Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведущая деятельность и психологические новообразования возраста




Сам по себе подростковый период довольно неодно­роден по своему психологическому содержанию и значе­нию для подростка. Вряд ли кто станет утверждать, что ученики 6-го и 8-го классов очень похожи друг на друга по своему психологическому облику. В то же время оба они -подростки. Поэтому внутри подросткового возраста при­нято выделять младший подростковый (10-13 лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (13-15 лет), или 7-8 классы. Наряду с ними выделяют и раннюю юность, имея в виду учеников 9-10 классов (15-17 лет).


312 Аверин В. А. Психология детей и подростков ____

Ранее уже отмечалось, что психологические ново­образования младшего возраста изменяют возможности ребенка, а, следовательно, и сферу его интересов и моти­вов поведения. Действительно, одним из основных психо­логических приобретений предыдущего возраста стала произвольность всех психических процессов, лежащая в основе самостоятельного поведения ребенка. Именно спо­собность к самостоятельному поведению приводит к раз­рушению старых интересов имотивов подростка, форми­рованию новых моментов в его потребностно-мотиваци-онной сфере и поиску новых форм поведения.

Первым таким моментом в этой сфере младшего подростка является появленшпотребности выйти за рам­ки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Однако реализация этой идеи возможна, если подросток будет соответствовать не только требованиям окружаю­щих его людей (что явилось приобретением предшествую­щего возрастного этапа развития), но, прежде всего, соб­ственным требованиям и самооценке. Это - второй новый момент в мотивационной сфере.

Третий момент состоит в появлении потребности найти и защитить свое место в окружающей его социаль­ной среде. Таким образом, мы видим, что психологичес­кие новообразования, приобретенные в младшем школь­ном возрасте, открывают перед ребенком новые возмож­ности и связаны они, прежде всего, с изменениями в сфере потребностей и мотивов поведения.

Становится очевидным, что новые потребности, из­меняя социальную ситуацию развития, обусловливают появление новой ведущей деятельности, которая могла бы помочь подростку в разрешении противоречий между его новыми, расширившимися возможностями и прежними отношениями с окружающими его людьми. Очевидно, что новые потребности не могут быть удовлетворены в рам­ках прежней ведущей деятельности - учебной.


Глава 6. Психическое развитие подростка 313

Само содержание названных выше потребностей указывает и на содержание нового вида деятельности для их реализации. Это - общение.

Общение позволяет подростку выйти за рамки шко­лы и там искать себя. Именно общение помогает ему по­стоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. Вне общения и без него невозможно найти свое место в кругу сверстников и взрослых. В общении и посредством его усваиваются нормы социального поведе­ния, нормы морали, устанавливаются отношения равен­ства и уважения друг к другу. И если подросток не нахо­дит в школе удовлетворяющего его общения, он психоло­гически «покидает» ее, и настоящая его жизнь, его интересы оказываются за ее стенами. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятель­ность отступает на второй план.

Таким образом, становится понятной смена типов ведущей деятельности в отрочестве. Если в младшем школьном возрасте это учебная деятельность, то в под­ростковом - общение. Что же может и должно стать про­дуктом ведущей деятельности в психическом облике под­ростка?

К центральному психологическому новообразова­нию этого возраста относят самосознание личности, ста­новление которого возможно только посредством и бла­годаря общению.

Проследим этапы становления этого новообразова­ния, имея в виду анализ основных сфер развития подрост­ка - полового, познавательного и социального. Важно ус­тановить вклад каждой из них в конечный результат психического развития в этом возрасте.

Но прежде чем перейти к этому анализу, дадим крат­кую психологическую и поведенческую характеристику подростка.


314 Аверин В. А. Психология детей и подростков ___ 6.4. Психологическая характеристика подросткового возраста

Известный отечественный педагог А.П.Краковский, сравнивая особенности поведения младших школьников и младших подростков, у которых разница в возрасте со­ставляет всего один год, констатирует, что подростки в сравнении со своими младшими товарищами в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют своими не­достатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя роди­телям. В целом количество немотивированных отрицатель­ных поступков подростков отмечается в 42 раза (!) боль­ше, чем у младших школьников*.

Американские исследователи Роберт и Джин Байярд на основании многочисленных бесед с родителями подро­стков составили обобщенный список поступков и действий последних, которые беспокоят родителей. Ни много ни мало, их набралось 65 пунктов: от безобидного «пачкает на кухне» до -«сделала аборт и снова забеременела»2. Мы не будем приводить этот список полностью, но попытаем­ся выделить наиболее характерные черты подросткового поведения и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками. Многие из них были подме­чены давно и наша задача состоит в их обобщении.

Первое, что бросается в глаза, - это резкое ухудше­ние поведения. Это проявляется в негативизме (т.е. в жела­нии поступать вопреки чужой воле), упрямстве, драчли­вости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. (см. характеристику негативной фазы психической пубертатности Ш.Бюлер, «доминанты усилия» Л.С.Вы­готского).

' Краковский А. П. О подростках. М.: Педагогика, 1970. 2 Баиярд Р. Т., Бапярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.:

Просвещение, 1991.


Глава 6. Психическое развитие подростка 315

Легко увидеть сходство в поведении подростка и трехлетнего малыша. Все те жи упрямство, негативизм», строптивость, своеволие. Там он не хотел ходить за руку с взрослым, желая утвердить право на свое «Я сам», а здесь для него важно признание своего достойного положения в социуме, признание своего «Я».

Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчи­вый характер (см. данные Ст-Холла). С этой чертой связа­на и противоречивость эмоциональных состояний, пережи­ваемых подростком, выраженный психологический диском­форт-тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п.

\ По мнению А.Е.Личко характерной чертой поведе­ния подростков является реакция эмансипации, т.е. выра­женное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых'. Однако далеко не все­гда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно, трудно при сохраняющейся экономичес­кой и социальной зависимости. \

Наряду с реакцией эмансипацией А.ЕЛичко выделя­ет в качестве специфически подростковой реакцию группи­рования со сверстниками, которая представляет собой обо­ротную сторону первой. Эта реакция, при всей своей кажу­щейся для взрослых бессмыслицей, по-видимому, отвечает каким-то эмоциональным потребностям подростков2.

Наконец, важно иметь в виду и особенности харак­тера подростков, в частности, выраженность в этом воз­расте так называемых акцентуаций характера1.

' Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подрост­ков. М„ 1983.

2 Личко А.Е. Ук. соч.

3 Там же.


316 Аверин В.А. Психология детей и подростков _______

Может сложиться впечатление, что все перечислен­ное - обязательный атрибут психики и поведения любого подростка, жизнькоторого представляет собой«кромеш-ный ад». Это, конечно, не так. Несмотря на то, что дан­ный период развития характеризуется как кризисный, сам кризис может протекать по-разному. Об этом уже говори­лось ранее при характеристике кризиса 3-х лет. Повторим это и сейчас. Характер и содержание кризиса обусловле­ны тем, насколько остры противоречия, определяющие социальную ситуацию развития подростка. Если они смяг­чаются посредством предупредительных действий учителей, родителей и других взрослых, подросток и сами родители могут и не заметить никакого кризиса, как не заметили его 35% обследованных супругами Оффер юношей. Для 23% он прошел ровно и спокойно и только для 215^'это был период тяжелых внутренних и внешних конфликтов'.

Причины столь серьезных изменений в поведении и личности подростка обусловлены так называемыми «за­дачами развития», наиболее четко сформулированными Р.Хавигурстом. К ним относятся: 1) приспособление под­ростка к изменениям своего физического состояния, при­ятие и эффективное использование своего тела; 2) дости­жение социально приемлемой взрослой сексуальной роли;

3) достижение зрелых отношений спицами противополож­ного пола; 4) развитие интеллектуальных способностей;

5) выработка комплекса ценностей, в соответствии с кото­рыми строится поведение; 6) достижение социально ответ­ственного поведения; 7) выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности; 8) достижение экономи­ческой независимости; 9) подготовка к браку и семейной жизни2. Хотя этот перечень по мнению Д.И.Фельдштейна

' Цит по Исаеву Д.Н„ Кагану В.Е. У к. соч. 2 Цит. по: Психология современного подростка/Под ред Фель-дштейнД.И. М.: Педагогика, 1987.


___ Глава 6. Психическое развитие подростка 317 носит эклектический характер, тем не менее он позволяет вы­делить основные сферы (направления) развития в подростко­вом возрасте. Это - половое, познавательное и социальное раз­витие подростка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...