Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений




Подраздел 3, Гл. 23 – 26, 26.1, 26.2

Это одна из разновидностей гражданского судопроизводства, отличаются от искового тем, что данные дела возникают из вертикальных отношений, в которых участвует властный субъект (орган государственной власти местного самоуправления и тд)

Два аспекта деятельности:

  1. законотворческая деятельность
  2. правоприменительная

Законодатель отдельно выделил в качестве объекта судебной защиты избирательные права и право на участие в референдуме (гл. 26), дела, связанные с размещением иностранного гражданина, подлежащего ремиссии в специальном учреждении (26.1), дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Общие положения регулируются гл. 23 ГПК

  1. По правовой природе данные дела представляют собой судебный контроль за деятельностью других ветвей власти: законодательной, в ограниченных законом случаях (могут быть проверены только нормативные акты ниже уровня ФЗ, ФЗ в судах общей юрисдикции не проверяются)
  2. Решения и действия органов исполнительной власти

Контроль последующий

  1. Дела возбуждаются по заявлению заинтересованного лица, чьи права нарушаются нормативным актом, действием, решением должностного лица
  2. Закон запрещает применение норм о заочном производстве
  3. Судом может быть предусмотрена в качестве обязательной явка представителя государственного органа либо должностного лица, чьи действия обжалуются
  4. Законом не предусмотрена обязательность предварительного судебного рассмотрения
  5. Суд не связан основаниями и доводами, которые содержаться в заявлении, имеет право проверить акт либо действие на соответствии его закону
  6. Распределение бремени доказывания: законность действий обязан доказывать должностное лицо либо орган государственной власти
  7. Суд имеет право истребовать необходимые доказательства не только по заявлению заявителя, но и по собственной инициативе
  8. Если при принятии заявления суд обнаруживает спор о праве под видом оспаривания решения либо действия, суд должен оставить заявление без движения и разъяснить заявителю необходимость составления искового заявления, после чего суд возбуждает дело в порядке искового производства. Если нарушается правило подсудности, возвращается заявление и разъясняется порядок обращения в другой суд
  9. Производство о признании нормативного акта недействительного полностью либо в части

Постановление Пленума от 29 ноября 2007 г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных актов полностью либо в части»

Могут быть оспорены н-п акты, уровень которых ниже ФЗ, подлежат оспариванию по основанию несоответствия другому н-п акту, имеющему большую юридическую силу (кроме Конституции РФ). Отдельные подзаконные н-п акты могут быть проверены только на соответствие Конституции. Оспаривание конституций и уставов субъектовРФ невозможно в порядке гл. 24, т. к. данные акты должны соответствовать Конституции, могут проверяться только в порядке конституционного судопроизводства.

При наличии в субъекте Конституционного либо уставного суда, суды общей юрисдикции также не вправе рассматривать дела о проверке соответствия законов субъектов РФ и н-п актов других органов субъекта конституции субъекта или устава субъекта. Если такой суд не создан, рассмотрение таких дел производится судами общей юрисдикции, за исключением случаев, если такие дела не переданы КС РФ по договору о разграничении предметов ведения между субъектом РФ и РФ

Признаки нормативности

  1. Наличие правила поведения, обязательного для определенного круга лиц
  2. Рассчитан на многоразовое применение
  3. Регулируют определенную группу отношений
  4. Принят соответствующим органом или должностным лицом, в установленном законом порядке, опубликован, должен вступить в силу

Подведомственность ст. 251 ч. 4. все указанные дела рассматриваются только федеральными судами. Областные суды – об оспаривании н-п актов государственной власти субъектов РФ. Все оставшиеся дела отнесены к ведению районных судов. Данные правила не могут быть изменены соглашением сторон

Право обращения: лица, граждане, организации, считающие, что таким актом нарушаются их права и свободы, прокурор, иные лица в защиту интересов других лиц в случаях, предусмотренных законом. Прокурор по данной категории дел является обязательным участником процесса

Специальные правила предусмотрены для должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. Они обращаются в суд в порядке гл. 24, если оспариваемым актом нарушается их компетенция

Органы местного самоуправления могут подавать заявление не только по мотивам нарушения компетенции, но и по основаниям нарушения других прав местного самоуправления, установленных ФЗ «Об общих гарантиях местного самоуправления»

Содержания заявления

Ст. 131 ГПК, 251. К заявлению должна быть приложена копия н-п акта, должен быть указаны СМИ, источник, где был опубликован н-п акт, дата опубликования, в чем нарушается право заявителя, какому акту противоречит оспариваемый н-п акт. Приобщаются копии заявления, документы, подтверждающие уплату государственной пошлины, доверенность либо иной документ, подтверждающая полномочия представителя

Несоблюдение формы: оставление заявления без движения, установление разумного срока для устранения недостатков.

Судья должен отказать в принятии заявления:

  • если заявление не подведомственно суду общей юрисдикции
  • из заявления с очевидностью следует, что оспариваемый н-п акт не затрагивает их права и свободы
  • заявление подано в защиту прав и свобод другого лица лицом, не имеющего права обращаться в суд с заявлением о защите прав неопределенного круга лиц (профсоюзные организации)
  • в заявлении оспаривается проект н-п акта, если оспаривается не вступивший в силу, либо утративший силу, либо отмененный н-п акт
  • имеется вступившее в законную силу решение суда, которым уже была проверена законность того же самого н-п акта
  • оспаривается содержание части н-п акта, которое дословно воспроизводит положения н-п акта, требование об оспаривании которого не подведомственно суду общей юрисдикции

При рассмотрении дела суду необходимо соблюдать сроки: ВС - 3 месяца, другими судами – в течение 1 месяца

Суду следует установить в соответствии с истребованными н-п актами порядок принятия акта данным органом, обязан определить имел ли право данный орган принимать н-п акт или нет, проверить соблюдена ли правовая форма, в которой данный акт может быть принят данным органом, должен проверить соблюдены ли предусмотренные законом правила введения оспариваемого акта в действие, в том числе правила опубликования данного акта. Несоблюдение любого из этих требований дает суду право вынести решение по признанию этого акта не действующим, без проверки соответствия данного акта вышестоящему. Акт признается не действующим также если оспариваемый акт принят по вопросу, который не мог быть урегулирован данным н-п актом

Особенности решения: если акт признан не соответствующим вышестоящему н-п акту, то суд по общему правилу признает данный акт не действующим с момента вступления решения в законную силу либо со дня принятия оспариваемого акта, с момента, когда акт вошел в противоречие с н-п актом, имеющим большую юридическую силу

Если н-п акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций суд может признать его не действующим именно со дня вступления решения суда в законную силу

Решение суда должно быть опубликовано, в том же самом официальном источнике, в котором был опубликован признан не действующим н-п акт

Гл. 25 ГПК

Постановление Пленума ВС от 10 февраля 2009 г. №2 по главе 25

Структура ответа на экзамене:

  1. Общая характеристика вида судопроизводства, к которому относится данное дело
  2. Особенности по порядку обращения в суд, сроков, заявления (в том числе название заявления, содержание, документы к заявлению, уплата гос. пошлины)
  3. Подведомственность дела, подсудность
  4. Особенности рассмотрения (срок, состав суда, право суда выходить за пределы заявленных требований, распределение обязанности по доказыванию)
  5. Особенности решения (содержания, вынесение)

Год

Особое производство

Подраздел 4, гл. 27 – 38

Гл. 27 – перечень дел

  1. установление наличия либо отсутствия юридических фактов, имеющих правовой характер
  2. изменение правового положения субъектов гражданских отношений
  3. определение правового статуса указанных субъектов

Объект судебной защиты – законные интересы. Должна быть указана цель, для чего необходимо установление того или иного юридического факта

Субъекты – заявитель и заинтересованные лица

Производство возбуждается путем подачи заявления, данные дела рассматривает судья единолично, районный суд

Размер государственной пошлины установлен в твердой сумме для граждан – 200 рублей

Ст. 263 ч. 3 если суд при принятии решения устанавливает наличие спора о праве, данное заявление оставляется без рассмотрения, сторонам разъясняется право разрешения спора в исковом производстве

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...