I . Правовые основы проведения аграрной реформы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание
Введение I. Правовые основы проведения аграрной реформы Цели, задачи и содержание аграрной реформы в России Законодательство об аграрной реформе II. Аграрная трагедия России. Анализ исторических уроков преобразований в аграрном секторе Аграрные вопросы 1918 г. Эпоха "военного коммунизма" Период нэпа Период Великой отечественной войны Послевоенный период Новая волна. Правление Горбачёва М.С. Преобразования в аграрной сфере после 1992 г. III. Аграрный сектор в рыночной экономике Экономика аграрного сектора в переходный период Необходимость модернизации Стратегия развития аграрного сектора Заключение. Итоги институциональных преобразований Список литературы
Введение В современной российской экономике накопился ряд весьма серьезных проблем, которые не связаны с нынешним кризисом, а имеют давнюю историю. К числу таких "вечных" проблем относится аграрная. Внимательный и объективный анализ истории с октября 1917 г. показывает, что аграрная трагедия в России продолжалась при всех режимах. Это было при В. Ленине и И. Сталине, при Н. Хрущеве и Л. Брежневе, при М. Горбачеве и Б. Ельцине, да и сейчас при В. Путине и Д. Медведеве. При анализе длительных периодов в истории России их периодизация связывается, как правило, с руководством страны. В XIX и начале XX в. это были Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II. Анализ аграрной трагедии страны, начавшейся после октября 1917 года, охватывает длительный цикл - свыше 90 лет. Речь идет о лидерах страны - главах правительства, генсекретарях ЦК и президентах. Данный подход не универсален, но позволяет выявить общую логику перемен, оценить факторы успеха и провалов аграрных преобразований. Игнорирование прошлого опыта, по убеждению члена-корреспондента РАСХ М. Коробейникова, обходится слишком дорого для последующих поколений. В этом случае реформа становится процессом деятельности государственного аппарата, чуждого идеям и замыслам реформы.
Стремление людей к миру, возвращению к земле и на фабрики стало закономерным итогом развития страны. Декреты о мире и земле, принятые II съездом рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, поддержал весь народ и в первую очередь крестьянство, составлявшее большинство населения. В России (в современных границах) из 91 млн жителей 75,5 млн были крестьянами (81,8%). Крестьянство служило неизменной опорой любых исторических событий в России, будь то революция и Гражданская война, индустриализация, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства. Именно его поддержка и сейчас определяет (о чем часто забывают) доверие к власти и ее силу. Современное аграрное законодательство, все его институты неразрывно связаны с проблемами проводившейся в нашей стране с начала 90-х годов прошлого века аграрной реформы. На основании изданных в этот период нормативных актов сформировалось существующее в настоящее время сельскохозяйственное землепользование, образованы действующие аграрные формирования. Без знания последовательности проведения реформы невозможно понять процессы, происходящие сейчас на селе.
I. Правовые основы проведения аграрной реформы Цели, задачи и содержание аграрной реформы в России
По прошествии более пятнадцати лет со времени начала проведения преобразований в сельском хозяйстве более отчетливо видны все достижения и просчеты аграрной реформы. Ее итоги анализируются главным образом в экономической и сельскохозяйственной литературе и хорошо известны будущим специалистам сельского хозяйства.
Прежде всего необходимо отметить: )аграрная реформа - составная часть реформы экономики нашей страны в целом. Аграрная реформа не может осуществляться изолированно, без перестройки в целом системы планирования, финансирования, ценообразования, банковской системы, земельных отношений, без приватизации перерабатывающих сельхозпродукцию предприятий и т.д. Без изменения хозяйственной системы возможны только преобразования в области сельского хозяйства, носящие характер управленческих реорганизаций. Так, в доперестроечные годы проводилось укрупнение и разукрупнение колхозов, создание, а потом ликвидация машинно-тракторных станций, районных агропромышленных объединений. С другой стороны, все крупные реформы в экономике нашей страны так или иначе преломлялись в сельском хозяйстве (например, перевод государственных предприятий на хозрасчет, внедрение подрядных и арендных отношений). Поэтому аграрная реформа прошла те же стадии развития, что и реформа экономики в целом: создание коллективных предприятий на первом этапе, затем повальное их акционирование (и все ошибки и недостатки ускоренного перехода к рынку, такие как непродуманная приватизация, разрушение сложившихся хозяйственных связей, ударили и по аграрному сектору, но не явились его исключительной спецификой). Неверно было бы думать, будто на этапе проведения перестройки можно было обойтись без проведения аграрной реформы: рыночные отношения в стране несовместимы со старой колхозно-совхозной системой в сельском хозяйстве; 2)аграрная реформа неразрывно связана с реформой земельной. Их даже трудно разделить, поскольку они проводились в жизнь в основном одними и теми же нормативными актами и пересекаются в части приватизации сельскохозяйственных земель. Однако полностью они не совпадают: земельная реформа связана с введением права частной собственности и на участки земель в городах, и на земли промышленности и транспорта, и на участки, занимаемые жилыми строениями, дачами, гаражами. А аграрная реформа кроме вопросов, связанных с приватизацией земель сельскохозяйственных предприятий, занимается преобразованием самих этих предприятий в новые организационно-правовые формы;
) нельзя оторвать аграрную реформу от реформы правовой. В первое десятилетие существования независимого российского государства происходило и формирование системы российского права. Проведение преобразований в сельском хозяйстве совпало с самым началом этого процесса; в дальнейшем законодательство во многом изменилось, и это обязательно надо учитывать при изучении нормативных актов об аграрной реформе. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), принятый в 1994 г., ввел принципиально новые положения о порядке создания и деятельности юридических лиц, их организационно-правовых формах. Эти положения распространяются на все отрасли экономики. Гражданское законодательство регулирует любые отношения, имеющие гражданско-правовой характер, поэтому все противоречащие им нормы аграрного права не могут применяться. На 2006- 2007 гг. развитие аграрно-промышленного комплекса (АПК) выдвинуто в качестве приоритетного национального проекта, основными направлениями которого являются ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов и их семей на селе. Непосредственной же задачей первого этапа российской аграрной реформы, начатого в 1990-1991 гг., было обеспечение равных возможностей для создания и деятельности самых разных форм предпринимательства на селе - индивидуальных и коллективных, крупных и мелких. С этой целью предполагалось осуществить реформу в двух направлениях: 1)произвести раздел имущества и земли колхозов и совхозов на паи и доли работающих в них лиц, с тем чтобы дать возможность желающим выйти из хозяйства и, получив свою долю, создать фермерское хозяйство или сельхозкооператив; 2)преобразовать колхозы и совхозы в новые, более современные формирования. Эта задача к настоящему времени практически решена, хотя кое-где на местах не обошлось и без многочисленных нарушений законодательства. Тем не менее данный этап аграрной реформы можно считать завершенным.
Законодательство об аграрной реформе
Реформа проводилась в сжатые сроки, в сложной политической и экономической обстановке в стране, поэтому законодательство о ней сложно и не всегда последовательно. В 1988 году был принят Закон о кооперации в СССР, где целый раздел был посвящен колхозам. Законом предусматривалось, что в колхозе могут быть созданы на основе его подразделений первичные кооперативы с правом хозяйственной самостоятельности, а колхоз становится в таком случае коопхозом, или ассоциацией первичных кооперативов. Эти положения нашли свое закрепление в принятом в том же году Примерном уставе колхоза и в дальнейшем успешно применялись. В Законе о кооперации специально оговаривалось, что колхозы как собственники производимой ими продукции имеют право свободно ею распоряжаться и добровольно принимать на себя исполнение государственного заказа. Но до поры до времени эта норма оставалась декларативной, обязательные поставки сельскохозяйственной продукции были отменены лишь в конце 1993 года. Закон о собственности 1990 г. устанавливал, что часть чистой прибыли предприятия передается в собственность членов трудового коллектива; сумма, приходящаяся на каждого работника, образует его вклад, на который предприятие ежегодно выплачивает проценты (дивиденды) в размерах, устанавливаемых по соглашению администрации и трудового коллектива. Эта идея коллективной собственности, коллективного предприятия сыграла свою прогрессивную роль на переходном этапе, прежде чем в законодательстве было закреплено понятие "право частной собственности юридического лица". Кардинальные изменения в правовое положение совхозов внес Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР": совхозы признавались собственниками закрепленного за ними имущества, каковыми до тех пор были только колхозы как негосударственные, кооперативные предприятия. Тем не менее в дальнейшем в законодательстве об аграрной реформе никогда не употреблялся термин "приватизация" по отношению к колхозам и совхозам, поскольку их имущество по закону и так уже не принадлежало государству. Приватизировались только государственные специализированные предприятия. В том же году был принят Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", закрепивший основные организационно-правовые формы, в которых могла осуществляться предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц. Именно в эти формы в дальнейшем было предписано реорганизоваться и сельскохозяйственным предприятиям.
Наконец, в том же году вышли два важнейших закона, по существу, и положившие начало аграрной и земельной реформам, - "О земельной реформе" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Первый из них ввел частную собственность граждан на землю, декларировал бесплатное предоставление земли крестьянам для ведения фермерского хозяйства, а также возможность передачи земли негосударственным сельскохозяйственным предприятиям в коллективно-долевую собственность. Закон указывал, что цель проводимой земельной реформы - "перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики". В статье 8 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" впервые декларировалось право работника на выход из сельскохозяйственного предприятия с земельным и имущественным паем. Но конкретный порядок расчета таких паев и наделения ими пока установлен не был. Не решался этот вопрос и в Земельном кодексе РСФСР, принятом в апреле 1991 года. Непосредственное начало преобразованиям было положено Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР". Им предписывалось всем колхозам и совхозам в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах, а также принять решение о переходе к частной собственности на землю. Установлено, что месячный срок со дня подачи работником сельскохозяйственного предприятия заявления о намерении создать крестьянское хозяйство ему должны быть выделены в натуральном выражении причитающиеся ему земельная доля и имущественный пай. Конкретный порядок проведения таких преобразований был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. "О порядке реорганизации колхозов и совхозов". Согласно этому постановлению для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались специальные комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации было утверждено Положение о комиссии по приватизации земли и реорганизации колхоза (совхоза). Упомянутое постановление устанавливает основные принципы приватизации земли и раздела имущества сельскохозяйственных предприятий. Именно в нем впервые было зафиксировано, кто имеет право на земельный пай и имущественную долю, как устанавливаются их размеры и как можно ими распорядиться. В дальнейшем эти положения были развиты и уточнены в Указе Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и принятом на его основе постановлении Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев". Однако на начало 1992 года объявленный темп реформ оказался явно завышенным, тем более что полной ясности в вопросе реорганизации сельскохозяйственных предприятий по-прежнему не было. На местах преобладало непонимание значения проводимых преобразований, высказывались вполне обоснованные упреки в непродуманности отдельных сторон процесса реформирования. Очередной съезд колхозников принял специальную резолюцию и обращение к Президенту и Правительству, в которых просил отменить решения по аграрной реформе. В результате 6 марта 1992 г. Правительством Российской Федерации было принято постановление "О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации", установившее, что "в случае принятия собраниями трудовых коллективов решений о сохранности, прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством". При этом подчеркивалось, что в случае сохранения колхозом, совхозом прежней формы хозяйствования должно быть обеспечено безоговорочное право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Таким образом, на какое-то время значительная часть совхозов и колхозов сохранилась, но они уже значительно отличались от прежних сельскохозяйственных формирований, их имущество и земля были поделены на паи и доли работающих. Минсельхозом России были изданы специальные рекомендации по приведению уставов таких колхозов и совхозов в соответствие с действующим законодательством. Начало проведения реорганизации сельскохозяйственных предприятий выявило целый ряд нерешенных вопросов: в частности, о том, как реорганизуются межхозяйственные организации, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий, учебные, опытные и узкоспециализированные хозяйства. Названные вопросы урегулированы в Положении о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации в сентябре 1992 года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1994 г. "О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области" утвержден ряд документов для использования при реорганизации по "нижегородской модели": Положение о реформировании сельскохозяйственных предприятий, Правила проведения внутрихозяйственных аукционов по распределению земли и имущества при реорганизации сельскохозяйственных предприятий и Типовой пакет документов для проведения таких внутрихозяйственных аукционов. В том же году Правительство приняло постановление "Об особенностях преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе". Особое внимание было уделено приватизации перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию предприятий, поскольку стало очевидно, что проводимая с 1992 года практика их приватизации не отвечает экономическим интересам сельскохозяйственных товаропроизводителей, сохраняется монополизм предприятий перерабатывающей промышленности и агросервиса. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 195 "Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса", принятом на основе одноименного Указа Президента от 20 декабря 1994 г. № 2005, предыдущее Положение о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции 1992 г. отменено. Утверждено Положение о продаже по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям акций акционерных обществ, созданных при приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции. Таким образом, законодательство о реорганизации сельскохозяйственных предприятий (первый этап аграрной реформы) в России к 1995 году практически сформировалось. В дальнейшем развивались и уточнялись только вопросы распоряжения земельными долями (в частности, в упоминавшемся постановлении Правительства 1995 г., Указе Президента от 7 марта 1996 г. "О реализации конституционных прав граждан на землю", приказе Роскомзема о порядке аренды земельных долей. Большую роль в регулировании статуса сельскохозяйственных организаций сыграло принятие Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой), который в значительной степени изменил порядок образования, деятельности и формы таких организаций по сравнению с установленными законодательством об аграрной реформе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|