Мысленный эксперимент и построение дерева исходов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Важнейшей составной частью научных исследований является эксперимент, основой которого является научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями. Само слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» - проба, опыт. В это понятие вкладывается научная постановка опытов и наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. Основной целью эксперимента являются выявление свойств исследуемых объектов, проверка справедливости гипотез и на этой основе широкое и глубокое изучение темы научного исследования. Постановка и организация эксперимента определяются его назначением. Обычный (или классический) эксперимент включает экспериментатора как познающего субъекта; объект или предмет экспериментального исследования и средства (инструменты, приборы, экспериментальные установки), при помощи которых осуществляется эксперимент. В обычном эксперименте экспериментальные средства непосредственно взаимодействуют с объектом исследования. Они являются посредниками между экспериментатором и объектом исследования. Модельный эксперимент в отличие от обычного имеет дело с моделью исследуемого объекта. Модель входит в состав экспериментальной установки, замещая не только объект исследования, но часто и условия, в которых изучается некоторый объект. Модельный эксперимент при расширении возможностей экспериментального исследования одновременно имеет и ряд недостатков, связанных с тем, что различие между моделью и реальным объектом может стать источником ошибок и, кроме того, экстраполяция результатов изучения поведения модели на моделируемый объект требует дополнительных затрат времени и теоретического обоснования правомочности такой экстраполяции.
Различие между орудиями эксперимента при моделировании позволяет выделить мысленный и материальный эксперимент. Орудиями мысленного (умственного) эксперимента являются мысленные модели исследуемых объектов или явлений (чувственные образы, образно-знаковые модели, знаковые модели). Для обозначения мысленного эксперимента иногда пользуются терминами: идеализированный или воображаемый эксперимент. Структура мысленного эксперимента включает: построение мысленной модели объекта исследования, идеализированных условий эксперимента и воздействий на объект; сознательное и планомерное изменение, комбинирование условий эксперимента и воздействий на объект; сознательное и точное применение на всех стадиях эксперимента объективных законов науки, благодаря чему исключается абсолютный произвол. В результате такого эксперимента формируются выводы о поведении объекта (предмета). Построение дерева исходов (рис. 2) осуществляется следующим образом. Составляя "дерево", нужно нарисовать "ствол" и "ветви", отображающие структуру проблемы. Ориентировано "дерево" слева направо. "Ветви" обозначают возможные исходы, которые возникают в результате появления ситуации, и возможные исходы, возникающие в результате этих исходов, и т.д.
Рис. 2 Дерево исходов.
Если на каждую ветвь перед каждым возможным исходом записать их вероятности, то можно вычислить вероятность появления конечных исходов.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ Исходные положения Исходные данные к работе (рассматриваемые ситуации и искомое функциональное состояние крана) определяются по Приложению 1 по номеру варианта, назначаемому преподавателем или принимаемому по списку.
Вероятности возникновения экстремальных ситуаций:наезд крана на тупиковые упоры Р(А1)=0.001, наезд тележки на тупиковые упоры Р(А1)=0.002, зацепление грузом за внешние объекты Р(А1)=0.005. Вероятности возникновения отказов элементов под действием экстремальных нагрузок приведены в таблице 1.
Таблица 1 Вероятности возникновения отказов элементов под действием экстремальных нагрузок
Порядок выполнения работы Во-первых, примем допущение, что вероятность одновременного отказа двух и более элементов крана пренебрежимо мала, т.е. отказы элементов являются несовместными событиями. Во-вторых, представим, что события одного уровня развития во времени независимы друг от друга. Тогда, дерево исходов будет выглядеть, как представлено на рис. 2. Дерево включает 3 уровня событий. К событиям первого уровня (А1) относятся экстремальные ситуации. К событиям второго уровня (А2) относятся отказы перечисленных элементов крана. К событиям третьего уровня (А3) относятся функциональные состояния крана в целом, рассматриваемые в работе. Такими функциональными состояниями будут авария, отказ крана, работоспособное состояние крана в целом. В работе рассматриваются следующие экстремальные ситуации: наезд крана на тупиковые упоры, наезд тележки на тупиковые упоры, зацепление грузом за внешние объекты. При наезде крана на тупиковые упоры происходит одновременный удар двух ходовых тележек буфером о тупиковые упоры, установленные в конце пути. При этом происходит резкая остановка крана. При наезде грузовой тележки на тупиковые упоры происходит одновременный удар двух буферов тележки о тупиковые упоры, установленные в конце главных балок крана. При этом происходит резкая остановка грузовой тележки. При зацеплении грузом за внешние объекты происходит резкая остановка груза и натяжение грузовых канатов. Рассматриваются наихудшие случаи, т.е. механизмы работают с номинальной скоростью и не прекращают работу после возникновения экстремальной ситуации. В перечисленных в п. 1.1 элементах крана при этих ситуациях возникают максимальные нагрузки. Следует путем мысленного эксперимента определить, в каких именно элементах крана непосредственно при возникновении экстремальной ситуации возникают максимальные нагрузки, т.е. какие элементы непосредственно подвергаются действию максимальных нагрузок. Например, ситуация «ураганный порыв ветра» приводит к действию максимальных горизонтальных (ветровых) нагрузок на следующие элементы крана: опора левая, опора правая, главная балка (одна), «устойчивость». Вероятности отказа элементов крана приведены в таблице 1. Таким образом, возможны 6 исходов: «отказ левой опоры», «отказ правой опоры», «отказ первой главной балки», «отказ второй главной балки», «отказ (потеря) устойчивости» и «сохранение работоспособного состояния всех элементов крана». Вероятность сохранения работоспособного состояния всех элементов крана определяется путем вычитания из 1 вероятностей отказов всех рассматриваемых элементов. Далее следует мысленно смоделировать развитие ситуации после отказа (разрушения) выбранных элементов. Отказ (разрушение) одной из опор приводит к падению (опрокидыванию) крана, отказ (разрушение) одной из главных балок приводит к обрушению моста и/или падению тележки, отказ (потеря) устойчивости приводит к падению (опрокидыванию) крана, сохранение работоспособного состояния всех элементов крана приводит к сохранению работоспособного состояния крана в целом.
Можно представить дерево исходов в табличной форме (таблица 2).
Таблица 2 Дерево исходов для экстремальной ситуации «ураганный порыв ветра»
Вероятность события третьего уровня равна произведению вероятностей предыдущих уровней. Например, Р(А3,1)=Р(А1,1) Р(А2,1). Вероятность нужного исхода равна сумме вероятностей благоприятных исходов. Например, вероятность аварии Р=Р(А3,1)+Р(А3,2)+Р(А3,3)+Р(А3,4)+Р(А3,5).
Оформление отчета Оформляется один отчет на бригаду. В отчете указываются а) исходные данные, б) результаты мысленного эксперимента – перечисление отказывающих элементов крана при рассматриваемых экстремальных ситуациях, в) результаты мысленного эксперимента – перечисление функциональных состояний крана при отказе элементов, г) дерево исходов, д) расчеты вероятностей и вероятность заданного состояния крана.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Устройство козлового крана. 2. Понятие о случайном событии. 3. Вероятность случайного события. 4. Свойства вероятности. 5. Надежность и ее составляющие. 6. Работоспособное и неработоспособное состояние. 7. Понятие отказа и предельного состояния. 8. Аварии козловых кранов 9. Принцип построения дерева исходов. 10. Понятие об эксперименте. 11. Модельный эксперимент. 12. Мысленный эксперимент.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. - М.: Наука, 1962. - 576 с. 2. ГОСТ Р 22.0.05-94 Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. 3. ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. 4. РД 10-385-00 Методические рекомендации по классификации аварий и инцидентов на подъемных сооружениях, паровых и водогрейных котлах, сосудах, работающих под давлением, трубопроводах пара и горячей воды.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Варианты исходных данных
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|