Расчет клиноременной передачи
Содержание
1 Введение 2 Выбор электродвигателя 3 Расчет клиноременной передачи 4 Расчет цепной передачи 5 Расчет закрытой червячной передачи 6 Расчет ведомого вала редуктора 7 Расчет ведущего вала-червяка 8 Подбор подшипников 9 Подбор и проверочный расчет шпонок ведущего вала 10 Подбор и проверочный расчет шпонок ведомого вала 11 Определение конструктивных размеров червячной передачи 12 Компоновочная схема и тепловой расчет редуктора 13 Определение конструктивных размеров крышек подшипников 14 Выбор масла, смазочных устройств 15 Выбор стандартных изделий Список использованной литературы
Введение
Тяговым органом заданного привода является цепная передача В цепных передачах (см. рис.1)вращение от одного вала к другому передается за счет зацепления промежуточной гибкой связи (цепи) с ведущим и ведомым звеньями (звездочками).
Рис.1 Схема цепной передачи с червячным редуктором
В связи с отсутствием проскальзывания в цепных передачах обеспечивается постоянство среднего передаточного числа. Наличие гибкой связи допускает значительные межосевые расстояния между звездочками. Одной цепью можно передавать движение одновременно на несколько звездочек. По сравнению с ременными цепные передачи имеют при прочих равных условиях меньшие габариты, более высокий КПД и меньшие нагрузки на валы, так как отсутствует необходимость в большом предварительном натяжении тягового органа. Недостатки цепных передач: значительный износ шарниров цепи, вызывающий ее удлинение и нарушение правильности зацепления; неравномерность движения цепи из-за геометрических особенностей ее зацепления с зубьями звездочек, в результате чего появляются дополнительные динамические нагрузки в передаче; более высокие требования к точности монтажа передачи по сравнению с ременными передачами; значительный шум при работе передачи.
Цепные передачи предназначаются для мощности обычно не более 100 кВт и могут работать как при малых, так и при больших скоростях (до 30 м/с). Передаточные числа обычно не превышают 7. Применяемые в машиностроении цепи по назначению подразделяются на приводные, передающие энергию от ведущего вала к ведомому; тяговые, применяемые в качестве тягового органа в конвейерах; грузовые, используемые в грузоподъемных машинах. Из всех типов природных цепей наибольшее распространение имеют роликовые с числом рядов от 1 до 4, втулочные, одно- и двухрядные, и зубчатые. Кинематическая схема привода конвейера приведена на рис.2. Вращение привода передается от вала электродвигателя 1 к валу ведомой звездочки 4 цепного конвейера посредством клиноременной передачи и червячного редуктора с нижним расположением червяка 2.
Рис.2 Кинематическая схема привода конвейера.
Выбор электродвигателя
Исходные данные: - мощность на ведомой звездочке Р4=3,5 кВт; - число оборотов на ведомой звездочке п4=35 об/мин; - работа двухсменная; - нагрузка спокойная нереверсивная. Определяем общий КПД привода по схеме привода
ηобщ=η1 η2 η3 η0 (2.1)
где [1, с.5, табл.1.1]: η1=0,97- КПД ременной передачи; η2=0,72 - КПД закрытой червячной передачи с однозаходним червяком; η3=0,95 - КПД цепной передачи; η0=0,992- коэффициент, учитывающий потери на трение в опорах 2-х валов. Сделав подстановку в формулу (2.1) получим: ηобщ.=0,97*0,72*0,95*0,992=0,65 Определяем мощность, необходимую на входе [1,с.4]
Ртр=Р4/ηобщ. (2.2)
где Ртр – требуемая мощность двигателя: Ртр=3,5/0,65=5,38кВт Выбираем электродвигатель [1,с.390,табл. П1,П2] Пробуем двигатель 4А112М4: Рдв.=5,5кВт; nс=1500об/мин; S=3,7% dдв.=32мм. Определяем номинальную частоту вращения электродвигателя по формуле (1.3) [1,c.6]:
nном=nc·(1-S); nном=1500·(1-0,037); nном=1444,5 об/мин
Определяем общее передаточное число привода
U=nном./n4=1444,5/35=41,3
Производим разбивку передаточного числа по ступеням. По схеме привода
Uобщ.=U1· U2· U3; (2.3)
Назначаем по рекомендации [1,табл.1.2]: U1=2; U2=10; Тогда
U3= Uобщ./(U1· U2);
U3=2,06, что входит в рекомендуемые пределы Принимаем U3=2. Тогда уточняем передаточное число привода по формуле (2.3):
Uобщ.=2*10*2=40
Принимаем окончательно электродвигатель марки 4А112М4 Угловые скорости определяем по формуле
ω=πn/30 (2.4)
По формуле (2.4) определяем угловую скорость вала двигателя
ωдв=πnдв/30=π*1444,5/30=151,3рад/с;
По схеме привода (рис.2) и формуле (2.4) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала
n2= nдв/U1=1444,5/2=722,3об/мин; ω2=πn2/30=π*722,3/30=75,6 рад/с; n3= n2/U2=722,3/10=72,2 об/мин; ω3=πn3/30=π*72,2/30=7,6 рад/с; n4= n3/U3=72,2/2=36,1 об/мин; ω4=πn4/30= π*36,1/30=3,8 рад/с.
Определяем мощность на каждом валу по схеме привода
Р2=Рдв η1=5,5*0,97=5,335 кВт; Р3=Р2 η2 η0=5,335*0,72*0,992=3,764 кВт; Р4=Р3 η3=5,124*0,95=3,576 кВт,
что близко к заданному. Определяем вращающие моменты на каждом валу привода по формуле
(Нм) (2.5) ; ; ; .
Все рассчитанные параметры сводим в табл.1.
Таблица 1 Параметры кинематического расчета
Расчет клиноременной передачи Исходные данные: Мощность на валу меньшего шкива Р1=Рдв =5,5 кВт Вращающий момент на меньшем шкиве Т1=36,35 Нм Передаточное число U=3
Частота вращения меньшего шкива nдв=1444,5 об/мин Угловая скорость вращения меньшего шкива ωдв=151,27 рад/с По мощности и частоте вращения меньшего шкива выбираем сечение «А» клинового ремня [3,табл.2.1]. Для наглядности, используя ГОСТ1284.1-80 размеры ремня сводим в табл.2.
Таблица 2 Размеры клинового ремня
Определяем диаметр большего шкива
d2=d1хUх(1-ε) (3.1)
где ε=0,01 – относительное скольжение ремня для передач с регулируемым натяжением ремня. Подставив значения в формулу (3.1) получим
d2=125х2х0.99=247,5мм
Округляем до ближайшего значения из стандартного ряда d2=250мм Рассчитываем уточненное передаточное отношение: U1=d2/d1=250/125=2, т.е. оно не изменилось. Назначаем межосевое расстояние в интервале (мм):
аmin=0,55Т0=0,55(125+250)+8=206,25мм аmax=(d1+ d2)= 125+250=375мм
Принимаем а=300мм Вычисляем длину ремня:
Lр=2а+0,5π(d1+ d2)+ (d1+ d2)2/4а Lр=2х300+0,5х3.14(125+250)+(125+250)2/1200=1306мм
Принимаем из стандартного ряда Lр =1320мм. Ввиду очень близкого округления длины ремня нет необходимости пересчитывать межосевое расстояние. Рассчитываем угол обхвата меньшего шкива
α1=180-57(d2 -d1)/а α1=180-57(250-125)/300=156º
Рассчитываем скорость ремня
;
где [ν]=25м/с – допускаемая скорость для клиновых ремней,
м/с.
Находим необходимое для передачи число ремней:
(3.2)
где Р0=2 кВт – мощность, допускаемая для передачи одним ремнем «А» с диаметром меньшего шкива 125мм и скоростью ремня 10м/с [3,табл.2.4]; СL=0,95 - коэффициент, учитывающий влияние длины ремня [3,табл.2.5]; Ср=1,2 - коэффициент динамичности нагрузки и режима работы (при среднем режиме работы, при двухсменой работе) [3,табл.2.6];
Сα=0,93 - коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата на тяговую способность ремня; Сz=0,9 - коэффициент, учитывающий число ремней в комплекте (при z=4-6). Подставив значения в формулу (3.2) получим:
ремня
Проверим частоту пробегов ремня Uпр=ν/Lр≤[Uрек] где [Uрек]=30c-1 – рекомендованное значение частоты пробегов для клиноременной передачи.
Uпр=9,5/1,8=5,3с-1.
Определяем силу предварительного натяжения одного клинового ремня:
где Сl=1 – коэффициент влияния отношения расчетной длины ремня к базовой;
Определяем окружную силу, передаваемую комплектом ремней: Ft=Р1х103/ν=5500/9,5=579Н. Определяем силы натяжения ведущей и ведомой ветвей одного клинового ремня
Определяем силу давления ремня на вал
Fоп=2F0*z *sinα1/2=2х110х4хsin78°=861Н
Параметры клиноременной передачи заносим в табл.3.
Таблица 3 Параметры клиноременной передачи
Расчет цепной передачи Исходные данные: - передаточное число U3=2; - вращающий момент на ведущей звездочке Т3=495,3Нм; - частота вращения ведущей звездочки n3=72,2 об/мин: - угловая скорость ω3=7,6 рад/с. Вычисляем число зубьев на ведущей и ведомой звездочке:
z3=31-2U3; z4= z3хU3; z3=31-2х2=27 z4=27х2=54
Рассчитываем коэффициент эксплуатации [3,c.277]:
Кэ=кД х ка х кН х кР х кСМ х кП;
где кД =1 – динамический коэффициент при спокойной нагрузке; ка =1 – коэффициент, учитывающий влияние межосевого расстояния (при а≤(30…60)хt); кН =1 - коэффициент, учитывающий влияние угла наклона линии центров(угол не превышает 60º); кР =1,25 – при периодическом регулировании натяжения цепи; кСМ =1 – при капельной смазке; кП=1,25 – коэффициент, учитывающий продолжительность работы в сутки, при двухсменной работе.
Кэ=1х1х1х1,25х1х1,25=1,56
Определяем шаг цепи:
где [pн]=22МПа – допускаемое давление в шарнирах цепи (при частоте вращения ведущей звездочки до 300об/мин и шаге цепи 19,05); ι=2 – число рядов цепи типа ПР.
Принимаем р=25,4мм, выбираем цепь 2ПР-25,4-11400 [3,табл.3.1], параметры цепи заносим в табл.4. Обозначения параметров см. рис.3.
Рис.3 Рисунок роликовой цепи
Таблица 4
Параметры приводной роликовой двухрядной цепи
Определяем скорость цепи:
; .
Определяем окружную силу:
; .
Определяем давление в шарнире:
; ;
Уточняем значение [рН] = 22 МПа [3,табл.3.3] и проверяем условие :
; ;
Условие выполнено, т.е. ; Выполнив приведенные расчеты, мы исключили разрыв и быстрый износ выбранной цепи. Определяем длину цепи в шагах:
; ;
где а=30хt= 30х25,4=762мм - оптимальное межосевое расстояние передачи, принятое из условия долговечности цепи. Уточняем межосевое расстояние:
; ;
Для свободного провисания цепи предусматривается возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%, т.е. на . Определяем диаметры делительных окружностей звездочек:
; ; ;
Определяем диаметры наружных окружностей звездочек:
; ; ;
где d1 = 15,88 мм; [см выше табл. 4]. Определяем силы, действующие на цепь: Окружная сила: От центробежных сил:
; ;
От провисания:
; ;
где kf =1,5 – коэффициент, учитывающий расположение цепи, в данном случае принят для наклонной цепи, под углом 45°. Рассчитываем расчетную нагрузку на валы:
;
Проверяем коэффициент запаса прочности:
; ;
Условие выполняется, т.е. ; где [s] = 8,4 – нормативный коэффициент запаса прочности, при выборе зависящий от шага цепи и частоты вращения ведущей звездочки [3,табл.3.4]; Параметры цепной передачи заносим в табл.5.
Таблица 5 Параметры цепной передачи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|