Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданское законодательство в системе нормативного (публичного) регулирования гражданских отношений




Формы (источники) права. Одним из специфических признаков норм права в системе социально-нормативного регулирования общественных отношений является их формальная определенность, т.е. внешняя выраженность (закрепленность) в тех или иных формах (источниках) права. К числу таковых в общей теории права принято относить: а) нормативный правовой акт; б) нормативный договор; в) правовой обычай; г) судебный (административный) прецедент; д) иные формы (источники) права (в частности, юридическую доктрину и религиозные догмы). Поскольку вопрос о конкретном способе формального закрепления (выражения) права зависит от ряда обстоятельств, в том числе от конкретно-исторических условий развития государства и общества, общественного уклада, принадлежности конкретной правовой системы к той или иной правовой семье, особенностей конкретно-отраслевого регулирования и т.п., применительно к каждой национальной системе права в целом, а также отдельно взятой правовой отрасли возможно говорить об основных (специфических), неосновных (неспецифических), а также недопустимых формах (источниках) права.

В Российской Федерации основной формой права является нормативный правовой акт; напротив, юридическая доктрина является недопустимой формой права. Нормативные правовые акты - юридические документы, фиксирующие нормы права. Эти документы обладают рядом специфических признаков, позволяющих отличить их от других документов (в частности, от сборников правовых обычаев). Нормативные правовые акты:

имеют письменную форму;

исходят от официальных публичных органов, уполномоченных на правотворческую деятельность (в частности, от органов законодательной или исполнительной власти), реже - возникают как продукт всенародного референдума;

принимаются в установленном законом порядке;

фиксируют нормы права (правила поведения, обращенные к неограниченному кругу лиц);

обладают юридической силой;

обеспечены возможностью государственного принуждения.

С точки зрения юридической силы нормативные правовые акты делятся:

на законы (акты высшей юридической силы), которые, в свою очередь, в зависимости от порядка их принятия и содержания могут быть конституционными и обычными (соответственно первые регулируют наиболее важные отношения и принимаются в более строгом порядке, вторые - развивают положения первых);

подзаконные нормативные правовые акты (все иные акты, которые должны соответствовать законам и уступать им в случае противоречия).

Кроме того, в федеративных государствах законы в зависимости от уровня их принятия могут быть федеральными и региональными, а подзаконные акты - федеральными, региональными, а также местными (муниципальными), локальными (корпоративными).

Помимо нормативного правового акта, нормы права в Российской Федерации могут существовать также в форме правовых обычаев. Однако роль и значение правовых обычаев неодинаковы в разных отраслях российского права ввиду различий в отраслевом предмете, методе, функциях; именно поэтому правовой обычай принято считать неосновной формой права. Наибольшее значение правовые обычаи имеют в гражданском (частном) праве, причем особенно при регулировании специально-гражданских (предпринимательских) отношений, где они известны как обычаи делового оборота (см. ст. 5 ГК). Прямое признание в качестве формы права правовой обычай имеет в международном частном праве (см. абз. 1 п. 1 ст. 1186 ГК).

Отраслевая особенность гражданского (частного) права состоит в том, что отношения регулируются здесь не только нормами гражданского права (т.е. на нормативном, или публичном, уровне), но и иными регуляторами (т.е. на ненормативном, или частном, уровне). К таким регуляторам, в частности, относятся: а) индивидуальные акты; б) обыкновения; в) заведенный порядок. Это обстоятельство предопределило построение настоящей главы, которую образуют два параграфа.

Нормы международного права. Составной частью правовой системы Российской Федерации являются:

общепризнанные принципы;

нормы международного права;

международные договоры Российской Федерации (см. п. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 ГК).

Нормативность общепризнанных принципов и норм международного права (в том числе содержащихся в международных договорах Российской Федерации) сомнений не вызывает, что, в свою очередь, позволяет рассматривать их в контексте понятия "форма (источник) права" и процесса нормативного регулирования общественных отношений. Между тем указанные регуляторы имеют непосредственное отношение и принадлежность к самостоятельной системе международного публичного права, а в их признании в качестве составной части правовой системы Российской Федерации (и в вытекающей из этого возможности регулировать национальные отношения) обнаруживается связь, существующая между двумя системами - международного публичного права и национального (российского) права. В ст. 7 ГК речь идет именно о принципах и нормах международного публичного права и международных договорах с участием Российской Федерации (которые могут, в частности, иметь название конвенций или пактов), т.е. об отношениях межгосударственных.

Следовательно, ст. 7 ГК не имеет в виду и не касается тех международных договоров, которые заключаются частными лицами (рядовыми участниками гражданского оборота - российскими гражданами или юридическими лицами с их иностранными партнерами), которые надлежит рассматривать и обсуждать с точки зрения международного частного права - специальной части российского гражданского права (см. одноименный разд. VI ГК).

Международные договоры Российской Федерации могут быть двух- и многосторонними*(42). В силу абз. 1 п. 2 ст. 7 ГК формулируемые международными договорами нормы имеют двоякое применение к гражданским отношениям: а) непосредственное или б) опосредованное, т.е. через издание внутригосударственного нормативно-правового акта. Возможность непосредственного воздействия международно-правовой нормы на гражданское отношение является общим правилом, в то время как ее опосредованное воздействие может быть в порядке исключения, если необходимость принятия внутригосударственного акта следует из самого международного договора. При расхождении между международно-правовой нормой и нормой российского гражданского законодательства (т.е. если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским гражданским законодательством) применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ, абз. 2 п. 2 ст. 7 ГК). Аналогичное правило содержится в ст. 6 СК, что означает приоритет норм международного публичного права перед нормами российского законодательства вообще, в частности перед нормами гражданского и семейного законодательства. Этот вывод, как видно, не распространяется на сами конституционно-правовые нормы: не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению (п. 6 ст. 125 Конституции РФ).

Понятие и система гражданского законодательства. Принимая во внимание, что в общей теории права можно встретить неоднозначный подход к пониманию термина "законодательство" (одни авторы ограничивают его действующими законами, другие - включают сюда всю совокупность действующих нормативных правовых актов), логичен вопрос: какой смысл вкладывается в понятие "гражданское законодательство" и из чего оно состоит?

Прежде всего, следуя абз. 1 п. 2 ст. 3 ГК, в понятие "гражданское законодательство" законодатель включает только два типа нормативных правовых актов: Гражданский кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы, под которыми надлежит понимать отнюдь не любые законы, хотя бы и развивающие положения Гражданского кодекса, а только те федеральные законы, о необходимости принятия (существования) которых Гражданский кодекс так или иначе говорит (упоминает) по тексту. Принятые в соответствии с Гражданским кодексом законы могут сами иметь статус кодифицированного акта, однако в отличие от Гражданского кодекса, который является общеотраслевым кодифицированным актом, такие законы-кодексы имеют специальный (комплексно-подотраслевой или комплексно-институциональный) характер. Именно такими законами-кодексами являются (принятые в соответствии с п. 3 ст. 672 и п. 2 ст. 784 ГК) Жилищный и Воздушный кодексы РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ.

В силу абз. 1 п. 2 ст. 3 ГК в гражданское законодательство не включаются никакие другие нормативные правовые акты, а именно:

законы, содержащие нормы гражданского права, но принятые не в соответствии с Гражданским кодексом, а "сами по себе" (см. абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК);

указы Президента РФ (см. п. 3 ст. 3 ГК);

постановления Правительства РФ (см. п. 4 ст. 3 ГК);

акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (см. п. 7 ст. 3 ГК).

Исходя из буквального толкования абз. 1 п. 2 ст. 3 ГК, а также наименования ст. 3 ГК все эти акты образуют автономную подсистему "иных актов, содержащих нормы гражданского права", альтернативную подсистеме "гражданское законодательство". Причина такого дуализма в системе гражданских нормативных правовых актов видится в следующем.

Согласно пп. "о" и "п" ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство (как и уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданско- и арбитражно-процессуальное, а также федеральное коллизионное право) относится к ведению Российской Федерации. Такое особое отношение к гражданскому законодательству со стороны Конституции РФ не может не свидетельствовать о его важном значении и роли в регулировании общественных отношений (ср.: согласно подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды - предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов). Законодатель в п. 1 ст. 3 ГК лишь воспроизводит правило п. "о" ст. 71 Конституции РФ (как, кстати, он поступает и в ряде других случаев), экстраполируя конституционные установки на конкретно-отраслевой (гражданско-правовой) уровень. А поскольку согласно Конституции РФ и Гражданскому кодексу только гражданское законодательство составляет предмет ведения Российской Федерации, постольку данное правило не распространяется на противопоставляемые гражданскому законодательству иные акты, содержащие нормы гражданского права.

Именно поэтому нельзя согласиться полностью с расхожим тезисом, будто бы всякая гражданско-правовая норма может и должна быть продуктом деятельности исключительно федеральных органов. Данный тезис, следуя содержанию пп. 3-7 ст. 3 ГК, возможно, и не вызывает сомнений, если речь идет об актах органов исполнительной власти, однако правило абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК не препятствует тому, чтобы гражданско-правовые нормы содержались и в законах субъектов Федерации (в частности, республик, краев, областей, автономных образований - см. ст. 65 Конституции РФ). Правда, для этого необходимы два условия: а) эти законы должны приниматься не в соответствии с Гражданским кодексом, а "сами по себе"; б) формулируемые в данных законах нормы гражданского права должны соответствовать Кодексу.

Поэтому вполне можно предположить некий закон какой-то области о дополнительных мерах по социальной поддержке престарелых и больных граждан, который, помимо всего прочего, будет содержать гражданско-правовые нормы о патронаже (принимая во внимание явную недостаточность единственной регулирующей этот вопрос ст. 41 ГК, с одной стороны, с другой - отсутствие в ст. 41 ГК ссылки на необходимость принятия специального закона). Такой пример не противоречит п. "о" ст. 71 Конституции РФ, поскольку в ведении Российской Федерации находится только гражданское законодательство (т.е. согласно абз. 1 п. 2 ст. 3 ГК сам Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы), в то время как содержащие нормы гражданского права другие законы (речь о которых идет в абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК) могут приниматься в том числе и на уровне субъектов Федерации*(44).

Особенность всех подзаконных актов, регулирующих гражданские отношения (которые согласно ст. 3 ГК могут быть только федерального уровня), состоит в недопустимости их противоречия гражданскому законодательству (т.е. Гражданскому кодексу и принятым в соответствии с ним федеральным законам), в противном случае применяется правило Кодекса или соответствующего закона (п. 5 ст. 3 ГК). Вместе с тем указы Президента РФ могут приниматься независимо от того, сказано ли об этом в гражданском законодательстве (п. 3 ст. 3 ГК), в то время как постановления Правительства РФ - только на основании и во исполнении гражданского законодательства, а также указов Президента РФ, т.е. при наличии соответствующего указания (п. 4 ст. 3 ГК). В свою очередь, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти издаются только в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами (см. п. 7 ст. 3).

Таким образом, понятие "гражданское законодательство" ограничивается самим Гражданским кодексом и кругом принятых в соответствии с ним федеральных законов. Однако это только одно - "узкое" - понимание гражданского законодательства, поскольку в другом - "широком" - смысле гражданское законодательство объединяет все и всякие нормативно-правовые акты, содержащие нормы гражданского права, включая подзаконные. В самом деле, поскольку согласно п. 6 ст. 3 ГК действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, определяются правилами гл. 1 ГК, постольку нет сомнений, что упоминание о "гражданском законодательстве" в наименованиях и по тексту ст. 4-7 ГК (которые и образуют эту - первую - главу) имеют в виду не только Гражданский кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы, но и все прочие нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права.

Не случайно, что в ст. 4 ГК законодатель предпочитает говорить об актах гражданского законодательства, не дифференцируя их на акты собственно гражданского законодательства и на иные акты, содержащие гражданско-правовые нормы. Таким образом, если узкое понимание термина "гражданское законодательство" основывается на совместном толковании правил пп. 1 и 2 ст. 3 ГК и сопряжено с решением вопросов уровня гражданского нормотворчества (точнее - уровня создания нормативно-правовых актов, преимущественно содержащих нормы гражданского права), то широкое толкование данного термина основывается на совместном толковании правил ст. 3 и ст. 1, 2, 4-7 ГК и сопряжено с решением вопросов действия и применения гражданско-правовых норм, в каких бы нормативных правовых актах с точки зрения принятой их классификации данные нормы ни закреплялись.

Действие гражданского законодательства. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов определяет закон; в свою очередь, порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти - указ Президента. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ; датой принятия федерального закона - день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом. Международные договоры Российской Федерации, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в официальных периодических печатных изданиях ("Парламентская газета", "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации"). Все федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления его в силу (ст. 1-6 ФЗ от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации"). Сопоставимые правила предусматривает упомянутый Указ Президента РФ для опубликования и вступления в силу подзаконных нормативных правовых актов.

Решение вопроса о действии актов гражданского законодательства во времени, как правило, трудностей не вызывает. Акты гражданского законодательства вступают в силу с момента, указанного в данном или ином акте, при этом нередки случаи, когда разные положения акта начинают действовать в разное время. Так, введение в действие четырех частей Гражданского кодекса связывается с разными, причем достаточно отдаленными друг от друга датами. В свою очередь, правила части первой Гражданского кодекса только в основной своей массе вступили в силу с 1 января 1995 г.: некоторые ее правила вступили в силу ранее этой даты, а некоторые - позднее. Так, гл. 4 ГК, посвященная юридическим лицам, была введена в действие с момента официального опубликования части первой Кодекса, тогда как введение в действие гл. 17 ГК было обусловлено введением в действие других законов (см. п. 1 ст. 6, ст. 13 ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Согласно общему правилу об отсутствии у закона обратной силы акты гражданского законодательства также не имеют обратной силы. Это означает, что акты гражданского законодательства применяются только к тем отношениям, которые возникают после введения их в действие. Что же касается ранее возникших отношений, то акты гражданского законодательства могут регулировать их (а значит, иметь обратную силу), только если это прямо предусмотрено в данном или другом акте (в специальном акте, который вводит в действие данный акт, в частности в так называемом вводном законе).

Если длящееся во времени отношение возникло до введения в действие акта гражданского законодательства, но породило правовые последствия после введения его в действие, акт гражданского законодательства будет регулировать такие правовые последствия.

Иногда законодатель специально воспроизводит это общее правило п. 2 ст. 4 ГК применительно к тем или иным отношениям. Именно так он поступил, в частности, с правилами ст. 234 ГК о приобретательной давности (ст. 11 Закона о введении в действие части первой ГК). Оригинальное правило сформулировано применительно к договорным отношениям: условия договора, отличающиеся от предписаний акта гражданского законодательства, принятого после заключения договора, сохраняют силу (т.е. даже если правовые последствия еще не наступили), кроме тех случаев, когда в акте гражданского законодательства установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК). Примером последнего (т.е. обратного действия закона на договорные отношения) является правило ст. 11 ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса".

Акты гражданского законодательства прекращают свое действие (утрачивают силу) с момента, указанного в этом акте (если его действие рассчитано на определенный период или вплоть до наступления определенного обстоятельства) или в другом (отменяющем его) акте. Отмена акта может быть полной или поэтапной. Так, с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса полностью утрачивает силу ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы так называемой интеллектуальной собственности (ст. 2, 3 ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"). В свою очередь, поэтапное принятие самого Кодекса, которое растянулось более чем на 10 лет, сопровождалось поэтапной отменой нормативных правовых актов, регулировавших соответствующие вопросы в переходный период. Отмена закона или отдельных его положений возможна также на основании решения Конституционного Суда РФ в случае признания им данного закона или отдельного его положения неконституционными (п. 4, 6 ст. 125 Конституции РФ).

Переходя к действию актов гражданского законодательства в пространстве, отметим, что Гражданский кодекс и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 76 Конституции РФ). Этому правилу корреспондирует принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, который может испытывать ограничения только на основании федерального закона и только если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п. 3 ст. 1 ГК).

Так, в свете планируемых реформ действие законодательства об игорном бизнесе может быть ограничено специальными географическими территориями, в которых только и разрешено осуществление такого бизнеса. Другие законы, содержащие нормы гражданского права, в зависимости от федерального или регионального уровня их принятия действуют на всей территории Российской Федерации или соответствующего ее субъекта. Акты Президента РФ, Правительства РФ, а также министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, действуют на всей территории Российской Федерации. Любые изъятия из сказанного должны быть предусмотрены в самом нормативном правовом акте.

Действие актов гражданского законодательства по кругу лиц, вообще говоря, сопряжено с вопросом о субъектах гражданско-правовых отношений (участниках гражданского оборота). Ими согласно абз. 2 и 4 п. 1 ст. 2 ГК являются: а) граждане (в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и имеющие более одного гражданства); б) российские и иностранные юридические лица (т.е. различные организации, за которыми закон признает правосубъектность и, таким образом, разрешает их самостоятельное выступление в гражданском обороте); в) публичные организации (т.е. Российская Федерация как единое федеративное государство, субъекты Федерации и муниципальные образования). Действие актов гражданского законодательства по кругу лиц в наиболее общем смысле обусловлено: а) типом лица(они по разному действуют в отношении гражданина, юридического лица и государства, предусматривая различные правила и устанавливая разный правовой режим); б) наличием у лица специального признака (например, статуса гражданина-предпринимателя или коммерческой организации - см. абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК); в) национальной принадлежностью лица (см. абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК).

Каждый конкретный нормативный правовой акт может иметь и нередко имеет свои частные особенности действия по кругу лиц. Так, упоминавшийся выше Федеральный закон об акционерных обществах (п. 1 ст. 1) определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, обеспечивает защиту их прав. Однако правовое положение акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, дополнительно определяется законодательством о приватизации.

Сходное замечание касается правового положения акционерных обществ в банковской, инвестиционной и страховой деятельности, обществ, созданных на базе реорганизованных сельхозпредприятий и обслуживающих сферу сельхозпроизводства, а также обществ с участием иностранных инвестиций (пп. 3-5 ст. 1, п. 6 ст. 9 ФЗ от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

А вот в отношении такого странного феномена, как "акционерное общество работников (народных предприятий)", действие Закона об акционерных обществах ограничено: а) субсидиарным (т.е. дополнительным) порядком его применения и б) возможностью его применения только в части положений о закрытых акционерных обществах.

В другом случае Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей"*(50) (см. ч. 3 Преамбулы) понимает под потребителем только гражданина (физическое лицо), имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, поэтому действие данного Закона по кругу лиц ограничено указанной категорией граждан и не может касаться других участников гражданского оборота (в том числе тех граждан, которые выступают в гражданском обороте с иными целями).

Напротив, Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (ст. 3) под потребителем электрической и тепловой энергии понимает лиц, приобретающих такую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд, что предопределяет действие данного закона в отношении более широкого круга лиц.

Гражданский кодекс РФ. В развитии российского гражданского права можно выделить три важнейших периода - досоветский (до 1917 г.), советский (1917 г. - начало 90-х гг.) и постсоветский (с начала 90-х гг. по настоящее время). Каждый из них имеет собственный исторический облик, связь с политической и экономической обстановкой в стране и в обществе, каждый отмечен крупными кодификационными мероприятиями.

Первый период связывается с существованием и действием Свода законов гражданских (т. 10, ч. 1 Свода законов Российской империи), а так же с Проектом гражданского уложения Российской империи - выдающимся памятником цивилистической мысли, так и не ставшим законом из-за Первой мировой войны и последующих революционных событий.

Советский период отмечен ГК РСФСР 1922 г., а также Основами гражданского законодательства СССР 1961 г. и ГК РСФСР 1964 г.*(52)

Последний период связывается с прекращением в декабре 1991 г. существования СССР и образованием Содружества Независимых Государств (СНГ). На постсоветском пространстве большинство бывших союзных республик, включая Российскую Федерацию, приняли новые конституции и приступили к формированию собственной национальной системы права и созданию собственного законодательства, отвечающих новым политическим и социально-экономическим условиям и потребностям. В рамках СНГ был разработан и принят Модельный Гражданский кодекс для стран СНГ. На территории Российской Федерации с 3 августа 1992 г. параллельно с ГК РСФСР 1964 г. стали применяться Основы гражданского законодательства СССР 1991 г., которые не вступили в силу с 1 января 1992 г. из-за распада СССР в декабре 1991 г.*(53) Одновременно развернулась работа по подготовке нового Гражданского кодекса.

Разработка и принятие Гражданского кодекса были поэтапными. Часть первая Кодекса, состоящая из трех разделов - "Общие положения", "Право собственности и другие вещные права", "Общая часть обязательственного права", - в основном вступила в силу с 1 января 1995 г. Часть вторая Кодекса, представленная единственным разделом "Отдельные виды обязательств", вступила в силу с 1 марта 1996 г. Часть третья Кодекса, в которую вошли два раздела - "Наследственное право" и "Международное частное право", - вступила в силу с 1 марта 2002 г. Наконец, вступление в силу части четвертой, состоящей из одного раздела - "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации", приурочено к 1 января 2008 г.

Гражданский кодекс - важнейший фундаментальный нормативный правовой акт в системе гражданского законодательства, ее "ядро", объединяющее и "притягивающее" все другие гражданские законы. Данный нормативный правовой акт имеет особый статус и занимает особое место в иерархии нормативных правовых актов, образующих гражданское законодательство. De facto он вполне сопоставим с федеральными конституционными законами, принимая во внимание, что ему должны соответствовать все иные федеральные законы, а также вообще все акты, содержащие нормы гражданского права (см. абз. 2 п. 2, п. 5 ст. 3 ГК). Однако de jure он таковым не является: федеральные конституционные законы согласно ст. 108 Конституции РФ (ср. со ст. 105) принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (а принятие Гражданского кодекса не входит в их число); к тому же федеральные конституционные законы требуют особой процедуры голосования (одобрения большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы). Именно поэтому Кодекс в системе гражданского законодательства не является конституционным законом. Это обычный и в то же время не рядовой закон, который является своеобразной "экономической конституцией" и имеет особый статус и положение "primus inter pares" (т.е. "первого среди равных"). В случае противоречия между нормами гражданского законодательства нормы Гражданского кодекса имеют приоритет перед нормами, содержащимися в других законах, не говоря уже об иных актах, содержащих нормы гражданского права. Основные принципы построения Гражданского кодекса:

1. Он аккумулирует все наиболее принципиальные нормы общего характера, необходимые для регулирования гражданских отношений, кроме того, содержит правила, обращенные к отдельным ключевым видам отношений. Гражданско-правовые нормы, не вошедшие в Кодекс, включаются в другие нормативные правовые акты, развивающие и детализирующие его положения.

В то же время Кодекс - комплексный нормативный правовой акт: в нем органично объединены нормы различной отраслевой принадлежности, а именно:

а) гражданско-правовые нормы (таковых, разумеется, большинство);

б) государственно-правовые нормы (в частности, заимствованные из Конституции РФ - см., напр., п. 1 ст. 3, ст. 150, 212 ГК и др.);

в) административно-правовые нормы (о регистрации юридических лиц, прав на недвижимость и др.);

г) процессуальные нормы (например, о допустимости средств доказывания и распределении бремени доказывания в случае возникновения спора);

д) другие нормы (в частности, из семейного, природоресурсного или экологического права).

2. Кодекс - наиболее объемный (из всех известных на данный момент российских законов), сложно структурированный и многоярусный нормативный правовой акт, в котором выделяются следующие структурные компоненты: а) части (всего их 4); б) разделы (всего их 7) и подразделы; в) главы (всего их 77); г) параграфы и подпараграфы; д) статьи (всего их 1551); е) пункты статей и абзацы пунктов (или части статей при отсутствии пунктов).

3. Структура Кодекса подчинена пандектным началам, что обеспечивает деление гражданско-правовых норм на общие и специальные: первые содержатся в части первой Кодекса и применимы ко всем или многим гражданским отношениям, вторые содержатся во второй, третьей и четвертой частях Кодекса и применимы только к конкретным гражданским отношениям (речь идет об отдельных видах обязательственных отношений, наследственных отношениях, отношениях, связанных с созданием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, наконец, отношениях, "осложненных иностранным элементом"). Пандектные начала в Кодексе имеют свои национальные особенности. Так, в Гражданском кодексе (в отличие, например, от BGB) вещное право предшествует обязательственному, тогда как семейное право и вовсе находится "за скобками" ввиду существования Семейного кодекса РФ (не считая отдельных норм, посвященных опеке, попечительству и общей собственности супругов - см. ст. 31-40, 256 ГК, присутствие которых в Гражданском кодексе легко объясняется).

Пандектные начала предопределили не только общую структуру Кодекса как нормативного правового акта, но и особенности внутреннего его устройства (конструкции), поэтому деление нормативного материала по признаку "общее - специальное" можно наблюдать на самых разных его уровнях. Так, выделение Общей и Особенной частей имеет место на уровне:

нескольких разделов (см. разд. III "Общая часть обязательственного права" и IV "Отдельные виды обязательств", при этом один расположен в первой, а другой - во второй части Кодекса);

внутри разделов (см. разд. II "Право собственности и другие вещные права", разд. V "Наследственное право", разд. VI "Международное частное право");

внутри подразделов (см. подразд. 3 разд. I "Объекты гражданских прав", подразд. 1 и 2 разд. III "Общие положения об обязательствах" и "Общие положения о договоре");

внутри глав (см. гл. 4 "Юридические лица", гл. 30 "Купля-продажа", гл. 34 "Аренда", гл. 37 "Подряд", гл. 46 "Расчеты", гл. 47 "Хранение", гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда");

внутри параграфов (см. § 2 гл. 4 "Хозяйственные общества и товарищества").

Все построение (конструкция) Гражданского кодекса, таким образом, подчинено принципу восхождения от общего к специальному, при этом общие правила дополняют специальные, а последние, в свою очередь, имеют приоритет в применении ("lex specialis derogat lex generalis", т.е. "специальный закон отменяет действие общего"). В результате этого применяемые в ходе правового регулирования нормы часто связываются друг с другом и образуют длинные "цепочки". Так, последовательность применения норм для регулирования контрактационных отношений будет следующей: § 5 гл. 30 ->§ 3 гл. 30 -> § 1 гл. 30 -> Общая (первая) часть ГК; в свою очередь, последовательность применения норм для регулирования отношений поставок для государственных и муниципальных нужд будет следующей: § 4 гл. 30 -> § 3 гл. 30 -> § 1 гл. 30 -> Общая (первая) часть ГК. Такой подход в компоновке нормативного материала имеет несомненное преимущество: исключает дублирование одинакового материала в разных рубриках нормативного правового акта, обеспечивает экономию его объема и удобство в процессе правоприменения.

4. Конструкции, закрепленные в Гражданском кодексе, имеют специфическое расположение. Так, в рамках отдельных видов обязательств приоритетное положение занимают конструкции, опосредующие оборот товаров (гл. 30-36), выполнение работ (гл. 37, 38) или оказание услуг (гл. 39-54), за ними следуют обязательства из публичного обещания награды и конкурсные обязательства (гл. 56, 57), далее - так называемые обязательства натуральные (гл. 58), наконец, охранительные обязательства (гл. 59, 60). Это свидетельствует о приоритете, который отдается гражданско-правовым институтам, опосредствующим товарный оборот, а потому более востребованным и социально-полезным в условиях рынка.

Наиболее характерные процессы, затронувшие содержательную сторону Гражданского кодекса как акта новой (рыночной) экономики, сводятся к следующему.

1. Изменение соотношения между способами правового воздействия на гражданские отношения, смещение акцента в сторону дозволения, в результате чего в Кодексе заметно увеличилось число диспозитивных норм, которые можно изменять или отменять при помощи договора. Соответственно с возрастанием роли договора индивидуальное (частное) регулирование заметно ограничило нормативное (публичное) регулирование общественных отношений.

2. Перераспределение нормативного материала на законодательном уровне. Так, в Кодекс включен институт опеки и попечительства, в прошлом расположенный в семейном законодательстве (КоБС РСФСР 1969 г.), который к тому же дополнился патронажем - особой формой попечительства, устанавливаемой в отношении дееспособных граждан (см. ст. 31-41).

3. Адаптация традиционных для отечественной цивилистики институтов к потребностям рынка. Так, планово-административные предпосылки, столь специфичные в прошлом для хозяйственных договоров поставки и подряда на капитальное строительство, по которым в основном и проводилось их отграничение от смежных договорных конструкций, сегодня сохранились лишь в отношении тех договоров поставки и подряда, ко<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...