При задержке речевого развития. 11 глава
Раздаете детям картинки с изображениями животных. Каждый ребенок получает несколько разных картинок. «Давайте посадим наших зайчиков в лодочки. Пусть каждый зайчик поплывет в путешествие в своей лодочке. Ваня! Что делает твой зайчик? (Мой зайчик плывет на лодочке.)» Аналогичные вопросы задаются всем детям. «А теперь давайте отправим наших мишек в путешествие на этом поезде. Вася! Что делает твой мишка? (Мой мишка едет на поезде.)» Аналогичные вопросы задаются всем детям. «Мишки ехали-ехали на поезде, а потом решили путешествовать дальше на машинках. Давайте пересадим наших мишек на эти машинки. Оля! Что делает твой мишка? (Мой мишка едет на машинке.)» Аналогичные вопросы задаются всем детям. «А котики тоже хотят в путешествие! Давайте отправим наших котиков в полет на самолете. Посадите всех котиков на этот самолет. Света, что делает твой котик? (Мой котик летит на самолете.)» Аналогичные вопросы задаются всем детям. В конце занятия проводится игра «Слова наоборот». Игра «Слова наоборот». Взрослый называет глагол в неопределенной форме, сопровождая это показом соответствующего жеста, а ребенок должен самостоятельно назвать глагол с противоположным значением: прийти — уйти, приехать — уехать, спуститься — подняться, войти — выйти, открывать — закрывать. Правильно выполнивший это задание ребенок поощряется катанием на игрушечном коне: он может сделать несколько кругов вокруг стола. Он «скачет на коне», а остальные дети хором произносят: «Ваня скачет на коне!» (вариант: «на лошадке»).
60. Путешествие в страну приключений (итоговое занятие) Цель: закрепить в самостоятельной речи детей использование основных глаголов движения. Задачи:
• сформировав представления детей о смене времен года; • учить детей строить предложения от своего имени в будущем времени, следуя образцу, предложенному взрослым; • познакомить детей с использованием в общении планирующей речи; • отработать правильное употребление окончаний существительных в косвенных падежах. Оборудование: лист ватмана с нарисованными на нем объектами: детский сад (в центре), море (наверху слева), лес (наверху справа), дача (внизу слева), река (внизу справа), предметные картинки с изображениями самолета, поезда, машины, велосипеда, лодки; стол, стульчики. Ход занятия Приглашаете детей к столу, на котором лежит лист ватмана. Рассказываете детям: «Посмотрите. Это карта. На Ней нарисован наш детский сад. Сейчас все мы находимся здесь (показываете на рисунок домика в центре карты). За окном на улице — весна (указательный жест в сторону окна)! Мамы и папы ходят каждый день на работу, а вы ходите в детский сад. Светит яркое весеннее солнышко. Солнышко греет землю, и на ней появляется зеленая травка и первые цветы. А раньше на улице было холодно. Вокруг нашего детского сада лежал снег. Все люди ходили на улице в шубах и шапках. Кто вспомнит, когда это было? Весной? Нет? А когда? Зимой? Правильно! Это было зи... (зимой). А сейчас... ве... (весна). Сначала была зима, а потом пришла... (весна). Солнышко светит все теплее и теплее. Скоро на улице станет совсем жарко. И наступит лето! Лето — это самое лучшее время года! Папы и мамы не ходят на работу, они отдыхают. И дети тоже отдыхают, они не ходят в детский сад. Летом все куда-нибудь уезжают. 1. Летом я поеду на велосипеде на речку купаться. Кто хочет поехать на речку? Ты, Ваня? Тогда покажи мне на карте, где речка. Я поеду туда на велосипеде. А ты как туда поедешь? (Протягиваете ребенку предметную картинку «машина».) Скажи громко, чтобы все тебя услышали и поняли! (Я поеду на машине.)
2. Летом я поеду на машине в лес за грибами. Кто хочет поехать в лес? Ты, Света? Тогда покажи мне на карте, где находится лес. Я поеду туда на машине. А ты как туда поедешь? (Протягиваете ребенку предметную картинку «велосипед».) Скажи громко, чтобы все тебя услышали и поняли! (Я поеду на велосипеде[11].) 3. А еще я летом поеду на море. Кто хочет поехать на море? Ты, Вова? Тогда покажи мне на карте, где море. Я поеду туда на поезде. А ты как туда поедешь? (Протягиваете ребенку предметную картинку «самолет».) Скажи громко, чтобы все тебя услышали и поняли! (Я полечу на самолете.) 4. Там я поплыву на корабле. А ты, Вася, как поплывешь? (Протягиваете ребенку предметную картинку «лодка».) Скажи громко, чтобы все тебя услышали и поняли! (Я поплыву на лодке). 5. А еще у меня есть чудесная дача. Она находится близко от города. Я поеду туда на машине. У кого из вас есть дача? У тебя, Ваня? Ты поедешь туда на машине или на велосипеде? (Предлагаете ребенку на выбор две картинки: «велосипед» и «машина».) (Я поеду...)» Когда опрос всех детей закончен, предложите одному из детей попутешествовать самостоятельно. Даете этому ребенку по очереди несколько картинок и просите рассказать, куда он поедет. Речевая инструкция: «А сейчас Ваня поедет в свое путешествие. Ваня! Куда ты поедешь на поезде? (Я поеду на море.) (Показываете ребенку, что картинку надо положить на карту, но место ребенок должен выбрать самостоятельно.) А на самолете? Куда ты полетишь на самолете? (Я полечу в лес.) (Дополняете ребенка: «Наверное, этот лес находится очень далеко отсюда, если ты собрался лететь туда на самолете».) А куда ты поедешь на велосипеде? (Я поеду на речку.)» Аналогичные задания даются всем детям. Не исправляйте ответы детей, а только подчеркивайте, что на самолете и поезде можно добраться очень далеко, а на машине и велосипеде ездят на близкие расстояния. В конце занятия проводится игра «Далеко — близко». Игра «Далеко — близко». Взрослый называет пару слов, а ребенок должен сказать, что находится далеко, а что близко. Например, «море — река». Ответ: «Море — далеко, а река — близко». Можно варьировать задания. Например, называть детям птиц или животных: «утка — павлин», «медведь — жираф». Это задание требует дополнительного напоминания детям, что одни птицы и животные живут у нас и мы можем их встретить в лесу или в парке, а другие живут в дальних странах, и мы их можем увидеть только по телевизору или в зоопарке.
Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям: 1) Состояние слухового, зрительного внимания по уровням; 2) Динамика формирования произносительных навыков (произвольные артикуляционные движения); 3) Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении; 4) Самостоятельная речевая продукция (инициативные высказывания); Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, высокий» уровень, два последних — как «очень редкие проявления, иногда используются, используются часто». К концу III этапа Основного цикла дети должны: 1) научиться — участвовать в совместной речевой деятельности с близким взрослым (добавлять последнее слово в строчке знакомого стихотворения или детской потешки, правильно заканчивать короткую фразу нужным по смыслу словом), — активно включаться в ситуативную речь, которая понятна в ходе совместной игровой деятельности с ребенком и в наиболее часто повторяющихся бытовых ситуациях даже людям, не являющимся его постоянными партнерами в речевом общении, — отвечать на вопросы взрослого с использованием наглядной опоры (предметной или сюжетной картинки); 2) усовершенствовать — свои произносительные навыки и некоторые элементарные способы воспроизведения слоговой структуры (2-, 3-сложные слова, односложные слова с закрытым слогом, наиболее часто употребляемые в детской речи слова со стечениями согласных, например, выражающие уменьшительно-ласкательную форму слов), — умение в ответах на вопрос взрослого о предмете (название этого предмета и его частей, его форма, размер, цвет и другие существенные признаки) использовать грамматические формы единственного и множественного числа в соответствующих падежах (прямом и косвенных);
3) постепенно осваивать • инициативную речь — в виде элементарных побудительных (императивных) высказываний, обязательно включающих в свой состав глагол в нужной форме, обращенных сначала только к взрослому, а затем и к своим сверстникам, — в виде простейших вопросов, содержащих или вопросительные слова (кто, что, где?), или образованных только с помощью интонации (Это вкусно?), — в виде простейших детских диалогов между собой во время игры; • контекстную речь, лишенную зрительной опоры, — в беседе с взрослым дети начинают использовать полученные ранее знания, — пересказывают хорошо знакомые короткие рассказы и сказки своими словами или близко к тексту (сначала по вопросам взрослого, а затем — самостоятельно), — познакомятся с приемом придумывания конца сказки, рассказа.
Опросник прислан И.К. Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|