Расчет ведомого вала на изгиб с кручением
Для построения эпюр с учетом рис.5 определяем расстояния прилагаемых сил (рис.6). a=b=l3/2=85мм; с=l1/2+l2-10=95мм; d=160мм. Рис.6 Компоновочный эскиз вала
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников. Силу давления цепной передачи на вал FВ раскладываем на составляющие в осях х и у:
FВх= FВy= FВcos45°=346,5Н.
Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у) Изгибающий момент от осевой силы Fа будет: mа=[Fa×d/2]: mа=2615·160×10-3/2; mа=209Н×м. Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
1åmАу=0 -RBy·(a+b)+Fr·a+ mа-FВу(a+b+c)=0 RBy=(-FВу(a+b+c)+Fr·а+ mа)/ (a+b); RBy= (-346,5·0,265+2252·0,085+209)/ 0,17; RBy==436,5Н 2åmВу=0 RАy·(a+b)-Fr·b- mа+FВу(a+b+c)=0 RАy==(-FВу·c-+Fr·b+ mа)/ (a+b); RАy =(-346,5·0,095+2252·0,085+209)/ 0,17; RАy =2162Н Проверка: åFКу=0 RАy -Fr+ RBy -FВу =2162-2252+436,5-346,5=0
Назначаем характерные точки 1,2,2’,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М1у=0; М2у=-RАy·а; М2у=-2162·0,085; М2у =-184Нм; М2’у= М2у -mа (справа); М2’у=-184-209; М2’у =-293Нм; М3у=FВу·с; М3у=346,5·0,095=33Нм; М4у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.7) Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х)
1åmАх=0; -FВх·(a+b+с)-RВх·(a+b)+ Ft·a=0; -346,5·(0,085+0,085+0,095)-RВх·(0,085+0,085)+6196·0,085=0; RВх=434,8/0,17; RВх=2558Н 2åmВх=0; RАх·(a+b)-Ft·b-FВх·с= 0; RАх=(6191×0,085+346,5×0,095)/0,17; RАх=3286,5Н Проверка åmКх=0; RАх- Ft +FВх+RВх=2558-6191+346,5-3286,5=0
Назначаем характерные точки 1,2,2’,3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М1х=0; М2х= -RАх·а; М2х=-3286,5·0,085; М2х=-279Нм; М3х=-FВх ·с; М3х=-346,5·0,095; М3х=-33Нм, М4х=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Мх. Крутящий момент
ТI-I=0; ТII-II=T1=Ft·d/2; ТII-II=6191×160×10-3/2; ТII-II=495Нм.
Рис.7 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведомого вала. Расчет коэффициента запаса прочности
В соответствии с рис.7 наиболее опасным является сечение 2-2, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки червячного колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты.
Исходные данные для расчета: М2’у=293Нм; М2х=279Нм; Т2-2=495Нм; d=71мм; в=20мм – ширина шпонки, t=7,5мм – глубина шпоночного паза. При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения – по отнулевому циклу. Определяем результирующий изгибающий момент:
Нм.
Определяем напряжения изгиба:
σи=Ми/W;
где W – момент сопротивлению изгибу. По [1,табл.22.1]:
мм3 σи=404000/30880=13Н/мм2.
При симметричном цикле его амплитуда равна: σа= σи =95Н/мм2. Определяем напряжения кручения: τк=Т2-2/Wк; где Wк – момент сопротивлению крученю. По [1,табл.22.1]:
мм3 τк=495000/65025=7,6Н/мм2.
При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна:
τа= τк /2=7,6/2=3,8 Н/мм2.
Согласно примечанию к табл. 0.2 [3] в расчет принимаем концентрацию напряжений от посадки зубчатого колеса, для которой по табл.0.5 [3] (интерполируя) Кσ/Кν=3,9; Кτ/Кd=2,8. По табл. 0.3…0.4 [3]: КF=1,0 – для шлифованной посадочной поверхности; Кν=1,0 – поверхность вала не упрочняется. Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала:
(Кσ)D=(Кσ/Кν+ КF-1)/ Кν=(3,9+1-1)/1=3,9; (Кτ)D=(Кτ/Кν+ КF-1)/ Кν=(2,8+1-1)/1=2,8.
Определяем пределы выносливости вала:
(σ-1)D=σ-1/(Кσ)D=383/3,9=98,2 Н/мм2; (τ-1)D=τ-1/(Кτ)D=222/2,8=79,3 Н/мм2.
Определяем коэффициенты запаса прочности:
sσ=(σ-1)D/ σа=98,2/13=7,5; sτ=(τ-1)D/ τа=79,3/3,8=20,8.
Определяем расчетный коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям:
Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается. Расчет ведущего вала редуктора-червяка Исходные данные
Исходные данные выбираем из табл.3,5,6 с округлением до целых чисел:
Н; Н; Н; Н; Т2=116,3Н; d=83,33мм; b=40мм. Схема усилий приведена на рис.4.
Определение диаметров вала
Ведущий вал – червяк (см.рис.8)
Рис.8 Эскиз червяка
Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении (согласно табл. 7.1 [2]):
По ГОСТ принимаем d1 =25мм Диаметры подшипниковых шеек d2 =d1+2t=25+2х2,2=29,9мм Принимаем d2 =30мм d3≤df1=47,88 Принимаем d3 =40мм l1 =(1,2…1,5)d1 =1,4x25=35мм l2≈1,5d2 =1,5x30=45мм l3 =(0,8…1)хdam=170мм l4 – определим после выбора подшипника
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|