Банк внешнеэкономической деятельности РФ
Акционерный коммерческий банк краткосрочных кредитов (Роскомбанк) был преобразован в 1924г. в "Банк для внешней торговли СССР" (Внешторгбанк СССР), специально предназначенный для обеспечения внешнеэкономических связей страны. Внешторгбанк СССР являлся центром реализации валютной монополии государства, которая строилась на выполнение валютного плана на основе достигнутых результатов централизованной экономики в сфере внешнеэкономических отношений. Осуществлял все поступления и платежи, предоставлял кредиты внешнеторговым организациям в соответствии с валютным планом, что обеспечивало государственный контроль и регулирование внешнеэкономической деятельности. [2, 380] В настоящее время государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" - один из ключевых инструментов государственной инвестиционной политики. Деятельность Банка направлена на преодоление инфраструктурных ограничений роста, повышение эффективности использования природных ресурсов, развитие наукоемкой промышленности, стимулирование инноваций, экспорта высокотехнологичной продукции, осуществление проектов в особых экономических зонах, в области защиты окружающей среды, поддержку малого и среднего бизнеса. Внешэкономбанк создан и действует на основании Федерального закона от 17 мая 2007 года № 82-ФЗ "О банке развития". Основные направления и показатели его деятельности определены Меморандумом о финансовой политике, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 года № 1007-р. Согласно закону, уставный капитал Внешэкономбанка формируется в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и должен составлять не менее 70 млрд. рублей. В ноябре 2007 года Внешэкономбанк получил от Министерства Финансов Российской Федерации средства в размере 180 млрд. рублей в качестве имущественного взноса в денежной форме в уставный капитал Банка развития.
Основными отраслевыми приоритетами инвестиционной деятельности Внешэкономбанка являются: · авиастроение и ракетно-космический комплекс; · судостроение; · электронная промышленность; · атомная промышленность, в том числе атомная энергетика; · транспортное, специальное и энергетическое машиностроение; · металлургия (производство специальных сталей); · деревообрабатывающая промышленность; · оборонно-промышленный комплекс. [10] Высший орган управления Внешэкономбанка – Наблюдательный совет, который определяет основные направления деятельности банка исходя из меморандума о финансовой политике. Председателем Наблюдательного совета является Председатель Правительства Российской Федерации. В состав Наблюдательного совета входит по должности Председатель Внешэкономбанка В.А.Дмитриев (назначен на эту должность Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2007 года №771). Коллегиальным исполнительным органом Внешэкономбанка является Правление. Работой руководит Председатель Внешэкономбанка В.А.Дмитриев. Банк обладает безупречной финансовой и деловой репутацией в России и за рубежом, его долгосрочные кредитные рейтинги, определяемые тремя мировыми рейтинговыми агентствами, соответствуют рейтингу Российской Федерации. Внешэкономбанк является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цели деятельности, функции и полномочия которой определяются настоящим Федеральным законом, иными Федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами Российской Федерации (ФЗ № 82 С. 2, п. 1).
Правовое регулирование деятельности Внешэкономбанка (Федеральный закон "О банке развития" от 17 мая 2007г. N 82-ФЗ статья 4). 1. Правовой статус и деятельность Внешэкономбанка регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Законодательство о банках и банковской деятельности распространяется на деятельность Внешэкономбанка в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей. 3. На Внешэкономбанк не распространяются положения законодательства о банках и банковской деятельности, регулирующие порядок: 1) государственной регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских организаций; 2) ликвидации или реорганизации кредитных организаций; 3) осуществления отдельных видов банковских операций и сделок в случае противоречия порядка, установленного законодательством о банках и банковской деятельности, настоящему Федеральному закону; 4) осуществления отдельных видов банковских операций и сделок в случае противоречия порядка, установленного законодательством о банках и банковской деятельности, настоящему Федеральному закону; 5) обеспечения требований устойчивости и финансовой надежности кредитных организаций, соблюдения иных обязательных требований и нормативов. 4.. К отношениям, возникающим при осуществлении Внешэкономбанком возложенных на него настоящим Федеральным законом функций, применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, установленные для кредитных организаций (банков). 5. На Внешэкономбанк не распространяются положения, установленные пунктами 3, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций. 6. Основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка, количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, выдачи гарантий устанавливаются в Меморандуме о финансовой политике Внешэкономбанка (далее - Меморандум), утверждаемом Правительством Российской Федерации.
7. Порядок подготовки Меморандума, его содержание и период действия определяются Правительством Российской Федерации. 8. Функции, полномочия и порядок деятельности органов управления Внешэкономбанка определяются настоящим Федеральным законом, а также положением о наблюдательном совете Внешэкономбанка, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и положением об органах управления Внешэкономбанка, утверждаемым наблюдательным советом Внешэкономбанка. В настоящее время осуществляется реформирование деятельности Внешэкономбанка, включающее разделение функций по урегулированию государственного внешнего валютного долга, управлению внешними финансовыми активами страны от функций кредитного учреждения, что в большей мере будет способствовать реализации международных инвестиционных программ, совершенствованию управления государственным долгом. [10]
Рисунок 2. Схема линейных и функциональных органов (связей) структуры Внешэкономбанка
Данные по формированию и использованию ресурсного потенциала Внешэкономбанка.
Таблица 2 Пассивные и активные операции Внешэкономбанка
Таблица 3 Данные о результатах деятельности Внешэкономбанка
Из данных, приведенных в таблице, видно, что на долю текущих статей пассива, включенных в общие обязательства банка, таких, например, как средства кредитных организаций и средства клиентов, приходится более 90%. Наряду с этим доля общих обязательств составляет 99,88%, а доля собственных средств, необходимых для выполнения обязательств банка как кредитного учреждения, не так значительна и достигает 0,12% пассивов. Вместе с тем в активе баланса выделяются такие статьи, как "Чистая ссудная задолженность" - около 90% и "Средства в кредитных организациях" — более 3%, что, в свою очередь, отражает основные направления использования ресурсного потенциала Внешэкономбанка. Банк внешней торговли Российской Федерации. Внешторгбанк России специализируется, прежде всего, на традиционной деятельности по обеспечению финансирования внешнеторгового оборота страны, проведению международных расчетов и валютных операций. Внешторгбанк России создан в октябре 1990г. и в настоящее время как коммерческий банк характеризуется высоким уровнем финансовой стабильности и надежности среди российских банков. Внешторгбанк в своей деятельности руководствуется следующими принципами: достижение высокой степени надежности, ответственности перед клиентами, максимальное обеспечение их интересов; эффективное решение всех стоящих задач, своевременное и качественное осуществление банковских операций; реализация преемственности банковских решений, их обязательное соответствие общепринятой банковской деятельности и действующему законодательству. Основные функции банка: • аккумуляция временно свободных средств клиентов, их размещение в формах наиболее выгодного хранения; • кредитование в сферах внешнеторговой деятельности различных отраслей экономики для создания и реконструкции предприятий и организаций; • привлечение и обслуживание иностранных кредитов и инвестиций. В этой функции банк выступает в качестве агента государства; • покупка и продажа кредитных денег, платежных документов, наличной иностранной валюты; • выполнение расчетов и платежей, в том числе международных; • эмиссионно-учредительские виды деятельности; • консультирование и экспертиза в области валютно-финансовых сфер деятельности (по кредитным и валютным вопросам). Банк оказывает консультационные услуги по различным направлениям банковской деятельности, в том числе по вопросам, связанным с осуществлением инвестиционных проектов, проведением операций в рублях и иностранной валюте. Проводит экспертизы платежных документов в иностранной валюте, ценных бумаг и денежных знаков для выявления их подлинности и платежеспособности и др[11]. Линейные и функциональные связи (органы) структуры Внешторгбанка России регламентируются его учредительскими документами. Органы управления банка, в которые входят общее собрание акционеров, совет банка и т.д., по составу и назначению аналогичны управленческим структурам других коммерческих банков. Функциональные органы структуры банка отражают наиболее характерные направления деятельности и специфику его работы. Организационный и функциональный аспекты деятельности банка, в свою очередь, представлены основными целями, задачами, функциями и операциями. Операционный механизм банка включает: кредитные операции, формирующиеся с учетом реальных ситуаций на кредитном рынке, а также общеэкономического состояния в стране; операции по использованию иностранных инвестиционных кредитов, как на коммерческой основе, так и посредством реализации полномочий агента государства по выполнению обязательств по кредитам и гарантиям, выдаваемых иностранным банкам и фирмам; конверсионные операции с целью управления валютной политикой, достижения уровня необходимых валютных платежей клиентам, получения дополнительной арбитражной прибыли, своевременного проведения купли-продажи иностранной валюты на внутреннем рынке по поручениям клиентов и корреспондентов; финансовые операции по направлениям, связанным с регулированием валютных ресурсов и использованием ценных бумаг на международных рынках через крупнейшие западные банки и компании; операции с драгоценными металлами на основе форм финансового свопа и опционными операциями на рынке драгоценных металлов; депозитные операции посредством размещения ресурсов в иностранной валюте в депозиты первоклассных зарубежных банков; операции по международным расчетам по экспорту и импорту товаров на основе качественной и бесперебойной работы, динамичного роста аккредитивных и переводных операций; неторговые операции — продажа именных банковских чеков, оплата дорожных чеков крупнейших иностранных эмитентов, выплата валюты по международным пластиковым картам и др.
Рисунок 3. Схема линейных и функциональных органов (связей) структуры Внешторгбанка России
Бухгалтерская и финансовая отчетности отражают финансовое положение и экономические результаты деятельности банка. Анализ баланса служит основанием для выявления итогов деятельности и выработки соответствующих рекомендаций по рациональному формированию банковских ресурсов (пассивные операции) и эффективному применению этих ресурсов для достижения необходимых результатов (активные операции). В таблицах 4 и 5 приведены данные о результатах деятельности Внешторгбанка. На основе результатов исследования (в относительных величинах) выявляются тенденции изменения состава структуры пассивов и активов. [11]
Таблица 4. Пассивные и активные операции Внешторгбанка России
Таблица 5. Данные о результатах деятельности Внешторгбанка России
В настоящее время неуклонно расширяется область признания финансовых обязательств банка ведущими зарубежными организациями, осуществляющими страхование и перестрахование экспортно-импортных операций, а также предоставление необходимых гарантий. Растет число зарубежных банков, выделяющих в распоряжение Внешторгбанка России свои котировки по конверсионным операциям и удостоверяющих импортные документарные аккредитивы без предварительного перевода покрытия. Усиливается активное участие банка в проводимых аукционах по размещению государственных ценных бумаг. Развиваются трастовые (доверительные) операции с резидентами в управлении денежными средствами и ценными бумагами, начинает формироваться выпуск депозитных сертификатов. Внедряются новые банковские технологии и системы телекоммуникаций. Внешторгбанк России ускоряет процесс продажи ценных бумаг за счет новых эмиссий акций, где главным претендентом на их приобретение выступает Европейский банк реконструкции и развития. Реализуются стратегические усилия банка, нацеленные на развитие банковского сектора и промышленного комплекса страны. Внешторгбанк России в настоящее время выполняет приоритетные соглашения о перспективном сотрудничестве с Газпромом по финансированию его текущих и инвестиционных потребностей, развивает финансирование проектов в области высоких технологий и ресурсосбережения крупнейших компаний России. [11] Учитывая существующие проблемы рыночной экономики нашей страны и их влияние на деятельность специализированных банковских учреждений, необходимо отметить, что высокий уровень профессионального мастерства работников Внешторгбанка России в целом является гарантией роста рейтинга и репутации банка как внутри страны, так и за рубежом.
Заключение
Периоды экономических кризисов характеризуются усилением роли государства в инвестиционных процессах, в том числе и путем роста присутствия в кредитных институтах. Одним из уроков российского кризиса явилось осознание необходимости усиления роли государства в экономике, важности государственной поддержки промышленности для обеспечения ее вывода из современного состояния и принятия мер, направленных на активизацию банковского участия в решении этой проблемы. Новая Банковская система РФ должна быть подчинена потребностям обеспечения экономического роста. Поэтому несомненный интерес здесь представляют процессы государственного участия в становлении механизмов мобилизации инвестиционного капитала. Создание государственных специализированных банков с целью финансирования проектов экономического развития в промышленном и аграрном секторах экономики является важным шагом на этом пути. Во многих странах становление системы специализированных банков для оказания финансовой поддержки как стратегическим, так и менее важным отраслям создало необходимые предпосылки для достижения высокого уровня инвестиций, восприятия индустриальных и технологических нововведений. Их примеры убедительно свидетельствуют о том, что решение стратегических задач национальной экономики путем активизации деятельности специализированных кредитных институтов очень эффективно, так как обеспечивает взаимодействие государства, банков и нефинансовых предприятий. Так что, несмотря на общемировую тенденцию к универсализации банков, специализированные банки вряд ли исчезнут совсем. Во всяком случае, пока существуют кризисные экономики, нуждающиеся в тесном взаимодействии государства, банков, нефинансовых предприятий, необходимом для достижения общих национальных интересов, специализированные банки будут играть свою важную роль.
Список литературы 1. Борискин А.В. Деньги. Кредит. Банки. СПб: Спеулит, 2000 2. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. – М., 2002 3. Игонина Л.Л. Опыт банков развитых стран в области инвестиционной деятельности и возможности его реализации в российской экономике // Вестник института Цивилизации // РЦБ., 2000, №6 4. "Kreditwesen". Германия. Специализированные банки как связующие звенья между политикой и экономикой //Бизнес и Банки. – 2004 - №34 5. Семенюта О.Г. Деньги. Кредит. Банки в РФ. Учебное пособие. – М.: Контур, 2006 6. Терентьева Т.В. Деньги. Кредит. Банки. Учебно-методическая разработка. – М., 2008 7. Учебник. Банковский аудит. Управленческий учет в инвестиционном банке. – М., 2008 8. http://www.bibliotheca.ru/bank. Экономика: Бизнес, финансы. Банковское дело. Электронный учебник. 9. http://www.tokilltop.ru/ipoteka "ТрастЪ" 10. http://www.idelf.ru Генеральные партнеры. Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". 11. http://www.vtb 24.ru Официальный сайт Банк "ВТБ".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|