Примерный перечень вопросов к зачету/экзамену
1. Современное развитие образования в России и за рубежом. Болонский процесс. 2. Понятие и сущность содержания образования как фундамента базовой культуры личности. 3. Объект, предмет и задачи педагогики. 4. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) и его функции. 6. Учебные планы, их виды. Учебные программы и их функции. Виды учебных программ. Принципы построения и структура учебной программы. 7. Характеристика процесса обучения как целостной системы. 8. Принципы обучения, их классификация и краткая характеристика. 9. Профессиональный стандарт педагога. 10. Двусторонний и личностный характер обучения. 11. Учение как познавательная деятельность обучающихся. 12. Контроль и оценка учебных достижений обучающихся. 13. Педагогическая технология обучения: сущность, специфика и принципы 14. Технологии традиционного обучения. 15. Технологии инновационного обучения 16. Технологии модульного обучения. 17. Специфика воспитательной работы. 18. Понятие и сущность метода воспитания. Классификация методов воспитания. 19. Понятие воспитательной системы, её сущность и предназначение. Компоненты воспитательной системы. 20. Общее понятие о психологии как науке, исторический обзор становления предмета психологической науки. 21. Основные направления современной психологической науки. 22. Основные отрасли и направления в психологической науке. 23. Общее понятие о психологии образования. Объект, предмет, задачи, функции и понятийный аппарат. 24. Уровни развития психики. Сознание и рефлексивность. 25. Взаимосвязь и взаимозависимость познавательных и эмоциональных процессов.
26. Представление о субъекте (Б.Г.Ананьев. А.Н.Леонтьев. С.Л.Рубинштейн и др.). Обучающиеся как субъекты образования. 27.Понятие установки. Роль установки в успешном образовании обучающихся. 28. Мотивация и обучение. 29. Понятие личности в психологии, современная интерпретация. 30. Психологические основания процесса обучения. 31. Специфика возрастных особенностей мотивирования, преподнесения информации, организации учебной деятельности, проверки результатов обучения. 32. Ошибки и стереотипы педагогической стратегии, затрудняющие эффективное взаимодействие. 33. Роль доверия в ситуации взаимодействия в педагогическом процессе и пути его реализации. 34. Конфликт и способы его разрешения в образовательном процессе. Примерная тематика рефератов 1. Профессионализм преподавателя: факторы формирования и критерии измерения. 2. Личностное становление обучающегося в процессе воспитания и обучения. 3. Модернизация системы непрерывного образования в России. 4.Дидактические принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности. 5. Формы организации учебного процесса в школе. 6.Обучаемость как важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности. 7. Педагогические технологии и педагогическое проектирование. 8. Основы коммуникативной культуры преподавателя. 9. Бизнес-образование на рубеже веков: вызовы времени и тенденции развития. 10. Психология личности и проблема личностного становления. 11. Воспитательная система образовательной организации. 12. Роль и виды самостоятельной работы обучающихся в школе. 13. Психологический климат в классе как фактор успешности учебной деятельности. 14. Педагогический конфликт: причины возникновения и способы разрешения. 15. Проблемы и пути активизации учебной работы обучающихся. 16. Мотивация учения обучающихся: проблемы формирования
17. Педагогическое руководство развитием творческих способностей обучающихся. 18.Методы и формы активизации познавательной деятельности обучающихся. 19. Образовательная система за рубежом (страна на выбор) 20.Психологические механизмы эффективного взаимодействия преподавателя с аудиторией. 23. Стили управления в образовании. 24. Формирование жизненной перспективы обучающейся молодежи. 25. Методы развития творческой личности в процессе обучения и воспитания. 26. Психологические установки преподавателя и педагогические техники при построении взаимодействия с аудиторией. 27. Коммуникативные технологии взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией. 28. Информационные технологии в образовательном процессе. 29. Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся. 30. Экономический кризис и образование.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ При реализации настоящей дисциплины предусмотрено применение следующих образовательных технологий: лекции-визуализации (все лекции сопровождаются презентациями), проблемные лекции (на каждой лекции рассматриваются проблемные вопросы по актуальным направлениям развития педагогики и психологии).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения данной дисциплины необходимы: - учебные аудитории; - технические средства (аудио-, видеоаппаратура для демонстрации учебных материалов); - учебно-наглядные пособия (демонстрационные схемы, таблицы, иллюстрирующие теоретический материал).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Литература основная 1. Александрова, Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность: метод. пособие / Ю.В. Александрова. – 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. – 96 с. 2. Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1997. – 80с. 3. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол. тр. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. – 3-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 432 с. 4. Бараева, Е.И. Педагогическая практика: учеб-метод. пособие / Е.И. Бараева, М.В. Ершова, С.Н. Маковчик; под ред. Е.И. Бараевой. – Мн.: РИВШ, 2007. – 100 с.
5. Безюлева, Г.В. Психолого-психологическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография / Г.В. Безюлева. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 320 с. 6. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с. 7. Ботырко, Н.М. Методология и методы психолого – педагогических исследований: учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 319 с. 8. Булатова, О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студентов вузов /О.С. Булатова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2007.– 256 с. 9. Возрастная и педагогическая психология: материалы Всесоюз. семинара-совещания. Пермь, 10-14 апр. 1973. – Пермь: Б.и., 1974. – 194 с. 10. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 368 с. 11. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука: избр. психол. тр. / П.Я. Гальперин; под ред. А.И. Подольского. – 3-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 480 с. 12. Григорович, Л. А. Педагогическая психология / Л.А. Григорович. – М.: Гардарики, 2003. – 314 с. 13. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб. пособие/ В.П.Давыдов. – М.: Логос, 2006. – 128 с. 14. Дрейвс, В.А. Как учить взрослых /В.А.Дрейвс. – М.: Телер,2001.– 94 с. 15. Дрейвс, В.А. Продвинутое преподавание Он- лайн: пер. с англ. / В.А. Дрейвс. – М.: РУДН, 2013. – 281 с. 16. Дука, Н.А. Дидактика высшей школы: от классических оснований к постнеклассическим перспективам: монография / Н.А. Дука, Н.С. Макарова, Н.В. Чекалева. – Омск: Амфора, 2011. – 228 с. 17. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Минск: Изд-во БГУ, 1981. – 383 с. 18. Ермолаева, М.В. Психология развития: метод. пособие для студентов заоч. и дистанц. форм обучения / М.В. Ермолаева. – 4-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 376 с. 19. Ерофеева, Н.Ю. Гендерный анализ урока: метод. пособие / Н.Ю. Ерофеева. – Ижевск: Изд-во ИПК и ПРОУР, 2008. – 60 с. 20. Звонников, В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – М.: Академия, 2007. – 224 с.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. – М.: Логос, 2003. – 384 с. 22. Игровые модули в реализации индивидуальных программ реабилитации: метод. рекомендации по проектной деятельности педагогов, работающих в учреждениях социально-медицинской реабилитации детей / авт.- сост. С.В. Иванова, Л.Е. Карпухина. – СПб.: Экспресс, 2010. – 44 с. 23. Казанская, В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2003. – 366 с.: ил. 24. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224 с. 25. Климов, Е.А. Пути в профессионализм: (психол. взгляд): учеб. пособие / Е.А. Климов. – М.: Флинта, 2003. – 320 с. 26. Колесов, Д.В. Оценка: (психология и прагматика оценки): учеб. пособие / Д.В. Колесов. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 816 с. 27. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2007. – 352 с. 28. Крыжановская, Л.М. Психолого – педагогическая диагностика и консультирование: учеб. пособие / Л.М. Крыжановская. – М.: МПСИ, 2008. – 584 с. 29. Логвинов, И.И. Дидактика: история и современные проблемы / И.И. Логвинов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 205 с.: ил. 30. Ломов, Ю.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991. – 344 с. 31. Методические разработки для лабораторных занятий по психодиагностике интеллекта /сост. Е.И. Степанова. – Л., Б.и.,1990.–100 с. 32. Минияров, В.М. Педагогическая психология: учеб. пособие / В.М. Минияров. – М.: НОУ ВПО Московский психол. – социал. ин-т, 2008. – 288 с. 33. Модернизация педагогического образования: сб. науч. тр. Междунар. форума (3-5 июня 2015 г., г. Казань) / под ред. Р.А. Валеевой. – Казань – Бриг, 2015. – 392 с. 34. Немов, Р.С. Психология: учебник / Р.С. Немов. – М..: Высш. образование, 2007. – 639 с. 35. Осмоловская, И.М. Дидактика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.М. Осмоловская. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 240 с. 36. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика/В.И.Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с. 37. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учеб. пособие / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с. 38. Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с. 39. Поташник, М.М. Требования к современному уроку: метод. пособие / М.М. Поташник. – М.: Центр пед. образования, 2011. – 272 с. 40. Психология педагогического взаимодействия: учеб. пособие / под ред. Я.Л. Коломинского. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
41. Психолого – педагогическая диагностика качества образовательного процесса: учеб.- метод. пособие / А.А. Шаталов. – М.: НИИ шк. технологий, 2008. – 144 с. 42. Розин, В.М. Образование в условиях модернизации и неопределенности: концепции / В.М. Розин.– М.: ЛИБРОКОМ,2013.–80 с. 43. Самойленко, П.И. Высшее профессиональное образование: содержательный и методологический аспекты / П.И. Самойленко, А.В. Коржуев. – М.: Янус-К, 2008. – 244 с. 44. Ситаров, В.А. Дидактика: пособие для практ. занятий: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008. – 352 с. 45. Станкин, М.И. Юмор как средство психолого – педагогического воздействия: от смешного до серьезного – один шаг: учеб. пособие / М.И. Станкин. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. – 256 с. 46. Стоунс, Э. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоунс; пер. с англ. – М.: Педагогика, 1984. – 472 с. 47. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк. – 4-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 400 с. 48. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. пособие / А.В. Хуторской. – 2-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2007. – 639 с.: ил. 49. Чернышёв, А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций: учеб. Пособие/А.С.Чернышев. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 192 с. 50. Штейнберг, В.Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика/В.Э.Штейнберг. – М.: Нар. образование, 2002. – 304 с. 51. Якунин, В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. – СПб., 1998. – 639 с. 52. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
Литература дополнительная 1.Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/А.А.Вербицкий. – М., 1991. 2.Вербицкий А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации/ А.А.Вербицкий, Т.А. Платонова. –М., 1986. 3.Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Дьяченко М.И., Кандыбович Л А. Психология высшей школы. – Минск, 1993. 4.Григорович, Л А. Педагогическая психология/Л.А.Григорович. –М., 2003. 5.Давыдов, В.В. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. – №6. – 1981. 6.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения/В.В.Давыдов. – М.,2001. 7.Занков, Л.В, Обучение и развитие/Л.В.Занков. – М., 1975. 8.Зеер, Э.Ф. Психология профессий/Э.Ф.Зеер. – Екатеринбург, 1997. 9.Зимняя, ИА. Педагогическая психологи/И.А.Зимняя. — Ростов н/Д,, 1999. 10.Ильясов, ИИ. Структура процесса учения/И.И.Ильясов. – М.: МГУ, 1986. 12.Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учител/Н.В.Кузьмина. – Л., 1986. 13.Кан-Калик, В А. Учителю о педагогическом общении/В.А.Кан-Калик. – М., 1987. 14.Леонтьев, А.Н. Педагогическое общение/П.Н.Леонтьев. –М., 1979. 15.Менчинская НА. Проблемы учения и умственное развитие школьника/Н.А.Менчинская. – М.: Педагогика, 1989. 16.Орлов А.В. Методы современной возрастной и педагогической психологии: методические рекомендации/А.В.Орлов. – М.: МП СССР, 1982. 17.Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. В.А. Петровского. – М., 1986, 18.Охитина Л.Т. Психологические основы урока. – М., 1977. 19.Психология учителя / Под ред. А.Б. Орлова. – М., 1989. 20.Пидкасистый П.И., Загвязинский В.И. и др. Педагогика: учеб. пособие/П.И.Пидкасистый. – М.:Педагогическое общество России. – 2008. – 576 с. 21.Подласый И.П. Педагогика. В 3 к./И.П.Подласый – М.: ИЗД-ВО «ВЛАДОС», 2009. 22.Пидкасистый П.И. Искусство преподавания/П.И.Пидкасистый, М.Л. Портнов. –М., 1999. 23.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. – 720 с. 24.Савенков А.И. Педагогическая психология В 2 томах. Том 1 /А.И. Савенков. – М.: Академия, 2009. – 416 с. 25.Самыгин С.И., Буланова-Топоркова М.В., Столяренко ЛД. 26.Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта. – М., 1987. 27.Теория и практика высшего педагогического образования // Под ред. В.А. Сластенина. – М.: МПГУ, 1991. 28.Фелъдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии/Д.И.Фельдштейн. – М., 1995. 29.Хуторской А.В. педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/А.В.Хуторской. – М.: Академия, 2008 – 256 с. 30.Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2008. – 144 с. 31.Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям (ОПД.Ф.02 − Педагогика) / Д.А. Ягофаров. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 399с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|