Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При задержке речевого развития. 11 глава




Раздаете детям картинки с изображениями животных. Каждый ребенок получает несколько разных картинок.

«Давайте посадим наших зайчиков в лодочки. Пусть каждый зай­чик поплывет в путешествие в своей лодочке. Ваня! Что делает твой зайчик? (Мой зайчик плывет на лодочке.)» Аналогичные вопросы задаются всем детям.

«А теперь давайте отправим наших мишек в путешествие на этом поезде. Вася! Что делает твой мишка? (Мой мишка едет на поезде.)» Аналогичные вопросы задаются всем детям.

«Мишки ехали-ехали на поезде, а потом решили путешествовать

дальше на машинках. Давайте пересадим наших мишек на эти машин­ки. Оля! Что делает твой мишка? (Мой мишка едет на машинке.)»

Аналогичные вопросы задаются всем детям.

«А котики тоже хотят в путешествие! Давайте отправим наших котиков в полет на самолете. Посадите всех котиков на этот самолет. Света, что делает твой котик? (Мой котик летит на самолете.)»

Аналогичные вопросы задаются всем детям.

В конце занятия проводится игра «Слова наоборот».

Игра «Слова наоборот». Взрослый называет глагол в неопреде­ленной форме, сопровождая это показом соответствующего жеста, а ребенок должен самостоятельно назвать глагол с противополож­ным значением: прийти — уйти, приехать — уехать, спуститься — подняться, войти — выйти, открывать — закрывать.

Правильно выполнивший это задание ребенок поощряется ка­танием на игрушечном коне: он может сделать несколько кругов вокруг стола. Он «скачет на коне», а остальные дети хором произно­сят: «Ваня скачет на коне!» (вариант: «на лошадке»).

 

60. Путешествие в страну приключений (итоговое занятие)

Цель: закрепить в самостоятельной речи детей использование основных глаголов движения. Задачи:

• сформировав представления детей о смене времен года;

• учить детей строить предложения от своего имени в будущем времени, следуя образцу, предложенному взрослым;

• познакомить детей с использованием в общении планирующей речи;

• отработать правильное употребление окончаний существитель­ных в косвенных падежах.

Оборудование: лист ватмана с нарисованными на нем объектами: детский сад (в центре), море (наверху слева), лес (наверху справа), дача (внизу слева), река (внизу справа), предметные картинки с изображениями самолета, поезда, машины, велосипеда, лодки; стол, стульчики.

Ход занятия

Приглашаете детей к столу, на котором лежит лист ватмана. Рас­сказываете детям: «Посмотрите. Это карта. На Ней нарисован наш детский сад. Сейчас все мы находимся здесь (показываете на рису­нок домика в центре карты). За окном на улице — весна (указатель­ный жест в сторону окна)! Мамы и папы ходят каждый день на работу, а вы ходите в детский сад. Светит яркое весеннее солнышко. Солнышко греет землю, и на ней появляется зеленая травка и первые цветы. А раньше на улице было холодно. Вокруг нашего детского сада лежал снег. Все люди ходили на улице в шубах и шапках. Кто вспомнит, когда это было? Весной? Нет? А когда? Зимой? Правильно! Это было зи... (зимой). А сейчас... ве... (весна). Сначала была зима, а потом пришла... (весна). Солнышко светит все теплее и теплее. Скоро на улице станет совсем жарко. И наступит лето!

Лето — это самое лучшее время года! Папы и мамы не ходят на работу, они отдыхают. И дети тоже отдыхают, они не ходят в дет­ский сад. Летом все куда-нибудь уезжают.

1. Летом я поеду на велосипеде на речку купаться. Кто хочет поехать на речку? Ты, Ваня? Тогда покажи мне на карте, где речка. Я поеду туда на велосипеде. А ты как туда поедешь? (Протягиваете ребенку предметную картинку «машина».) Скажи громко, чтобы все тебя услышали и поняли! (Я поеду на машине.)

2. Летом я поеду на машине в лес за грибами. Кто хочет поехать в лес? Ты, Света? Тогда покажи мне на карте, где находится лес. Я поеду туда на машине. А ты как туда поедешь? (Протягиваете ребенку предметную картинку «велосипед».) Скажи громко, чтобы все тебя услышали и поняли! (Я поеду на велосипеде[11].)

3. А еще я летом поеду на море. Кто хочет поехать на море? Ты, Вова? Тогда покажи мне на карте, где море. Я поеду туда на поезде. А ты как туда поедешь? (Протягиваете ребенку предметную картин­ку «самолет».) Скажи громко, чтобы все тебя услышали и поняли! (Я полечу на самолете.)

4. Там я поплыву на корабле. А ты, Вася, как поплывешь? (Протя­гиваете ребенку предметную картинку «лодка».) Скажи громко, что­бы все тебя услышали и поняли! (Я поплыву на лодке).

5. А еще у меня есть чудесная дача. Она находится близко от города. Я поеду туда на машине. У кого из вас есть дача? У тебя, Ваня? Ты поедешь туда на машине или на велосипеде? (Предлагаете ребенку на выбор две картинки: «велосипед» и «машина».) (Я по­еду...)»

Когда опрос всех детей закончен, предложите одному из детей попутешествовать самостоятельно. Даете этому ребенку по очереди несколько картинок и просите рассказать, куда он поедет.

Речевая инструкция: «А сейчас Ваня поедет в свое путешествие. Ваня! Куда ты поедешь на поезде? (Я поеду на море.) (Показываете ребенку, что картинку надо положить на карту, но место ребенок должен выбрать самостоятельно.) А на самолете? Куда ты полетишь на самолете? (Я полечу в лес.) (Дополняете ребенка: «Наверное, этот лес находится очень далеко отсюда, если ты собрался лететь туда на самолете».) А куда ты поедешь на велосипеде? (Я поеду на речку.)»

Аналогичные задания даются всем детям. Не исправляйте ответы детей, а только подчеркивайте, что на самолете и поезде можно доб­раться очень далеко, а на машине и велосипеде ездят на близкие расстояния.

В конце занятия проводится игра «Далеко — близко».

Игра «Далеко — близко». Взрослый называет пару слов, а ребе­нок должен сказать, что находится далеко, а что близко.

Например, «море — река». Ответ: «Море — далеко, а река — близко».

Можно варьировать задания. Например, называть детям птиц или животных: «утка — павлин», «медведь — жираф». Это задание требует дополнительного напоминания детям, что одни птицы и животные живут у нас и мы можем их встретить в лесу или в парке, а другие живут в дальних странах, и мы их можем увидеть только по телеви­зору или в зоопарке.

Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:

1) Состояние слухового, зрительного внимания по уровням;

2) Динамика формирования произносительных навыков (произ­вольные артикуляционные движения);

3) Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении;

4) Самостоятельная речевая продукция (инициативные высказы­вания);

Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, вы­сокий» уровень, два последних — как «очень редкие проявления, иногда используются, используются часто».

К концу III этапа Основного цикла дети должны:

1) научиться

— участвовать в совместной речевой деятельности с близким взрос­лым (добавлять последнее слово в строчке знакомого стихотворения или детской потешки, правильно заканчивать короткую фразу нуж­ным по смыслу словом),

— активно включаться в ситуативную речь, которая понятна в ходе совместной игровой деятельности с ребенком и в наиболее часто повторяющихся бытовых ситуациях даже людям, не являющим­ся его постоянными партнерами в речевом общении,

— отвечать на вопросы взрослого с использованием наглядной опоры (предметной или сюжетной картинки);

2) усовершенствовать

— свои произносительные навыки и некоторые элементарные спо­собы воспроизведения слоговой структуры (2-, 3-сложные слова, односложные слова с закрытым слогом, наиболее часто употребляе­мые в детской речи слова со стечениями согласных, например, вы­ражающие уменьшительно-ласкательную форму слов),

— умение в ответах на вопрос взрослого о предмете (название этого предмета и его частей, его форма, размер, цвет и другие существенные признаки) использовать грамматические формы един­ственного и множественного числа в соответствующих падежах (пря­мом и косвенных);

3) постепенно осваивать

• инициативную речь

— в виде элементарных побудительных (императивных) выска­зываний, обязательно включающих в свой состав глагол в нужной форме, обращенных сначала только к взрослому, а затем и к своим сверстникам,

— в виде простейших вопросов, содержащих или вопроситель­ные слова (кто, что, где?), или образованных только с помощью интонации (Это вкусно?),

— в виде простейших детских диалогов между собой во время игры;

• контекстную речь, лишенную зрительной опоры,

— в беседе с взрослым дети начинают использовать полученные ранее знания,

— пересказывают хорошо знакомые короткие рассказы и сказки своими словами или близко к тексту (сначала по вопросам взросло­го, а затем — самостоятельно),

— познакомятся с приемом придумывания конца сказки, рас­сказа.

 

Опросник прислан И.К. Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...