Советы старца паисия афонского
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Советы священника
Ответы настоятеля самарского храма в честь преподобного Сергия Радонежского, кандидата педагогических наук протоиерея Евгения Шестуна на вопросы: о воспитании; необходимости семейной жизни; о любви; семейной иерархии; венчании; разводе; домашних обязанностях; размолвках; бесплодном браке; интимных супружеских отношениях; абортах; крещении; авторитете старших; детских болезнях; молитве за родных; о детской исповеди и причастии; детских капризах; о наказании и поощрении; самостоятельности детей и их отношениях со сверстниками; о школьной жизни и досуге; о хранении родственных отношений; об отношениях юношей и девушек; о проблемах "молодых семей"; о воспитании внуков и старости; о хранении семейных традиций.
Святительские наставления
Выдержки из сочинений святителя Иоанна Златоустого: совет желающим вступить в брак; необходимые условия любви к ближнему; о уступчивости и кротости; о любви и согласии в супружеской жизни; о любви и свойствах ее; домашняя война бывает за грехи; увещание к целомудренной супружеской жизни; о почтении к родителям; грехи ближних должно прикрывать, а не разглашать; о взаимной любви; о воспитании детей; о пользе для детей слушания слова Божия; о том, что неправильный взгляд на воспитание бывает причиной величайшего зла; о воспитании детей; о воспитании юношей в целомудрии.
Опыт благочестия
Примеры из жизни прославленных отцов; их советы и наставления: афонский старец Силуан - о любви к Богу и умении прощать; афонский старец Паисий - о ценности семьи; необходимости терпения; супружеских разногласиях; религиозном воспитании детей; важности родительской молитвы и умении пользоваться опытом старших; афонский старец Иосиф - о необходимости венчания; о терпении; целомудрии; афонский старец Тихон - утешение любовью; афонский иеромонах Арсений - о необходимости занимать детей делом; утешение в скорби осиротевшим родителям; о подготовке к вечной жизни; старец Иаков Эвбейский - об ответственности предков перед потомками; о непослушных детях; о неполезности детских компаний; о вреде телевизора; старец Арсений Каппадокийский - обличение жестоких родителей; старец Варсонофий Оптинский - о спасении в монастыре и в семейной жизни; старец Иона Киевский - об ответственности главы семьи перед Богом и ответственности создающих семью; схиигумен Савва - о вреде раздражительности и развлечений; о служении ближним; о важности благословения на брак; архимандрит Софроний - о пользе сочувствия; из воспоминаний священника Сергия Дурылина - о необходимости быть как дети.
Поучение Владимира Мономаха чадам своим. Молитвы ко Пресвятой Богородице Молитвы преподобным Кириллу и Марии
ПРЕДИСЛОВИЕ Сейчас семья переживает тяжелые времена, испытывает особое давление мира, сатанинских сил. Стараясь, чтобы люди нарушили одну из первых заповедей Божиих, лукавый сеет раздор между ближними, каковыми являются члены семьи. Мы способствуем этому, когда забываем, что законы, которые Бог дал, должны исполняться человеком. В Священном Писании сказано, что главой семьи является муж, он должен почитать Бога, предстоять перед Богом, жена должна смиряться перед мужем, а дети должны почитать своих родителей. Мы же видим, что отпадение людей от веры привело к тому, что муж перестал чтить Бога и поклоняться Ему, слушаться Его, жить по Его воле и стал проявлять непослушание. Следствием этого стало то, что жена оказывает непослушание своему мужу. А у двух непослушных людей вырастает третий непослушный - ребенок. Сейчас очень много проблем и трагедий оттого, что дети не почитают, не уважают, не хотят слушать родителей, которых Бог дал, чтобы они сохранили чадо, привели к благочестивому духовному житию. Поэтому надо понимать, что разговор о воспитании, о семье - это разговор о возвращении человека к Богу. Создать полноценную семью, каковой и является христианская семья, может человек благочестивый, живущий полноценной жизнью, помнящий, что каждый из нас состоит не только из плоти, но еще и из души и духа. В этом случае и плотская жизнь полноценная у него, и духовная, и душевная; и эта полноценность позволяет ему жить именно на основе духовных представлений во всех сферах, и особенно в семейной жизни. То есть семейная жизнь - это в первую очередь духовная жизнь. Только человек духовный может правильно строить отношения с другим человеком, воспитывать своих детей. Воспитатьхристианина может только христианин. И суть православного воспитания заключается в том, что родители должны прежде всего воспитывать себя. Как говорил преподобный Серафим Саровский: "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". Часто мы считаем, что ребенку не по силам нести такой великий подвиг - молиться, поститься, жить христианской жизнью. Но если он родился в христианской семье, если он от чрева матери своей естественно живет этой жизнью, то она не является подвигом, ребенок быстро к ней привыкает. В основе христианского воспитания лежит христианская жизнь семьи - отца и матери. То есть воспитание детей - это создание условий, в которых бы родилась, процветала, умножалась духовная жизнь ребенка.
СОВЕТЫ СТАРЦА ПАИСИЯ АФОНСКОГО Старец сказал: "Единственная ценность жизни - это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье". И в другой раз он сказал: "Когда разрушится семья, будет разрушено все: и духовенство, и монашество". Из книги священника Дионисия Тациса "Архондарик под открытым небом", М., 1998.
СОВЕТ СВЯЩЕННИКА О воспитании. Надо научить человека угождать Богу, своей жизнью Бога радовать, точно так же, как ребенок старается родителей своих радовать.
- Может ли человек человека воспитать и тем более перевоспитать? - Давайте подумаем, что нам дал Бог и что мы сами приобрели в мире. Родился каждый из нас по Божией воле, то есть никто из людей не выбирал, родиться или не родиться. Господь даровал каждому великий дар жизни, жизнь вечной, бессмертной души. То же можно сказать о месте рождения, о народе, в котором мы родились. Поэтому чувство патриотизма может быть только у верующего человека, который понимает, что родина дарована Богом, ее следует почитать, любить. То же самое можно сказать про пол - мужской или женский, - который мы не выбираем. Семью, родителей тоже должны принимать как дар Божий. И если внимательно посмотреть на нашу жизнь, то на самом деле все вокруг нас есть дар Божий. Но тот дар, который Бог дал, можно ли переделывать по собственному усмотрению? Следует смиряться, радоваться и принимать с покорностью то, что получил. Родителей должен почитать, народ свой любить, родину свою хранить, защищать. Поэтому когда мы пытаемся все переделать, когда не соглашаемся с тем, что даровано Богом, то это одно из греховных наших настроений. Мы вообще часто ропщем на свою жизнь, бываем недовольны. Когда на людей ропщем, то забываем, что каждый человек - носитель образа Божия. Христос, Спаситель мира, дал пример, когда к Нему привели блудницу, которую по закону иудейскому следовало побить камнями. Так как Его искушали фарисеи, пытались доказать, что Он нарушает закон, то Иисус не стал никого отговаривать. Он просто сказал: "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень" (Ин. 8, 7). И все потихонечку положили свои камни и разошлись. Если говорить об отношениях между взрослыми людьми, то когда мы начинаем переделывать, судить других людей, мы идем не по православному пути, потому что православный путь - это путь зрения своих грехов, а не чужих. Перед каждым другим человеком нужно смиряться, любить его, чтить, и если есть какое-то недовольство этим человеком, то следовать Евангельским заповедям и за этого человека молиться, потому что переделать друг друга практически невозможно. Каждый человек хранит как дар Божий свою свободу, неповторимость, свою особую исключительность, которую Господь каждому из нас даровал от рождения нашего. Можно вспомнить советы Амвросия Оптинского, которые он дал своей духовной дочери. Она его спросила, с чего начинать спасение души. Первый совет: перестань всех учить. Второй: зри свои грехи и кайся. Это путь православного отношения к человеку, к миру. А все попытки переделать друг друга являются порождением нашей невоцерковленности, нашего нехристианского отношения к миру, друг к другу.
Люди живут не по нашим законам, но это не значит, что они живут неправильно. Если я человек православный, я должен понимать, что нет случайных людей в моей жизни и каждый человек, которого Бог ко мне посылает, - это человек, нужный мне, пусть даже он раздражительный, гневливый, злой, но моя реакция на него показывает, что я мало чем от него отличаюсь. Как говорят святые отцы, самое главное - я должен смотреть, что внутри меня происходит. И тогда становится ясно, что самый главный враг сидит у меня внутри - это мои страсти, моя раздражительность, моя гневливость, дух злобы, который я часто не замечаю. А тот человек, которого Бог посылает, будит эти скрытые во мне качества, то есть он показывает мне мои грехи. Но это же великое счастье, потому что видеть свои грехи - значит видеть начало своего спасения, начало своего исправления, начало своего очищения. Поэтому святые отцы и заповедали молиться за своих врагов, которые помогают нам видеть нашу собственную внутреннюю нечистоту. У святителя Тихона Задонского был такой обычай: кто его обижал, он тому в знак благодарности 15 копеек давал за то, что внутри себя замечал греховные движения, греховные реакции, и очень благодарил, что Господь при помощи этого человека помогал ему каяться. Таким образом мы, возможно, друг друга и переделываем. Мир на нас оказывает постоянное влияние, силы демонические и люди, живущие не по Божиему закону, а по закону мира сего, воздействуют на нас. А наша задача вопреки всему следовать воле Божией, следовать спасительным путем, путем стяжания благодати, путем Богоугождения, потому что у нас тоже есть своя воля, свой разум, мы знаем закон Божий, Божественное Откровение. Мир пытается влиять на нас губительно, греховно, но есть ведь мир Божий, благодать, которая помогает нам устоять. Поэтому когда мы говорим о воспитании, то должны понимать, что воспитание - это питание, а не только влияние. Часто мы путаем, считая, что воспитывать - это влиять. А воспитывать - это питать и душу, и плоть, и дух. Дух питает душу, душа преображает плоть. Когда мы забываем о духе, заботимся только о плоти и душе, тогда воспитание сводится к росту и развитию, особенно когда дело касается ребенка: мы считаем, что он должен вырасти здоровым и развитым. А он должен еще быть духовным.
Большинство людей, живущих в миру, считает, что ребенок рождается здоровым, нормальным существом. С точки же зрения православия человек рождается с поврежденной природой, с печатью первородного греха. И прежде чем его воспитывать, развивать, необходимо сначала исцелить и исправить. Если это не происходит, то мы развиваем искаженную человеческую природу. Правильное понимание человека исходит из того, что у него должна быть исправленная человеческая природа, а это происходит в таинстве крещения, в таинстве Благодатного посещения, когда именно духовное начало обретает первенство в жизни. Главное, мы должны помнить, что все хорошее в человеке - от Бога, поэтому воспитать - привести ребенка к Богу - и есть основная обязанность родителей. - Какова цель христианского воспитания? - Цель христианского воспитания - привести ребенка ко Христу, сделать из него христианина, чтобы когда он придет в разум, то сам себя исповедовал бы как христианина, понимая, что такая жизнь - правильная, полноценная. В основе жизни должен быть дух; дух питает душу, а душа преображает плоть. Если плотское начинает подавлять духовное и душевное, то проявляется искаженность человеческой природы. При этом радость истинного бытия не приобретается. Душа скорбит, места себе не находит и, как в Священном Писании сказано: "Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить?" (Лк. 9, 25). Это происходит, когда нарушается иерархичность личности человека и он начинает жить противоестественной для себя жизнью. Это мучительная жизнь, не приносящая радости, а доводящая до уныния и до трагических последствий, что мы наблюдаем в существовании многих людей, даже благополучных, на первый взгляд, - и образованных, и материально обеспеченных, - которые скорбят, испытывая духовную несостоятельность и неполноценность. Человек должен реализоваться именно как существо духовное, имеющее образ и подобие Бога в себе. Поэтому целью христианского воспитания является обретение полноты духовного бытия, радости духовного бытия, потому что, когда у человека душа радуется, ему мало что нужно в этом мире; а когда душа скорбит, ничего ему радости в этом мире не может принести. Христианское воспитание состоит в том, чтобы научить человека угождать Богу, своей жизнью Бога радовать, точно так же, как ребенок старается родителей своих радовать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|