Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Облик средневековых городов западной Европы. Романский стиль, готика. Ландшафтное искусство средневековой Европы и государств ислама.




Алгоритмы возникновения средневековых городов:

1. Спонтанное происходит под воздействием благоприятных факторов. Этот тип возникновения городов чаще наблюдался в ранний период развития.

2. Планируемое развитие происходит по воле и под наблюдением какой-либо организации или отдельного лица, часто отделено от других городов.

Облик средневековых городов:

Изначально укреплениями городов были естественные преграды. Основные признаки городов: удобство, безопасность, особенности ландшафта местности. Позже появились оборонительные сооружения (стены, башни, рвы, валы и тд).

Города устраивали близко к источникам сырья, с удобством коммуникаций (гавань). Они органически вписывались в ландшафт, приспосабливаясь к нему, и как следствие имели многообразие и неповторимость форм, неправильность, иррегулярность, незавершенность и противоречивость застройки.

В городе обычно находится кафедральный собор, один или несколько рынков, укреплённый центр (бург, ситэ), здания городской администрации, дворцы-замки знати. На начальном этапе существования города, рынок собирался вдоль главной улицы, позднее прямоугольные рынки обособились в центре города, на пересечение главных путей. Также в городе были специализированные рынки ремесленников. К городу примыкают торгово-ремесленные предместья и сельские округа. Порой и внутри городских стен есть небольшие пахотные участки, виноградники и огороды. Важнейший компонент города – стены. Они имели двое ворот (на главной магистрали) или 4 (на выходе из города двух важнейших улиц).

Наиболее распространенные формы города – прямоугольник и окружность. Здания внутри города могут быть расположены хаотично. Так же внутренняя застройка может быть привязана к нескольким главным улицам, от центра к стенам.

Романский стиль (11-12в) опирался на древнеримскую архитектуру. Здесь использовались полуциркульные арки, своды, сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание тщательно вписано в окружающую природу и выглядит особенно прочным и основательным, за счет того, что имеют массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Основные постройки: храм-крепость и замок-крепость.

Главный элемент композиции – башня (донжон). Вокруг неё расположены остальные постройки, составленные из простых геометрических форм (кубов, призм, цилиндров).

 

Готический стиль (12-16в). Основные архитектурные постройки этого времени - храмы, соборы, церкви, монастыри.

Черты стиля: легкие и возвышенные формы, арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Высокие здания строятся без внутренних промежуточных стен с большими оконными проемами и стоят устойчиво благодаря специальным опорам и приспособлениям для укрепления конструкции (в особенности аркбутаны).

Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения. Средневековый сад меньше античного сада по размерам. Стиль сада – регулярный, с разбивкой участка на квадраты и прямоугольники. Сады преимущественно утилитарного назначения. Здесь выращивают лекарственные растения и плодово-ягодные культуры.

Монастырский тип садов характеризуется регулярной планировкой. Основная его черта – уединенность, тишина, утилитарность.

По назначению монастырские сады делятся на:

- плодовые сады,

- огороды,

- виноградники,

- сады цветов для церковных служб,

- аптекарские сады.

Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Санкт-Галленский сад в Швейцарии.

Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Феодальный тип садов Сады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали Цветы, имелся источник - колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, - прием, получивший широкое распространение в парках. В садах устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 гг.) в Нюренберге и королевский сад Карла V (1519-1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз.

Сады делились на утилитарные и потешные. Потешные сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.

Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др. При замках крупных феодалов создаются более обширные сады - прато, не только утилитарного назначения, но и для отдыха.

Мусульманские сады. В странах арабского Востока, в Иране, Индии человек с древних времен бережно относился к воде как самой большой драгоценности. Поэтому центром мусульманских садов часто становились небольшие капельные водопады - полная противоположность буйных средиземноморских каскадов. Не менее важным символом сада служит священное дерево жизни: согласно легендам, в Египте это сикаморовая фига, в Палестине - гранат, в Иране - миндаль.

Мусульманские сады легко узнаются по отчетливой геометричности плана. Так называемая структура "чор-бак " ("четыре сада") формируется из нескольких квадратов. Большой делится на четыре маленьких, которые, в свою очередь, могут дробиться на еще более мелкие. Это членение создается не только дорожками и высаженными в ряд растениями, но и при помощи узких и неглубоких каналов с водой, используемых для орошения сада.

Мавританский тип садов. Наружные сады не отличались роскошью и были предназначены для хозяйственных нужд. Они засаживались плодовыми деревьями и шелковицей. В центре садов располагался фонтан. Внутренние сады со всех сторон окружены зданиями и красивыми пристройками в виде аркад и галерей. Деревья и кустарники не подвергались стрижке. Дно фонтана оформлялось орнаментом мозаикой. Самым известным примером являются сады Альгамбры в Испании. Ядро композиции – 2 дворика, украшенные аркадами стипичным «мавританским» орнаментом. В центре Львиного двора – фонтан с фигурами львов, вода попадает в кольцевой бассейн и растекается по четырем канальцам, образуя в плане разновидность каменного чор-бака. В миртовом дворике по продольной оси лежит бассейн, с двумя рядами фонтанчиков, окружённый плотным невысоким кольцом стриженных миртовых кустов

 


4.Главные черты средневековой архитектуры и ландшафтного искусства Китая и Японии. Современные сады в японском стиле.

 

Японские и китайские сады издавна отличались от европейских своей пейзажностью, утонченностью и изяществом. Главным принципом создания этих садов являлось отсутствие прямых линий. Плавность и изогнутость линий способствовала умиротворению и спокойствию, чем издавна славились японская и китайская нации. Главным принципом паркостроения было умение в «меньшем видеть большее». Каждый элемент в саду несёт определённую смысловую нагрузку и является определенным символом. Свободная планировка сада прекрасно сочетается с симметричными композициями двор­цовых построек и прямоугольных дво­ров. Скульптуры в садах можно встретить довольно редко, в основном это изображения птиц или животных (аист, дракон, черепаха). Символизм послужил возникновению типичного для этих садов «Сухого пейзажа», который содержал «водные потоки» из гальки и каменные водопады.

Ландшафтное искусство Китая длительное время существовало изолированно.

В Китае существовало 6 типов садов:

- при императорских дворцах,

- при императорских гробницах,

- при храмах,

- сады естественных пейзажей,

- домашние сады,

- сады ученых.

Так же в стране существовало 2 школы (направления) планирования садов:

Южная школа – миниатюрные сады, внутри – архитектурные сооружения, мостики, водоемы, скалы, гроты (Сады в Шанхае, Су-Чжоу).

Северная – на обширных пространствах, крупные формы рельефа и огромные водоемы (парк Ихэ-юань, под Пекином).

По определению создателей древнейших пейзажных ландшафтов, китайских садов, они похожи на картину, в которой гармонично сочетаются цветы, деревья, камни и вода. Если японский сад - это, прежде всего, место для раздумий и философствования, то китайский создан и для развлечений. И, в противоположность японскому, созерцаемому отстраненно, со стороны, в китайском человек погружается в пространство сада, ощущает его вокруг себя и наслаждается ландшафтом "изнутри".

Китайский сад наполнен цветом - мостики, черепица на крышах и беседки окрашены в яркие оттенки оранжевого, красного или "императорского" желтого. Еще один популярный цвет - лазурь.

Дорожки выложены цветной галькой с изображениями животных - драконов, павлинов, осьминогов, рыб.

В китайском ландшафте много воды, спокойной и тихой, - буйство фонтанов Европы здесь заменяет плоская, ровная гладь озера. Основные видовые точки часто расположены на воде и подразумевают путешествие на лодке - от острова к острову, от одного залива к другому. Заливы и острова имеют свое символическое значение, например, остров черепахи ассоциируется с древней легендой о сотворении мира.

Наиболее характерные для китайского сада растения - астры, хризантемы, глицинии, ивы, кипарисовики и яблони. На севере страны также распространены кедры и березы.

Китайские архитекторы увлекались созданием пейзажей настроения. "Смеющийся" построен на умелой игре на контрастах: из темной мрачной пещеры попадаешь на солнечный берег живописнейшего озера. Строгая вертикаль остроконечного кипарисовика здесь соседствует с нежными плакучими ивами, архитектор постоянно использует игру тени и света. В пейзаже "очарования" растения подобраны так, чтобы создавать романтическое настроение и навевать легкую грусть.

Китайские архитекторы также увлекаются рукотворными лабиринтами из камня.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...