При задержке речевого развития. 5 глава
Ход занятия Занятие проводится в игровой комнате. Пригласите детей к столу с продуктами. Сообщите детям, что сегодня они ждут гостей, еда для них — для гостей. Затем все уходят «с кухни» и подходят к праздничному столу. Пока на нем только красивая скатерть (или салфетка). Все усаживаются вокруг этого стола. Покажите всем детям картинку с изображением одной игрушки, а затем обратитесь к любому ребенку. Речевая инструкция: «Света, это "мяу-мяу" или "гав-гав"? Наш гость говорит "мяу-мяу" или "гав-гав"? Ты узнала, кто к нам сегодня придет? Это кошечка или собака? Правильно: она говорит "мяу-мяу". Это "мяу-мяу" — кошечка. Света, принеси миску для киски и выбери для нее еду». (Все продукты и миски находятся в соседнем помещении, «на кухне».) Когда ребенок «выбрал еду», он идет встречать своего «гостя». («Гости» ждут своей очереди на лавочке в коридоре.) «Света, посмотри в коридоре. Кажется, твой гость уже пришел. Сходи за ним и приведи его к нам за стол». «Дети, давайте поздороваемся с котиком за лапку и погладим его». Если еда была выбрана ребенком неправильно, котик отказывается есть. Тогда за едой надо отправить другого ребенка. Пакет молока открывают с помощью ножниц. «Давайте откроем пакет. Как мы его разрежем? (Покажите детям жест из занятия по теме «Инструменты»: отведение-приведение большого пальца.) Чик-чик! Ваня, повтори!» (Ребенок повторяет или жест, или звукоподражание, или облегченное слово.) Возьмите ножницы (они должны находиться на занятии в недоступном для детей месте) и откройте упаковку молока. Аналогично следующий ребенок сначала угадывает «голос» своего гостя, рассматривая картинку с его изображением, а потом идет «на кухню» за едой для него. Обращайтесь к каждому ребенку со стандартными фразами, обязательно содержащими вопрос, заданный в альтернативной форме, или инструкцию в два действия «принеси миску и выбери еду, сходи за гостем и посади его за стол». Ошибки, сделанные детьми при выборе еды для «гостей», исправляет сам «гость»: он энергично мотает головой, а остальные дети «помогают» ему громко сказать: «Нет».
Если дети допускают другие ошибки, например путают «голоса», их исправляют другие дети по просьбе взрослого. Когда все гости рассажены по местам, попросите одного ребенка показать всех птичек (Животных на этом занятии мы не просим показывать, ограничиваясь пониманием детьми того, что они «не птицы».[1]) Вопрос формулируется так: «Ваня, где здесь птички? Покажи мне каждую птичку за столом». Затем задайте несколько уточняющих вопросов: «Оля, покажи мне клювик у каждой птички!» «Света, покажи мне крылышки у каждой птички!» «Вова, покажи мне хвостики с перышками у каждой птички!» Последний вопрос задается в том случае, если игрушечные птички сделаны достаточно натурально. Затем покажите детям, как птички машут своими крыльями (движения обеими руками вверх-вниз), и повторите это движение с каждым ребенком по очереди, одновременно имитируя вместе с ним «голос» конкретной птицы: «Курочка машет крыльями: ко-ко-ко!» Затем гости остаются за праздничным столом, а все дети переходят на соседний стол. На нем выложите перед детьми картинки с изображениями животных и птиц, а напротив — картинки с нарисованной на них «едой». Дети повторяют свои реальные действия, выполненные на занятии, теперь по картинкам. «Света, ты кормила киску. Как она просит еду? («Мяу-мяу».) Правильно. Выбери для киски еду на этих картинках. Правильно: киска пьет молоко». Надо повторить слово вместе с ребенком или попросить его произнести это слово за взрослым, хотя бы в облегченной форме («ко», «мо»).
Затем гости «уходят», каждый гость прощается за руку с каждым ребенком, а своему «кормильцу» еще и низко кланяется.
27. Помогаем маме: чьи это вещи Цель: научить детей употреблять притяжательные прилагательные («мамина», «папина») и притяжательное местоимение («мой») в сочетании с существительными, называющими предметы одежды, обувь, другие личные вещи людей. Задачи: • закрепить первичные (бытовые) представления детей об отношениях между субъектом и объектом обладания на примере отдельных предметов одежды и обуви (мамины тапочки, папина кепка и т.п.); • закрепить в активном словаре детей слова-определения, связанные с качественными отличиями между предметами (большой — маленький); • активизировать в их лексическом запасе слова по темам: «одежда, обувь, семья, бытовые предметы»; • научить детей отвечать на альтернативный вопрос и использовать отрицательные слова и жесты в ситуации общения; • научить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторять «важное» слово, уже названное взрослым). Оборудование: некоторые личные вещи родителей (тапочки, перчатки, шарфы, шапки, очки, расческа, газета, губная помада и т.п.), любимая игрушка из дома для каждого ребенка и его личные вещи, коробка для этих вещей. Ход занятия Занятие проводится в игровой комнате. Сообщите детям, что сегодня каждый из них будет «помогать» своей маме: «Света! Твоя мама ушла на работу. А мы ей поможем по дому: найдем вещи из вашего дома в этой коробке. Скажешь: "Вот!", когда увидишь что-то свое, мамино или папино». _ Предварительно вещи специально отбираются и складываются в коробку. В зависимости от возраста детей меняется количество и состав сложенных вещей. Для ребенка в возрасте от 1 года 6 мес. до 1 года 9 мес. таких предметов может быть два—четыре, ближе к двум годам допустимо класть в коробку до шести предметов для одного ребенка, после двух лет словарный запас детей значительно возрастает, и это позволяет складывать в корзину много предметов. Можно складывать в коробку вещи сразу нескольких детей, но лучше это делать не в равном соотношении (больше всего вещей должны принадлежать членам семьи ребенка, который получил это задание). Наиболее простой и доступный «набор» для этого занятия, как правило, содержит ограниченный набор парных одноименных вещей (детские, папины и мамины тапочки и перчатки), в который добавлены «лишние» вещи: например, чужой ботинок, шарф, шапка.
Надо очень внимательно подойти к выбору предметов для этой игры, внимательно изучить список слов, понимаемых и употребляемых каждым ребенком, потому что «ошибки» детей могут быть связаны с неправильным подбором вещей. Например, если в пассивном, а тем более в активном словарном запасе ребенка содержится слово «ключи», а вы положите в коробку связку чужих ключей как «лишний» предмет, то ребенок, скорее всего, узнает в них именно «свои» ключи и произнесет слово «Вот!». Он знает этот предмет, его назначение в своем доме, а форма и количество ключей на связке для него еще не так важны. Отобранная ребенком из коробки одежда и обувь выкладываются перед ним на столе, а затем делится на две группы: большие и маленькие. Для этого ребенку задается вопрос в альтернативной форме: «Это большое или маленькое? Тапочек большой или маленький? Шапка большая или маленькая?» Если ребенок ошибается и, например, называет любую родительскую вещь «маленькой», то переспросите его еще раз с выразительной интонацией: «Маленькая? Эта маленькая? Подумай?!», а потом еще раз повторите альтернативный вопрос. Когда все вещи разложены, то «большие» вещи также при помощи альтернативного вопроса «делятся» на «мамины» и «папины»: «Тапочки мамины или папины?» В качестве правильного ответа принимается употребление ребенком «облегченного слова» типа «мами», «папи». В заключение ребенку показывается мамина губная помада и спрашивается: «Это папино?» Надо получить отрицательный ответ в виде слова «нет» в сопровождении соответствующего жеста головой или рукой. Когда каждый ребенок таким образом разложит «свой» набор одежды из коробки, то на столе останутся только детские вещи. Можно попробовать «разделить» их между детьми при помощи вопроса: «Чье это?» Однако надо помнить, что притяжательное местоимение «мое, мой» у большинства детей появляется только к двум годам. Поэтому для детей младшего возраста вполне допустимо в качестве правильного ответа принимать жест («ребенок показывает рукой на себя, прижимая ладонь к груди» — этому жесту детей надо предварительно научить).
В конце занятия рекомендуется еще раз «закрепить» слова «мамина», «папина» при совместном говорении вместе с ребенком фраз типа: «Это тапочки... папины». Более хорошо говорящие дети притяжательное прилагательное в конце фразы могут произносить самостоятельно.
28. Снег и вода. Откуда берутся сосульки? Цель: научить детей употреблять качественные прилагательные («холодный», «горячий», «белый») в сочетании с существительными, называющими предметы и явления окружающего мира (вода, огонь, снег, лед, сосулька). Задачи: • закрепить первичные (бытовые) представления детей о качественной характеристике огня, снега, воды; • понимать слова-определения, связанные с качественными отличиями между предметами (холодный — горячий, грязный — чистый, мокрый — сухой); • активизировать в их лексическом запасе слова по теме: «Вода, Огонь, Зима»; • научить детей отвечать на альтернативный вопрос и использовать отрицательные слова и жесты в ситуации общения; • научить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторять «важное» слово, уже названное взрослым). Оборудование: свечка, чашка, блюдце, чайная ложка, снеге улицы, совок, ведерко, стол, стульчики. Ход занятия Занятие проводится на прогулке и в игровой комнате. Попросите детей на прогулке наполнить ведерко снегом. После прогулки это ведерко (если занятие проводится не сразу после прогулки, то в ведерке может быть уже другой снег, важно просто привлечь внимание детей к тому, что с улицы в помещение был принесен снег) ставится на стол. Дети приглашаются к столу. Речевая инструкция: «Вот снег. Мы принесли его с улицы. На улице холодно. И снег тоже холодный. Я трогаю снег: пальцам холодно. Пальчики замерзли». (Сделайте жест «растирание обеих рук», показывая, как вам холодно.) «Я дую на руки (жест «фею руки»). Ваня, подуй тоже на свои руки. А теперь Света подует. Я дую на свои руки. Хорошо! Теперь Ваня дует на свои руки. Ваня, ручкам холодно или нет? Теперь Света дует на свои руки. Света, ручкам холодно или нет?» «А теперь Ваня потрогает снег в ведерке. Ваня, а теперь ручкам холодно или нет?» (Это очень сложный вопрос для ребенка. Если малыш вас «не понимает» и дает ответ «нет», как и на предыдущий вопрос, то надо привлечь его внимание к тому, как мерзнут руки, если трогаешь снег. Несколько раз потрогайте снег в ведерке на глазах у ребенка и эмоционально произнесите: «Ой! Холодно! Как холодно! Моим рукам холодно!» Ребенок скорее поймет эмоционально окрашенную ситуацию и сможет адекватно прореагировать на повторно заданный ему после касания снега рукой вопрос: «Ваня, ручкам холодно или нет?»)
Далее зачерпните совком немного снега из ведерка в блюдце. Это действие может начать выполнять взрослый, а потом он передает совок ребенку. Когда снег лежит в блюдце, оно ставится на черный (темный) лист бумаги. Детям задается вопрос: «Снег белый или нет?» Можно помочь им и ответить на этот вопрос вместе, хором. Сочетание «белый снег» очень часто у маленьких детей выступает в своего рода цельной номинации явления, тем более что семантика цветовых прилагательных в возрасте до двух лет ребенку еще не может быть доступной (С.Н. Цейтлин). Далее зажгите свечку и повторяйте вместе с детьми слово «Горячо!», как описано в занятии № 13 «Огонь: погаси свечку». Затем к огню подносится на чайной ложке немного снега. Снег тает на глазах у детей и превращается в воду. Вода с ложки переливается в чашку. Чайная ложка со снегом подносится к огню несколько раз, и постепенно в чашке скапливается немного воды. Помешивайте воду в чашке, переливайте ее со словами: «Вода: буль-буль» (занятие № 10), стимулируя детей к совместному повторению этих слов. В заключение каждого ребенка попросите самостоятельно показать, где снег (в ведерке), где вода (в чашке). Затем вместе с взрослым ребенок повторяет: «В ведерке — снег. В чашке — вода». А потом заканчивает эту же фразу за взрослым: «(В ведерке)... снег. Аналогично отрабатываются фразы: «Снег — холодный. А вода — нет». В зависимости от индивидуального речевого развития ребенка на занятии с ним можно также использовать слова «мокрый» — «сухой» (например, можно поговорить о платке, на который попал снег), «чистый — грязный» (о воде из-под крана или образовавшейся из растаявшего снега). В конце занятия чашка с водой убирается в холодильник. Когда вода замерзнет, образуется лед. Можно будет чашку со льдом вынести на следующую прогулку и сравнить замерзшую в холодильнике воду с сосульками на улице. После занятия все дети идут в ванную комнату мыть руки: во время этого действия активно используются слова «горячая» и «холодная» (о воде). «Сейчас руки моет Ваня. Ваня, вода горячая или холодная? А теперь какая вода? Вода горячая?» Если ребенок затрудняется с ответом, сами «попробуйте» воду руками и эмоционально «отреагируйте»: «Ой! Как горячо! Вода горячая!», или, наоборот: «Ой! Как холодно! Вода холодная!» Как правило, ребенок принимает такую «подсказку» и отвечает на повторно заданный вопрос.
29. Фрукты: яблоко и апельсин Цель: активизировать в словаре детей слова, описывающие качественные признаки отдельных предметов (круглый, сладкий, вкусный). Задачи: • научить детей по словесной инструкции соотносить цвета предметов между собой для решения практических задач; • повторить лексику по теме «Продукты питания: фрукты», «Инструменты»; • научить заканчивать фразу взрослого нужным по смыслу словом (или повторять «важное» слово, уже названное взрослым); • научить детей отвечать на альтернативный вопрос и использовать отрицательные слова и жесты в ситуации общения; • продолжать обучать детей выполнению речевых инструкций, связанных с перемещением в другое помещение в доме; • закрепить умение ребенка выполнять простые движения синхронно, обеими руками. Оборудование: красное яблоко, апельсин, маленькие пакетики с апельсиновым и яблочным соком (200 мл), обклеенные снаружи белой бумагой, мячик, по размеру близкий к этим фруктам, стаканы, нож, тарелка, блюдце, бумажные трафареты в виде двух половинок круга, раскрашенные в красный (2—4 шт.) и оранжевый (2—4 шт.) цвет. Ход занятия Занятие проводится в игровой комнате. Приглашайте детей к столу, на котором на тарелке лежат два предмета: одно яблоко и один апельсин. (Более сложный вариант начала этого занятия: детей можно сначала попросить принести эти два фрукта со стола в кухне.) Как правило, названия этих фруктов входят в активный словарный запас детей одними из первых, однако произношение этих слов еще сильно искажено: «песин», «сина», «абика», «акя» или другие варианты звучания. Возьмите в руку один из фруктов (например, апельсин) и, обращаясь к ребенку, спросите: «Это апельсин?» После утвердительного ответа данного ребенка, не меняя предмет в руке, с той же интонацией спросите у другого ребенка: «Это яблоко?» Если этот ребенок «ошибается» и отвечает, как и его Товарищ, то скажите ему: «Подумай!» — и этот же вопрос задайте или третьему ребенку (если за столом трое детей), или первому ребенку (если занимаются двое детей). (Если занимается один маленький ребенок, то взрослому надо поменять предмет в руке, но задать ребенку тот же вопрос.) Когда все дети правильно ответят на Ваш вопрос, возьмите в одну руку апельсин, а в другую — яблоко и спросите у ребенка: «Покажи мне, где яблоко». Затем поменяйте фрукты в руках местами и спросите у другого ребенка: «Покажи мне, где апельсин?» Последний вариант этого задания: покажите ребенку два фрукта одновременно, затем «спрячьте» их за спиной, потом достаньте из-за спины один фрукт, например яблоко, и спросите: «Что это?» Не обязательно задавать одному ребенку на занятии все три варианта вопросов! В зависимости от речевого развития детей можно выбрать один вопрос, наиболее подходящий по трудности для конкретных детей, но в любом случае все вопросы должны задаваться очень динамично, чтобы внимание детей все время было приковано к рукам взрослого, в которых фрукты «меняют» свои «места». Затем возвратите оба фрукта на тарелку, положите сверху на них свои руки и покажите детям, как фрукты «катаются» по поверхности тарелки: «Посмотрите, яблочко катится, как мячик. Мячик круглый, и яблочко — круглое. И апельсин катится, как мячик. Мячик круглый и апельсин круглый». (Можно в этот момент достать мячик и положить его рядом с тарелочкой для сравнения.) Затем каждому ребенку по очереди предлагается покатать мячик. Если ребенок растерялся, можно руки взрослого положить сверху рук ребенка и таким образом «вместе» покатать яблочко одной рукой, а апельсин — другой. Затем разрежьте яблоко пополам и несколько раз на глазах у детей соедините и разъедините обе половинки. После того как каждый ребенок попробует соединить один из фруктов, можно переходить к работе с бумажным трафаретом. Задание «Собери яблочко», выполняется каждым ребенком индивидуально. Для самых маленьких можно специально подготовить специальный трафарет в виде круга, куда надо будет просто вкладывать две половинки. Одни дети могут просто соединять две половинки одного цвета, детям, которые лучше подготовлены, можно предложить на выбор две разные половинки, из которых надо будет выбрать только одну, нужную по цвету (не требуя употреблять названия цвета). Если кто-то из детей вообще впервые выполняет задание на соотнесение по цвету, то он должен получить целые, а не разрезанные фигурки, из которых надо будет выбрать одну, такую же, как у него в руках. Необходимо так организовать деятельность детей, чтобы они не молчали! Для любого варианта выполнения этого задания важным моментом является необходимость для ребенка обратиться к взрослому с просьбой «Дай мне это!» (или «Дай мне яблоко!») при подборе нужной по цвету фигурки. Затем взрослый обращается к детям: «Ваня, сходи на кухню и принеси со стола пакетики с соком. (Вариант: «Сходи в коридор и принеси мою сумку».) Света, достань с полки стаканы и поставь их на наш стол». Когда пакеты с соком принесены и стаканы поставлены на стол, дети опять усаживаются вокруг стола. Покажите детям жест «ножницы» рукой и спросите: «Чем я могу разрезать пакетик с соком? Я режу пакетик...» Дети «помогают» взрослому вспомнить нужное слово или повторяют это слово за ним. (Внимание! Если в группе есть ребенок, который еще не начал говорить это слово, он может показать нужный «жест», но надо стремиться к тому, чтобы он прореагировал еще и любым возгласом. Это очень важно для активизации его речевой деятельности.) В конце задания дети угадывают, какой сок в стакане по цвету, а потом могут и попробовать сок (принеся свои личные чашки). Закрепляются слова «вкусно», «сладко» и словосочетания «вкусный сок», «сладкий сок» в любом доступном для произношения детей «облегченном» варианте звучания.
30. Соберемся под елочкой (итоговое занятие) Цель: закрепить умение детей использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее распространенные качественные прилагательные (в виде «облегченных» слов). Задачи: • научить соотносить значение прилагательных с характерными признаками отдельных предметов и явлений окружающей действительности; • научить выполнять речевую инструкцию, содержащую указание на пространственные отношения между предметами; • научить понимать альтернативный вопрос и по аналогии заданный вместе с ним вопрос со словом «Какая? Какой?». Оборудование: елка, игрушки, изображающие животных и птиц, набор продуктов для их кормления (см. занятие № 26), открытки или картинки с изображением этих животных и птиц, фотографии детей, упаковочная бумага для подарков, апельсины, яблоки, празднично сервированный стол, стулья. Ход занятия Занятие проводится в игровой комнате, в которой установлена новогодняя елка. Под елкой и на елке в произвольном порядке расположены подарки. Все подарки завернуты в непрозрачную подарочную бумагу и «подписаны»: к ним прикреплены соответствующие фотографии или картинки. Каждый ребенок снимает с елки два подарка: один — для себя, другой — для своей игрушки. Сначала дети помогают найти «подарок» своей игрушке. Речевая инструкция: «Игрушки хотят получить свои подарки. Но они не умеют говорить с елкой и не могут узнать, где их подарки. Ваня, попроси у елочки подарок для зайки. («Дай зайке подарок».) А какой подарок зайка хочет: большой или маленький? («Большой».) Подарок у зайки вкусный или нет? («Вкусный».) Посмотри под елкой: там есть подарок для зайки или нет? («Нет».) Теперь посмотри сзади елки: там есть подарок для зайки или нет? («Вот!») Сними этот подарок с елки и положи его на стол, зайке в тарелку. Давай посмотрим, что там внутри. (Ребенок, как умеет, разворачивает подарок.) Ой, что это? Это морковка или яблоко? («Морковка».) Морковка какая: сладкая или нет? («Сладкая!»)». (Подарки для других игрушек: ежику — яблоко, котику — пакет молока, собачке — косточка, курочке — хлебушек.) Затем каждый ребенок просит подарок для себя (это яблоко или апельсин) и находит его на елке или под елкой с помощью подсказок взрослого. Праздник также дополняется песнями, танцами, хороводом вокруг елки. Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям: 1) состояние слухового и зрительного внимания, понимание обращенной речи по уровням; 2) состояние общей моторной ловкости, точность движений, выполняемых руками по уровням; 3) наличие жестово-мимических средств коммуникации; 4) самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий; Первые два показателя оцениваются как «низкий, средний, высокий» уровень, два последних — как «очень редкие проявления, иногда используются, используются часто».
31. Дом и его части Цель: научить детей использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Дом». Задачи: • активизация номинативного и глагольного словаря по этой теме и закрепление ранее усвоенных слов из смежной лексической темы («Мебель»); • закрепление умения регулировать с помощью слов основные «режимные моменты»-, связанные с жизнью людей в доме (еда, отдых, приветствие гостей и их прием); • умение различать на картинках наиболее распространенные обиходные действия (спать, есть); • активизация в речи наречий с противоположным значением: «вверх — вниз», «много — мало» и прилагательных «большой — маленький»; • развитие мелкой моторики; • практическое овладение умением показывать «на пальцах» числа 1—2 («2» — для детей в возрасте двух лет) при наглядном счете; • закрепить умение выполнять речевую инструкцию в два действия, связанную с перемещением из одного помещения в другое. Оборудование: игрушечная мебель (кроватка-качалка, стол, стульчик), кукла, две сюжетные картинки («кукла ест», «кукла спит») и «кукольный» дом (крупный рисунок дома с одной дверью, одним окошком на первом этаже, двумя окошками на втором этаже, одной трубой на крыше, лесенкой из двух-трех ступенек к входной двери). Ход занятия Занятие проводится в игровой комнате. Сначала вспомните с детьми занятие «У нас — гости!». (Для детей младше двух лет занятие предварительно еще раз повторяется (обязательно!).) Речевая инструкция: «Дети, кто приходил к нам в гости? Мишка или зайка? (Зайка.) Зайке показывали, где мы спим? (Да.) Ваня, покажи свою кроватку. (Вот.) А это чья кроватка, Олина или Светина? (Моя.) Мы кормили зайку? (Да.) Зайка мыл лапки перед едой? (Нет.) А мы моем наши ручки? (Да.) Где мы моем наши ручки? (сказать словом или показать жестом). Поднимите ручки вверх! («Вверх!») Покажите мне, какие они у вас чистые! («Чистые!») Опустите ручки вниз! («Вниз!») Спасибо! А сейчас к нам в гости придет новая кукла. Ее зовут Оля. Ваня, покажи мне на картинке, где кукла Оля спит (на выбор две картинки: «кукла ест», «кукла спит»). Ваня! Что делает кукла? Кукла... (спит). (Ребенок обычно использует «облегченное» слово типа «бай-бай».) Света, покажи, где кукла ест. Света! Что делает кукла? Кукла... (ест). (Ребенок обычно использует «облегченное» слою типа «ням-ням».) А вот и "кукольный домик". Дети, что это такое? (Дом.) Саша, покажи нам, где дверь. Света, покажи мне, сколько- окон внизу. А сколько окон наверху?» При показе одного окна ребенок указательным пальцем дотрагивается до его изображения на рисунке, а затем показывает «количество» на пальцах (жест «один»). Аналогично выполняется показ двух окон (с помощью указательного и среднего пальцев, а затем и их количества на пальцах (жест «два»). Жест «один» (и жест «два» для детей в возрасте двух лет) не учится на этом занятии, он должен быть предварительно уже усвоен всеми детьми. Некоторые дети при показе жестами количества «один», «два» могут спонтанно произнести и эти слова, однако специально добиваться этого не надо. В заключение детям задается вопрос. Сколько окон в кукольном домике — много или мало? (Много.) Затем дети также показывают на картинке остальные части «кукольного домика»: крыша, труба, лестница, ступенька. Когда дети заканчивают рассмотрение картинки, слышится стук во входную дверь. Не прерывайте занятие, какое-то время как бы «не слышьте» стук. Вам надо дождаться реакции детей на этот сигнал и пронаблюдать, как они будут действовать, стараясь привлечь их внимание к двери, смогут ли попросить словами открыть «запертую» дверь. (Как правило, дверь не заперта, а только плотно прикрыта, но дети не могут дотянуться до ручки или повернуть ее в нужную сторону.) Хорошо, если кто-то из детей сможет обратиться к вам за помощью, используя слово «открой». Если дети сами не используют это слово, надо «подсказать» им: «Стучат! Ваня, открой дверь! Не получилось? Позови Свету, пусть Света откроет дверь!» Дверь открывают совместными усилиями при помощи взрослого. В коридоре детей «ждет» кукла Оля. Все хором здороваются с куклой. Повторяется знакомство куклы с группой, как в игре «У нас — гости!», однако на этот раз не рассказывайте, а только помогайте детям провести куклу по помещению. Речевая инструкция: «Ваня, покажи кукле, где мы спим. Оля, скажи кукле, как это называется». («Кровать».) Дети, показав кукле помещение, приглашают ее «к столу», а затем укладывают спать. (Используется набор игрушечной мебели.) Речевая инструкция: «Кукла Оля хочет есть. Мы сядем за большой стол, а куклу посадим за столик. Наш стол большой, а кукольный столик... («маленький»). Наш стул большой, а кукольный стульчик... («маленький»). У нас тарелки большие, а у куклы Оли тарелочка... («маленькая»). У куклы ложечка... («маленькая»), а у нас ложки... («большие»). У куклы ротик... («маленький»). А у меня рот... («большой»). Кукле еды надо мало, а нам...(«много»). Я кладу кукле... («хлеб»). Хлеба мало, кусочек всего... («один»). Я кладу хлеб для нас. Хлеба... («много»), у нас на тарелке лежит много кусочков хлеба. Кукла... («ест», «ням-ням»). Кукла говорит нам... («спасибо»)». В конце занятия дети укладывают куклу спать в «маленькую» кроватку и укачивают ее, поют ей колыбельную песенку. Поощряйте детей к использованию в самостоятельной речи обращений к кукле с помощью глаголов («спать», «спи», «петь») и «облегченных» слов («кач-кач», «ля-ля-ля», «баю-бай»). Кукла уснула! («Тс! Тише!») Все тихонько встают и выходят из комнаты, чтобы не разбудить куклу.
32. Семья Цель: научить детей использовать в различных речевых ситуациях (односложный ответ на вопрос взрослого, завершение фразы, произнесенной взрослым, инициативное высказывание самого ребенка в игре) слова, относящиеся к лексической теме «Семья». Задачи: • активизация номинативного и глагольного словаря по этой теме, а также ранее усвоенных слов из смежных лексических тем («Дом», «Мебель»); • различение на картинках людей разного пола и возраста, определение их роли в семье («мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь») и умение использовать отдельные слова в своей речи; • умение различать на картинках и называть наиболее распространенные обиходные действия людей в семье (спать на кровати, есть за столом, одеваться на прогулку, мыть чашки, смотреть телевизор и т.п.); • активизация в речи прилагательных с противоположным значением «большой — маленький», качественного прилагательного «хороший», притяжательных прилагательных типа «мамина», «папина» и местоимения «мой». Оборудование: семейные фотографии (индивидуально для каждого ребенка), большой лист ватмана с нарисованным на нем домом (окошки по размерам соответствуют типичному формату фотографий 10x15 см), картинки с изображениями членов одной семьи, занятых домашними делами, стол, стулья. Ход занятия Занятие проводится в игровой комнате. Пригласите детей к столу и попросите их показать, в каком «окошке» нарисованного домика видна мама каждого ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|