Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III . Современное состояние рынка потребительских товаров и услуг в Российской Федерации




 

В условиях трансформируемой экономики Российской Федерации сфера потребительского рынка включает рынок потребительских товаров (продовольственных и непродовольственных), рынок услуг непроизводственного характера и рынок личного недвижимого имущества. В структуре потребительского рынка ведущую роль играет рынок потребительских товаров, так как по его каналам произведенный продукт поступает в личное потребление, получает завершение процесс общественного воспроизводства и создаются условия для его возобновления.

Одним из главных факторов осуществления своевременного и комплексного реагирования на покупательский спрос является наличие развитой инфраструктуры потребительского рынка. Состав инфраструктурного комплекса потребительского рынка включает торгово-посреднический, финансово-кредитный, правовой, информационный блоки. Факторы формирования и развития покупательского спроса могут быть классифицированы по трем основополагающим признакам: по характеру возникновения, по характеру воздействия и по возможности измерения их влияния на покупательский спрос. Доминирующее влияние на формирование и развитие спроса на рынке потребительских товаров в 2005-2009 гг. в Российской Федерации оказывали экономические факторы по характеру возникновения, общие по характеру воздействия и косвенные по возможности измерения. Выявлена тенденция к снижению эластичности совокупного потребительского спроса.

Анализ производства и реализации позволяет сформировать методологический принцип сбалансированности спроса и предложения на потребительские товары и услуги, исходящий из требования постоянного опережения (на 4 - 5%) ростом предложения роста спроса. При этом спрос определяется как социально-экономическое выражение общественной потребности, тем самым потребность в деньгах выступает формой потребности в труде. В итоге потребительский рынок становится важнейшим фактором сбалансированности и динамичности воспроизводства.

Россия мировым сообществом в настоящее время уже признана страной с рыночной экономикой, но процесс трансформации от командной экономики к рыночной системе хозяйствования является длительным, охватывающим не одно десятилетие. В условиях постиндустриального развития РФ происходят глубокие изменения в экономике. Ускоряются темпы развития промышленности и сельского хозяйства, несколько улучшилось благосостояние основных слоев населения, увеличиваются расходы государства на социальные нужды. Экономика России интегрируется в мировое хозяйство.

Позитивные процессы в экономике отразились и на состоянии потребительского рынка Российской Федерации. Валовой внутренний продукт торговли, общественного питания и заготовок в 2010 г. в рыночных ценах возрос по сравнению с 2009 г. на 24,9%. В объеме валового внутреннего продукта доля торговли, общественного питания и заготовок в 2010 г. составляла 22,0%, значителен их удельный вес в производстве всего комплекса услуг (37,2%) и в рыночных услугах (45,3%).

Оборот розничной торговли составил в 2010 г. 5598 млрд. руб., и превысил уровень предыдущего года в фактически действовавших ценах на 23,6%. За последние пять лет наблюдается устойчивый рост физической массы оборота розничной торговли (табл. 1).

 


Таблица 1.

Динамика оборота розничной торговли Российской Федерации за 2006 - 2010 гг.

  2006 2007 2008 2009 2010
Оборот розничной торговли, млрд. руб. 2352 3070 3765 4529 5598
Индексы физического объема оборота розничной торговли (в процентах к предыдущему году) 109 111 109 109 112

 

Рост покупательной способности населения положительно сказывается на структуре оборота розничной торговли. Начиная с 2005 г. наметилась тенденция увеличения доли непродовольственных товаров в обороте розничной торговли. В структуре розничной продажи товаров возросла доля таких продовольственных товаров, как мясо и птица, колбасные изделия, сыры, и непродовольственных товаров - строительные материалы, медикаменты и лекарственные средства, легковые автомобили, бытовая техника, что свидетельствует об улучшении структуры потребления. Увеличение доли эластичных товаров от дохода в общем объеме оборота розничной торговли свидетельствует о положительных тенденциях его развития.


Рис. 6. Индексы потребительских цен в Российской Федерации в 2010 г.

 

Замедлились темпы роста цен на потребительские товары и услуги. В декабре 2010 г. по сравнению с декабрем 2009 г. индекс потребительских цен составил 111,7% (в 2009 г. - 112%, 2008 г. - 115,1%, 2007 г. - 118,6%, 2006 г. - 120,2%). В 2010 г. отмечался опережающий рост цен на продовольственные товары по сравнению с ростом цен на непродовольственные товары (рис. 6).

Вместе с тем, продолжает оставаться низким качество товаров, поступающих на потребительский рынок; несмотря на замедление темпов роста, продолжается существенный рост цен на потребительские товары и услуги; остается высокой доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли; растет число рынков и их темпы роста превышают рост числа организаций розничной торговли.

Оборот оптовой торговли организаций оптовой торговли потребительскими товарами Российской Федерации в 2010 г. достиг 8310,9 млрд. руб., рост в сопоставимых ценах по сравнению с 2009 г. составил 17,9%, что выше темпов роста оборота 2009 г. по сравнению с 2007 г. на 1,6%. Увеличилась продажа организациями оптовой торговли большинства видов продовольственных и непродовольственных товаров.

Вместе с тем, достигнутый уровень организационно-технического развития оптовой торговли, ее складская инфраструктура, формы и методы обслуживания клиентов, технология доставки товаров существенно отстают от современных требований рынка.

Представляется перспективным объединение организаций оптовой торговли с предприятиями-производителями или приобретение предприятий и осуществление производства продукции. Экономически выгоднее, если оптовые организации вкладывают прибыль в производство, благодаря чему его качество будет повышаться. Поддержка производителя может заключаться в обеспечении производства информацией на основании маркетинговых исследований рынка потребительских товаров.

Со стороны государства целесообразно проведение политики протекционизма по отношению к оптовой торговле потребительскими товарами, направленной на развитие торговли товарами российского производства, что особенно важно в условиях массового входа на рынок зарубежных глобализованных розничных торговых сетей, реализующих товары импортного производства.

Развитие оптовой торговли предполагает создание новых типов оптовых предприятий. Крупные сетевые структуры организуют собственные распределительные центры, становясь участниками оптового оборота. Создание центров оптовой торговли, располагающих современными складами, выставочными площадями для проведения постоянно действующих ярмарок, образование оптово-розничных объединений, открытие логистических центров будет способствовать формированию оптовой торговли, отвечающей современным требованиям рынка.

Для характеристики эффективности затрат могут быть использованы показатели: уровень издержек обращения, издержкоотдача реализации товаров, рентабельность издержек обращения и издержки в процентах к валовой прибыли. Анализ эффективности затрат организаций розничной торговли позволяет сделать вывод о снижении уровня издержек обращения в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 0,3%, имело место увеличение рентабельности издержек обращения (+4,04 %), сокращение издержек обращения в процентах к валовой прибыли (-2,57 %). Аналогичная ситуация наблюдается в организациях общественного питания и оптовой торговли потребительскими товарами.

 


Заключение

 

Основные выводы по работе:

.Потребительский рынок - важнейшая структурообразующая составляющая воспроизводственного процесса рыночной экономики, обеспечивающая движение товарных потоков, замыкающая процесс воспроизводства. Сфера потребительского рынка включает рынок потребительских товаров, рынок услуг непроизводственного характера и рынок личного недвижимого имущества. В структуре потребительского рынка ведущую роль играет рынок потребительских товаров, так как по его каналам произведенный продукт поступает в личное потребление, получает завершение процесс общественного воспроизводства и создаются условия для его возобновления. Потребительский рынок выполняет регулирующую, стимулирующую, посредническую, ценообразующую, экономичности, контролирующую, социальные функции.

.Основными тенденциями развития потребительского рынка России в условиях трансформируемой экономики являются: увеличение валового внутреннего продукта торговли, общественного питания и заготовок и повышение его доли в валовом внутреннем продукте страны, увеличение оборота розничной торговли и оптимизация его структуры, динамичное развитие оптовой торговли потребительскими товарами, общественного питания, розничной торговли потребительской кооперации. Вместе с тем, продолжает оставаться низким качество товаров, поступающих на потребительский рынок, продолжается существенный рост цен на потребительские товары и услуги; остается высокой доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли.

Развитие оборота розничной торговли определяется ростом емкости потребительского рынка, понимаемой как максимальный совокупный объем реализации потребительских товаров всеми субъектами, работающими в данном сегменте, определяемый платежеспособностью потребителей товаров при определенном уровне цен на рынке и маркетинговых действиях фирм.

.Сбалансированность оборота розничной торговли, рыночных фондов отдельных товаров и потребности населения в них позволяет обеспечить оптимальную реализацию потребительских товаров. Эффективность потребительского рынка определяется как соотношение полученного эффекта (объема реализации товаров и услуг) и затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Достижение оптимального уровня издержек обращения, при котором возможно наращивание объемов реализации и прибыли при высоком качестве обслуживания покупателей, является важной задачей субъектов потребительского рынка в условиях трансформируемой экономики.

 


Список использованной литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юристъ, 2008 - 568 с.

. Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: Юрист, 2005 - 528 с.

3. Курс экономической теории /под ред. проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: АСП, 1999 - 400 с.

4. Микроэкономика / авт.-сост. Корнейчук. Б. В. - СПб.: Питер, 2008. - 157 с.

5. Рыночная экономика /под ред. Г. Я. Кипермана. М.: Республика, 2008 - 524 с.

. Селищев А.С. Микроэкономика. - СПб:. Питер, 2007. - 448 с.

7. Сурков А.В. Курс микроэкономики. www.i-u.ru

8. Чмырёва А. Ю. Факторы развития и эффективность потребительского рынка в трансформируемой экономике. Диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы», Ростов на Дону, 2006

. Экономика /под ред. доц. Булатова А.С. М.: БЕК, 1999 - 448 с.

10. Экономическая теория./ под ред. Камаева В.Д. - М.: Владос, 2006 - 434 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...