Антимонопольная политика и конкуренция в Республике Беларусь
Конкуренция является одной из составных частей успеха на рынке, основным инструментом управления рыночной экономикой. Под свободной конкуренцией понимается законодательно гарантированная свобода деятельности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности или размеров предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой имеется целый ряд нормативных (законодательных) актов, создающих правовой коридор для развития конкуренции. Становление антимонопольного регулирования в Беларуси происходит в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците, углубляющемся экономическом кризисе. Необходимость его обусловили: 1) высокий уровень концентрации и слабая диверсификация производства; 2) преобладание крупных чистых монополий - единственных производителей; 3) формирование квазирыночных структур; усиление злоупотреблений доминирующим положением на рынке со стороны отдельных хозяйствующих субъектов, чему способствовали распад хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, расстройство финансовой и денежно-кредитной систем, сокращение объемов производства, стагнация в инвестиционной сфере, потеря управляемости экономикой, отсутствие четкой классификации видов монополий. В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику и местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста. Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами. В настоящее время уже определено около 30 позиций услуг и 100 товарных групп, по которым необходимо вести постоянное наблюдение на областных товарных рынках и применять ту или иную форму государственного регулирования. Для ограничения монополистической деятельности и устранения доминирующего положения, хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и в г. Минске, функционально подчиненные Министерству. Объектами государственного антимонопольного регулирования являются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках республики, включенные в Государственный реестр [11с.9]. Доминирующее положение на рынке Беларуси определяется как исключительное положение хозяйствующего субъекта, которое дает ему возможность самостоятельно или совместно с другими хозяйствующими субъектами диктовать условия потребителям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам либо иным образом ограничивать конкуренцию. Данные о количестве доминирующих предприятий по отраслям представлены в таблице 3.
Табл. 3 Предприятия, занимавшие на рынке доминирующее положение, в 2002 году [13].
Характеризуя ситуацию, сложившуюся в РБ в области демонополизации и развития конкуренции, следует отметить следующие закономерности. Во-первых, высокий уровень монополизации по отдельным видам выпускаемой продукции (АО "Горизонт" - выпускающий телевизоры, АО "МЗХ" - холодильники, АО МТЗ - тракторы и т.д.). Во-вторых, государственный сектор экономики остается преобладающим, в то время как класс собственников только формируется. В-третьих, созданные в процессе разгосударствления структуры типа концернов, ассоциаций и других организаций нового типа во многом определяют положение на рынке и отрицательно влияют на развитие конкуренции. В-четвертых, государственное регулирование цен на товары естественных монополий приводит к необоснованному росту цен практически во всех отраслях народного хозяйства. И последнее, антимонопольная политика пока не получила должной поддержки со стороны ряда органов государственного управления. Таким образом, экономическая ситуация в РБ не в полной мере способствует развитию конкуренции в силу медленной перестройки хозяйственного механизма и сложившейся на рынке ситуации. В Беларуси основным документом, регламентирующим конкурентные отношения, является Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (введен 1 марта 1993 года). Кроме этого закона антимонопольная политика РБ регулируется и другими законодательными актами: Законами РБ "О предприятиях", "Об аренде", "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности" (данный закон пока частично пересматривается), "О предпринимательстве", "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью", "О ценных бумагах и фондовых биржах", "О товарных биржах", "Об инвестиционной деятельности", " О защите прав потребителей", а также рядом постановлений Совета Министров РБ. Первым государственным органом по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности и созданию нормальных условий конкуренции в РБ стал образованный в 1992 году Государственный комитет РБ по антимонопольной политике, преобразованный впоследствии в Министерство по антимонопольной политике. Его основные задачи сводились: к разработке и осуществлению мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности, к осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РБ, к содействию созданию конкурентной сферы и развитию предпринимательства, к контролю в пределах своей компетенции за выполнением законодательства о защите прав потребителей [4].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|