Тема 3. Понятие «социализация»
Человек – существо социальное, и его индивидуальное развитие происходит в процессе разнообразных взаимодействий с социальной средой и социального общения с себе подобными. Рассмотрим основные теоретические понятия, которые непосредственно связаны с процессом социального становления ребенка. Социальная среда – это многоплановое понятие, которое используется в социологической, социально-психологической и педагогической литературе. Под социальной средой, как указывает Л.П. Буева, следует понимать все социальные условия и ситуации, вещи и особенности социального окружения, сферу общения, условия места и времени, всю материальную и духовную культуру общества. «Среда, по выражению Л.П. Буевой, представляет собой то конкретное поле социальной деятельности и отношений личности, где формируются и реализуются ее способности, где каждый человек непосредственно включается в жизнедеятельность общества. Формирующая человека социальная среда – это общество в целом, во всех сферах его и проявлениях» [6, с. 10]. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится его неотъемлемой частью. Данный опыт человек накапливает в процессе социализации. Социализация – понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке. Она имеет междисциплинарный статус и в связи с этим ее содержание не является однозначным. Социализация понимается как: § развитие и саморазвитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества (А.В. Мудрик); § вхождение в мир конкретных социальных связей и освоение социального как всеобщей характеристики человечества (Д.И. Фельдштейн);
§ сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности [2, с. 67]. Важное место в разработке отечественной концепции социализации занимают работы И.С. Кона, в которых представлены как философские аспекты проблемы, так и социологические, социально-психологические, этнографические и педагогические. С точки зрения И.С. Кона, «многозначный термин "социализация" обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности» [1]. Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе индивид формируется как член того общества, которому он принадлежит. Естественно, что любое общество стремилось и стремится сформировать определенный тип человека, в наибольшей степени соответствующий его социальным, культурным, этическим идеалам. Содержание этих идеалов зависит и от исторических традиций, и от социально-экономического и культурного развития общества. Каждый исторический период определяет также и свои особенности социализации в зависимости от условий, в которых она реализуется. Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную как глобальными процессами, происходящими в мировом сообществе (разрушением человеком природы, возможностью самоуничтожения человечества, распространением эпидемий, компьютеризацией всех сфер жизни и т.д.), так и особенностями социально-экономического и культурного развития того или иного региона или государства в отдельности.
К одним из наиболее явных особенностей современной социализации подрастающего поколения можно отнести ее длительность, гуманистическую направленность в отношении общества к детству, появление новых требований к характерологическим, профессиональным чертам будущего члена общества, стирание или изменение многих ролевых предписаний и полоролевых функций. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Сравните различные определения социализации. Выделите то общее, что их объединяет. 2. Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние социализации? 3. Проанализируйте влияние современных средств массовой коммуникации на социализацию подрастающего поколения. Покажите позитивные и негативные аспекты этого влияния. 4. Подумайте, какие новые особенности социализации подрастающего поколения могут появиться в XXI веке? Литература Основная литература 1. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988. – С. 133-166. 2. Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. – СПб., 1996. 3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. – С. 8-17. 4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2001. – С. 65-76. 5. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мишенко, Е.Н. Шиянов. – М.,1998. – С. 123-131. 6. Буева Л.П. Личность и среда // Ребенок в системе внутри-коллективных отношений: Сборник. – М., 1972. Дополнительная литература 1. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1989. 2. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб., 1997. 3. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988. 4. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М., 1991. 5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1 Социализация как социально-педагогическое явление Вопросы для обсуждения 1. Понятие «социализация». Основные направления социализации. 2. Возрастные этапы социализации. 3. Механизмы социализации. 4. Особенности современной социализации подрастающего поколения.
Литература 1. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999. – С. 8-17. 2. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2001. – С. 65-76. 3. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М., 2000. – С. 40-59. 4. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мишенко, Е.Н. Шиянов. – М.,1998. – С.123-131. 5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1998. Занятие 2 Особенности основных этапов социализации подрастающего поколения у народов различных культур Вопросы и задания 1. Основные теоретические положения М. Мид по этнографии детства. 2. Особенности социализации детей: § в обществе аборигенов Австралии; § в современной Малайзии и Индонезии; § на островах Адмиралтейства. 3. Проведите сравнительный анализ методов и форм воспитания в европейских и архаичных культурах. 4. Выделите общее и различное в социализации детей у народов европейской и архаичной культур. Литература 1. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. – М., 1988. – С. 172-226. 2. Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии: Сборник статей. – М., 1992. 3. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991. - С. 151-168.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|