Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и система поводов к возбуждению уголовного дела

Для того чтобы обоснованно принять решение о начале производства по уголовному делу, необходимо наличие законного повода и достаточного основания.

Под поводом к возбуждению уголовного дела понимается установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которого компетентные органы и должностные лица получают информацию о преступлении, что обязывает их разрешить вопрос о возбуждении дела[7].

По своей сути своей повод – это предусмотренная законом процессуальная предпосылка, обусловливающая начало уголовно-процессуальной деятельности.

В юридической литературе существуют и другие подходы к понятию повода к возбуждению уголовного дела. Некоторые авторы отождествляют повод с источниками сведение о преступлении. Этот подход нельзя признать правильным, т.к. источниками сведений о преступлении могут быть напрмер оперативные данные, телефонные сообщения неизвестных лиц, слухи и другие сигналы, которые закон не упоминает в числе поводов к возбуждению уголовного дела. Следовательно, источник сведений о преступлении – понятие более широкое, нежели повод к возбуждению дела. Помимо этого, заявления, жалобы по делам частного, частно-публичного обвинения, поступившие от лиц не пострадавших от этих преступлений, поводом к возбуждению дела не являются, хотя служат источником информации об общественно опасном, противоправном деянии.

Отвергая определение повода как источника информации, некоторые авторы приходят к выводу, что поводом к возбуждению уголовного дела следует считать получение сведений о готовящемся или совершенном преступлении либо непосредственное обнаружение признаков преступления[8]. Такая точка зрения также до конца не раскрывает сущности исследуемого понятия, ибо сам процесс получения сведений из предусмотренных законом источников – это не повод, а скорее деятельность, возникающая в связи с получением или обнаружением данных о готовящемся или совершенном преступлении. Это реагирование компетентного органа на уже поступившее заявление, сообщение о преступлении, без чего немыслимо возбуждение уголовного дела.

Вызывает сомнение также высказанное в печати мнение, что повод к возбуждению дела является юридическим фактом[9]. В литературе правильно отмечается, что такое понятие повода не исчерпывает его содержания, является односторонним и не отражает его специфики[10].

Известно, что юридическим фактом может быть деяние (действие или бездействие), событие или состояние. О поводе же к возбуждению дела можно говорить только как об определенной деятельности. Следовательно, понятие юридического факта шире понятия повода. Юридическим фактом могут быть не только заявления, сообщения о преступлении, но и другие обстоятельства, состояния. Заявить же, сообщить о преступлении – это значит совершить определенные действия. Заявитель должен внешне проявить свою волю в отношении того или нового правонарушения.

Деятельность как внешнее выражение воли присуща не только отдельным лицам, но и коллективам, которые могут выражать волю всех его членов либо некоторого его числа, что имеет прямое отношение к таким поводам, как, например, сообщение учреждений, предприятий, организаций.

Для повода к возбуждению дела характерна тесная связь между деятельностью заявителя и прокурорско-следственных или судебных органов, ибо они обязаны принять заявление, сообщение о преступлении и разрешить его по существу. Указанные органы могут и сами обнаружить признаки преступления.

Если же повод считать юридическим фактом, то, например, деятельность следователя по непосредственному обнаружению признаков преступления следует также признать юридическим фактом. В таком случае получается, что при обнаружении признаков преступления орган дознания, следователь, прокурор или судья, суд вступают в правоотношения каждый сам с собой, поскольку любой юридический факт порождает возникновение правоотношений, а в данном случае дело может быть возбуждено без правоотношений с заявителем. Такое положение не соответствует сущности возникающих в стадии возбуждения уголовного дела процессуальных отношений, а обязанности и права лиц по возбуждению уголовного дела ставятся в зависимость от элементов правоотношений. Существование же субъективных прав, пишет М.С. Строгович, нельзя ставить в зависимость от возникновения правоотношений[11].

Поводы к возбуждению дела нельзя определять первичными данными, обстоятельствами или же сведениями о преступлении, ибо это ведет к смешению понятий повода и оснований для возбуждения дела. Кроме того, такое определение повода может привести к неверному выводу о признании непосредственного обнаружения признаков преступления первичными данными, обстоятельствами, сведениями о преступлении, а иначе доказательствами или его источниками. Получается, что прокурорские, следственные, судебные органы сами создают основания для возбуждения дела и доказательства по нему.

И наконец, поводы к возбуждению уголовного дела нельзя сводить к формальному моменту, условию, к формальной причине и т. п., о которых в этом отношении пишут некоторые авторы[12], ибо такая точка зрения сводит на нет значение повода к возбуждению уголовного дела.

Правовое значение повода к возбуждению дела заключается в том, что он вызывает публичную деятельность органов дознания, следователя, прокурора или суда, судьи, требует, что бы эти органы соответствующим образом реагировали на каждый сигнал о готовящемся или совершенном преступлении. Не будь повода к возбуждению дела – общественно опасные деяния оставались бы без внимания. Именно повод к возбуждению дела вызывает осуществление и применение уголовного закона. В этом плане повод является первым связующим звеном между уголовным правом и процессом.

Сущность повода к возбуждению уголовного дела определяют действия граждан, общественных организаций, учреждений, предприятий, организаций или должностных лиц по заявлению или сообщению о преступлении или же собственная деятельность органов дознания, следователя, прокурора, суда, приведшая их к непосредственному обнаружению признаков преступления. В основе повода к возбуждению дела всегда лежит активное начало как со стороны заявителя, так и со стороны компетентных органов, которым адресуются сведения о преступлении. Вне деятельности лица не может быть осуществлено сообщение, заявление о преступлении. Под сообщением всегда понимается передача информации, воспринятой и психически переработанной человеком, а такая передача мыслима только в активном поведении заявителя. С другой стороны, повод к возбуждению уголовного дела является важным условием, предпосылкой, побудительным началом уголовно-процессуальной деятельности компетентных органов по разрешению вопроса о возбуждении дела и возможности ведения расследования.

В УПК (ст. 108) предусмотрены следующие поводы к возбуждению уголовного дела: 1) заявления и письма граждан; 2) сообщения общественных организаций; 3) сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц; 4) статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; 5) явка с повинной; 6) непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления.

Несмотря на определенный законом (ст. 108 УПК РСФСР) перечень поводов к возбуждению дела, некоторые авторы поводами считают задержание с поличным[13] или материалы контрольно-ревизионных органов, ведомственных инспекций и комиссий[14], акты ревизий[15] и проверок[16] или снятие остатков[17], материалы о несчастном случае[18], акт, составленный капитаном о случае преступления на судне[19], и т. п. Такие поводы законом не предусмотрены.

Наличие в числе поводов к возбуждению уголовного дела непосредственного обнаружения признаков преступления компетентными органами или должностными лицами может породить сомнение относительно того, не теряет ли вообще смысл само понятие повода к началу уголовно-процессуальной деятельности. Между тем и здесь повод к возбуждению дела сохраняет свое значение, ибо при возбуждении уголовного дела в результате непосредственного обнаружения признаков преступления соответствующее решение должно вытекать из определенных фактических данных, собранных в установленном порядке.

Наиболее распространенными поводами к возбуждению уголовных дел являются заявления и сообщения физических и юридических лиц о совершенных или подготавливаемых преступлениях. Заявления граждан (физических лиц) могут быть устными или письменными. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и правомочным должностным лицом, принявшим заявление. Письменное заявление должно быть подписано заявителем, от которого оно исходит. При этом заявителю должна быть разъяснена уголовная ответственность за заведомо ложный донос по ст. 180 УК, о чем делается отметка в протоколе, удостоверяемая подписью заявителя.

Заявления и письма должны исходить от граждан, фамилии, имена, отчества, адреса местожительства и другие данные о которых известны соответствующим субъектам уголовно-процессуальной деятельности. Наличие в распоряжении компетентного должностного лица сведений об источнике информации о преступлении обеспечивает законность и обоснованность возбуждения уголовных дел.

Анонимные, т. е. не подписанные или подписанные от имени вымышленного лица, заявления и письма согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г. не являются поводами к возбуждению уголовных дел. Однако, в соответствии с указанием Генпрокуратуры СССР № 13/20 от 4 марта 1988 г. они могут быть проверены органом дознания путем оперативно-розыскной деятельности либо прокурором в процессе осуществлении общего надзора за исполнением законов. Если в результате такой проверки будут установлены признаки преступления, то уголовное дело подлежит возбуждению на основании непосредственного обнаружения признаков преступления соответствующим органом или должностным лицом[20].

Сообщения, исходящие от различных юридических лиц или государственных органов, которые сами не имеют права возбуждать уголовные дела, должны быть облечены в письменную форму и подписаны их руководителями. Служебные письма, содержащие сообщения о преступлениях, составляются на фирменных бланках этих лиц или органов, подписываются их руководителями и скрепляются оттисками печатей. К сообщениям обычно прилагаются находящиеся в распоряжении отправителей документы, подтверждающие наличие оснований к возбуждению уголовного дела. Так, к сообщению контрольно-ревизионного органа о крупной недостаче имущества, обнаруженной в подотчете у определенного должностного лица, должен быть приложен акт документальной ревизии или инвентаризации.

Статьи, заметки и письма имеют значение самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела, если они были опубликованы в определенном печатном издании. Представляется, что поводом к возбуждению уголовного дела могут также служить сведения о конкретных преступлениях, сообщенные по радио, телевидению или с помощью других средств массовой информации. Орган массовой информации, обнародовавший соответствующие сведения, должен быть зарегистрирован в установленном порядке согласно действующему законодательству.

Помещение материалов в стенной газете не может считаться публикацией в печати в смысле п. 4 ст. 108 УПК РСФСР. Если такие материалы станут достоянием прокурорско-следственных или судебных органов, то поводом к возбуждению дела в данном случае будет непосредственное обнаружение указанными органами признаков преступления или же сообщение учреждений, организаций, должностных лиц, если этот материал стенной печати был направлен ими в орган, правомочный возбуждать уголовные дела.

В этих случаях, когда органы печати корреспонденцию не публикуют, а пересылают ее в компетентные органы, поводом к возбуждению дела, в зависимости от содержания заявления, может быть сообщение соответствующего органа печати или заявление лица[21].

Сущность явки с повинной как самостоятельного повода заключается в добровольном сообщении прокурорско-следственным или судебным органам о совершении преступления самим виновным, если такое сообщение сопровождается фактической добровольной передачей себя во власть органов, должностных лиц, управомоченных на возбуждение уголовных дел. Совсем не обязательно, чтобы заявитель в таком случае лично явился в эти органы. Он может свое заявление направить по почте или передать через другое лицо. Важно, чтобы таким заявлением виновный обеспечил добровольную передачу себя во власть прокурорских, следственных органов, в руки правосудия.

Явка с повинной предполагает также, что лицо, совершившее преступление или причастное к нему, не просто заявляет о самом факте преступления, но и считает себя виновным в случившемся.

Явка с повинной сама по себе не служит основанием для возбуждения уголовного дела и после ее проверки не всегда возбуждаются уголовные дела, ибо явившийся с повинной может и не быть лицом, совершившим преступление. Мотивы явки с повинной могут быть разные. Практика знает случаи, когда явившийся с повинной оговаривает себя полностью или частично, исходя из тех или иных соображений. В то же время на практике возбуждается очень мало уголовных дел по поводу явки лица с повинной. Такое положение в какой-то степени объясняется тем, что возбуждение уголовного дела. обычно опережает явку лица с повинной.

Явка с повинной после возбуждения уголовного дела теряет смысл повода к его возбуждению и имеет лишь материально-правовое значение, являясь обстоятельством, смягчающим ответственность (п. «и» ст. 61 УК РФ). В некоторых случаях такая явка дает основание считать, что наступили условия, при которых лицо вообще перестало быть общественно опасным.

Явка с повинной имеет и другое уголовно-правовое значение. Она возобновляет течение давности привлечения к уголовной ответственности. При этом не имеет значения, в какие органы или общественные организации было сделано такое добровольное заявление и по каким мотивам, но не в связи с тем, что о совершенном преступлении уже стало известно органам власти.

Явку с повинной следует отличать и от добровольного отказа от совершения преступлениями. Такой отказ не всегда может сопровождаться явкой лица с повинной. По длящимся преступлениям явка с повинной прекращает преступное состояние, но не есть добровольный отказ от совершения начатого преступления (покушения), а лишь должна быть учтена судом при определении меры наказания.

Вместе с тем явка с повинной подлежит тщательной проверке и критической оценке, т.к. она может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной[22].

Одним из распространенных поводов к возбуждению уголовного дела является непосредственное обнаружение органом.дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления (п. 6 ст. 108 УПК РСФСР).

Непосредственное обнаружение признаков преступления всегда предполагает определенную деятельность компетентных органов, приведшую их к выявлению признаков преступления. Сущность указанного повода к возбуждению дела заключается в том, что органы дознания, следователь, прокурор, судья или суд при осуществлении своих полномочий вне зависимости от чьего-либо заявления, сообщения, сами непосредственно обнаруживают признаки преступления и решают вопрос о возбуждении уголовного дела.

Для того чтобы обнаружить признаки преступления, ранее не известного, прокурор, следователь, органы дознания, судья, суд порой проделывают сложную работу, которую никак нельзя сводить только к наблюдению или задержанию подозреваемого. Рассматриваемый повод к возбуждению уголовного дела вытекает из публичной деятельности прокурорских, следственных и судебных органов по борьбе с преступностью, охране социалистического правопорядка. Прокурор может обнаружить признаки преступления непосредственно в процессе осуществления общего надзора, надзора за законностью содержания заключенных в местах лишения свободы, в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного, гражданского дела или в результате проверки работы судебного исполнителя. Следователь в процессе предварительного расследования или же три производстве проверки, предшествующей возбуждению уголовного дела. Органы милиции по своей инициативе обнаруживают признаки преступления в результате охраны общественного порядка, при обеспечении паспортного режима и безопасности дорожного движения, осуществляя разрешительную систему, а также при принятии – необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Суд или судья признаки ранее не известного преступления могут обнаружить при осуществлении правосудия по уголовным или гражданским делам, а также при рассмотрении материалов об административных правонарушениях.

Однако непосредственное обнаружение как повод к возбуждению дела нельзя отождествлять с самими добытыми материалами, сведениями. В соответствующих документах могут содержаться лишь фактические данные, указывающие на признаки преступления.

Повод к возбуждению дела в виде непосредственного обнаружения будет и тогда, когда работник органа дознания, следователь, прокурор, судья или суд сами явятся очевидцами готовящегося или совершенного преступления. Они в таком случае должны немедленно принять меры к задержанию подозреваемого, к производству неотложных действий по сбору доказательств и на основе увиденного или услышанного возбудить в пределах своей компетенции уголовное дело. Однако в расследовании или рассмотрении дела в суде эти лица принимать участия не должны. В уголовном процессе они могут фигурировать в качестве свидетелей или потерпевших.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...