Лес и почва. Значение почвы для леса. Влияние леса на почву. Круговорот азота и зольных элементов в лесу. Отношение древесных пород к почве. Состав и типы живого напочвенного покрова в лесу.
Почва для растений является механической опорой, средой обитания фауны, вместилищем питательных в-в, хранителем спор и семян, резервуаром влаги, стабилизатором теплового, воздушного и гидрологического режимов. Почва – источник элементов питания для древесных культур. Почвенное питание представлено в основном азотом и минеральными солями (зольные эл-ты). В составе зольных элементов есть элементы, которые потребляются деревьями в большем кол-ве - макроэлемены (фосфор, калий, кальций, магний и т.д.), в небольшом кол-ве – микроэлементы (медь, цинк, марганец и др.). Способность почвы давать древесным растениям необходимое кол-во зольных элементов, азот и воду – плодородие почвы. Оно складывается из многих факторов: мощности, механического состава t-рного и влажностного режимов, плотности, аэрации, уровня кислотности, уровня грунтовых вод, биологической активности почвенной фауны. Чем ближе к оптимуму каждый фактор, тем качественнее лесное насаждение.
Влияние леса многообразно: Биофизическое влияние – регулирование t-рного режима почвы, перераспределение осадков, влияние на промерзание. Механическое – поддержание почвы в рыхлом состоянии (раскачивания деревьев, разрушения материнской горной породы) влияет на аэрацию. Химическое – обогащение почвы элементами питания за счет лесной подстилки, формирование уровня кислотности. Биотическое влияние – за счет воздействия животных, микрофлоры и микрофауны. Так же лес воздействует на: Освещенность существованием лесного массива обеспечивается затемнение почвенного слоя. Влажность почвы - притемнение способствует улучшению увлажнения почв, т.е. происходит меньше испарения и менее резкие колебания температур происходит вблизи пов-ти почвы. Леса защищают почвы от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, разрушения берегов и др. неблагоприятных геологических процессов;
Сущность биологического круговорота заключается в поглощении из почвы зольных веществ и азота, образовании с их помощью органического вещества клеток и тканей, перемещении этого органического в-ва с опадом и отпадом в почву, разложении до минеральных соединений и новом поглощении растением. Зольные элементы: Поступивший на поверхность почвы опад (листья, хвоя, шишки и др.) подвергается первичному разрушению почвенной мезофауной (червями, моллюсками, членистоногими и др.). Затем - разложение опада ферментами, выделяемыми микроорганизмами. (мертвые органические остатки превращаются в химические соединения, вступают в разнообразные реакции между собой и почвенным р-ром, синтезируются новые в-ва.) Образ-ся гумус, кот. постепенно разрушается до ионов. Затем ионы поступают в корни, переходят в растит-ю массу и накапливаются. Далее, органические в-ва снова поступают в почву с опадом, и цикл биокруговорота повторяется. Круговорот азота происходит по той же схеме, но менее замкнут. В почву: 1. Во время грозы образуются соедин-я, кот-е, попадая в почву, с помощью микроорг-в превращаются в соли. 2. Азотофиксир-е организмы: клубеньковые бактерии; азотобактерии; нитрофикс-ие бактерии. Отношение древесных пород к почве. 2 св-ва почвы: 1. Потребность – кол-во почв-го питания, необходимое для нормального роста и развития раст-я. 2. Требовательность – отношение древесных пород к конкретным почвенным условиям в зависимости от способности извлекать нужные элементы питания в необходимом кол-ве. Согласно требовательности, выделяют 3 гр. древесных пород: 1. Олиготрофы (малотребовательны к плодородию почвы (сосна обыкн., некоторые виды можжевельников). 2. Мезотрофы (средней требовательности к обеспеченности эл-ми питания). 3. Мегатрофы(эутрофы) (достаточно требовательны к богатству почв(дуб, липа, осина)). Почвоулучшающими по совокупности влияния на почву явл-ся береза, ильмовые, граб, бук, лещина, лиственница, почвоухудшающим - пихта, ель По отношению к кислотности: нейтрофильные (рН 6,7-7,0 листв-ца сиб.), базифильные (рН бо лее 7,0 липа, береза, дуб) и оксифильные (рН менее 6,7 ель сиб., сосна об-я).
Отношение древесных пород к почве (+) Устойчивы (в убывающей последовательности): - к кислой реакции почвы - ель об-ная, сосна Веймутова, пихта, лиственница сибирская, береза бородавчатая, осина, рябина, граб; - к щелочной реакции – береск лет, робиния лжеакация или акация белая, сосна крымская, сосна об-ная, сосна меловая, бирючина, скум пия, кедр ливанский, кедр гималайский; - к засолению - лох, облепиха, шелковица, клен татарский, ай лант, акация белая (робиния лжеакация), гледичия, груша, дуб черешчатый. Растения для глинистых почв Деревья:граб,груша,дуб черешчатый, ива, клен, ольха, тополь.Кустарники: барбарис, барвинок, боя рышник, вейгела, дерен, калина, кизильник, лещина. Для известковых почв Деревья: сосна меловая, береза, бобовник или "золотой дождь", боярышник, бук, вяз или ильм, гледичия, граб, груша, дуб, ива, катальпа, каштан конский, клен, лещина, липа, ясень. Кустарники: аукуба, барбарис, барвинок, Бересклет, бирючина, будлея, бузина, вейгела, дейция, де рен мужской, кизильник, лаванда, лох, магония. Для большинства древесных и кустарниковых пород наи более благоприятна слабокислая, нейтральная или слабощелочная реакция почвенного р-ра(pH 5,5-7,5). При кислой почве м. внести в нее известь или мел. В щелочную почву можно внести торф. Систематическое переувлажнение почвы (чрезмерный полив) м. привести к закислению почвы. Живой напочвенный покров – совокупность мхов, лишайников, травянистых раст-й и полукустарников, которые произрастают на покрытых и не покрытых лесом территориях. Состав: 1. Лишайники. (Невысокие кустистые низшие раст-я, представляющие симбиоз гриба и водоросли.) Мхи. (Низшие споровые растения. Чаще встречаются зеленые и сфагнумовые мхи.) Папоротники, хвощи и плауны.
2. Травянистые раст-я. (Семенные растения, надземная часть к концу вегетативного периода отмирает.) 3. Полукустарники (семенные раст-я, надземные части которых частично одревесневают (прикорневая), остальные отмирают к концу вегетационного периода. Малина, ежевика.) 4. Кустарнички (семенные раст-я, у них небольшашая высота.).
Типы жнп: 1. Лишайниковый. В составе преобладают лишайники, осока волосистая, гвоздика песчаная, толокнянка. Почвы хар-ся низким плодородием и сухостью. 2. Зеленомошниковый. В составе преобладают: зеленые мхи, +брусника, черника, кислица обыкновенная и костяника. П. средней степени плодородия, хар-ся хорошим увлажнением. 3. Кустарничковый. В составе преобладают: черника, брусника, голубика и прочие ягодные кустарники. П. низкоплодородные, увлажнение разной степени, но проточное. 4. Разнотравный. В составе преобладают: различные травянистые раст-я (крапива, осока, земляника, сныть и т.д.) почвы достаточно плодородные (высокое плодородие) и свежие (степень увлажнения свежая). 5. Злаковый. В составе преобладают: разнообразные злаки. П. высокого плодородия, но сухие. 6. Долгомошниковые. В составе преобладают: мох кукушкин лен, а также присутствуют хвощ и черника. П. низкоплодородные, влажные, слабопроточные. 7. Сфагновые мхи. В составе преобладают: мох сфагнум, а также мох кукушкин лен + морожка, осока и клюква. П. низкоплодородные, сырые, малопроточные. ЖНП, влияет на: 1. Микроклимат. а) снижает t-ру приземного слоя воздуха (в летний период). В период заморозков – t-ра несколько выше в слое жнп. б) понижение t в летн. период способствует удержанию влаги в почве, способствует сохранению всходов и подроста. в) способствует увеличению влажности воздуха. г) аэрация почвыУлучш.: вороний глаз и кипрей. Ухудш.: нек-е мхи, злаковые р-я и сорняки. 2. Возобовление леса. «+»: жнп является источником гумуса, способствует предупреждению эрозии почвы, способствует образованию микоризы. «–»: жнп является конкурентом в потреблении почвенного питания и воды. Задерняет почву. Это задернение мешает нормальному формированию корневой системы.
3. Является пищей для обитателей лесн. мас. 4. Является для них кровом, т.е. местом обитания, местом укрытия. 5. Имеет значение при распространении пожара. Вносит свое влияние на пожароопасность лесного насаждения. Если в жнп много лишайников - повышает пожар-ть, если много травянистых р-й - в какой-то степени будет предотвращать пожары. 6. Лекарственное (медицинское) значение. Многие растения являются лекарственными (как для обитателей л.м., так и для человека). Но некоторые растения являются ядовитыми. 7. Влияет на санитарное состояние леса. Некоторые из видов способствуют оздоровлению лес. массива – выделяют фитонциды, которые убивают вирусы и болезнетворные микроорганизмы. Н-р черемша. Но есть и р-я, которые способствуют заражению древесных культур. Н-р мать-и-мачеха (и осот) – способствует образованию ржавчины хвои сосны. Багульник болотный – способствует заражению ржавчиной хвои ели. Грушанка – спос. зар. ржав. шишек ели. 8. Значение при заболачивании территории. Особую роль при заболачивании играют мхи – сфагновый мох и кукушкин лен. Эти мхи способствуют наводнению, в результате нарушаются водные свойства почвы и начинается заболачивание. Но в то же время эти мхи предотвращают оттаивание почв и оттаивание вечной мерзлоты (это «+»).
При нагревании лесной подстилки получается перегной. Потом при протекании различных биохимических процессов получается высокомолекулярное органическое соединение – гумус. В зависимости от того, какое насаждение по составу, образуется гумус разного качества. Выделяют 3 вида гумуса: 1. мулль (мягкий гумус. Образуется из мягкой и рыхлой, разлагающейся в течение 1 года, лесной подстилки, которая образуется в насаждении, состоящем из пород с мягкими листовыми пластинками, н-р клен, липа, ясень, бузина, береза, лещина, осина). 2. Модер (средний по мягкости гумус. Образуется из менее мягкой и более связной (т.е. менее рыхлой) подстилки, которая разлагается от 2 до 5 лет и образуется в дубовых, буковых или смешанных хвойно-лиственных лесах). 3. Мор (грубый гумус, образуется из жесткой и грубой подстилки, характерной для хвойных насаждений и разлагающихся более 5 лет). 1, 2 и 3 – это последствия воздействия опада древесных культур.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|