Национальная безопасность: основные подходы
Термин «национальная безопасность» в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности. Повышенный интерес современного российского общества к вопросам обеспечения национальной безопасности выражается в стремлении разобраться в сущности самого социального явления "безопасность", увидеть его связь с повседневной жизнью, с личными целями, ценностями и интересами. При этом возникает множество вопросов о роли и функциях государства в создании безопасных условий жизни гражданского общества, о взаимоотношениях власти и бизнеса в современной России, полномочиях общества в обеспечении безопасности личности и государства До 1997 г. в России не было единого документа, отражающего концепцию национальной безопасности. Вместо него государство и общество полагались на некий синтез программных заявлений государственных и партийных деятелей, которые отражали национальные ценности, интересы и цели, а также угрозы им. В настоящее время в Российской Федерации активно дорабатывается Концепция национальной безопасности. В процессе разработки концепции, политики и стратегии национальной безопасности их авторы должны придерживаться единого понимания национальной цели, национальных ценностей и интересов.
Разработка научных методов исследования национальной безопасности особенно актуальна для России в условиях ее реформирования, выбора путей развития, усиливающихся угроз самому существованию нации. Ежегодная убыль населения России составляет 750 тыс. человек. Серьезную угрозу представляет экономическая слабость России, слабость государства и неразвитость гражданского общества. Среду безопасности любой страны в значительной мере определяют философско-мировоззренческие взгляды политической элиты на национальную безопасность. Сегодня эти взгляды четко не выражены ни в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, ни в практической политике обеспечения национальной безопасности. Различные политические партии не нашли общего понимания национальных интересов России. Государственные органы заняты разработкой множества "концепций", "политик" и "стратегий" безопасности – военной, экономической, экологической, образовательной, ядерной, общественной, информационной и т.д. Однако все эти "политики" и "стратегии" не опираются на единый концептуальный документ обеспечения безопасности. В существующей Концепции национальной безопасности не отражены главные ориентиры для этих "политик" и "стратегий" – национальные цели и национальные ценности Российской Федерации в XXI в. Отсутствие целеполагания обрекает на провал любую политику. Ибо сама политика – это не что иное, как достижение поставленной цели. Национальные цели и национальные ценности, определенные концептуально, предотвращают ведомственный подход в политике. Сегодня к политике обеспечения национальной безопасности неоправданно относят отраслевые проблемы и заботы. О духовном кризисе российского общества свидетельствуют социологические исследования, проведенные Российским независимым институтом социальных и национальных проблем в марте-апреле 2000 г. Большинство опрошенных респондентов отмечают снижение у россиян таких качеств, как доброжелательность, душевность, искренность, бескорыстие, уважение к женщине и старшим, готовность помочь друг другу. Одновременно социологи отмечают усиление у россиян проявлений агрессивности, цинизма.
В международном плане не оправдались расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных отношений России с окружающим миром; по целому ряду параметров нынешние военные и политические установки НАТО не совпадают с интересами национальной безопасности Российской Федерации, а порой и прямо противоречат им. Особенностью отечественной системы обеспечения национальной безопасности на современном этапе развития страны выступает ее нацеленность на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, законодательное закрепление основных принципов и направлений деятельности основных структурных компонентов этой системы. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года проводится умиротворенная цель геополитической деятельности государства. В ней изложена направленность на договорные отношения, с сокращением и уменьшением военных действий. «Россия в отношениях с международным сообществом опирается на принципы сохранения стабильности и предсказуемости в области стратегических наступательных вооружений, придает особое значение достижению новых полноформатных двусторонних договоренностей по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений». Особым вниманием в данном документе пользуются страны СНГ, так как сферы влияния России на постсоветском пространстве являются неотъемлемой частью геополитической стратегии РФ. «Развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств является для России приоритетным направлением внешней политики. Россия будет стремиться развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств - участников Содружества Независимых Государств в рамках прежде всего самого Содружества Независимых Государств, а также Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества, оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами - участниками Содружества Независимых Государств».
Неотъемлемой частью геополитической стратегии России является взаимоотношения с Европейским континентом. В целом миротворческая направленность отражается в стратегии России в Европе. «Россия готова к развитию отношений с Организацией Североатлантического договора на основе равноправия и в интересах укрепления всеобщей безопасности в Евро-Атлантическом регионе, глубина и содержание которых будут определяться готовностью альянса к учету законных интересов России при осуществлении военно-политического планирования, уважению норм международного права, а также к их дальнейшей трансформации и поиску новых задач и функций гуманистической направленности.» В целом данная стратегия подтверждает и поддерживает международное право: «В сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов». Отечественная система обеспечения национальной безопасности остро нуждается в разработке научно-методических основ своего функционирования. Зарубежный опыт функционирования систем обеспечения национальной безопасности может быть использован в практической работе при планировании деятельности органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Заключение
Анализ научной разработки темы исследования показывает, что как в зарубежном, так и в отечественном научном сообществе точки зрения на данную проблему только начинают складываться в XIX в, развиваясь в ХХ веке от публицистического интереса к профессиональным исследованиям. Проблема геополитических интересов России как фактора политического процесса происходит в углубленном исследовании, так как современный мир динамично меняется.
В данной работе представлялось развитие отечественной и зарубежной геополитики и концепций геополитических интересов России, происходящие под влиянием социальных и политических трансформаций идей исследователей. Также немаловажным является и развитие России в геополитике, что отражается в работах ученых и публицистов. Если западные исследования в основном шли параллельно политической стратегии государства, в котором проживал автор, то отечественная мысль не всегда отражала идей, заданные государством. Так, например русская эмиграция не поддерживала коммунизм, и по своим убеждениям оставалась консервативно настроенной. Характеризуя геополитические интересы России в интерпритации русских и зарубежных геополитиков, мы должны отдавать себе отчет, что в понимании данной проблематики нужно подходить с принципов объективизма. На основе анализа сложившихся научных школ и нового знания о геополитических интересах России и их роли и места в структуре современного политического процесса. В определении геополитического интереса, как в истории, так и в современности мы можем прийти к выводу, что мнение авторов часто было неоднозначным, так как это обуславливалось идеологическими предпочтениями исследователей, и государства в котором они находились, их социального статуса, временных рамок, которые также играют немаловажную роль в геополитике. Изучение вопросов интерпритации геополитических интересов России у отечественных и зарубежных геополитиков будет всегда востребованным. Политические процессы нашей страны и всего мира постоянно изменяются, вместе с ними трансформируются теории геополитиков. Список литературы
1. Баранов Н.Н. Срединная Европа Фридриха Наумана: становление концепции. (Электронный ресурс) http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0065(01_$03-2009) 2. Бердяев Н.А. Евразийцы «Евразийский вестник». Книга Четвертая. Берлин, 1925 г: (Электронный ресурс) http://www.vehi.net/berdyaev/evrazis.html#_ftn1 3. Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М., 1998 г. 4. Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997 г. 5. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 2000 г. 6. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992 г. 7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991 г. 8. Дугин А.Г. Основы Геополитики. М., 2001 г. 9. Ильин Н.А. Наша задача. Собр. соч. в 10 т. Т. 2, кн. 1-2, М., 1993 г. 10. Колосов B.A., Туровский Р.Ф. Геополитическое положение России на пороге XXI века: реалии и перспективы. / Полис, 2000, № 3. (Электронный ресурс) http://www.i-u.ru/biblio/archive/kolosov_geopolitpolozrossii
11. Концепция внешней политики Российской Федерации. // Независимая газета. 2000. 11 июля. 12. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24. 13. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995г. 14. Независимая газета. 2000. 12 июля. 15. Плешаков К.В. Компоненты геополитического мышления // Международная жизнь. М., 1994 г. № 10. 16. Михен А. Интерес Америки в морской мощи; настоящее и будущее. (Электронный ресурс): http://www.grinchevskiy.ru/19/soedinennie-shaty-smotrat.php 17. Послание Президента РФ Федеральному Собранию "Какую Россию мы строим?" //Независимая газета. 2000.11 июля. 18. Пирумов B.C. Некоторые аспекты методологии исследования проблем национальной безопасности России в современных условиях // Геополитика и безопасность. М., 1993г. 19. Савицкий П.Н. Утверждения евразийцев// «Географические и геополитические основы евразийства». М., 1997 г. 20. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М., 1996г. 21. Солоневич И.Л. Народная империя. М., 1991г. 22. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 (Электронный ресурс) http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html 23. Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. – М., 2000г. 24. Трубецкой Н.С. Европа и Человечество: София, 1920г. (Электронный ресурс) http://oboguev.tripod.com/nstev.htm 25. Хаусхофер К. О геополитике: Работы разных лет. М., 2001 г. 26. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|