Раздел 2. Контрольные задания
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Вариант I 1. В данном ряду слов укажите те из них, в которых согласные перед е произносятся твёрдо. Бенефис, вельвет, каравелла, вернисаж, бифштекс, антенна, пелерина, бутерброд, пастель, вернисаж, модерн, тезис, капелла, темп, тенденция, тент, купе, термос, турне, пеленг, гротеск, вариант.
2. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение. Обходно́й – обхо́дный, сло́женный – сложённый, переносно́й – перено́сный, подвижно́й – подви́жный, прибли́женный – приближённый, призывно́й – призы́вный.
3. Объясните ошибочные ударения в глаголах. 1. Хорошо, что наш слушатель подня́л этот вопрос. 2. Если у кого-то сложи́тся мнение, что фермеру живётся легко, не верьте этому. 3. Два удостоверения вру́чено участникам боев в Чечне. 4. Э́ксперты работают над документами, мо́гущими стать основой для соглашения. 5. Сняты все ограничения на информацию. 6.Курсы по плетению из лозы нача́ли уже занятия. 7. Спортивная общественность давно жда́ла этого разговора.
4. Объясните ошибочные ударения в существительных и прилагательных. 1. Принят проект закона о та́можне. 2. Вы можете приобрести эту продукцию на оптовых складах. 3. Усилия окупятся сто́рицей. 4. Обратимся к завсегдата́ям этого бара. 5. На пальца́х это сложно всё объяснить. 6. Не удалось перенести мятеж в солдатские казармы, кубрики, шта́бы. 7. Иоанн Златоуст – это, наверное, самый известный из учителе́й церкви. 8. Подбежавшие боевики – молодые ребята, крепко сло́женные. 9. На выставке представлены иконы современной школы ико́нописи. 10. Они отрицают догматы церкви.
5. Пользуясь словарём русского языка С.И. Ожегова, определите, чем различаются синонимы. Варианты ответа:
1 – оттенками значения; 2 – первое является общеупотребительным, остальные – разговорными, эмоционально окрашенными; 3 – первое слово является общеупотребительным, второе – устаревшим. I.1. Глаза – очи. 2. Глупый – тупой, пустоголовый. 3. Отметка – оценка, балл. 4. Синий – васильковый, голубой. 5. Войско – рать. 6. Идти – плестись, семенить. 7. Уроки – занятия. 8. Старуха – старушенция, старушонка, бабуся. 9. Рот – уста. 10. Спать – дрыхнуть. II.1. Большой – огромный, громадный, гигантский. 2. Ребёнок – малолеток, карапуз, малявка. 3. Шапка – шляпа, кепи. 4. Лоб – чело. 5. Разиня – растяпа, ротозей, шляпа. 6. Лодка – челн. 7. Хороший – прекрасный, отличный, превосходный, отменный. 8. Палец – перст. 9. Понимать – соображать, кумекать. 10. Метель – вьюга, буран.
Ответы
6. Укажите слова, употреблённые ошибочно в результате смешения паронимов. Исправьте предложения. 1. Общество возросло на миллион человек. 2. В редакционной почте в декабре наблюдался самый большой приток писем о плохой работе энергетиков. 3. Мне необходимо пойти в библиотеку и составить списки рекомендательной литературы. 4. Весь иллюстрированный материал основных положений диссертации представлен в приложении. 5. Героический проступок, совершённый разведчицей, был описан в повести известного писателя.
7. Объясните и исправьте лексические ошибки. 1. При таком отношении к народному добру не стоит уповать на то, что витрины забиты импортными товарами. 2. Постараемся сделать всё, что от нас возможно. 3. Это была программа с безусловными условиями, которые нужно выполнять обоим сторонам. 4. Я с опасностью думаю о том, что нам нужно менять стереотипы. 5. Эти факторы не будут играть определяющего значения. 6. Банки сегодня вышли на передовую арену жизни нашего общества. 7. Группа солдат совершила побег с гауптвахты в соседской Пермской области. 8. Это соревнование состоялось благодаря кооперативным усилиям многих стран. 9. Несмотря на то, что там делаются все профилактические меры, леса горят. 10. Только объединившись, мы можем нормально процветать, как всегда процветала Россия.
8. Объясните и исправьте ошибки в смысловой сочетаемости слов. 1. Полной финансовой самостоятельности у нас быть не может. Так в чём же проблематика вашей школы? Проблематика в финансировании: не хватает денег, помещений. 2. Верховный суд вынес смертельный приговор. 3. Достаточно высокий уровень подготовки был проведён. 4. Деятельность этих проектов жёстко активизируется. 5. Ещё в начале этого года наш завод никакой приватизации не принадлежал. 6. Это очень уникальное изобретение отечественного врача. 7. Обрез был приспособлен для стрельбы из мелкокалиберных патронов. 8. Группа «Чайф» вернулась из пространного турне по российским городам. и были из9. Наше училище было базисом, главным в области: почти все шве нашего училища. 10. Эта эпоха реформ олицетворяется с именем Столыпина. 11. Отец большинство своего времени проводил на пашне. 12. Уровень жизни большинства населения уменьшается.
9. Распределите существительные по группам в зависимости от их рода. Варианты ответа: 1 – существительные общего рода; 2 – существительные женского рода. I.1.Гражданка. 2.Непоседа. 3.Узбечка. 4.Иностранка. 5.Хвасутнишка. 6.Балаболка. 7.Недоучка. 8.Ткачиха. 9.Трудяга. 10.Ябеда. II.1.Самоучка. 2.Зевака. 3.Скрипачка. 4.Экономка. 5.Мачеха. 6.Неряха. 7.Сладкоежка. 8.Выскочка. 9.Внучка. 10.Зазнайка.
Ответы
10. Замените формы единственного числа на формы множественного числа и поставьте ударение. Паспорт, договор, вексель, профессор, штемпель, офицер, ректор, торт, повар, инспектор, конструктор, столяр, слесарь, бухгалтер.
11. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа и запишите их. Полотенце, блюдце, седло, сверло, солнце, весло, плечо, ружьё, кольцо, зеркало, устье.
12. Образуйте краткую форму от приведённых ниже прилагательных. Укажите возможные варианты. Двойственный, современный, невежественный, мелочный, надменный, торжественный, безвольный, длинный, таинственный. 13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) у подмастерьев 2) свыше четыре тысячи метров 3) не дремли на уроке 4) новые паспорта
14. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами. 1. Пароход с (850 отдыхающих) вышел в рейд. 2. Лагерь находился в (1670 километров) от границы. 3. Мы прошли свыше (2500 километров) за время дрейфа. 4. Из (892 участника) съезда иногородних больше половины. 5. К (1219 участников) соревнования присоединились спортсмены, приехавшие из других городов.
15. Выберите нужную форму сказуемого. Объясните свой выбор. 1. Бар-дискотека (открыт, открыта) всю ночь. 2. Пресс-папье (предназначен, предназначено) для придавливания лежащих на столе бумаг. 3. Пресс-форма (предназначен, предназначена) для отливки изделий из металлов и пластмасс. 4. Кресло-кровать (стояло, стояла) посередине комнаты. 5. Женщина-хирург (выполнил, выполнила) сложную операцию на сердце. 6. Музей-квартира поэта (открылся, открылась) после реставрации. 7. Плащ-палатка уже (был сложен, была сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак. 8. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 9. Вагон-лаборатория (стоял, стояла) на запасных путях. 10. Гостям хлеб-соль (понравился, понравилась).
16. Согласовывая подлежащее со сказуемым, выберите вариант, соответствующий норме. 1. Тысяча книг … (поступила, поступили) в районную библиотеку. 2. Сотня спортсменов … (разбежались, разбежалась) по стадиону в разные стороны. 3. Роман-газета …(опубликовал, опубликовала) повесть известного писателя. 4. Большинство студентов нашей группы … (ездило, ездили) на экскурсию в Новгород. 5. У нас учится много иногородних студентов, большинство из которых … (живёт, живут) в общежитии. 6. Двое мужчин … (подошли, подошло) к остановке. 7. 21 студент … (подали, подал) заявление в профком. 8. СМИ … (провело, провели) однодневную акцию протеста.
17. Откройте скобки, запишите словосочетания с данными словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления. 1. Уверенность (свои силы) – вера (победа). 2. Отзыв (книга) – рецензия (книга). 3.Обрадоваться (победа) – обрадован (победа). 4. Рассердиться (неуместная шутка) – рассержен (глупая выходка). 5. Удивляться (исключительные способности) – удивлён (исключительные способности). 6. Обращать внимание (недостатки) – уделять внимание (каждый клиент). 7. Предостеречь (опасность) – предупредить (опасность). 8. Превосходство (противник) – превосходить (противник). 9. Препятствовать (развитие) – тормозить (развитие). 10. Различать (плохое и хорошее) – отличать (плохое и хорошее). 11. Восхищаться (его смелость) – преклоняться (его смелость). 12. Усваивать (язык) – овладевать (профессия). 13. Опираться (помощь) – базироваться (результаты). 14. Платить (проезд) – оплачивать (проезд). 15. Преисполнен (решимость) – проникнут (отвага). 16. Свойственно (этот человек) – характерно (этот человек).
18. Прочитайте предложения, выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (управление). 1) Согласно … ректора всем студентам А.распоряжению необходимо пройти флюорографический Б.распоряжения осмотр. 2) Вопреки … погода в День Победы была А.прогноза без дождей. Б.прогнозу 3) По … экзаменационной сессии необходимо А.окончании все ведомости сдать в деканат. Б.окончанию 4) Не забудьте по … из командировки сдать А.приезду документы. Б.приезде 5) Руководитель написал очень хороший А.на мою отзыв …. курсовую работу Б.о моей курсовой работе 6) В журнале «Наука и жизнь» напечатана А.на статью экстрасенса рецензия …. В.Григорьева Б.о статье экстрасенса В.Григорьева 7) Какова ваша точка зрения …? А.по этой проблеме Б.на эту проблему 8)Назовите, какие черты характерны … А.политическим лидерам Б.для политических лидеров
19. Объясните и исправьте ошибки в управлении. 1. Свою оценку на случившееся дают эксперты. 2. Губернатор заострил внимание президента на то, что Свердловская область остаётся в худшем положении по бюджетному обеспечению. 3. Ввиду с сокращением рейсов у нас интервал движения восемнадцать минут. 4. «Красный крест» невозможно разорвать от медицины. 5. Мне хотелось подчеркнуть о том, что интерес к этому есть и у наших предпринимателей. 6. Кубинский народ встречает сорок первую годовщину революции с верой в успех и оптимизмом в будущее. 7. Благодаря вас у нас есть возможность по понедельникам рассказывать о своей организации. 8. Эта фотография позволяет определить о том, что лётчик пытается вывести самолёт из сложного положения. 9. Он старается передать читателям боль и тревогу этим отвратительным явлениям жизни. 10. Я приветствую всех, кто включил радио на нашу волну. 11. Перу Толстого достойно описание этого эпизода. 12. Повторю информацию, которую я говорил утром.
20. Устраните ошибки, вызванные нарушением норм управления. 1) Заявление было написано на имя заведующего лаборатории. 2) Бедность многих людей и пороки в обществе побуждают Раскольникова на убийство. 3) Нас часто упрекают в том, что мы не всегда добросовестно работаем. 4) Критерий оценки деятельности МВД является раскрываемость преступлений. 5) Результаты опыта подтверждают о наших предположениях. 6) В газете опубликована рецензия о премьере балета. 7) В отзыве на книгу обязательно должны быть указаны её выходные данные.
21. Укажите предложения с грамматической ошибкой. 1. Благодаря поддержке родных и друзей мне удалось преодолеть трудности. 2. Потерянное время пришлось возместить усиленной работой. 3. Отечественный производитель ещё не учитывает и ослаблен инфляцией в условиях свободного рынка. 4. Не надо верить слухам.
22. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Выбирая стиль одежды, 1) это занимает много времени. 2) руководствуйтесь определёнными правилами. 3) подчёркивается индивидуальность. 4) большую роль играет цвет.
23. Объясните и исправьте синтаксические ошибки. 1. Чтобы предприятие возродилось, первым этапом – это нормальное финансирование. 2. Я немножко хочу остановиться о своей первичной организации. 3. Первого сентября наши студенты сели за парты, за столы и стали изучать и готовиться к своей профессиональной деятельности. 4. На наше обращение столько много слушателей нам позвонили. 5. Таким образом удалось избежать возможную техногенную катастрофу. 6. Цифры обращаемости к врачам я в самом начале выступления говорил. 7. Это книга о тех испытаниях, которые выпали в нашей истории. 8. Он приветствовал взаимодействие государств как на политическом, так и военном уровнях. 9. Его электорат не идут на поводу у коммунистов. 10. Никакого решения по результатам слушания предприниматься не предполагается. 11. Эта школьная методика может вызвать только стойкое неприятие к литературе вообще. 12. Исследования наши показывают о большой роли педагогов в этом процессе.
24. Найдите в данных предложениях ошибки, объясните, чем они вызваны, исправьте их. 1. Перед нами новая интересная игрушка для детей из пластмассы. 2. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии. 3. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевлённым предмета с целью повышения их выразительности и эмоциональности. 4. Иванов отказался со всеми студентами сдавать экзаменационную сессию. 5. Кутузов, как показал Л.Н.Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 6. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 7. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена. 8. Можно без преувеличения сказать, что в столице садовников и огородников миллионы. 9. Шестилетним деревенским мальчишкой он бежал босиком по распутице, чтобы увидеть вблизи севший самолёт. 10. Бурное обсуждение вызывает вопрос о способности студента быть старостой группы по медицинским показаниям. 11. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 12. Её отец начинал булочникам, но впоследствии сколотил себе немалое состояние, торгуя зерном с братом.
25. Перепишите предложения в отредактированном виде. 1. Это серьёзный, вдумчивый, интересный документ. 2. Цена должна быть дешевле. 3. Насытить товар нашим отечественным ассортиментом – задача непростая. 4. Наши производственники ещё не научились считать, считать, ну, эффектно. 5. 61-ый год сыграл поворотный момент в нашей истории – конец оттепели. 6. Все эти истории со сбором подписей – нарушение закона. 7. Здесь можно наслаждаться не только солнцем и морем, но и посетить исторические достопримечательности. 8. Мы закупаем продукцию, которая более нужнее покупателям. 9. Для операции требуется кровь пятиста доноров. 10. Вы видите, какая вопиющая санитария находится вокруг нас. 11. Мнение это приобретает всё более распространённый характер. 12. Заполнять такой бюджет – подписать самому себе смертельный приговор. 13. Когда суд решает вопрос отношений между физическими людьми, он должен судьбу этого человека конкретного защищать, а не интересы большинства. 14. В России гендерная ассиметрия. 15. Какой порядок труда и отдыха в древнем в Израиле, который способствовал освобождению народа от физического и психического изнурения?
Вариант II 1. В данном ряду слов укажите те из них, в которых допускается твёрдое и мягкое произношение согласных перед е. Декольте, бейрутский, тостер, декан, деканат, полонез, сессия, сонет, сейф, декольте, террор, претензия, бассейн, тембр, бактерия, трек, термометр.
2. Поставьте ударение в приведённых ниже именах прилагательных. Употребите их в сочетаниях с существительными. Зубчатый, оптовый, кухонный, значимый, грунтовый, домовый, сливовый, августовский, кедровый, украинский.
3. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение. Соверше́нный – совершённый, исте́кший – истёкший, развито́й – ра́звитый, запасно́й – запа́сный.
4.Объясните ошибочные ударения в глаголах. 1.Сегодня губернатор вручит Демидовские премии. 2.Сюда был сослан декабрист Ивашов, к нему прибыла француженка Камилла. 3.Из этого документа взяты основные положения для соглашения. 4.В референдуме приняли участие шестьдесят процентов избирателей. 5.Памятуя его атаки, сейчас становится страшно за матч (обратите внимание на неправильное употребление деепричастного оборота.–Авт.) 6.Только здравый смысл.
5.Объясните ошибочные ударения в существительных, прилагательных, местоимениях и предлогах. 1.Из-за дороговизны горючего они отказались от машинной уборки хлопка. 2.Вы правы, эта фраза Горчакова выражает сами основы нашего кризиса. 3.Это было вопреки моим предупреждениям. 4.А школа, где дети сироты, тоже может предложить выставку. 5.Этот шампунь «Ворожея» содержит чудесный комплекс витаминов. 6.Это ещё один образчик ранней лирики поэта. 7.Заводчане активно участвуют в восстановлении Даниловой пустыни, вознесшей свои стены над озером. 8.Биржа перешла на пятидневный режим торгов. 9.Для приготовления лосьона берут фарфоровые чашечки. 10.К нам обращаются люди, страдающие болями в области сердца.
6. Объясните различия между словами, которые являются паронимами. Составьте с ними словосочетания или предложения. Безответный – безответственный, двойной – двойственный, осудить – обсудить, подпись – роспись, усвоить – освоить, боязливо – боязно, описка – отписка, сытый – ситный, поступок – проступок, контакт – контракт, гордыня – гордость, преемник – приемник.
7.Объясните и исправьте лексические ошибки. 1. Мы не бросаем руку со старыми партнерами. 2. Мы уповаем к нашему высшему руководству, что искусство нельзя включать в рынок полностью. 3. Моя династия не единая в городе, есть ещё несколько. 4. Психология наших дельцов имеет большую роль, их желание быстрого обогащения. 5. В Свердловске прошло моё детство и юношество, моё образование. 6. Проблемность состоит в том, что школьные музеи тают на глазах, исчезают. 7. Света, вы заняли первую премию. 8. Они сбывают сельдь по более дешёвым ценам. 9. Сегодня принимается энергичный и достаточно полный комплекс мер по устранению этой ситуации.10. Турция проявила решительность бороться за островок до конца.
8. Объясните и исправьте ошибки в смысловой сочетаемости слов. 1. Угон такси, ножевое ранение из хулиганских побуждений, абсолютно не поддающееся логике убийство. Да, к сожалению, всё это – типаж наших дней. 2. Общими усилиями мы можем сократить уровень этой инфекции. 3. Магазин «Вавилон» проводит продажу дублёнок великолепного качества по очень дешёвым ценам. 4. У собаки висящие большие уши и губы. 5. Давай зайдём в банк, ты сам убедишься, как он работает. 6. Он работал на химическом заводе и украл с вышеперечисленного завода слиток серебра. 7. В своей передаче вы затрагиваете проблематичную, целевую, перспективную задачу – охраны здоровья. 8. Выступая на открытии этого выдающегося события, премьер-министр говорил о высоком уровне цивилизации майя. 9. К сельскому здравоохранению отношение второстепенное. 10. В рамках стандартной традиционной логики проистекает обычная наша жизнь. 11. Дрова, уголь тогда врукопашную носили, энергия дорогая была. 12. Теория в книге была изложена так, чтобы восполнить проблемы школьного обучения.
9. Определите род несклоняемых имён существительных. Каким правилом вы руководствовались при определении рода таких существительных? Варианты ответа: 1 – существительное мужского рода, потому что обозначает лицо мужского пола, животных или является географическим названием, которое соотносится с нарицательным существительным мужского рода; 2 – существительное женского рода, потому что обозначает лиц женского пола или же является именем и фамилией женщин, а также географическим названием, соотносится с нарицательным существительным женского рода; 3 – существительное среднего рода, потому что оно является неодушевлённым или же обозначает географическое название, соотносимое с нарицательным существительным среднего рода. I.1.Чикаго. 2.Шоссе. 3.Ателье. 4.Мадемуазель. 5.Пони. 6.Мэри. 7.Пенсне. 8.Такси. 9.Перу. II.1.Жюри. 2.Гоби (пустыня). 3.Шимпанзе. 4.Миссисипи. 5.Танго. 6.Фламинго. 7.Фрау. 8.Хуанхэ (река). 9.Купе.
Ответы
10. Образуйте от данных существительных формы множественного числа именительного падежа, поставьте ударение. Инструктор, корректор, редактор, аптекарь, кочегарка, небо, доктор, тенор, желоб, жемчуг, сторож.
11.Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа и запишите их. Боярин, варежка, макароны, вафля, пашня, баня, туфля, ладонь, чулок, носок, вишня.
12.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) у турок 2) съезди отдохнуть 3) красивые торты 4) более удобнее
13.Образуйте краткую форму от приведённых ниже прилагательных. Укажите возможные варианты. Несомненный, подменный, победный, обыкновенный, пустынный, забавный, ответственный, злобный, безответственный.
14. Выберите нужную полную или краткую форму имени прилагательного. Дайте стилистическую характеристику возможных вариантов. 1. Изменение графика отпусков (нежелательно, нежелательное). 2. Данная проблема при сложившихся обстоятельствах оказалась (неразрешима, неразрешимая, неразрешимой). 3. Учитель был (добрым, добр, добрый) к ученикам. 4. Каждый работник (ответствен, ответственен) за порученное ему дело. 5. Новый гимн (торжествен, торжественен). 6. Работа (несвободна, несвободная) от недостатков.
15. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами. 1. В кассе не хватало (2385 рублей). 2. Книга была издана в (2004 год). 3. Библиотека пополнилась (9500 книг). 4. Воздух был наполнен (1000 свистов). 5. Появилась новая серия пособий с (6475 чертежей).
16. Вспомните, как определяется род сложносокращённых слов. Заполните пропуски в формах сказуемого. 1. МГУ прове… всероссийскую конференцию по вопросам экологии. 2. СМИ России был… представлен… ведущими телеканалами и газетами. 3. МКАД построен… два года назад. 4. ООО «Антракт» до недавнего времени специализировал… (ся,сь) на выпуске нотной продукции. 5. ОПЕК принял… решение, неблагоприятное для наших экспортёров нефти. 6. ПАСЕ проголосовал… за приостановление членства России в этой организации. 7. МВФ выделил… очередной транш в 1,5 миллиарда долларов. 8. ФСБ запретил… публикацию секретного доклада.
17. Согласуйте подлежащее со сказуемым. 1. Чили расположен… на юго-западе Южной Америки. 2. «Берлинер-цайтунг» напечатал… это интервью, а «Шпигель» перепечатал… его. 3. Килиманджаро всегда привлекал… туристов. 4. Какаду вынимал… счастливые билеты, сидя на плече артиста цирка. 5. Пенсне в золотой оправе лежал… на письменном столе. 6. «Известия» уже неоднократно поднимал… эту проблему, тогда как «Коммерсант» обратил…сь(ся) к ней впервые. 7. Финляндия – страна озёр: это и Оривеси, расположен… в финской Карелии, и Сулуярви, лежащ… в центральной Финляндии, и Инари, раскинувш…ся на севере страны, и многие другие. 8. Хоккайдо на 60% покрыт… хвойными и широколиственными лесами. 9. Эри вытекает из Ниагары и соединен… судоходными каналами с озером Онтарио и рекой Гудзон. 10. Тикси извест… своим морским портом и полярной станцией, одной из старейших в стране. 11. Тикси почти ничем не отличается от других северных стран бухт, замерзающих обычно в ноябре. Но в этом году Тикси покрыл… (ся, сь) льдом уже к середине октября. 12. Пиккадили был… запружен… разноязыкой толпой туристов. 18. Определите, нарушением какой грамматической нормы вызваны приведённые ошибки, которые следует исправить. 1) Семидесятью голосами это решение Думе принять не удалось. 2) Покупатель попросил взвесить ему пару яблок. 3) У обоих ворот была сломана щеколда. 4) В кассе не хватает четыреста пятидесяти двух миллионов рублей. 5) Передаём привет учителям школы шестисот. 6) За депутата проголосовало триста семьдесят человек при сорок три против.
19. Употребите необходимые предлоги. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже. 1. … (принятые меры) заносы были своевременно ликвидированы. 2. … (указания директора) все подготовительные работы выполнены в срок. 3. … (распоряжение руководителя Центробанка) работа филиалов банка не улучшилась. 4. Подобная экономия достигнута … (усовершенствование производства).
20. Исправьте ошибки в употреблении предлогов. 1. Предоставить Сергеевой Л.М. неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. 2. Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности. 3. Из-за эффективного лечения больной быстро поправился. 4. Благодаря мне ты опоздал на лекцию. 5. Из-за своей скромности он никому не расскажет о своём успехе. 6. Школьники не посещали школу за счёт сильных морозов. 7.В целях повышения квалификации его направили на курсы. 8. Мы прибыли с целью оказания помощи.
21. Укажите предложения с грамматической ошибкой. 1) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию. 2) Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы. 3) Что касается ваших аргументов, то мы поговорим о них позднее. 4) Учитель пошёл в направлении шума и увидел разгорячённых спором учеников.
22. Объясните и исправьте ошибки в управлении. 1. Ассоциация всегда рада предложениям к сотрудничеству. 2. Я хочу подчеркнуть вот о чём. 3. А народы великой страны подвергаются экзекуциям. 4. Мне оставляет хорошее впечатление то, что дирекция школ в этих условиях не опускает руки. 5. Когда мы можем ожидать эффективность этой работы? 6. Он особое внимание уделил на неиспользованные резервы. 7. Учебник предназначен на наш новый учебный план. 8. Не хотелось бы прогнозировать о худших последствиях. 9. Этот труд воздаётся вам сторицей. 10. В школе 67 была открыта мемориальная доска своему однокласснику. 11. Власти заверили население о том, что проблема кризиса решена. 12.Каждое время диктует от театра свои задачи.
23. Объясните и исправьте синтаксические ошибки. 1. Наконец-то исполнительная власть признали необходимость этих мер. 2. Разгадав эту задачу, победителя ждут оригинальные золотые украшения. 3. Я уже отмечал о том, что мы ведём эту работу. 4. Почему Татьяна Ивановна умалчивает эту истину? 5. Уходя к вам, у меня на фортепиано остались два открытых клавира. 6. Ликвидировать тепловой дискомфорт на даче, квартире, офисе, гараже вам помогут масляные радиаторы. 7. Это был обзор газеты «Уральский рабочий» за двенадцатого января. 8. Когда я пишу книги, я не ориентируюсь специально для детей. 9. Благодаря спонсоров, наши праздники стали проходить во всех районов. 10. На совещании много говорилось о тех мерах, предложенных в стабилизационной программе. 11. Группа собирается обратить пристальное внимание качеству звука. 12. Ещё одним фактором упадка завода – это структура акционерного капитала завода.
24. Объясните и исправьте ошибки в управлении. 1. Конфликты не всегда возможно избежать. 2. В процессе съезда неоднократно звучало о нарушении Конституции. 3. Они предрекают нашу отрасль на низкий технологический уровень. 4. Этот выпуск мы начинаем с наиболее важными событиями сегодняшнего дня. 5. Пожилая женщина сетовала другой: сын вырос эгоистом. 6. Переход к рынку требует коренную ломку социальной структуры. 7. Появляются публикации, подчёркивающие о том, что Центр инновационного бизнеса – важное предприятие. 8. Большинство пожаров произошло от халатного отношения с отравляющими веществами. 9. Эксперимент показал о том, что наша телефонная компания не готова к этой реформе. 10. Завод имел намерение на строительство этого объекта. 11. Для пенсионеров предоставляются льготы. 12. Депутаты нашего района не запятнаны ни в каких смертных грехах.
25. Укажите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастного оборота, исправьте их. 1) Открыв дверь, моим глазам предстала странная картина. 2) Получив письмо, у меня не было времени написать ответ. 3) Знакомясь с городом, мы восхищались его архитектурой. 4) Находясь в Германии, у нас состоялась встреча с берлинскими коллегами. 5) Попыхивая своей трубкой, комиссар зорко поглядывал на публику. 6) Приветливо кивая всем встречающим, он думал о неожиданно свалившемся на него счастье. 7) Проснувшись завтра, за окном уже будет январь.
26. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Изучив схему работы прибора, 1) это поможет правильно его эксплуатировать. 2) он дольше не выйдет из строя. 3) приступайте к практическим занятиям. 4) у нас появились вопросы.
27. Объясните и исправьте синтаксические ошибки. 1. Окончив кулинарный техникум, меня очень увлекла фотография. 2. Никогда не будут воплощены эти планы в жизнь, я имею в виду о постановках. 3. Мне хотелось сказать свою личную оценку указа. 4. Что может изменить нас, придя в парламент. 5. Вопрос о земельной реформе должны решать само крестьянство. 6. Конференция не претендовала выработать программу действий. 7. Прочитав проект этого документа, нам показалось, что это перспективное дело. 8. Эту методику предлагали на выставке фирма «Сан» из Екатеринбурга. 9. Власти заверили представителей ОБСЕ о том, что они не намерены применять вооружённые силы. 10. Единственным работающим фактором – кредитно-денежная система. 11. Не может исполнительная власть на это созерцать. 12. Это будет иметь эффект на выборы, на их результаты. 13. Журналисты работают под давлением как со стороны криминала, так и властей.
28. Перепишите предложения в отредактированном виде. 1. Одной из причин увеличения смертности – это наркомания. 2. Слушая вас, у меня создалось такое впечатление, что вы смотрите на современную науку, как на тупиковую. 3. Бывают крайности, бывает гиперопёка, когда ребёнок испытывает стрессы. 4. На наших военных заводах инженера не бросили работу в эти безденежные годы. 5. О наших успехах мы будем рассказывать более подробнее. 6. Оставшись в одиночестве, всё для них изменилось в худшую сторону. 7. Правительство не может не заметить о том, что вся бюджетная сфера подведена к последней черте. 8. Служба ПВО сейчас у нас терпит перемены. 9. Права гражданина были нарушены лицом, облачённым властью. 10. Комитет уделяет вопросам занятости первостепенное значение. 11. Несколько материалов настолько впечатлительны, что их невозможно не включить в книгу. 12. На Камчатке продолжается обостряться ситуация, связанная с энергетикой. 13. Повестка дня состоит из восемьдесят одного вопросов. 14. За четыре года вклад увеличится в восемь с половиной раза. 15. Мы завязли в тяжёлую экономическую кабалу. 16. Для механизаторов, занятых на посевной, не существует ни отдыха, ни выходные дни.
Вопросы к зачету
1. Раскройте содержание понятия «языковая норма» и расскажите об основных свойствах литературной нормы. 2. Расскажите о видах норм современной русской речи. Дайте общую характеристику каждого вида. 3. Охарактеризуйте произносительные нормы. Назовите виды произносительных ошибок. 4. Что такое морфологические нормы? В чем заключаются основные трудности при употреблении форм слов разных частей речи? 5. Раскройте содержания понятия «лексические нормы». Каковы основные правила употребления слов в речи? 6. Что включает в себя понятие «синтаксические нормы»? Каковы основные трудности, возникающие при согласовании подлежащего со сказуемым? 7. Какие существуют функциональные разновидности языка? Укажите, что отличает один функциональный стиль от другого? 8. Дайте общую характеристику научного стиля речи. 9. Расскажите об особенностях официально-делового стиля речи.
Допуск к зачету Нужно выполнить один из вариантов (первый или второй) контрольной работы, которая имеется в «Методических указаниях к выполнению контрольных работ по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов заочной формы обучения». Составитель: Н, Т Свидинская. – СПб, 2005. Выполненная работа должна быть зачтена. В случае, если работа не зачитывается, необходимо выполнить и представить преподавателю другой вариант контрольной работы.
Литература 1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2007. – 544 с. 2. Свидинская, Н. Т. Русский язык и культура речи: учебник для студентов-нефилологов высших учебных заведений / Н. Т. Свидинская; Л. Г. Кунина, Т. А. Налимова: под ред. Н. Т. Свидинской. – СПб.. СПГУТД, 2009. -329 с. 3. Свидинская, Н. Т. Готовимся к тестированию по русскому языку и культуре речи: учебное пособие / Н. Т. Свидинская, И. А. Калинина, Л. Г. Кунина: под ред. Н. Т. Свидинской. – СПб: СПГУТД, 2009. – 209 с.
Читайте также: A) простая, единая, целостная форма национально-государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|