцовского общения с ребенком. Отвечая на вопрос о времени общения с годовалым ребенком, сами отцы называли время 15-20 минут в день. Однако специальное исследование показало, что это время преувеличено во много раз: общее число контактов в день американских отцов с годовалым ребенком составляет в среднем 2,7 раза, а их средняя продолжительность составляет, всего 37,7 сек. Таким образом, общая продолжительность общения составляет менее 2 минут в день! Ведущий страх старшего дошкольного возраста (5-7 лет) - страх смерти. Дети, как правило, сами справляются с подобными переживаниями, но при условии нормальных, доброжелательных, эмоционально теплых отношений, как между самими родителями, так и между родителями и детьми. Страх смерти характерен для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей (чаще у девочек). Bronfenbrenner U. Toward an experimental ecology of human de-velopment//Amerikan Psychologist. 1977. V. 32. 214 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______ Страх смерти наиболее тесно связан со страхами страшных снов, животных, стихии, огня, пожара и войны. Все они символизируют угрозу жизни - либо в результате нападения, либо в результате каких-либо стихийных бедствий. В определенных ситуациях страх смерти может трансформироваться в страх опоздания. В основе этого страха лежит неопределенное и тревожное ожидание ребенком несчастья. Иногда он приобретает невротически-навязчивый характер, когда дети буквально мучают родителей бесконечно повторяющимися вопросами: «А мы не опоздаем?», «А ты придешь?» и т.п. Этот страх чаще наблюдается у интеялектуализированных мальчиков со слабой эмоциональностью, которых много опекают и контролируют не очень молодые и тревожно-мнительные родители. «Навязчивый страх опоздать, пишет А.И.Захаров, -это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства - невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает»'. 4.4. Развитие восприятия, внимания, памяти и мышления дошкольника Внимание к разным аспектам интеллектуального развития дошкольника обусловлено его предстоящей учебной деятельностью и уровнем интеллектуальной готовности. Дадим общую характеристику сформированности познавательных процессов дошкольников. Тонкая моторика. Уровень развития тонкой мотори-ки связан с развитием некоторых видов познавательной деятельности и речью. Поэтому важно обращать внимание на развитие этой функции особенно в младшем дошколь- ' Захаров А.И. Ук. соч. С. 48. Глава 4. Психология развития детей... 215 кольном возрасте. Анализ развития тонкой моторики в дошкольном детстве показывает, что идет последовательное улучшение показателей в ее развитии от 3-х к 6-ти годам. К 7-ми годам отмечается готовность произвольных движений у детей, хотя выполнение графических проб (рисование заданного узора правой рукой) все еще вызывает затруднения у 30% 5-летних детей и у 20% 6-летних детей. В табл. 9 представлены результаты изучения Т.Н.Осипенко развития у дошкольников восприятия, памяти, мышления и речи*. Цифры показывают процент детей того или иного возраста, не справившихся с заданием. Таблица 9 Тестовые задания
1 Осипенко Т. Н. Ук. соч. 216 А верин В. А. Психология детей и подростков
Анализ развития зрительного и слухового восприятия дошкольников выявляет весьма своеобразную картину. И зрительное и слуховое восприятие от 3 к 6 годам динамично развивается. Об этом свидетельствуют факты последовательного уменьшения ошибок, совершаемых детьми при выполнении слуховых и зрительных проб. В то же время эта динамика различна для развития зрительного и слухового восприятия. Очевидно, что развитие зрительного восприятия идет опережающими темпами в сравнении со слуховым. Так, если при выполнении зрительных проб в среднем с ними не справляется только 12% детей в возрасте 3-4 года и 3% детей в возрасте 5-6 лет, то при выполнении слухоречевых проб с ними не справляется соответственно 28% и14% детей. Таким образом, если функ- Глава 4. Психология развития детей... 217 ции зрительного восприятия в целом оказываются сформированными уже к началу дошкольного возраста, то функции слухового восприятия все еще находятся в стадии формирования в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) и оказываются в целом сформированными только к концу старшего дошкольного возраста (5-6 лет). При этом следует подчеркнуть заметное отставание слухового восприятия от зрительного. Этот вывод находит подтверждение при анализе развития других психических функций дошкольника, в частности, слухоречевой и зрительной памяти и их видов - произвольного и непроизвольного запоминания. Так, если с тестами на зрительную память не справляется в среднем только 14% детей старшего дошкольного возраста, то с заданиями на слухоречевую память не справляется 30% детей этого возраста. Если с заданиями на непроизвольную (долговременную) зрительную и слухоречевую память не справляется в среднем только 16% детей 5-6 лет, то с заданиями на произвольную зрительную и слухоречевую память 33% детей этого же возраста. Еще более выразительны различия по показателям сфор-мированности непроизвольной и произвольной регуляции при оценке выполнения детьми тестов на слухоречевую память. Практически половина детей старшего дошкольного возраста не справляется с заданиями на произвольную слухоречевую память, в то время как с заданиями на непроизвольную регуляцию не справляется в среднем всего лишь 13%. По-видимому, все эти различия в степени сформированное™ зрительного с слухового восприятия и памяти, а также произвольной и непроизвольной регуляции этих функций обусловлены степенью вовлеченности правого и левого полушарий головного мозга. Ранее (глава 2) уже отмечалось что правое полушарие доминирует при обеспечении зрительно-перцептивной деятельности, а левое - при слухоречевой. Кроме того известно, что правое 218 А верин В. А. Психология детей и подростков _______ полушарие «отвечает» за непроизвольную регуляцию действий, а левое - за произвольную регуляцию. Таким образом, очевидно, что вплоть до 4-5-летнего возраста правое полушарие сохраняет свое доминирующее положение перед левым. И на границе этого возраста происходит «передача» ведущей функции левому полушарию. Кстати, проявления феномена зеркальной деятельности («зеркальное письмо» и «зеркальное чтение») лишь подтверждают эти выводы. В настоящее время появляется все больше доказательств о связи феномена зеркальной деятельности с межполушарными взаимоотношениями'. Подводя итоги изучения феномена зеркальной деятельности автор констатирует, «что 5-летний возраст можно считать критическим для формирования процессов межполушарного взаимодействия, а в 6-летнем реализуется функциональная связь феномена зеркальной деятельности с асимметрией мозга»2. Продолжим анализ развития познавательных функций в дошкольном возрасте. Характеризуя развитие памяти, мы уже обратили внимание на разновременный (ге-терохронный) характер развития непроизвольной и произвольной памяти. Развитая, т.е. произвольная память позволяет ребенку оторваться от конкретного образа. Непроизвольный характер познавательных процессов обусловливает смнкретемзл» психической деятельности, когда у ребенка все без различия сбито в кучу. Наглядным тому примером может служить вопрос четырехлетней девочки, увидевшей на своей сверстнице очки: «А почему эта девочка - бабушка?» Или: обращаются к четырехлетней Гале: «Смотри, вот это Адмиралтейская игла!» Галя в ответ: «А как ею шьют?» Именно развитая (произвольная) память позволяет Гале сопоставить между собой множество игл, ' Осипенко Т.Н. Ук. соч. 2 Там же. С. 108. Глава 4. Психология развития детей... 219 в том числе и Адмиралтейскую, установить между ними разнообразные связи и найти общие признаки. Память помогает и воображению, в частности, познавательному, т.к. за счет сохранения в памяти материала ребенок может идти от создания замысла к его воплощению. Что способствует формированию произвольной памяти ребенка? Дело в том развитие памяти приводит кперестройке интересов ребенка. Впервые интерес наполняется смыслом и, кроме того, ситуация, в которой реализуется интерес, приобретает для него определенное значение. Становится понятным, почему у ребенка в возрасте до 4-5 лет «отсутствует» память. Действительно, воспоминания большинства взрослых о своем детстве начинаются примерно с этого возраста. Хорошо об этом сказал Л.Н.Толстой: «До пяти или шести лет у меня нет воспоминаний о том, что мы называем природой. Вероятно, нужно отделиться от нее, чтобы увидеть ее, но я сам был природой»'. Слитность с природой, о которой говорит Толстой - это результат того, что она не имела для маленького Левы личностного смысла и значения, поскольку носила непосредственный, непроизвольный характер. Известно, именно наглядно-образное мышление является характерной формой мышления ребенка в среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6 лет). Это означает, что ребенок решает задачи не только в ходе практических действий с предметами, что характерно для наглядно-действенного мышления, но и в уме, опираясь на свои образы (представления) об этих предметах. Для того, чтобы успешно решать такие задачи, ребенок должен уметь комбинировать и сочетать в уме разные части предметов и вещей, а кроме того, выделять в них существенные признаки, важные для решения задачи. Уровень сформированности образного мышления предуготавливается прежде всего развитием Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность. М„ 1955. 220 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______ зрительного восприятия, памяти и воображения. Мы уже видели, что примерно к 4-летнему возрасту у ребенка в основном завершен процесс формирования этих психических функций. Все это создает необходимую основу для становления и интенсивного развития наглядно-образного мышления ребенка. Немалую помощь в этом оказывает развитая речь. Оценивая (по данным Т.Н.Осипенко) уровень развития наглядно-образного мышления можно сказать, что к началу дошкольного возраста оно сформировано у большинства детей. Вместе с тем сложные формы пространственного мышления оказываются сформированными только к концу дошкольного возраста (см. качество выполнения проб Пиаже и теста «Кубики Косса»). Следует подчеркнуть, что результаты исследования интеллектуального развития дошкольников свидетельствуют о том, что каждый пятый из них входит в группу риска по своим интеллектуальным способностям (см. табличные оценки выполнения заданий по пространственному, словесно-логи-ческому мышлению и общей готовности к школе), что согласуется с известными уже данными. Итак, если в раннем детстве ведущей формой мышления ребенка было наглядно-действенное, то дошкольный возраст - это возраст возникновения и развития образного мышления. В старшем дошкольном возрасте мы можем встретиться с зачатками словесно-логического мышления. Свидетельством тому являются данные об уровне его развития в дошкольном возрасте. Если интерпретация детьми сюжетной картинки не вызывает особых затруднений у абсолютного большинства детей, то способность к обобщению недоступна для 3-4-летних детей, вызывает трудности у 30% 5-летних детей и практически становится доступной для шестилеток. В табл. 10 приведены сравнительные данные об уровне развития наглядно-действенного (предметного), образного и логического мыш- Глава 4. Психология развития детей... 221 ления у детей в дошкольном возрасте. Из нее видно, что появление нового вида мышления не отменяет действие предыдущего. Таким образом, при оценке уровня познавательного развития ребенка нужно диагностировать все виды познавательной деятельности, а не только те, что оказываются ведущими в данном возрастном периоде. Таблица 10 Процент решенных задач с опорой на тот или иной вид мышления
Особенности возрастной динамики развития познавательных функций Данные исследования Т.Н.Осипенко позволяют заключить, что младший дошкольный возраст - 3-4 года - это возраст интенсивного развития основных познавательных функций ребенка, за исключением, пожалуй, функций зрительного восприятия и памяти. В 5-6-летнем возрасте эти функции в основном сформированы за исключением сложных процессов пространственного мышления и сложных форм словесно-логического мышления. Т.Н.Осипенко подчеркивает, что динамика развития разных познавательных функций оказывается различной - скачкообразная положительная, положительная и отсутствие динамики. Ниже приведены сводные данные Т.Н.Осипенко о возрастной динамике познавательных функций у дошкольников от 5 лет к 6 годам'. ' Осипенко Т.Н. Ук. соч. 222 Аверин В. А. Психология детей и подростков _______ Положительная динамика отмечается в развитии микромоторики, зрительного восприятия и памяти, сло-весно-логического мышления. Скачкообразная положительная динамика характерна для развития зрительно-конструктивной деятельности и пространственного мышления Отсутствует динамика в развитии слухового и тактильного восприятия, а также слухоречевой памяти. Что касается последней, то обращает на себя внимание высокий уровень речевых нарушений, особенно в младшем школьном возрасте: у половины детей 3-х летнего возраста. Процент детей с речевыми нарушениями остается высоким и в последующих возрастах - 33%. Обобщая приведенные данные следует сказать, что: - у 75-100% детей 5-6-летнего возраста сформированы тонкая моторика, познавательные и мнестические (память) функции, что и обусловливает их психологическую готовность к школе. - у 75% 5-летних детей сформированы функции зрительно-пространственного анализатора, что свидетельствует о продолжающемся периоде их формирования; - у 5-летних детей все еще недостаточно развиты механизмы межполушарных связей, что находит выражение в «зеркальном письме». - у 6-тилетних детей все еще низкие показатели развития кратковременной слуховой словесной памяти и слабо развита долговременная зрительная память. Описывая характер развития мышления дошкольника, нельзя пройти мимо одного весьма распространенного ныне явления - стремления некоторых родителей форсировать интеллектуальное развитие своих детей. Стремление это легко понять, но многие родители либо забывают, либо просто не знают о естественных генетических этапах развития и созревания высших психических функций. Можно, конечно, «натаскать» ребенка на словесные обобщения. Но Глава 4. Психология развития детей... 223 какова цена усилий и для родителей и, главное, для ребенка, если у него нет еще соответствующей базы, если еще не развито воображение, если отсутствуют схемы-образы? Об этом желательно напомнить родителям, когда они обратятся за советом или помощью к врачу или педагогу. Итак, мы указали на 2 эффекта сюжетно-ролевой игры: с одной стороны, ее влияние на развитие воображения, а с другой - на развитие других познавательных процессов и функций - восприятия, памяти и мышления. Однако ведущая деятельность дает мощный толчок развитию не только познавательным процессам. Игра, и в особенности, ролевая игра - это всегда активное общение детей. В связи с этим становится понятным и смысл игры, как способ реализации потребности в общении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|