Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Введение. Основы инженерной психологии.




Введение.Проблема предмета и метода инженерной психологии. Предмет, задачи и принципы инженерной психологии. Место инженерной психологии и эргономики среди других наук о труде. Специфика методов инженерной психологии. Особенности и классификация систем "человек – машина. Оператор в системе "человек - машина" и общая схема его деятельности. Профессиональные действия и профессиональные задачи в труде оператора. Принятие решений оператором. Профессиональные действия и профессиональные задачи в труде оператора.Организация труда операторов.

Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЭРГОНОМИКА ТРУДА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ.

2.1. Представление об организации. Понятие "организационная культура".

Организация: сущность, жизненные циклы и стадии развития. Основные компоненты организационной культуры.

Психология производственного коллектива.

Основные характеристики производственного коллектива. Личностно-ролевые конфликты.

Проблемы руководства и лидерства в организации.

Понятия: руководитель, менеджер, предприниматель. Основные модели кадрового менеджмента. Проблема лидерства в организации. Проблема индивидуального стиля управленческой деятельности.

Основы кадрового менеджмента.

Основные профессиональные роли менеджера по персоналу. Методы формирования кадрового состава организации. Проблема аттестации работников. Проблемы формирования эффективных команд. Недирективные методы сокращения персонала.

2.5. Связь организации с общественностью ("паблик рилейшнз").

Сущность "паблик рилейшнз" (ПР). Проблема имиджа организации. Основные методы и области применения "паблик рилейшнз".

Основы организационного консультирования.

Основные этапы организации процесса управленческого консультирования (Р.К. Юксвяров и др). Основные методы организационного консультирования.

Тема 3. СТРЕССЫ И КОНФЛИКТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Общее представление о функциональных состояниях работника.

Две основные группы психических функциональных состояний. Теоретический аспект проблемы функциональных состояний (Ю.М. Забродин). Проблема управления функциональным состоянием работника (Л.Г. Дикая и Л.П. Примак).

Проблема стресса и дистресса в труде.

Общее представление о стрессе и дистрессе в труде (по Г. Селье). Основные направления концептуализации "стресса в труде". Виды профессионального стресса. Стрессовые сценарии.

Управление стрессом.

Техники саморегуляции в условиях коммуникативного профессионального стресса (по Н.В. Самоукиной). Источники стресса "белых воротничков" и основные направления управления производственным стрессом (по К.Л. Куперу, Дж. Маршаллу).

Сущность и структура производственного конфликта.

Деструктивные и конструктивные функции производственного конфликта. Основные элементы (структура) конфликта. Основные фазы развития производственного конфликта.

Типы конфликтных личностей.

Общие характеристики и основные типы конфликтных личностей (Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк).

Факторы возникновения и развития конфликтов.

Причины возникновения конфликтных отношений. "Психологические игры" на разных этапах выполнения заданий. "Уловки", используемые в ходе публичных обсуждений.

Способы управления производственными конфликтами.

Стили поведения в конфликте (система Томаса-Килменна). Основные этапы действий при оценки конфликтной ситуации. Варианты управления конфликтом. Основные принципы и тактики разрешения конфликта. Техники ведения переговоров (У. Мастенбрук, С.Ф. Фролов). Рекомендации по организации конструктивного обсуждения (И. Мельник).

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

СЕМИНАР 1.)

1. Как соотносится предмет инженерной психологии с предметом психологии?

2. Назовите основные проблемы инженерной психологии.

3. Как соотносятся эргономический и психологический подходы к изучению трудовой деятельности?

4. Что такое "эргономика"?

Литература:

1. Инженерная и профессиональная психология: учебное пособие. М., 2010.

2. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1986.

СЕМИНАР 2.

1. В чем заключается суть организации?

2. Назовите основные компоненты организационной культуры.

3. Что такое лидер организации (по сравнению с лидером группы или коллектива)?

4. Назовите главные цели аттестации.

5. Чем вызвана необходимость командообразования в организациях?

6. Назовите достоинства и преимущества внешнего консультанта организации.

Литература:

1. Инженерная и профессиональная психология: учебное пособие. М., 2010.

2. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1986.

3. Кабаченко Т.С. Психология управления: В 2 ч. М., 2007.

СЕМИНАР 3.

1. В чем главная сложность исследования функциональных состояний работника?

2. Каким образом связана проблема стресса (дистресса) с проблемой удовлетворенности трудом (по Г. Селье)?

3. Что общего в понимании и в механизмах профессионального стресса и конфликта в организации?

4. Каковы основные правила остановки "болтливого собеседника" в деловых отношениях (по Н.В. Самоукиной)?

5. Чем характеризуется "конфликтная личность бесконфликтного типа"?

6. Что значит "управлять конфликтом"?

7. Назовите основные неконструктивные способы ("уловки") организации и проведения производственного собрания, способствующие развитию деструктивности конфликтных отношений.

8. Обозначьте основные условия перехода от конфликта к сотрудничеству в условиях организации.

Литература:

1. Инженерная и профессиональная психология: учебное пособие. М., 2010.

2. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1986.

3. Основы конфликтологии. Учебное пособие. М., 1997.

 

СЕМИНАР 4.

1. Какую роль играет в урегулировании производственных конфликтов знание "уловок" и недобросовестных приемов ведения дискуссии (особенно когда такое знание получают заведомо непорядочные работники и руководители)?

2. Следует ли непременно стремиться к снижению стрессов и конфликтов в производственной деятельности?

3. Пути повышения эффективности труда.

Литература:

1. Инженерная и профессиональная психология: учебное пособие. М., 2010.

2. Основы инженерной психологии: Учебник / Под ред. Б.Ф. Ломова. М., 1986.

3. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы:. М., 1995.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Организация: сущность, жизненные циклы и стадии развития. Основные компоненты организационной культуры.

2. Основные характеристики производственного коллектива. Проблема лидерства в организации.

3. Проблема индивидуального стиля управленческой деятельности.

4. Методы формирования кадрового состава организации.

5. Проблемы формирования эффективных команд.

6. Проблема имиджа организации. Основные методы и области применения "паблик рилейшнз".

7. Основы организационного консультирования. Основные этапы.

8. Общее представление о стрессе и дистрессе в труде (по Г. Селье). Виды профессионального стресса.

9. Управление стрессом. Техники саморегуляции в условиях коммуникативного профессионального стресса (по Н.В. Самоукиной).

10. Сущность и структура производственного конфликта. Основные элементы (структура) конфликта. Основные фазы развития производственного конфликта.

11. Факторы возникновения и развития конфликтов. Деструктивные и конструктивные функции производственного конфликта.

12. Общие характеристики и основные типы конфликтных личностей (Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк).

13. Способы управления производственными конфликтами.

14. Основные принципы и тактики разрешения конфликта. Техники ведения переговоров (У. Мастенбрук, С.Ф. Фролов).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...