Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену




1. Современное развитие образования в России и за рубежом. Болонский процесс.

2. Понятие и сущность содержания образования как фундамента базовой культуры личности.

3. Объект, предмет и задачи педагогики.

4. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и его функции.

6. Учебные планы, их виды. Учебные программы и их функции. Виды учебных программ. Принципы построения и структура учебной программы.

7. Характеристика процесса обучения как целостной системы.

8. Принципы обучения, их классификация и краткая характеристика.

9. Профессиональный стандарт педагога.

10. Двусторонний и личностный характер обучения.

11. Учение как познавательная деятельность обучающихся.

12. Контроль и оценка учебных достижений обучающихся.

13. Педагогическая технология обучения: сущность, специфика и принципы

14. Технологии традиционного обучения.

15. Технологии инновационного обучения

16. Технологии модульного обучения.

17. Специфика воспитательной работы.

18. Понятие и сущность метода воспитания. Классификация методов воспитания.

19. Понятие воспитательной системы, её сущность и предназначение. Компоненты воспитательной системы.

20. Общее понятие о психологии как науке, исторический обзор становления предмета психологической науки.

21. Основные направления современной психологической науки.

22. Основные отрасли и направления в психологической науке.

23. Общее понятие о психологии образования. Объект, предмет, задачи, функции и понятийный аппарат.

24. Уровни развития психики. Сознание и рефлексивность.

25. Взаимосвязь и взаимозависимость познавательных и эмоциональных процессов.

26. Представление о субъекте (Б.Г.Ананьев. А.Н.Леонтьев. С.Л.Рубинштейн и др.). Обучающиеся как субъекты образования.

27.Понятие установки. Роль установки в успешном образовании обучающихся.

28. Мотивация и обучение.

29. Понятие личности в психологии, современная интерпретация.

30. Психологические основания процесса обучения.

31. Специфика возрастных особенностей мотивирования, преподнесения информации, организации учебной деятельности, проверки результатов обучения.

32. Ошибки и стереотипы педагогической стратегии, затрудняющие эффективное взаимодействие.

33. Роль доверия в ситуации взаимодействия в педагогическом процессе и пути его реализации.

34. Конфликт и способы его разрешения в образовательном процессе.

Примерная тематика рефератов

1. Профессионализм преподавателя: факторы формирования и критерии измерения.

2. Личностное становление обучающегося в процессе воспитания и обучения.

3. Модернизация системы непрерывного образования в России.

4.Дидактические принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности.

5. Формы организации учебного процесса в школе.

6.Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности.

7. Педагогические технологии и педагогическое проектирование.

8. Основы коммуникативной культуры преподавателя.

9. Бизнес-образование на рубеже веков: вызовы времени и тенденции развития.

10. Психология личности и проблема личностного становления.

11. Воспитательная система образовательной организации.

12. Роль и виды самостоятельной работы обучающихся в школе.

13. Психологический климат в классе как фактор успешности учебной деятельности.

14. Педагогический конфликт: причины возникновения и способы разрешения.

15. Проблемы и пути активизации учебной работы обучающихся.

16. Мотивация учения обучающихся: проблемы формирования

17. Педагогическое руководство развитием творческих способностей обучающихся.

18.Методы и формы активизации познавательной деятельности обучающихся.

19. Образовательная система за рубежом (страна на выбор)

20.Психологические механизмы эффективного взаимодействия преподавателя с аудиторией.

23. Стили управления в образовании.

24. Формирование жизненной перспективы обучающейся молодежи.

25. Методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания.

26. Психологические установки преподавателя и педагогические техники при построении взаимодействия с аудиторией.

27. Коммуникативные технологии взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией.

28. Информационные технологии в образовательном процессе.

29. Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся.

30. Экономический кризис и образование.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При реализации настоящей дисциплины предусмотрено применение следующих образовательных технологий: лекции-визуализации (все лекции сопровождаются презентациями), проблемные лекции (на каждой лекции рассматриваются проблемные вопросы по актуальным направлениям развития педагогики и психологии).

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- учебные аудитории;

- технические средства (аудио-, видеоаппаратура для демон­страции учебных материалов);

- учебно-наглядные пособия (демонстрационные схемы, таб­лицы, иллюстрирующие теоретический материал).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература основная

1. Александрова, Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность: метод. пособие / Ю.В. Александрова. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. – 96 с.

2. Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997. – 80с.

3. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. – 3-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 432 с.

4. Бараева, Е.И. Педагогическая практика: учеб-метод. пособие / Е.И. Бараева, М.В. Ершова, С.Н. Маковчик; под ред. Е.И. Бараевой. – Мн.: РИВШ, 2007. – 100 с.

5. Безюлева, Г.В. Психолого-психологическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография / Г.В. Безюлева. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 320 с.

6. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

7. Ботырко, Н.М. Методология и методы психолого – педагогических исследований: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 319 с.

8. Булатова, О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студентов вузов /О.С. Булатова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007.– 256 с.

9. Возрастная и педагогическая психология: материалы Всесоюз. семинара-совещания. Пермь, 10-14 апр. 1973. – Пермь: Б.и., 1974. – 194 с.

10. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

11. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука: избр. психол. тр. / П.Я. Гальперин; под ред. А.И. Подольского. – 3-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 480 с.

12. Григорович, Л. А. Педагогическая психология / Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с.

13. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие/ В.П.Давыдов. – М.: Логос, 2006. – 128 с.

14. Дрейвс, В.А. Как учить взрослых /В.А.Дрейвс. – М.: Телер,2001.– 94 с.

15. Дрейвс, В.А. Продвинутое преподавание Он- лайн: пер. с англ. / В.А. Дрейвс. – М.: РУДН, 2013. – 281 с.

16. Дука, Н.А. Дидактика высшей школы: от классических оснований к постнеклассическим перспективам: монография / Н.А. Дука, Н.С. Макарова, Н.В. Чекалева. – Омск: Амфора, 2011. – 228 с.

17. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1981. – 383 с.

18. Ермолаева, М.В. Психология развития: метод. пособие для студентов заоч. и дистанц. форм обучения / М.В. Ермолаева. – 4-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 376 с.

19. Ерофеева, Н.Ю. Гендерный анализ урока: метод. пособие / Н.Ю. Ерофеева. – Ижевск: Изд-во ИПК и ПРОУР, 2008. – 60 с.

20. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: Академия, 2007. – 224 с.

21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. – М.: Логос, 2003. – 384 с.

22. Игровые модули в реализации индивидуальных программ реабилитации: метод. рекомендации по проектной деятельности педагогов, работающих в учреждениях социально-медицинской реабилитации детей / авт.- сост. С.В. Иванова, Л.Е. Карпухина. – СПб.: Экспресс, 2010. – 44 с.

23. Казанская, В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2003. – 366 с.: ил.

24. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224 с.

25. Климов, Е.А. Пути в профессионализм: (психол. взгляд): учеб. пособие / Е.А. Климов. – М.: Флинта, 2003. – 320 с.

26. Колесов, Д.В. Оценка: (психология и прагматика оценки): учеб. пособие / Д.В. Колесов. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 816 с.

27. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2007. – 352 с.

28. Крыжановская, Л.М. Психолого – педагогическая диагностика и консультирование: учеб. пособие / Л.М. Крыжановская. – М.: МПСИ, 2008. – 584 с.

29. Логвинов, И.И. Дидактика: история и современные проблемы / И.И. Логвинов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 205 с.: ил.

30. Ломов, Ю.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991. – 344 с.

31. Методические разработки для лабораторных занятий по психодиагностике интеллекта /сост. Е.И. Степанова. – Л., Б.и.,1990.–100 с.

32. Минияров, В.М. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.М. Минияров. – М.: НОУ ВПО Московский психол. – социал. ин-т, 2008. – 288 с.

33. Модернизация педагогического образования: сб. науч. тр. Междунар. форума (3-5 июня 2015 г., г. Казань) / под ред. Р.А. Валеевой. – Казань – Бриг, 2015. – 392 с.

34. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М..: Высш. образование, 2007. – 639 с.

35. Осмоловская, И.М. Дидактика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.М. Осмоловская. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 240 с.

36. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика/В.И.Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.

37. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учеб. пособие / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.

38. Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

39. Поташник, М.М. Требования к современному уроку: метод. пособие / М.М. Поташник. – М.: Центр пед. образования, 2011. – 272 с.

40. Психология педагогического взаимодействия: учеб. пособие / под ред. Я.Л. Коломинского. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.

41. Психолого – педагогическая диагностика качества образовательного процесса: учеб.- метод. пособие / А.А. Шаталов. – М.: НИИ шк. технологий, 2008. – 144 с.

42. Розин, В.М. Образование в условиях модернизации и неопределенности: концепции / В.М. Розин.– М.: ЛИБРОКОМ,2013.–80 с.

43. Самойленко, П.И. Высшее профессиональное образование: содержательный и методологический аспекты / П.И. Самойленко, А.В. Коржуев. – М.: Янус-К, 2008. – 244 с.

44. Ситаров, В.А. Дидактика: пособие для практ. занятий: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008. – 352 с.

45. Станкин, М.И. Юмор как средство психолого – педагогического воздействия: от смешного до серьезного – один шаг: учеб. пособие / М.И. Станкин. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. – 256 с.

46. Стоунс, Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоунс; пер. с англ. – М.: Педагогика, 1984. – 472 с.

47. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк. – 4-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 400 с.

48. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. пособие / А.В. Хуторской. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2007. – 639 с.: ил.

49. Чернышёв, А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций: учеб. Пособие/А.С.Чернышев. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 192 с.

50. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика/В.Э.Штейнберг. – М.: Нар. образование, 2002. – 304 с.

51. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. – СПб., 1998. – 639 с.

52. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

 

Литература дополнительная

1.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: кон­текстный подход/А.А.Вербицкий. – М., 1991.

2.Вербицкий А.А. Формирование познава­тельной и профессиональной мотивации/ А.А.Вербицкий, Т.А. Платонова. –М., 1986.

3.Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтап­ном формировании умственных действий // Дьяченко М.И., Кандыбович Л А. Психология высшей школы. – Минск, 1993.

4.Григорович, Л А. Педагогическая психология/Л.А.Григорович. –М., 2003.

5.Давыдов, В.В. Концепция учебной деятельности школьни­ков // Вопросы психологии. – №6. – 1981.

6.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения/В.В.Давыдов. – М.,2001.

7.Занков, Л.В, Обучение и развитие/Л.В.Занков. – М., 1975.

8.Зеер, Э.Ф. Психология профессий/Э.Ф.Зеер. – Екатеринбург, 1997.

9.Зимняя, ИА. Педагогическая психологи/И.А.Зимняя. — Ростов н/Д,, 1999.

10.Ильясов, ИИ. Структура процесса учения/И.И.Ильясов. – М.: МГУ, 1986.

12.Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учите­л/Н.В.Кузьмина. – Л., 1986.

13.Кан-Калик, В А. Учителю о педагогическом общении/В.А.Кан-Калик. – М., 1987.

14.Леонтьев, А.Н. Педагогическое общение/П.Н.Леонтьев. –М., 1979.

15.Менчинская НА. Проблемы учения и умственное разви­тие школьника/Н.А.Менчинская. – М.: Педагогика, 1989.

16.Орлов А.В. Методы современной возрастной и педагоги­ческой психологии: методические рекомендации/А.В.Орлов. – М.: МП СССР, 1982.

17.Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1986,

18.Охитина Л.Т. Психологические основы урока. – М., 1977.

19.Психология учителя / Под ред. А.Б. Орлова. – М., 1989.

20.Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. и др. Педагогика: учеб. пособие/П.И.Пидкасистый. – М.:Педагогическое общество России. – 2008. – 576 с.

21.Подласый И.П. Педагогика. В 3 к./И.П.Подласый – М.: ИЗД-ВО «ВЛАДОС», 2009.

22.Пидкасистый П.И. Искусство преподава­ния/П.И.Пидкасистый, М.Л. Портнов. –М., 1999.

23.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. – 720 с.

24.Савенков А.И. Педагогическая психология В 2 томах. Том 1 /А.И. Савенков. – М.: Академия, 2009. – 416 с.

25.Самыгин С.И., Буланова-Топоркова М.В., Столяренко ЛД.

26.Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психоло­гия: психодиагностика интеллекта. – М., 1987.

27.Теория и практика высшего педагогического образова­ния // Под ред. В.А. Сластенина. – М.: МПГУ, 1991.

28.Фелъдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогиче­ской психологии/Д.И.Фельдштейн. – М., 1995.

29.Хуторской А.В. педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/А.В.Хуторской. – М.: Академия, 2008 – 256 с.

30.Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 144 с.

31.Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (ОПД.Ф.02 − Педагогика) / Д.А. Ягофаров. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 399с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...