Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфические особенности подросткового периода




Всегда ли человечество имело в своем словаре поня­тие «подросток»? Исследование Ф-Ариес показало, что в до индустриальной Европе не различали детство и отрочество, а само понятие «подростковый возраст» воз­никло в XIX веке, когда контроль родителе^ за развитием ребенка продолжался вплоть до его брака'\ Однако, не­смотря на, казалось бы, неоспоримые доказательства спе­цифичности этого возраста, его кризисного протекания, в последнее время на Западе стало появляться все больше исследований, развенчивающих идею специфичности под­росткового периода.

«Для среднегр подростка совершенно не характер­ны ни личностные кризисы, ни крах «Я» - концепции, ни тенденция к отказу от ранее приобретенных ценностей и привязанностей, - утверждают Е.Доуан и Дж-Адельсон2. Критикуя сторонников «кризисного развития», они упре­кают их в том, что «большинство выводов основаны на изучении двух нетипичных подростковых групп: несовер­шеннолетних правЬнарушителей и интеллектуально раз­витых подростков - выходцев из состоятельных семей».

К этому можно добавить сомнения культуроантро-пологического характера. Если кризисные формы развития

' Ариес Ф. Возрасты жизни/УФилософия и методология истории.

М„ 1977. 2 Доуан Е„ АдельсонДж. Цит. по Берн Р. Развитие Я-концеп-

ции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.


306 Аверин В А. Психологая детей и подростков _______

присущи подростковому периоду вообще, значит, они дол­жны наблюдаться у всех народов, этносов и культур. Од­нако исследованиями М.Мид установлено, что отрочество у народов, проживающих на островах Самоа, невозмож­но описать как сложный и трудный период жизни ребен­ка'. Кстати, такой же бескризисный характер развития от­мечался и у американских детей в конце прошлого века. Лишь малая часть американских подростков испытывала кризис отрочества.

Приведенные факты не направлены на доказатель­ство бескризисного хода развития ребенка в подростко­вом возрасте, отсутствие его специфики. С их помощью хотелось бы подчеркнуть не только и даже не столько био­логическую, сколько социальную обусловленность психи­ческого развития подростка. Л.С.Выготский, обобщая ре­зультаты многочисленных исследований отечественных и зарубежных авторов, писал: «Никогда влияние^среды на развитие мышления не приобретает такого большого зна­чения, как именно в переходном возрасте»2. Этот вывод нашел свое подтверждение в последующих работах, в час­тности, в исследованиях Л.И.Божович, Н.И.Крыловой и Н.Н.Толстых, проведенных соответственно в 50-е, 60-е и 80-е годы и посвященных одной проблеме - изучению гра­ниц подросткового возраста. Если в 50-е годы перелом­ный момент в представлениях подростков о будущем при­ходился на 15 лет, а в 60-е годы уже на 16-17 лет, то в 80-е годы - на 13 лет3. Такая подвижность возрастных границ объясняется изменением социальной ситуации развития и подтверждает мысль Выготского об исторической и соци­альной обусловленности развития личности.

' Mead M. Cooperation and Competition Among Primitive Peopis:

rev. Ed., Boston, 1961.

2 ВыгоптскийЛ.С. Ук. соч. Т.4. С. 13.

3 Обухова Л. Ф. У к. соч.


Глава б. Психическое развитие подростка 307

Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особеннос­ти его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Выделение подросткового периода в психическом развитии человека в качестве самостоятельного стало при­чиной специальных исследований с целью выявления спе­цифических психических особенностей, присущих этому возрасту, начало которым было положено двухтомной монографией Ст.Холла о подростковом возрасте, вышед­шей в 1904 году.

Ст^Холл в рамках разработанной им теории рекапи­туляции первым предложил рассматривать этот период как переходный от детства к взрослоети; он впервые описал кризисный характер развития ребенка в этом возрасте, сформулировав его негативные аспекты. Характерной чер­той подросткового возраста является амбивалентность и парадоксальность его психической жизни. Эта черта про­является в неожиданной смене веселости - унынием, уве­ренности в себе - застенчивостью и трусостью, эгоизма -альтруизмом, общительности —замкнутостью, любозна­тельности - умственным равнодушием, радикализма - кон­серватизмом и т.д. Главная же задача подростка - это фор­мирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических при­обретений в этом возрасте.

Э-Шпрангер разработал культурно-психологичес­кую концепцию подросткового возраста и описал три воз­можных типа развития личности подростка1.

Для первого типа развития характерно резкое, бур­ное и кризисное течение, переживаемое подростком как

Шпрангер Э. Психология юношеского возраста//Педология юности. М.-Л., 1931.


308 Аверин В. А. Психология детей и подростков ^ ___ второе рождение, итогом которого является становление нового «Я». Развитие ребенка по второму типу предпола­гает плавные, медленные и постепенные изменения под­ростка, без глубоких потрясений и сдвигов в собственной личности. Третий тип развития предполагает активный и сознательный процесс самовоспитания, путь самостоятель­ного преодоления внутренних тревог и кризисов, что воз­можно за счет развитых у подростка самоконтроля и са­модисциплины. Главными психологическими новообразо­ваниями этого возраста Э.Шпрангер считал открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание подростком своей ин­дивидуальности.

По мнению Ш.Бюлер специфика психического раз­вития подростка может быть объяснена с позиции пубер-тата. Известно, что пубертат - это период резкого ускоре­ния физического развития и полового созревания и, что он составляет лишь часть внутри подросткового возрас­та. Наряду с физическим пубертатом Ш.Бюлер выде­лила психическую пубертатностъ, а внутри нее три фазы развития'.

Первая из них, по словам Ш.Бюлер - это прелюдия к периоду психической пубертатности, отдельные симпто­мы которой появляются в 11-12 лет, когда подростки нео­бузданны, драчливы, когда детские игры кажутся им не­интересными, а игры более старших подростков еще не­понятны. «Прелюдия» сменяется следующей, негативной фазой, продолжительность которой от 11 до 13 лет у дево­чек и от 14 до 16 лет у мальчиков, а основными чертами являются «повышенная чувствительность и раздражитель­ность, беспокойное и легко возбудимое состояние», «фи­зическое и душевное недомогание», неудовлетворенность собой, переносимая подростками на окружающий мир.

Бюлер Ш. Что такое пубертатный период//Педология юнос­ти. М.-Л., 1931.


Глава 6. Психическое развитие подростка 309

Поэтому нередко можно видеть одновременное присут­ствие у подростка ненависти к себе и окружающему миру, что заставляет его чувствовать себя одиноким, чужим и непонятым окружающими людьми. Ребенок на этой ста­дии наиболее чувствителен к восприятию негативного, от­рицательного, что побуждает его либо к агрессивной са­мозащите, либо пассивной меланхолии. Результатом это­го становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окон­чание негативной фазы совпадает с завершением телесно­го созревания.

Позитивная фаза начинается с того, что подросток становится восприимчив к позитивным аспектам окруже­ния. Перед ним открываются источники радости, среди которых на первое место Ш.Бюлер ставит «переживание природы» - сознательное переживание прекрасного. При благоприятных условиях развития такими источниками радости могут стать искусство и наука. К этому присоеди­няется и любовь, «дающая выход самому тяжелому напря­жению».

Э.Штерн полагал, что специфика психического раз­вития в подростковом периоде обусловлена, с одной сто­роны, направленностью мыслей и чувств ребенка, его стрем­лений и идеалов, а с другой - особым образом его действий. Личность подростка развивается в первую очередь в зави­симости от того, какая ценность переживается им как наи­высшая, определяющая его жизнь. Э.Штерн выделил шесть возможный типов переживаемых ценностей, которым со­ответствуют шесть типов личности'. Все стремления тео­ретической личности направлены на объективное позна­ние действительности. Эстетическому типу, напротив, чуждо объективное познание; такая личность стремите»

Штерн Э. Психическая структура подростка/УПедология юно­сти.-М.-Л. 1931.


310 Аверин В.А. Психология детей и по.фостков _______

постичь единичный случай. Экономическим типом лично­сти управляет идея пользы, стремление достичь результа­та с наименьшими затратами. Смысл жизни .социальной личности составляет «любовь, общение и жизнь для дру­гих люде», аполитической- стремление к власти, господ­ству и влиянию. Религиозная личность соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни».

Для описания поведения и деятельности подростка Э.Штерн использует понятие «серьезная игра», занима­ющая, по его мнению, промежуточное положение между детской игрой и серьезной и ответственной деятельнос­тью взрослого. Действительно, все. за что берется под­росток, носит для него серьезный характер, но при этом все, что он делает это только предварительная проба сил. Примерами таких «серьезных игр» являются кокетство, флирт, мечтательное поклонение (игры любовного харак­тера), занятия спортом, участие в подростковых органи­зациях (скауты, пионеры), выбор профессии. В таких иг­рах подросток учится «умерять свои силы, устанавливать отношения к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться», отмечает Э.Штерн.

Очевидно, что приведенные эмпирические психоло­гические характеристики подросткового возраста не по­теряли своего значения по сей день. Однако в большин­стве своем они лишь иллюстрируют ход психического раз­вития подростка и неполно объясняют причины такого хода развития.

В этой связи особый интерес представляет культур­но-историческая концепция Л.С.Выготского, дающая ключ к пониманию механизма психического развития ре­бенка, в том числе и подростка. Более подробно о ней го­ворилось в первой главе и потому лишь отметим некото­рые основные положения, касающиеся собственно подро­сткового периода.


Глава 6. Психическое развитие подростка 311

Ключевой проблемой этого периода Выготский на­зывал проблему интересов подростка, когда имеет место разрушение и отмирание прежних групп (доминант) инте­ресов и развитие новых. К ним он относил «эгоцентричес­кую доминанту» (интерес подростка к собственной личнос­ти), «доминанту дали» (доминирование широких интересов, устремленных в будущее, над сегодняшними, текущими интересами), «доминанту усилия» (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым усилиям, что нередко проявляется в упрямстве, протесте, хулиганстве), «доминанту романтики» (стремление к неизвестному, рискованному, героическому). Появление новых интересов приводит к преобразованию старой и возникновению новой системы мотивов, что ме­няет социальную ситуацию развития подростка. Смена со­циальной ситуации развития ведет к смене ведущей деятель­ности, результатом которой становятся новые психологи­ческие новообразования подросткового возраста.

Какова же она, эта новая ведущая деятельность под­ростка, и что представляют собой психологические при­обретения подросткового возраста?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...