Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геополитическое положение в оценках современных зарубежных исследователей

 

Хантингтон Самюэль Филлипс - известный американский социолог и политолог в 1993г. создал свой фундаментальный труд «Столкновение цивилизаций», который описывает динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе. В своей работе он приводит ряд цивилизаций. Одной из таких цивилизаций является православная цивилизация, центром которой является Россия. «Некоторые ученые выделяют отдельную православную цивилизацию с центром в России, отличную от западного христианства по причине своих византийских корней, двухсот лет татарского ига, бюрократического деспотизма и ограниченного влияния на нее Возрождения, Реформации, Просвещения и других значительных событий, имевших место на Западе».

Хантингтон отмечает, что Россия после распада СССР, утратив влияние в мировом пространстве, начинает объединять вокруг себя государства, где государственной религией является православие. Он видит в православии возрожденную идею, которая может заменить идеологию коммунизма. Православие, по его мнению, является новой геополитичесой стратегией России. «Православные страны бывшего Советского Союза занимают центральное место в создании единого российского блока в евразийской и мировой политике. Во время распада Советского Союза все пять этих стран сначала развивались в крайне националистическом направлении, подчеркивая роль вновь приобретенной независимости и дистанцируясь от Москвы». Ученый отмечает, что данные факторы находят отражение в политике ближнего Зарубежья России и стран, которые хотят вернуться к сотрудничеству с Россией: «Однако совсем скоро осознание экономических, геополитических и культурных реалий заставило электорат четырех из этих республик выбрать пророссийские правительства и вернуться к пророссийской политике. Население этих стран обращается к России за поддержкой и защитой. В пятой республике, Грузии, российское вооруженное вмешательство привело к аналогичным сдвигам в настроениях правительства».

Ученый оценивает возрождение православия в России, как идеологическая основа национальной самоидентификации после распада СССР. Он находит в этом историческую основу, которая, по его мнению, находит отражение в политике России. «В России религиозное возрождение является результатом “страстного желания обрести идентичность, которую может дать лишь православная церковь, единственная неразорванная связь с российской 1000-летней историей”». Кроме того, он отмечет религиозные факторы, которые обуславливаются территориальными особенностями России, которая на протяжении исторического процесса вела активные взаимоотношения с исламским миром. Он видит в мусульманстве Центральной Азии противовес геополитической стратегии России «в то время как в мусульманских республиках возрождение аналогично является результатом “самого мощного стремления в Центральной Азии: утвердить те идентичности, которые в течение десятилетий подавляла Москва”». Возможно, эти суждения являются следствием идеологических представлений самого автора, ведь в его работах мы можем неоднократно наблюдать неоднозначное отношение к Исламскому миру.

Он рассматривает регионализацию, которая, по его мнению, является одной из причин сокращения вооружения. «Регионализация является основной причиной сокращений вооружений в России и на Западе, а также увеличения вооруженных сил в других государствах». Хантингтон отмечает, что Россия утратила военную мощь и не в состоянии поддерживать геополитическое влияние как СССР, но по его мнению она продолжает политику своего влияния в ближнем зарубежье: «Россия больше не обладает глобальной военной мощью, но фокусирует свою стратегию и силы на ближнем зарубежье».

Он подводит итог «холодной войны», в результате которой Россия потеряла свое доминирование в мировом пространстве, и следствием этого он видит реставрацию идеологической борьбы западников и славянофилов. «По окончании “холодной войны” Россия снова превратилась в “разорванную страну”, где вновь проявилась классическая борьба западников со славянофилами». Данные процессы он наблюдает в политической деятельности государства, в котором стали зарождаться националистические движения, в которых немаловажную роль играет религиозный фактор. «На протяжении десятилетия, однако, имел место переход от первых к последним, когда вестернизированный Горбачев уступил место Ельцину, русскому по стилю, западному по высказанным убеждениям, которому, в свою очередь, угрожали националисты, призывающие к православной индигенизации России».

В свою очередь исследователь выдвигает гипотезу о стратегических целях НАТО по отношению к России «НАТО появилась одна главная и четкая цель: обеспечить свое существование, не допустив возвращения политического и военного контроля России в Центральную Европу».

Он проводит свои доводы по отношению политики России к НАТО, в которых он отмечает негативное отношение нашего государства, к расширению сферы влияния Североатлантического альянса. Кроме того, он оценивает мнение либерально настроенных деятелей по отношению к данному вопросу. «Россия активно противодействует расширению НАТО, причем те русские, которые даже более либерально и прозападно настроены, утверждают, что эта экспансия значительно укрепит позиции националистических и антизападных сил в России». Также он наблюдает влияние религиозного фактора в геополитической стратегии России в Европе, подчеркивая Россию как центр православной цивилизации «Однако расширение НАТО ограничено странами, которые исторически являются частью западного христианства, что гарантирует России, что оно не коснется Сербии, Болгарии, Румынии, Молдовы, Белоруссии и Украины, пока та остается единой. Кроме того, ограничение роста НАТО принятием только западных стран также подчеркнет роль России как стержневого государства отдельной православной цивилизации, следовательно, страны, ответственной за порядок вдоль границ православия».

Одной из стратегий России ученый видит в исламских государствах, что, по его мнению, имеет исторические корни: «Слабыми исламскими странами, в которых она продолжает в той или иной степени доминировать и куда она будет пытаться не допустить распространения влияния других держав. Россия также ожидает, что мир примет и поддержит такую систему».

Автор отмечает восточные приоритеты политики России, как серьезной стратегии. Он оценивает приоритеты сотрудничества России с Китаем, которые могут служить серьезным оплотом западной цивилизации «Совместными усилиями Россия и Китай способны решающим образом изменить евразийский баланс в ущерб Западу и возродить все те опасения, которые существовали в 1950-х годах относительно китайско-советских отношений».

Збигнев Бжезинский, который является американским политологом, социологом и государственным деятелем польского происхождения в своей книге «Великая шахматная доска» объясняет свое отношение к России. Его рассуждения приходят к тому, что именно преследуют США по отношению к России. В некотором роде он разрушает те иллюзии у части российских политиков, общественных деятелей и политологов, которые, утверждают что, у России нет геополитических врагов и конкурентов.

Он подробно рассматривает ситуацию, сложившуюся после распада СССР в 1991 г., и сразу же формулирует цель американской политики в отношении России, которая звучит следующим образом: «Для Америки эта новая и ставящая в тупик геополитическая ситуация представляет серьезный вызов. Понятно, что незамедлительная ответная задача заключается в уменьшении возможности возникновения политической анархии либо возрождения враждебной диктатуры в распадающемся государстве, все еще обладающем мощным ядерным арсеналом. Долгосрочная же задача состоит в следующем: каким образом оказать поддержку демократическим преобразованиям в России и ее экономическому восстановлению и в то же время не допустить возрождения вновь евразийской империи, которая способна помешать осуществлению американской геостратегической цели формирования более крупной евроатлантической системы, с которой в будущем Россия могла бы быть прочно связана».

Автор оценивает перспективы России: «Хотя концепция «зрелого стратегического партнерства» и ласкает взор и слух, она обманчива. Америка никогда не намеревалась делить власть на земном шаре с Россией, да и не могла делать этого, даже если бы и захотела. Новая Россия была просто слишком слабой, слишком разоренной 75 годами правления коммунистов и слишком отсталой социально, чтобы быть реальным партнером Америки в мире».

Тем не менее, Бжезинский не видит России как крупную державу. «Россия, что едва ли требует напоминания, остается крупным геостратегически действующим лицом, несмотря на ослабленную государственность и, возможно, затяжное нездоровье... Как только она восстановит свою мощь, то начнет также оказывать значительное влияние на своих западных и восточных соседей». Это вызывает у Бжезинского серьезные опасения, так как он крайне опасается возрождения России, как государство имперского типа.

Бжезинский, говоря об американской глобальной системе и проводя различие между ней и имперскими системами старого типа, пишет: «американская глобальная система уделяет гораздо больше особого внимания методам кооптации (как в случае с поверженными противниками - Германией, Японией и затем даже Россией), чем это делали прежние имперские системы. Она, вероятно, широко полагается на косвенное использование влияния на зависимые иностранные элиты, одновременно извлекая значительную выгоду из притягательности своих демократических принципов и институтов». Возможно, в его идеях прослеживается мнение, что американская глобальная система использует не методы прямого управления или воздействия, а только лишь косвенные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...