Беседы с детьми старца Силуана афонского
Милые дети бегают по лугам, рвут цветы, поют и радуются, потому что их веселит благодать Божия. Но вот увидели они монаха и говорят ему: - Смотри: Господь украсил небо звездами и землю реками и садами; орлы высоко под облаками летают и наслаждаются красотою природы; птицы весело поют в рощах и полях, а ты, монах, сидишь в келий и не видишь всей Красоты Божией. Сидишь и плачешь. О чем ты плачешь в своей маленькой келий, когда солнце светит, весь мир в красоте, и всюду радость на земле? Так спрашивали дети монаха, но он отвечал им: - Дети, вы не понимаете моего плача. Душа моя плачет о вас, что вы не знаете Бога, Который создал всю эту красоту. Душа моя знает Его, и всем вам я хочу этого знания, и поэтому скорблю и слезно молю Бога о вас, чтобы и вы познали Господа Духом Святым. - Что значит познать Господа Духом Святым? - Умом, дети, познать Господа нельзя. Но вы читайте Божественное Писание, в нем живет благодать, которая будет услаждать вас, и так вы познаете Господа и будете с радостью работать Ему день и ночь. Когда же познаете Господа, тогда уйдет желание смо треть на этот мир, но душа будет стремиться видеть славу Господню на небесах. - А нам нравятся цветы, и мы любим гулять и веселиться. - Вы любите гулять по полям и рвать цветы; вы любите петь и слушать пение птиц, но есть на небе прекраснее всего этого -рай, где живет Господь со ангелами и святыми. Там тоже есть веселие и поются песни, но иные, лучшие, и когда душа услышит те песни, то не может забыть их никогда и уже не влекут ее песни земные. - Но мы любим петь. - Пойте, дети, Господу Духом Святым; пойте во смирении и любви. - А почему ты плачешь, мы не понимаем? - Я плачу о вас, детки. Глядя на вас, жалею вас и прошу Господа, чтобы хранил Он вас, чтобы познали вы Творца и Господа своего. Я смотрю на вас, и вот, вы похожи на отрока Христа, и хочу, чтобы вы не потеряли благодать Божию и не стали бы, когда вырастете, похожи на врага за плохие мысли. Я хочу, чтобы вы всегда были похожи на Сына Пречистой Матери Божией. Этого желает душа моя вам. Об этом я и молюсь. Мне жалко всех детей на земле, и потому я плачу за всех невинных детей и сирот. Я плачу, дети, за мир и сетую о всем народе Божием: "Господи, пошли милость Твою на детей земли, которых Ты любишь, и дай им познать Тебя Духом Святым, и научи их славить Тебя. Слезно прошу Тебя, услышь молитву мою, и всем дай познать славу Твою Духом Святым". Дети, любите Бога, как любят Его Ангелы на небесах.
- Мы никогда не видали Бога, как можем мы Его любить? - Детки мои возлюбленные, вы думайте о Боге всегда, что Он вас любит, и дал вам жизнь для того, чтобы вы вечно с Ним жили и наслаждались Его любовью. - Как можем мы знать, что Бог нас любит? - По плодам, детки, познается любовь: когда мы в любви Божией, то боимся греха, и на душе покойно и весело, и хочется помнить Бога все время, и хочется молиться, и в душе хорошие мысли. - Как узнать, какие мысли в нас живут, и какие из них хорошие или плохие? - Чтобы распознать мысли добрые от злых, нужно держать ум свой чистым в Боге. - Не понимаем, как можем мы держать ум в Боге, когда мы не видели Бога и не знаем Его; и что значит - чистый ум? - Детки, вы помышляйте, что Бог вас видит, хотя вы Его не видите. Так вы будете ходить всегда пред лицом Господа. Хотя это малая любовь, но если сохраните слово мое, то оно приведет вас к большой любви, и тогда Духом Святым вы познаете все то, что я вам говорю и чего сейчас вы еще не разумеете. Из книги архимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан Афонский", М., 1996. - Чем отличается светская семья от христианской?
- Христиане понимают, что человек рождается с поврежденной природой и в нем нужно сеять семена новой жизни. Церковные таинства - те благодатные семена, которые сеются в человеке. Ими исправляется человеческая природа, и преобладающими становятся не плоть и кровь - то устроение, которое дети получают от родителей, а то устроение, которое они от Христа получают, от вечной жизни. А если ребенок живет вне Церкви, то первично, конечно, плотское, генетическое наследство. То есть наши недостатки и наклонности детей суммируются, а новых семян нет. Поэтому главное -чтобы ребенок стал христианином, чтобы родители не свое в нем искали, а Божие и старались не на себя похожим вырастить его, а на Христа. Многие родители хотят по-своему воспитать, но, не имея высокого идеала, заботятся лишь о том, чтобы был ребенок не хуже других, чтобы образован был, одевался хорошо, то есть на незначительные вещи обращают внимание, а главное упускают. А главное - посеять духовные семена, приучить ребенка к тому, чтобы он вкушал радости именно духовной жизни. То есть надо стараться привести ребенка к Богу. Нужно понимать, что без Церкви это невозможно сделать. Когда человек пытается воспитывать ребенка вне Церкви, он лишает его многих будущих радостей, не полностью позволяет раскрыться ему, а значит полноты бытия не дает. Поэтому главная забота родителей - воцерковить ребенка, чтобы он с детства полюбил Церковь, остался в ней и чтобы она благословляла его, хранила, наставляла и в дальнейшей жизни. - Говорят, что самое важное, когда растишь ребенка, - это правильно его воспитать. Но когда же заниматься воспитанием, если целый день - на работе, вечером - масса домашних дел и усталость валит с ног? - Воспитание - это еще и умение организовать жизнь ребенка. Надо, чтобы у него были обязанности по дому. Надо сделать так, чтобы он тоже был занят весь день; все трудятся - и ребенок должен трудиться. Беда в том, что родители уходят на весь день -и ребенок брошенный, не имеет своего дела. Он начинает скитаться, маяться и в искушения всевозможные попадает. И, конечно же, самое охранительное средство - благочестивая жизнь родителей. Они должны все время воспитывать себя, понимать, что существует духовная связь, а значит, должны бояться через собственный грех повредить своему чаду. И если уберегут себя от греха, то и ребенка уберегут от искушений. Следовательно, надо заботиться о занятости ребенка и о сохранении собственной чистоты.
- Довелось прочитать в одной книге, что спасение души родителей более всего зависит от детей. Каким же образом? То, что будущее детей зависит от жизни родителей, - понятно. А как же дети могут определить спасение родителей? - Воспитание детей для родителей является послушанием Богу, потому что ребенок - это дар Божий. Поэтому от того, как выполняется послушание, как человек несет крест, возложенный на него Богом, зависит спасение души. Является ли жизнь супругов Богоугодной? Как раз в детях это больше всего и проявляется. Дети - это плод нашей жизни. Воспитывая их в любви Божией, приводя к Богу, родители выполняют послушание, возложенное на них Господом, и тем самым спасают свою душу. - Должна быть разница в воспитании мальчиков и девочек? - Конечно, должны быть отличия. Мальчик должен расти мужчиной, человеком ответственным, умеющим что-то делать, а женщина должна расти смиренной, заботливой. Половое воспитание - это знание и выполнение своих мужских и женских обязанностей. И учить этому надо с рождения.
СОВЕТ СВЯЩЕННИКА О необходимости семейной жизни. Этот союз - ради спасения души своей, ради выполнения заповедей Божиих и, самое главное, ради умножения жизни, то есть ради чадорождения. - Почему люди стремятся к семейной жизни? Что она дает человеку? - Когда Бог сотворил человека, создал из его ребра жену ему, то повелел: "Плодитесь и размножайтесь" (Быт. 1, 28). И эта заповедь должна естественным образом исполняться в семейной жизни. Человечество разделено пополам: есть мужчины и есть женщины, и само слово "пол" означает "половина". Бытие полноценное, которого каждый человек жаждет, ищет, обретается или в союзе с Богом при восстановлении своей полноты монашеством - принятием ангельского образа, или же через благодатный союз мужчины и женщины, когда "будут два одна плоть" (Быт. 2, 24). Этот союз - ради спасения души своей, ради выполнения заповедей Божиих и, самое главное, ради умножения жизни, то есть ради чадорождения.
Человек предназначен от сотворения своего жить семейной жизнью для того, чтобы растить детей. Семья - то средство спасения, без которого большинство людей, живущих на земле, целомудренно провести свою жизнь не могут. Семья для православного человека - особый, спасительный ковчег. Мы говорим, что Церковь - это новый Ноев ковчег, а ведь семья - малая Церковь и поэтому тоже спасительный ковчег для человека, охраняющий от греха. В этом благодатном союзе появляется новая жизнь - ребенок, который, с точки зрения православия, есть дар Божий и Его благословение. - Но не всем удается создать семью... А некоторые сознательно выбирают жизнь иноческую. Отчего так происходит? - Из Божественного Откровения, из творений святых отцов известно, что у человека два основных предназначения. Человек может выбрать путь иноческого служения Богу или же создает семью, чтобы через выполнение заповедей Божиих тоже идти к Богу. Иногда начинают сравнивать, какой путь легче, какой - сложнее. Надо понимать, что и тот, и другой - путь крестоношения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном письме называл себя человеком слабым, объясняя это тем, что он не мог бы понести подвиг семейной жизни. А семейный человек, наоборот, думает, что путь монашеской жизни - великий, трудный и что он-то сам попроще выбрал. Оба пути - Богом благословленные. Поэтому в зависимости от предназначения человек, испытав себя, должен выбрать свой путь. Если путь монашества избрал - надо искус в монастыре пройти; он может быть многолетним, и совет старцев уже решает, принимать ли тебе монашество, потому что монахом надо родиться. Это - особое призвание, особый жизненный путь. И если человек видит полноту своего бытия в общении только с Богом, то это есть призвание монашеского пути. Другой же путь через создание семьи, когда человек, вступая в отношения, благословленные и Богом, и родителями, и духовником, сохраняет целомудрие, чистоту своей души, уберегается от грехопадения в плотской жизни и получает особую полноту бытия, потому что семья, согласно Священному Писанию, - это когда "будут двое одна плоть" (Еф. 5, 31). То есть человек расширяет свое бытие и смотрит на мир уже не только своими глазами, но и глазами своей супруги, своего супруга, своей семьи. К его интересам прибавляются еще интересы супруги, а к радостям - ее радости. В народе нашем хорошо говорили, что разделенная радость - это двойная радость, а разделенное горе - это полгоря. Так что семья -тот корабль, который помогает человеку спастись в бушующем море житейском.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|