Глава 1. Аргументация: история и теория
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Оглавление ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………4 ГЛАВА 1. Аргументация: история и теория §1. Формирование основных идей теории аргументации…6 §2. Теория аргументации и логика…………………………16 ГЛАВА 2. Язык и речь: семиотика и теория коммуникации §1. Семиотические основы анализа языка ………………..20 §2. Теория речевых актов ………………………………….28 ГЛАВА 3. Модели аргументации §1. Теория доказательства как идеальная модель аргументации ………………………………………………40 §2. Коммуникативная модель аргументации …………….50 ГЛАВА 4. Обоснование и классификация способов аргументации §1. Принцип достаточного основания и обоснование аргументации ………………………………………………62 §2. Виды аргументации: универсальная аргументация….64 §3. Контекстуальная аргументация ………………………85 ГЛАВА 5. Спор: виды, стратегия и тактика §1. Характеристика спора и его виды ……………………99 §2. Стратегия спора ………………………………………108 §3. Тактика спора …………………………………………123 ГЛАВА 6. Аргументация в деловом общении §1. Технология делового общения ………………………156 §2. Виды и формы делового общения. Вопросно-ответные техники ……….. …………………..159 §3. Особенности публичной речи и письменной аргументации …………………………………………….173 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………...189 Введение
Аргументация и коммуникация традиционно считаются основными средствами просвещения. Насколько это значимо в наш «жестокий век», когда изощренные пропагандистские технологии власти, казалось бы, опровергают этот тезис и претендуют в значительно большей степени на умы и души человеческие? Насколько сохраняется значение рациональности, критического мышления? Возможно, именно в связи с этими вопросами, сегодня особые надежды возлагаются на коммуникативный диалог как средство достичь взаимопонимания людей, разделенных экономическими, политическими, идеологическими, культурными границами. Коммуникативный процесс включает в себя не только обмен информацией, но и более широкое взаимодействие, направленное на преодоление предрассудков и достижения консенсуса относительно ценностей и социальных институтов. Политики и военные, технократы и гуманитарии, люди, живущие по разные стороны идеологических барьеров, говорят на разных языках и по-разному оценивают стратегии общественного развития. Коммуникативные изменения, происходящие в обществе обнаруживают тесную связь языка с формами жизни, человеческого существования. Именно этим обстоятельством вызван возрастающий интерес к аргументации, как формы человеческой рациональности, критического мышления, способного к самостоятельному и свободному рассуждению, способа исследования ошибок и заблуждений, иллюзий и сознательных манипуляций, обоснования собственных взглядов, точек зрения и умения убедить в них других.
Собственно, это все составляет проблемное поле образования, как создания образа – специалиста, профессионала, как преобразование самого человека. Коммуникация – в широком смысле этого слова - это и способ познания мира и человека в мире. Университеты, сложившиеся в Европе в средние века как самоуправляемые корпорации с признанными привилегиями и правовой автономией, становятся коммуникативными центрами, в которых оттачиваются методы речевого воздействия и взаимодействия, формируются такие аргументационные практики как диспут и дискуссия. Именно в них закладывается ставшая классической в последующем модель вхождения в научный мир: дискуссия – защита диссертации - признание научным (и не только) сообществом. Немаловажной чертой университетской системы с самого начала являлась ее открытость по отношению к свободному обсуждению.
Как известно, в XIX веке университеты обретают государственную поддержку, университетское образование рассматривается как обязательное для занятия государственных должностей (например, в Германии); в то же время университеты становятся организационной формой для развития научных исследований. Но академизация образования несет в себе и негативные черты в виде склонности к механическому зазубриванию, цитированию и мелочному комментированию старых текстов, интеллектуальному консерватизму. Это же относится к традиционно сложившейся нарративной (повествовательной) манере преподавания и экзаменационной системе. Что же происходит в обществе «третьей волны», в информационном, постиндустриальном обществе, к которому мы неуклонно приближаемся? Какие вызовы перед образованием ставят происходящие информационно-коммуникативные сдвиги? Технологическая революция несет с собой новые возможности для развития и проявления в человеке индивидуального начала, субъективного выбора. Происходит индивидуализация и демассификация слушающей и читающей аудитории (падают тиражи массовых газет и журналов, увеличивается количество специализированных изданий, радио- и телестанций, увеличивается доля технических средств с обратными системами информирования). По некоторым данным, сумма научной и технической информации сегодня за год увеличивается на 10 %, а способности общества потребить эту информацию – всего на 3-4 %, т.е. увеличивается число «ответов на вопросы, которые никто не задает». Традиционные подходы к образованию также, по-видимому, вступают в противоречие с вызовами информационного общества, которые требуют новых образовательных практик. Формируется интерактивная телекоммуникационная образовательная среда, которая в значительной мере изменяет традиционные отношения «учитель-ученик», способствуя выработке новых типов коммуникации (в частности, дистанционное обучение). Учащиеся становятся уже не просто «объектами» обучения, а активными познающими субъектами. Такая модель должна, прежде всего, ориентировать на выработку методов добывания нового знания.
В сложившихся условиях особое значение приобретает исследование новых аргументационных процессов, новых типов дискурса, что отвечает интересам всех членов общества, так как способствует выявлению норм и правил общения, достижению консенсуса и компетентности, анализу социальных институтов, философскому осмыслению и реконструкции скрытых предпосылок коммуникации, историческому научению и сохранению традиций. Именно этому и призвано способствовать изучение курса «Теория аргументации».
Глава 1. Аргументация: история и теория
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|